Выполнила: учитель математики филиала МБОУ «Ржаксинская СОШ №1 им. Н.М.Фролова» в с. Большая Ржакса Ржаксинского района Тамбовской области.
Цели:
1. Развивать познавательную активность учащихся, применяя нестандартные игровые формы учебной деятельности.
2. Вырабатывать умения и навыки наблюдать, делать выводы.
3. Активизировать самостоятельный поиск информации и её анализ.
4. Развивать творческое мышление учащихся.
Оборудование:
- часы с секундной стрелкой;
- математические плакаты-газеты, сделанные руками учащихся;
- задания командам;
- табло для подсчета баллов;
- скамейки для участников команд, столы и стулья для судейской коллегии.
Условия игры: В игре принимают участие учащиеся 5-го класса.
О проведении соревнования сообщается заранее. Количество «хоккеистов» от каждой команды по 6 человек: 1 вратарь, 2 защитника, 3 нападающих. При подготовке к матчу игроки должны придумать название команды, эмблемы. У каждого игрока должен быть свой номер. Для проведения игры необходимо изготовить табло, таблички для судейской коллегии, в зале расставить скамейки для штрафников, вратарей, защитников. Сформировать судейскую коллегию: главный судья, хоккейный эксперт (учитель математики), судья чистого времени, судья штрафного времени, судьи.
Игра проходит в три периода с перерывами. Каждый период длится 15 минут, Продолжительность периодов – 5 минут (в это время можно устраивать музыкальные паузы.)
Игра начинается по свистку судьи. Перед началом матча капитаны разыгрывают очередность задания вопросов, которые подготавливают заранее. После свистка судьи начинается чистое время, и один из нападающих первой команды задаёт вопрос второй команде. Команды обдумывают ответ на вопрос, и если ответ готов, поднимает руки. Заслушивается ответ команды, поднявшей руки, а затем отвечает вторая команда. На вопросы отвечают защитники, если они не могут ответить, им помогают нападающие. Если и нападающие не могут дать правильный ответ на вопрос, то помочь может только вратарь. Гол засчитывается только в том случае, если нападающий сам сможет правильно ответить на заданный вопрос. Иначе гол засчитывается, но нападающий удаляется на 2 минуты.
Игрок, который спорит с судьёй или игроками удаляется на 2-5 минут.
Нападающий, задавший некорректный вопрос удаляется на 3 минуты.
Подведение итогов игры: выигрывает команда, забросившая наибольшее количество шайб. Также нужно отметить лучшего нападающего, защитника и вратаря.
Ход игры:
Ведущий:
Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Я рада приветствовать вас всех на нашем математическом хоккее.
Математики тропинки приглашают всех нас в путь.
И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь.
Математика – царица среди множества наук!
Ей не просто научиться, очень сложен этот путь.
Если с нею ты подружишь, знай, что это навсегда.
Математика – наука всем и каждому нужна!
Итак, начинаем наш хоккейный матч.
Этапы нашей игры:
- Представление команд
- I период: «Геометрическая разминка».
- II период: «Теоретический матч».
- III период: «Конкурс капитанов».
- Подведение итогов
I период: «Геометрическая разминка».
Разминка проводится в форме загадок о геометрических фигурах одновременно с двумя командами. Отвечает та команда, вратарь которой первым поднимет руку.
- Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни. (точек)
- Он ограничен с двух сторон
И по линейке проведён
Длину его измерить можно
И сделать это так несложно. (Отрезок).
- Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, —
Ну, пожалуй, и довольно! —
Что ты видишь? —.(треугольник)
- Я фигура – хоть куда,
Очень ровная всегда,
Все углы во мне равны
И четыре стороны.
Кубик – мой любимый брат,
Потому что я…. (квадрат).
- Он похожий на яйцо
Или на твое лицо.
Вот такая есть окружность -
Очень странная наружность:
Круг приплюснутым стал.
Получился вдруг…. (овал).
- По фигуре пролегла
Очень тонкая игла:
Не черта и не прямая,
Что ж за линия такая?
В математике живуч
Этот очень ровный… (луч).
- Вроде круг, но дело в том,
Что иначе мы зовем
Нарисованный кружок.
В чем секрет? Скажи, дружок!
Эта странная наружность
Называется…. (окружность).
- Под линейку я рисую
Очень ровную, простую
Всем заметную черту.
Как фигуру назову?
Не спеши, а рассуждай
И ответ скорее дай. (Линия).
- Прикатилось колесо,
Ведь похожее оно,
Как наглядная натура
Лишь на круглую фигуру.
Догадался, милый друг?
