kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Внеклассная работа по математике (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

О моей работе по математике, которую я провожу во внеурочное время

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассная работа по математике (из опыта работы)»

Внеклассная работа по математике (из опыта работы)



Под внеклассной работой по математике понимаются необязательные систематические занятия учащихся с преподавателем во внеурочное время.

Следует различать два вида внеклассной работы по математике:

1)работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала (дополнительные внеклассные занятия);

2)работа с учащимися, проявляющими к изучению математики повышенный, по сравнению с другими, интерес и способности (собственно внеклассная работа в традиционном понимании смысла этого термина).

Говоря о первом направлении внеклассной работы, следует отметить, что, этот вид внеклассной работы с учащимися по математике в настоящее время имеет место в каждой школе. Вместе с тем повышение эффективности обучения математике с необходимостью должно привести к снижению значения дополнительной учебной работы с отстающими. В идеальном случае первый вид внеклассной работы должен иметь ярко выраженный индивидуальный характер и проявляться лишь в исключительных случаях (например, в случае продолжительной болезни учащегося, перехода из школы другого типа т. п.). Однако в настоящее время эта работа требует еще значительного внимания со стороны учителя математики.

Основной целью ее является своевременная ликвидация (и предупреждение) имеющихся у учащихся пробелов в знаниях и умениях по курсу математики.

Передовой опыт работы учителей математики свидетельствует об эффективности следующих положений, связанных с организацией и проведением внеклассной работы с отстающими.

1. Дополнительные (внеклассные) занятия по математике целесообразно проводить с небольшими группами отстающих (по 3-4 человека в каждой); эти группы учащихся должны быть достаточно однородны как с точки зрения имеющихся у школьников пробелов в знаниях, так и с точки зрения способностей к  обучению.

2. Следует максимально индивидуализировать эти занятия (например, предлагая каждому из таких учащихся заранее подготовленное индивидуальное задание и оказывая в процессе его выполнения конкретную помощь каждому).

3. Занятия с  отстающими  в школе целесообразно проводить не чаще одного раза в неделю, сочетая эту форму занятий с домашней работой учащихся по индивидуальному плану.

4. После повторного изучения того или иного раздела математики на дополнительных занятиях необходимо провести итоговый контроль с выставлением оценки по теме.

5. Дополнительные занятия по математике, как правило, должны иметь обучающий характер; при проведении занятий полезно использовать соответствующие варианты самостоятельных или контрольных работ из "Дидактических материалов", а также учебные пособия (и задания) программированного типа.

6. Учителю математики необходимо постоянно анализировать причины отставания отдельных учащихся при изучении ими математики, изучать типичные ошибки, допускаемые учащимися при изучении той или иной темы. Это делает дополнительные занятия по математике более эффективными.

Второе из указанных выше направлений внеклассной работы по математике занятия с учащимися, проявляющими к ее изучению повышенный интерес, отвечает следующим основным целям:

1. Пробуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике и ее приложениям.

2. Расширение и углубление знаний учащихся по программному материалу.

3. Оптимальное развитие математических способностей у учащихся и привитие учащимся определенных навыков научно-исследовательского характера.

4. Воспитание высокой культуры математического мышления.

5. Развитие  у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой.

6. Расширение и углубление представлений учащихся о практическом значении математики в технике и практике социалистического строительства.

7. Расширение и углубление представлений учащихся о культурно-исторической ценности математики.

8. Воспитание учащихся чувства коллективизма и умения сочетать индивидуальную работу с  коллективной.

9. Установление более тесных деловых контактов между учителем математики и учащимися и на этой основе более глубокое изучение познавательных интересов и запросов школьников.

10. Создание актива, способного оказать учителю математики помощь в организации эффективного обучения математике всего коллектива данного класса (помощь в изготовлении наглядных пособий, занятиях с отстающими , в пропаганде математических знаний среди других учащихся).

Внеклассная работа по математике зарождается, в сущности, на занятиях в классе. Задачи повышенной трудности, помещенные в учебниках 5-7 классов,— это собственно упражнения для внеклассных занятий. Однако часть этих упражнений может быть и должна быть решена в классе при всех учащихся (хотя не нужно требовать, чтобы их умел решать каждый). Именно эти упражнения (или им подобные) связывают содержание и формы классных и Внеклассных занятий.

Внеклассная работа с учащимися самим своим названием предполагает, что ее проводят вне уроков, обязательных для всех. Ее основные формы: кружковые занятия, конкурсы, решения задач, вечера и сборы, добровольные зачеты, математические стенгазеты и т п.

Невозможно не указать на то, что внеклассная работа по математике в 5-7 классах — сильнодействующее педагогическое средство. Оно может принести пользу, но в руках невнимательно относящегося к делу учителя эта работа может обратиться против учащихся, отпугивая их от занятий математикой, оказывая вредное влияние на здоровье детей. Поэтому вовсе нет надобности заставлять каждого ученика перерешать все упражнения, приведенные в приложении. Пусть дети решают столько задач, сколько смогут. Этого будет достаточно для постепенного математического развития каждого учащегося в отдельности и всего класса в целом.

