На уроках математики чаще всего решают примеры и задачи. Однако в учебниках есть и интересные факты из жизни великих математиков. Внеклассное мероприятие "Математикам посвящается" поможет узнать, какими людьми были наши предки, какими качествами характера они обладали, расскажет о новом и особенном из жизни и деятельности гениальных учёных и авторов учебников математики.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Внеклассное мероприятие "Математикам посвящается"»
Внеклассное мероприятие
Очеретова Тамара Ивановна
«Математикам посвящается».
Классный час «Математикам посвящается!»
Слайд№1 Тем , кто учит математику,
Тем, кто учит математике,
Тем, кто любит математику,
Тем, кто ещё не знает,
Что может любить математику,
Встреча с математиками посвящается!
Стих-е (читает ученик).
Пусть в памяти воскреснул Архимед,
Сражённый за великие творенья.
Пусть вспомнится известный всем Виет,
Открывший формулу для уравненья.
Тебе знаком талантливый Декарт,
Систем координат создатель.
Ты знаешь Лобачевского, он русский брат,
Коперник геометрии, творец, ваятель.
Велик и ныне Чебышев-титан,
А Софья Ковалевская-чудесная «русалка»,
Талант могучий им был дан,
Дана была им гениальная смекалка.
Запомни то, что Гаусс всем сказал:
«Наука математика-царица всех наук».
Не зря поэтому он завещал
Творить в огне трудов и мук.
Пусть ты не станешь Пифагором,
Каким хотел бы, может, быть,
Но будешь ты рабочим, может, и учёным,
И будешь честно Родине служить!
3.Слайд №2.
И в этом мы попытаемся сегодня убедиться.
4 .Мы привыкли на уроках математики чаще всего решать примеры и задачи. Однако в учебниках есть и интересные факты из жизни великих математиков. Я думаю вам полезно будет узнать, какими людьми были наши предки, какими качествами характера они обладали. Сегодня мы узнаем пусть не всё, но много нового и особенного из жизни и деятельности гениальных учёных и авторов учебников математики.
5.Ребята, а каких великих математиков знаете вы? Назовите просто их фамилии.
К сожалению, вспомнить сегодня всех математиков нет возможности. Поэтому мы поговорим лишь о некоторых « светилах точной науки». Итак, «Светила точной науки».
Слайд №3.
6. Первый, о ком мне сегодня хотелось бы вам рассказать ,так это о Леонтии Филипповиче Магницком.
Слайд №4.
Почему именно о нём? Да потому, что он был автором первого печатного учебника по математике в России.
Слайд №5.
Л.Ф. Магницкий был одним из самых образованных людей России своего времени. Он хорошо знал математику, читал математические сочинения на греческом, голландском и итальянском языках.
Слайд №6.
В течении 50 лет «Арифметика» Магницкого была основным учебником в России по математике .
Слайд №7.
О самом Магницком известно очень мало. Первоначально фамилия у него была другая. Пётр первый, часто беседуя с ним о математике, говорил, что он притягивает к себе, как магнит, и приказал ему называться Магницким. Слайд №8.
Современная русская математика ушла далеко от «Арифметики» Магницкого, но мы с благодарностью вспоминаем автора первого русского учебника математики.
Слайд №9.(памятник).
А сейчас мне хотелось бы обратиться к нашей сильной половине класса, к нашим мальчикам. Может кто-то из вас знает величайшего математика, который изобрёл много различных механизмов?
Это гениальный русский математик Пафнутий Львович Чебышев.
Слайд №10.
Ребята, в мировой науке очень мало имён, которые могли бы сравниться с именем этого человека. Он всю жизнь занимался практической механикой, решал задачи, вытекающие из практических нужд человека. Им были изобретены самокатное кресло, машина для сортировки зерна, «стопоходящая машина», по принципу которой построен шагающий эскалатор, и многое другое.
Слайд №11-слайд №12.
Всего было изобретено свыше 40 механизмов и все они служат делу облегчения труда человека.
7. Но, Чебышев, ребята, был не только удивительным математиком, он был ещё и замечательным отцом, потому что воспитал прекрасных детей- у него было 5 сыновей и 4 дочки.
Слайд №13.
Это село Окатово, Калужская губерния.
8.В Санкт-Петербурге есть аллея учёных, она названа именем выдающегося учёного-академика Дмитрия Лихачёва.
Слайд №14.
И, конечно же, на этой аллее есть скульптурная фотография Чебышева.
9.Ну, а такую фамилию, как Архимед, наверное слышал каждый из вас.
Слайд №15.(читать по слайду)(о.Сицилия, рядом с Италией).
Чуть позже, когда вы будете изучать физику, вы познакомитесь с одним замечательным законом-законом Архимеда. А вот что предшествовало открытию этого закона, я вам сейчас расскажу.
Слайд №16.
На этом слайде (Слайд №17.)вы видите царя Герона (он был царём Сиракуз в 270-215г.г.до рождения Христа), Архимеда и корону, о которой идёт речь. В связи с этим в то время была написана юмористическая поэма, очень большая, всю прочитать мы не сможем сегодня, а вот одно четверостишье я вам прочитаю.(Слайд №17). Про Архимеда говорили, что он был достаточно забавным, милым и гениальным чудаком .Но именно вот такие чудаки, как Архимед, украшали Древний мир. Без них мир выглядел бы более серым и более унылым, если бы не было в нём вот такого озорного, искромётного чудачества.
Слайд №18.
Архимед действительно творил чудеса. И вот этому ещё одно подтверждение.
Бытует мнение о том, что крайняя рассеянность людей часто сопутствует исключительной сосредоточенности их ума. Одним из таких людей был великий математик Михаил Васильевич Остроградский.
( Слайд №19) (читать по слайду).
Но в тоже время Остроградский был очень остроумным человеком.
По какой- то причине Михаил Васильевич не любил модной одежды. Один из его учеников по артиллерийской академии Фирсов так описывал учёного: «…Вся внешность его была массивна, крупна и нескладна. Платье на нём сидело мешком, и ноги напоминали слона…»
Однажды портной всё же уговорил учёного сшить костюм по последней моде. Остроградскому на примерке брюки показались излишне узкими и он отказывался брать костюм. « Но я сделал всё как нужно, -уверял портной учёного, - вы не должны отставать от века». « Помилуйте, -возразил академик, -как же мне угнаться за веком в таких узких штанах?.» Ну и портному конечно нечего было возразить.
Слайд №20.(читать по слайду)
Как вы понимаете эти слова?
Слайд №21.
Ньютон очень любил кошек.(дальше по слайду).
Как вы думаете, о какой черте характера идёт речь, почему он пропилил два отверстия вместо одного?
Из-за своей рассеянности Ньютон часто попадал в смешные ситуации. Однажды, задумав сварить яйцо, он всё тщательно продумал, но ошибся лишь в одном: взял в руки яйцо, а часы положил в кастрюлю с водой.
Может учёный и был рассеянным человеком, но основная причина всего этого- это то, что он не любил отвлекаться от своих любимых
занятий – занятий математикой.
Есть у нас один из математиков , о математических способностях которого можно говорить буквально с раннего детства. Это Карл Фридрих Гаусс. Слайд №22.
Из биографии Гаусса известен случай, когда он, будучи ещё трёхлетним ребёнком, из колыбели указал отцу на ошибку в денежных расчётах с наёмными рабочими. Убедившись в правоте сына, потрясённый отец подарил ему мелкую монету, которую учёный хранил как дорогую реликвию.
Самой любимой игрой для Карла было решение задач, он исписывал мелом все заборы всякими подсчётами.
Когда ему было семь лет, на уроке арифметики учитель дал задачу: найти сумму всех натуральных чисел от единицы до ста. Эту задачу мальчик решил мгновенно устно .Когда на столе образовалась горка досок с решениями задачи и учитель стал их проверять, то самым коротким и безупречным было решение Карла.
Ещё в школе Карл поражал учителя математики своим умом и остроумием. Однажды учитель спросил ученика: «Карл, я сейчас задам тебе два вопроса. Если ты на первый правильно ответишь, то на второй можешь не отвечать. Итак, скажи мне, сколько иголок на рождественской ёлке?» Карл без промедления ответил: «67534».
«Как ты так быстро сосчитал иголки?»-изумился учитель.
«А это уже второй вопрос, господин учитель»-улыбнулся ученик.
Ребята, а знаете ли вы какого-нибудь русского поэта, который увлекался бы математикой?
Оказывается, большим любителем математики был Лермонтов.
Слайд №23.
Его постоянным спутником при переездах с одного места на другое был учебник математики, с которым он никогда не расставался. Однажды, приехав в Москву к другу, он заперся в кабинете и до поздней ночи сидел над решением какой- то математической задачи. Не решив её, Лермонтов, измученный, заснул. Задачу эту он решил во сне. Ему приснилось, что пришёл какой-то математик и подсказал ему решение задачи. Он даже нарисовал портрет этого математика, который хранится в настоящее время в Пушкинском Доме академии наук.
Слайд №24.
Гениальный русский математик Николай Иванович Лобачевский за годы учения в гимназии был аттестован как «весьма прилежный и благонравный». Однако сам Н.И. впоследствии иначе характеризовал своё учение в гимназии. Однажды он прибил гвоздём к учительскому столу журнал перед задремавшим латинистом. Разгневанный учитель латинского языка в позе римского патриция изрёк: «Ты, Лобачевский, будешь разбойником.» Много лет спустя . когда тот же учитель обратился к Лобачевскому как к помощнику попечителя учебного округа с просьбой о пенсии, учёный добродушно с улыбкой напомнил ему: «А помните, вы пророчили мне совсем другое, когда я был учеником. К счастью, пророчество ваше не оправдалось.» Великий геометр выхлопотал заслуженную пенсию своему бывшему учителю.
В студенческие годы Лобачевский отличался неистощимой изобретательностью на шалости. Однажды на спор на виду у всей публики он прокатился верхом на корове! Перепуганная корова неслась во всю прыть по университетскому двору. Лобачевский сидя верхом, держался за рога. А весёлая ватага студентов с улюлюканьем бежала за коровой и подгоняла её хворостиной. В другой раз он как-то ночью запустил в небо ракету собственного изготовления. Дежурный на пожарной каланче, не разобравшись, в чём дело, забил тревогу и поднял на ноги всех жителей Казани.