Ну, конечно, это … (круг).
10. Знает это целый мир:
Угол мерит … (транспортир).
11. Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник).
12. Есть отрезок длинный, есть короче,
По линейке его чертим, между прочим.
Сантиметров пять – величина,
Называется она … (длина).
13. Ноги очень интересны
У таинственного друга:
Если первая на месте,
То другая ходит кругом! (Циркуль).
14. Шесть тупых углов внутри
На фигуре рассмотри
И представь, что из квадрата
Получили его брата.
Слишком много здесь углов,
Ты назвать его готов? (Многоугольник).
II период: «Теоретический матч»
Вопросы первой команды.
- Сколько лет просидел Илья Муромец ? (33 года)
- Высший балл в школах России. ( 5 )
- Третий месяц летних каникул. (Август).
- Сколько цветов в радуге? (7)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя. (Правильная)
- Единица с 6-тью нулями. (Миллион).
- Соперник нолика. (Крестик)
- Как называется результат деления? (Частное)
- Старинная русская мера длины. (Аршин)
- Отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром.(Радиус)
- Петух стоя на одной ноге весит 4 кг. Сколько он весит, стоя на двух ногах? (4 кг.)
- Назовите наибольшее трёхзначное число, в котором все цифры разные. (987).
13) У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)
13) Какую часть килограмма составляют 200 гр. (1/5)
14) Сколько единиц в дюжине? (12)
Вопросы второй команды.
- Первый месяц зимы. (Декабрь)
- Очень плохая оценка знаний. (Единица)
- Треугольный платок. (Косынка)
- Сколько козлят у многодетной мамы? (7)
- Как называется «верхняя» часть дроби? (Числитель)
- Четыре единицы времени. (Час, секунда, минута, сутки).
- Сколько музыкантов в квартете? (4)
- Как называется результат сложения? (Сумма)
- Старинная мера веса. (Пуд)
- Наименьшее натуральное число. (Один)
- Горело 7 свечей, 2 потухло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).
- Какую часть часа составляют 20 минут? (1/3)
- В комнате сидели 2 матери, 2 дочери и бабушка с внучкой. Сколько было человек? (3 человека).
- Сколько разных букв в названии нашей страны? (5)
III период: «Конкурс капитанов»
Кто в школе смог быть капитаном,
Тому открыты все пути:
Владеть он будет океаном,
Воздушным, водным и земным!
Как вы уже догадались, следующий тур – конкурс капитанов. Прошу капитана на "капитанский мостик". Кто быстрее ответит на весёлые вопросы.
- Яблоки с ветки на землю упали.
Плакали, плакали, слезы роняли
Таня в лукошко их собрала.
В подарок друзьям своим принесла
Два Сережке, три Антошке,
Катерине и Марине,
Оле, Свете и Оксане,
Самое большое - маме.
Говори давай скорей,
Сколько Таниных друзей?
(11 чел.)
- Белка на елке грибочки сушила,
Песенку пела и говорила:
«Мне зимой не знать хлопот,
Потому что есть грибок:
Белый, рыжик, два масленка,
Три веселеньких опенка.
Подосиновик велик,
Этим он и знаменит
А лисичек ровно шесть.
Ты попробуй все их счесть!»
(14 гр.)
- Витя Верхоглядкин – отличный хоккеист. Недавно он принял участие в матче за честь школы. Игра продолжалась два периода по 30 минут. Третью часть матча Витя подбирал себе коньки, клюшку и одевался в хоккейную форму, две третьих матча он сидел на скамейке запасных. Остальное время Витя играл. Сколько шайб забросил Витя?
( Ноль шайб, т. к. он не играл весь матч).
Подведение итогов, награждение победителей.
Ну, а теперь предоставляем слово для подведения итогов уважаемому жюри.
Вот и кончилась игра,
Всем домой спешить пора!
Пришло время расставание,
Говорим мы: "До свидания".
Спасибо всем участникам!
Благодарим всех участников «Математического хоккея», классных руководителей, болельщиков, жюри.
Победителями сегодня оказались все участники праздника, потому что каждый узнал что-то новое.
До новых встреч!
Используемые ресурсы:
- https://infourok.ru/stihi-i-zagadki-o-geometricheskih-figurah-434172.html
- http://zagadka.pro/team-43.html
- Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. М., Просвещение, 1989.
- Гарднер Мартин. Математические досуги. М., Мир, 1972.
- Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М., Наука, 1991.
- Перельман Я.И. Живая математика. М., Наука, 1970.
- Шарыгин И.Ф., Ерганжиева Л.Н. Наглядная геометрия. М., МИРОС, 1992.