В нашей школе мы проводим много мероприятий дополнительных по математике:

1) Неделя математики проводится 1 раз в три года. Вот план

2) Всевозможные вечера («Путешествие в историю»)

3) В конце 8 класса рассказываю ребятам о геометрии Лобачевского

4) Устраиваем представления с математическими фокусами (Лист Мебиуса)

5) Математические софизмы – утверждения, в доказательстве которых кроются незаметные, а подчас и довольно тонкие ошибки



А) Стишок из английского журнала конца 19 века:



Их было десять чудаков, 
Тех путников усталых, 
Что в дверь решились постучать 
Таверны «Славный малый». 
— Пусти, хозяин, ночевать, 
Не будешь ты в убытке, 
Нам только ночку переспать, 
Промокли мы до нитки. 
Хозяин тем гостям был рад, 
Да вот беда некстати: 
Лишь девять комнат у него 
И девять лишь кроватей. 
- Восьми гостям я предложу 
Постели честь по чести,
А двум придется ночь проспать 
В одной кровати вместе. 
Лишь он сказал, и сразу крик, 
От гнева красны лица: 
Никто из всех десятерых 
Не хочет потесниться. 
Как охладить страстей тех пыл, 
Умерить те волненья? 
Но старый плут хозяин был 
И разрешил сомненья. 
Двух первых путников пока, 
Чтоб не судили строго, 
Просил пройти он в номер «А» 
И подождать немного. 
Спал третий в «Б», четвертый в «В», 
В «Г» спал всю ночь наш пятый, 
В «Д», «Е», «Ж», «3» нашли ночлег 
С шестого по девятый. 
Потом, вернувшись снова в «А», 
Где ждали его двое, 
Он ключ от «И» вручить был рад 
Десятому герою. 
Хоть много лет с тех пор прошло, 
Неясно никому, 
Как смог хозяин разместить 
Гостей по одному. 
Иль арифметика стара,

Иль чудо перед нами,

Понять, что, как и почему,

Вы постарайтесь сами

Б)примером более тонкого софизма служит следующее «Алгебраическое» доказательство того, что любое число а равно меньшему числу в.



Начнем с равенства

А=в+с

Умножим обе его части на а-в, получим

А2-ав=ав+ас-в2-вс

Перенесем ас в левую часть

А2-ав-ас=ав-в2-вс

И разложим на множители

А(а-в-с)=в(а-в-с)

Разделив обе части на скобку, получим

А=в



6) При изучении темы решение квадратных уравнений изучаем тему комплексные числа и решаем квадратные уравнения с отрицательным дискриминантом, у меня был открытый урок на районном МО

7) В прошлом году весной с 7 классом изучали Золотое сечение, делали много чертежей, рисунков, сообщений

8)Лабиринты

9) Часто даю детям решать логические задачи



Система внеклассной и внешкольной воспитательной работы имеет сложную структуру. Ее можно рассматривать как единство и взаимосвязь нескольких элементов: планирования, организации и анализ деятельности. При этом отсутствие любого элемента неизбежно приводит к разрушению всей системы. Вместе с тем ей присущи динамизм, внутреннее движение: изменяются задачи, усложняются содержание, структура, методы. Наконец, системе внеурочной работы свойственно сочетание управления и самоуправления: главными задачами являются развитие и помощь в реализации инициативы и самодеятельности учеников.

Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы внеурочной работы.

Существует недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту.

Не менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только  эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль.

Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий.

Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора.

Несмотря на свою необязательность для школьника, внеурочные занятия по математике заслуживают самого пристального внимания каждого учителя, преподающего этот предмет. Введение в школьное образование факультативных курсов по математике не снимает необходимости провидения внеурочных занятий.

Учитель может на внеурочных занятиях в максимальной мере учесть возможности, запросы и интересы своих учеников. Внеклассная работа по математике дополняет  обязательную учебную работу по предмету и должна прежде всего способствовать более глубокому усвоению учащимися материала, предусмотренного программой.

Одна из основных причин сравнительной плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.

Наряду с учениками, безразличными к математике, имеются и увлекающиеся этим предметом. Они хотели бы побольше узнать о своем любимом предмете, решать более трудные задачи.

Внеурочные занятия с успехом могут быть использованы для углубления знаний учащихся в области программного материала, развития их логического мышления, исследовательских навыков, смекалки, привития вкуса к чтению математической литературы, для сообщения учащимся полезных сведений из истории математики.

Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Внеклассная работа по математике (из опыта работы)

Автор: Сукманова Светлана Валентиновна

Дата: 11.02.2018

Номер свидетельства: 456446

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "«Проектно исследовательская деятельность учащихся и формы внеклассной работы как средство повышения качества образования»"
    ["seo_title"] => string(139) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-uchashchikhsia-i-formy-vnieklassnoi-raboty-kak-sriedstvo-povyshieniia-kachiestva-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "306633"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458154226"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Исползование активных форм работы с мотивированными обучающимися на уроках и внеклассной работе по математике. "
    ["seo_title"] => string(122) "ispolzovaniie-aktivnykh-form-raboty-s-motivirovannymi-obuchaiushchimisia-na-urokakh-i-vnieklassnoi-rabotie-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "133778"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1416582092"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Предметные недели в школе. Математика. "
    ["seo_title"] => string(44) "priedmietnyie-niedieli-v-shkolie-matiematika"
    ["file_id"] => string(6) "109914"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405230351"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Внеклассное мероприятия «ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КАФЕ» "
    ["seo_title"] => string(60) "vnieklassnoie-mieropriiatiia-fiziko-matiematichieskoie-kafie"
    ["file_id"] => string(6) "206395"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1430158300"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Статья по обмену опытом " Кружок по математике" "
    ["seo_title"] => string(49) "stat-ia-po-obmienu-opytom-kruzhok-po-matiematikie"
    ["file_id"] => string(6) "144125"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418658501"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства