Внеклассное мероприятие по математике "Математический калейдоскоп"
Внеклассное мероприятие по математике "Математический калейдоскоп"
Цели :обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;
− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка;
− воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.
Оформление аудитории.
В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты: «Знаете ли вы,что…», «Все о математике», «Математика вокруг нас».
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, сегодня у нас с вами необычный урок «Математический калейдоскоп»
«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.
1. Разминка
Задачи-шутки.
1. Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)
2. Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
3. Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа)
4. Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)
5. К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одинадцать»? (двенадцать)
6. Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят)
7. Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 рубля)
8. В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
9. Гусь, стоя на одной ноге , весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(6 кг)
10. В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3- дед, отец, сын)
11. Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/час. В том же направлении – с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/час. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Ни в какую, электропоезд не дымит)
12. Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.)
13. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)
Учитель: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий.
Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.
Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.
Так давайте сегодня и займемся этой математикой. Но сначала выберем жюри для оценивания команд.
2. Соревнования команд.
Учитель: Первым будет конкурс капитанов.
1. Что больше? 50% от 1 рубля или 25% от 2 рублей? (равны) - 5 очков
2. ½ от 1 метра или 1/3 от 1м 50 см. ( равны) - 5 очков
3. Взяв в обе руки по мелку одновременно надо нарисовать на доске правой рукой квадрат, а левой – треугольник. - 5 очков
Учитель: Следующий конкурс команд. За каждый правильный ответ – 1 очко. Вопросы задаются по очереди командам.
1.Какое число делится на все числа без остатка? ( 0 )
2.Три птицы за три минуты съедают три зерна. Сколько надо птиц, чтобы съесть за сто минут сто зерен? ( 0 )
3. При умножении и делении двух чисел ответы оказались равными. Что это за числа?
4. Произведение каких чисел равно их сумме? ( 2х2=2+2 )
5. Как число 31 записать 5 тройками? ( 3³ + 3 + ( 3 : 3 ) = 31 )
Учитель: Прошу выйти от каждой команды по одному человеку.
На доске изображено пять геометрических фигур. Вы смотрите на них 5 секунд. Затем мы закрываем их. А вы должны будете записать название этих фигур в том порядке, в каком они изображены на доске. Начинаем, смотрите внимательно! Раз, два, три, четыре, пять!
Учитель: Пока жюри оценивает приветствие и конкурсы, проведем шуточный конкурс для болельщиков « Кто как разговаривает». Этот конкурс похож на предыдущий, только на плакате написаны названия животных, а вы должны написать в том же порядке, как эти животные разговаривают. Например: корова – мычит, собака – лает, лягушка – квакает и т. д.
Учитель: Конкурс команд .Вопросы на время.
Человек разглядывает портрет «Чей это портрет вы рассматриваете?» - спрашивают его. И человек отвечает «В семье я рос один! И всё ж отец того, кто на портрете – сын моего отца». Чей портрет разглядывает человек? (Свой.)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?(50)
Произведение длины и ширины прямоугольника. (Площадь.)
Равенство двух отношений. (Пропорция.)
Результат умножения. (Произведение.)
Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр.)
У каких птиц в место крыльев чешуя.(пингвин)
1000 м выразите в километрах. (Километр.)
Число, определяющее положение точки на числовой прямой (Координата.)
Есть у растения и уравнения. (Корень.)
Высший балл в школах России. (Пять)
Наименьшее четное число. (Два)
Результат деления. (Частное)
Знак сложения. (Плюс)
Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят пять рыб? (Пять рублей)
Профессор ложится спать в 8 часов, будильник ставит на 9 часов. Сколько часов спит профессор? (Час)
Сколько дециметров в 1 метре? (10 дм)
Сколько раз в году встает солнце? (365 раз)
Первый месяц зимы? (Декабрь)
Назовите самое большое натуральное число. (Не существует)
Сколько килограммов в 1 центнере? (100 кг)
Знак умножения. (Точка или крестик)
Сколько орехов может войти в пустой стакан? (Ни одного. Орехи не умеют ходить)
Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Сколько пьес в произведении П. И. Чайковского “Времена года”? (Двенадцать)
Учитель: Конкурс на разрезание
Разделите квадрат на две равные части несколькими способами так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.
: Следующее задание заключается в том, что необходимо как можно больше составить слов из слова Треугольник.
Учитель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой.
2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»
Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. .
Одной рукой в ладоши не хлопнешь.
Один в поле не воин.
Один пашет, а семеро руками машут.
Одна нога тут, другая – там.
Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
На одном месте и камень мхом зарастает.
Одна рука узла не вяжет.
От одного слова да навек ссора.
У ежа одна сила – колючки.
Раз солгал – навек лгуном стал.
Лентяй дважды работает.
Одна голова – хорошо, а две – лучше.
От горшка два вершка.
Палка о двух концах.
Уплетать за обе щеки.
Хромать на обе ноги.
Двум смертям не бывать, а одной не миновать.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
За одного битого двух небитых дают.
Старый друг лучше новых двух.
Ум хорошо, а два лучше.
Хвастуну цена – три копейки.
Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года.
От горшка три вершка.
Обещанного три года ждут.
Плакать в три ручья.
Без четырех углов изба не рубится.
Конь о четырех ногах, да и то спотыкается.
Пятое колесо в телеге.
Семеро с ложкой – один с плошкой.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семь верст до небес и все лесом.
Семи пядей во лбу.
Лук от семи недуг.
За семью морями.
На седьмом небе от счастья.
Сам не дерусь, семерых не боюсь.
Семеро одного не ждут.
Семь бед – один ответ.
Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь.
У семи нянек дитя без глазу.
Весна да осень – на дню погод восемь.
Не трусливого десятка.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Учитель: И последний заключительный конкурс «Конкурс художников»
От каждой команды по одному человеку получают листок с координатами. Им необходимо быстро и правильно выполнить построение на координатной плоскости по точкам:
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие по математике "Математический калейдоскоп" »
КГУ «Владыкинская ОШ» отдела образования акимата Федоровского района
Разработка внеклассного мероприятия
по математике
Викторина :
Интеллектуальная игра для 7-8-ых классов
Автор: Павлюченко Валентина Ивановна
учитель математики
« Рано или поздно всякая правильная
математическая идея находит
применение в том или ином деле»
(А.Н.Крылов)
Цели математического вечера:
обучающие: расширить понятия базового уровня; научить решать нестандартные задачи;
− развивающие: развитие познавательного интереса, математической интуиции, логического мышления, внимания, памяти, творческой деятельности учащихся, математического языка;
− воспитательные: воспитание ответственности, умения принимать самостоятельные решения, командного соперничества, умения отстаивать личные и командные интересы, культуры математического мышления.
Оформление аудитории.
В зале можно повесить портреты великих математиков, плакаты с высказываниями о математике, стенгазеты: «Знаете ли вы,что…», «Все о математике», «Математика вокруг нас».
Плакат:
Тем, кто учит математику Тем, кто учит математике Тем, кто любит математику Тем, кто еще не знает, Что может любить математику Наш вечер математики посвящается.
Вступительное слово учителя: Здравствуйте, сегодня у нас с вами необычный урок «Математический калейдоскоп»
Все вы были малышами и знаете из детства, что есть такая интересная игрушка; которая представляет собой трубку, глядя в которую можно увидеть множество разных цветных фигурок, и узоров из них.
Также и в математике существует множество различных заданий, примеров и задач, много интересных фактов и доказательств. Об этом даже подтверждают следующие высказывания ученых. (плакаты на доске)
«Предмет «математика» настолько серьезен, что полезно не упускать случая делать его немного занимательным», - писал выдающийся ученый 17 века Блез Паскаль. И хотя математика по- прежнему кажется многим не только серьезной, но и даже скучной наукой, иногда в ней проскальзывает озорная улыбка.
В математике издавна существуют шуточные задачи. Но решают их люди не только ради развлечения. Иногда задача – шутка позволяет глубоко проникнуть в суть правила, лучше запомнить его.
1. Разминка
Задачи-шутки.
Два товарища шли в школу во вторую смену, они встретили трех друзей-учащихся первой смены. Сколько ребят шло в школу? (2)
Бревно распилили на четыре части. Сколько было распилов? (3)
Двое играли в шахматы 4 часа. Сколько времени играл каждый? ( 4 часа)
Что легче, пуд соли или пуд ваты? (одинаково)
К семи прибавить пять. Как правильно записать: «одиннадцать» или «одинадцать»? (двенадцать)
Сколько горошин может войти в стакан? (Нисколько, горошины не ходят)
Шоколадка стоит рубль и ещё полшоколадки. Сколько стоит шоколадка? (2 рубля)
В одной семье у каждого из трех братьев есть сестра. Сколько детей в семье? (4)
Гусь, стоя на одной ноге , весит 6 кг. Сколько он будет весить, если встанет на обе ноги?(6 кг)
В одной семье два отца и два сына. Сколько это человек? (3- дед, отец, сын)
Электропоезд идет с востока на запад со скоростью 60 км/час. В том же направлении – с востока на запад - дует ветер со скоростью 50 км/час. В какую сторону отклоняется дым поезда? (Ни в какую, электропоезд не дымит)
Одно яйцо варят 4 мин. Сколько минут надо варить 5 яиц? (4 мин.)
Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30км)
Учитель: В математике много удивительного. Математикой занимались и занимаются люди разных профессий. Например, русский писатель А.С. Грибоедов окончил физико – математический факультет университета, а крупнейший математик Буняковский был поэтом. Математику любили Гоголь и Пушкин, Лермонтов и Толстой.Тот быстрее сообразит, смекнет, угадает, кто больше упражняется, решает арифметические задачи, мастерит, занимается отгадыванием различных математических загадок.
Не только руки, ноги и тело требуют тренировки, но и мозг человека требует упражнений. Решение задач, головоломок, ребусов развивает логическое мышление, скорость реакции.
Недаром говорят, что математика – это гимнастика ума.
Так давайте сегодня и займемся этой математикой. Но сначала выберем жюри для оценивания команд.
2. Соревнования команд.
Приветствие.
Название команд.
Девиз
Учитель: Первым будет конкурс капитанов.
1. Что больше? 50% от 1 рубля или 25% от 2 рублей? (равны) - 5 очков
2. ½ от 1 метра или 1/3 от 1м 50 см. ( равны) - 5 очков
3. Взяв в обе руки по мелку одновременно надо нарисовать на доске правой рукой квадрат, а левой – треугольник. - 5 очков
Учитель: Следующий конкурс команд. За каждый правильный ответ – 1 очко. Вопросы задаются по очереди командам.
1.Какое число делится на все числа без остатка? ( 0 )
2.Три птицы за три минуты съедают три зерна. Сколько надо птиц, чтобы съесть за сто минут сто зерен? ( 0 )
3. При умножении и делении двух чисел ответы оказались равными. Что это за числа?
4. Произведение каких чисел равно их сумме? ( 2х2=2+2 )
5. Как число 31 записать 5 тройками? ( 3³ + 3 + ( 3 : 3 ) = 31 )
Учитель: Прошу выйти от каждой команды по одному человеку.
На доске изображено пять геометрических фигур. Вы смотрите на них 5 секунд. Затем мы закрываем их. А вы должны будете записать название этих фигур в том порядке, в каком они изображены на доске. Начинаем, смотрите внимательно! Раз, два, три, четыре, пять!
Учитель: Пока жюри оценивает приветствие и конкурсы, проведем шуточный конкурс для болельщиков « Кто как разговаривает». Этот конкурс похож на предыдущий, только на плакате написаны названия животных, а вы должны написать в том же порядке, как эти животные разговаривают. Например: корова – мычит, собака – лает, лягушка – квакает и т. д.
Учитель: Конкурс команд .Вопросы на время.
1) Посадила бабка в печь
Пирожки с капустой.
Для Наташи, Маши, Тани,
Коли, Оли, Гали, Вани
Пирожки уже готовы.
Да еще один пирог
Кот под лавку уволок.
Да в печи четыре штуки.
Пирожки считают внуки
Если сможешь, помоги
Сосчитать нам пироги. ( 12 штук )
2) Мы большущая семья.
Самый младший это я!
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша
И Наташа тоже наша.
Мы по улице идем,
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей,
Сколь нас в семье детей. ( 8 детей )
Человек разглядывает портрет «Чей это портрет вы рассматриваете?» - спрашивают его. И человек отвечает «В семье я рос один! И всё ж отец того, кто на портрете – сын моего отца». Чей портрет разглядывает человек? (Свой.)
На руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках?(50)
Произведение длины и ширины прямоугольника. (Площадь.)
Равенство двух отношений. (Пропорция.)
Результат умножения. (Произведение.)
Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр.)
У каких птиц в место крыльев чешуя.(пингвин)
1000 м выразите в километрах. (Километр.)
Число, определяющее положение точки на числовой прямой (Координата.)
Есть у растения и уравнения. (Корень.)
Высший балл в школах России. (Пять)
Наименьшее четное число. (Два)
Результат деления. (Частное)
Знак сложения. (Плюс)
Полторы рыбы стоят полтора рубля. Сколько стоят пять рыб? (Пять рублей)
Профессор ложится спать в 8 часов, будильник ставит на 9 часов. Сколько часов спит профессор? (Час)
Сколько дециметров в 1 метре? (10 дм)
Сколько раз в году встает солнце? (365 раз)
Первый месяц зимы? (Декабрь)
Назовите самое большое натуральное число. (Не существует)
Сколько килограммов в 1 центнере? (100 кг)
Знак умножения. (Точка или крестик)
Сколько орехов может войти в пустой стакан? (Ни одного. Орехи не умеют ходить)
Сумма всех сторон многоугольника. (Периметр)
Третий месяц летних каникул. (Август)
Сколько пьес в произведении П. И. Чайковского “Времена года”? (Двенадцать)
Учитель: Конкурс на разрезание
Разделите квадрат на две равные части несколькими способами так, чтобы линия разреза шла по сторонам клеток.
Учитель: Следующее задание заключается в том, что необходимо как можно больше составить слов из слова Треугольник.
Учитель: Перед вами портреты великих людей: Льва Николаевича Толстого, Михаила Васильевича Ломоносова и Александра Сергеевича Пушкина.
1) Кто из них является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? №1. Л.Н. Толстой. Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой проявлял особый интерес к математике и её преподаванию, много лет преподавал начала математики в основанной им же Яснополянской школе и написал оригинальный учебник «Арифметики».
2) С кем из них произошёл следующий случай: «… На камзоле продрались локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда … – Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» №2. М.В. Ломоносов.
3) Кто из этих знаменитых людей сделал интересное и меткое «арифметическое» сравнение, что человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель – то, что он думает о себе. Чем большего мнения о себе человек, тем больше знаменатель, а значит, тем меньше дробь. №1. Л.Н. Толстой.
4) Кому принадлежат слова: «Вдохновение нужно в геометрии, как и в поэзии»? №3. А.С. Пушкин.
5) Кому из этих людей принадлежат следующие слова: «Математику уже затем учить следует, что она ум в порядок приводит»? №2. М.В. Ломоносов.
6) По чьему проекту в 1755 году был организован Московский университет, носящий ныне его имя? №2. М.В. Ломоносов.
Игра с болельщиками: «Аукцион пословиц и поговорок»
Внимание, болельщики! Пока подсчитываются очки, которые набрали участники игры в I туре, проведем аукцион пословиц и поговорок, в которых присутствуют числа. Побеждает тот, кто последним назовет пословицу или поговорку…(победителю вручается жетон).
Одной рукой в ладоши не хлопнешь. Один в поле не воин. Один пашет, а семеро руками машут. Одна нога тут, другая – там. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. На одном месте и камень мхом зарастает. Одна рука узла не вяжет. От одного слова да навек ссора. У ежа одна сила – колючки. Раз солгал – навек лгуном стал. Руки поборют одного, знанье – тысячу. Трус умирает сто раз, а герой – один раз. Первый блин комом. Горе на двоих – полгоря, радость на двоих – две радости. Два сапога – пара. Кто скоро помог, тот дважды помог. Лентяй дважды работает. Одна голова – хорошо, а две – лучше. От горшка два вершка. Палка о двух концах. Сидеть меж двух стульев. Скупой платит дважды. Убить двух зайцев. Уплетать за обе щеки. Хромать на обе ноги. Двум смертям не бывать, а одной не миновать. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. За одного битого двух небитых дают. Старый друг лучше новых двух. Ум хорошо, а два лучше. Хвастуну цена – три копейки. Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года. От горшка три вершка. Обещанного три года ждут. Плакать в три ручья. Без четырех углов изба не рубится. Конь о четырех ногах, да и то спотыкается. На все четыре стороны. Жить в четырех стенах. Как свои пять пальцев. Пятое колесо в телеге. Семеро с ложкой – один с плошкой. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Семь верст до небес и все лесом. Семи пядей во лбу. Лук от семи недуг. За семью морями. На седьмом небе от счастья. Сам не дерусь, семерых не боюсь. Семеро одного не ждут. Семь бед – один ответ. Семь раз примерь (отмерь), один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу. Весна да осень – на дню погод восемь. Не трусливого десятка. Не имей сто рублей, а имей сто друзей
Учитель: И последний заключительный конкурс«Конкурс художников»
От каждой команды по одному человеку получают листок с координатами. Им необходимо быстро и правильно выполнить построение на координатной плоскости по точкам: