Просмотр содержимого документа
«Турнир "Математический лабиринт"»
Математический лабиринт-игра для учащихся 5 – 9 классов
Цель лабиринта: расширение знаний по математике, развитие математического интереса, коллективизма, творческого начала.
Планируемые результаты:
Предметные:
Обобщить и систематизировать знания по математике.
Развивать умение работать с текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию).
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
Общеучебные универсальные действия:
поиск и выделение необходимой информации;
определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
построение логической цепи рассуждений;
выдвижение гипотез и их обоснование.
Знаково-символические действия:
Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (знаково-символическая).
Логические универсальные действия:
установление причинно-следственных связей;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Постановка и решение проблемы:
формулирование проблемы;
самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Регулятивные УУД:
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение.
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества со сверстниками;
определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Личностные:
положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.
Цель игры:команды должны собрать изображение, которое состоит из 5 пазлов и прочитать высказывание.
На каждом этапе командам предлагается решить 1 или 2 задачи. За правильное решение, предложенных задач команды получают смайлики. Если все задачи на этапе решены, то команда получает пазл, 3 смайлика. Если решена одна задача из двух, то команда получает только 3 смайлика. Дополнительный недостающий для изображения пазл (если он необходим) можно получить в конце игры за 5 смайликов. Выигрывает та команда, которая собрала изображение, прочитала высказывание и дополнительно имеет наибольшее количество смайликов.
Ход игры
I. Вступительная часть
(организационный этап, сообщение темы и объяснение правил мероприятия)
Работаем в группах. Начинаем и заканчиваем работу по сигналу.
Полученные задания группа выполняет командой или распределяет задания между членами группы.
Важно успеть выполнить все задания правильно за отведенное время. На каждый этап 7 минут.
За скорость вы можете заработать дополнительныйсмайлик, при условии, что задания выполнены верно.
Учитывается слаженность работы в группе и дисциплина.
Уважаемые участники игры! Сегодня Вы будете путешествовать по станциям. Для успешного путешествия и продвижения к намеченной цели Вам понадобятся знания по математике, находчивость, смекалка и сплоченность. Помогать Вам будут независимые консультанты.
За определенное время команда должна решить как можно больше задач. Играть честно, соблюдая правила, выполняя все задания.
(Вручение маршрутных листов)
И последняя инструкция: вы собрали все элементы пазлов (недостающие купили). Возвращаетесь туда, где начались испытания, собрать все кусочки воедино, получить изображение и прочитать высказывание о математике, которое вы найдете на обратной стороне изображения.
II. Основная часть.
1 станция «Творческая»
Исполнить как можно больше песен, в которых звучат числа. Консультанты считают количество песен и в маршрутном листе указываютих количество.
(5 песен и больше – 3 смайлика и пазл, менее 5- только 3 смайлика)
2 станция «Художественная»
(Получают 3 смайлика и пазл при условии выполнения обеих заданий, если выполнили одно задание, то только 3 смайлика)
Задание 1. Нарисовать при помощи геометрических фигур и математических символов «Царицу Математики».
Оборудование:листы (отдельно для каждой команды), фломастеры, карандаши.
(Дополнительный смайлик получают за соответствие теме, верное трактовка задания, слаженность и законченность работы, количество фигур.)
Задание 2. (для 7-9 классов)
1.Какое натуральное число присутствует в названии известной картины Ивана Айвазовского? (ДЕВЯТЬ)
2.Какая геометрическая фигура изображена на самой известной картине Казимира Малевича?(КВАДРАТ)
3.Какая геометрическая фигура занимает центральное место на известной картине Пабло Пикассо?(ШАР)
3 станция «Историческая» Добро пожаловать на станцию «Историческая». Каждая наука гордится своей историей. Но у математиков есть больше всех причин гордиться своей историей, так как ни один математический результат не зачеркивается дальнейшим развитием науки. История математики тысячами нитей связана с историей других наук, она – значительная часть общечеловеческой истории.
Задание для 5 - 7 классов(если правильно отвечают на 5 вопросов - 3 смайлика и пазл, менее 5- только 3 смайлика)
Петр I хорошо знал аудицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. В его времена не каждый знал эти четыре действия, и Петр настойчиво заставлял своих сподвижников изучать их. Сейчас каждый школьник знает их. А как мы их сегодня называем? (сложение, вычитание, умножение, деление)
«Математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Кто это сказал? (М.В. Ломоносов)
Что на Руси называли «ломаными числами»? (дроби)
При каком царе впервые русские меры (верста, сажень, аршин, вершок, пуд, фунт, золотник и другие) были определены в соответствующую систему?(при Петре I)
Кто из этих знаменитых людей является автором учебника для детей под названием «Арифметика»? (Л. Н.Толстой)
Задание 2 для 7 класса
Назовите древнегреческого ученого-математика, имя которого носит геометрия, изучаемая в школе. (Евклид)
Человек, который хотел быть и юристом, и философом, и офицером, но стал математиком. Он первый ввел в математику прямоугольную систему координат. (Декарт)
Ученый, который известен как создатель школы математиков. Он открыл замечательное свойство прямоугольных треугольников. (Пифагор)
Задание для 8 и 9 классов(если правильно выполняют оба задания – 3 смайлика и пазл, если нет, то только 3 смайлика)
Знаете ли вы творцов историиматематики?
Задание 1: Вам надо вспомнить и дописать их фамилии. За каждый правильный ответ дается 1 балл.
Франсуа
Виет
Карл Фридрих
Гаусс
Рене
Декарт
Леонард
Эйлер
Софья
Ковалевская
Задание 2:
Кто из этих учёных участвовал в атлетических состязаниях и на олимпийских играх был дважды увенчан лавровым венком за победу в кулачном бою?(ПИФАГОР)
Он изобрёл для защиты своего города Сиракузы мощные машины-катапульты, изобрёл винт. Кто этот ученный?(АРХИМЕД)
Этот знаменитый ученый измерил высоту египетской пирамиды, не влезая на неё. Кто он?(ФАЛЕС)
С кем из этих знаменитых людей произошёл следующий случай…
«… На его камзоле протерлись локти. Повстречавший его придворный щёголь ехидно заметил по этому поводу: – Учёность выглядывает оттуда …
— Нисколько, сударь, – немедленно ответил он, – глупость заглядывает туда!» (М. В. ЛОМОНОСОВ)
Что такое «миллениум»? (тысячелетие)
4 станция «Филологическая»(если правильно выполняют оба задания – 3 смайлика и пазл, если нет, то только 3 смайлика)
Задание 1. Исправить ошибки в словах.
Задание для 5 класса
Матиматика (математика)
Слажение (сложение)
Лучь (сложение)
Уровнение (уравнение)
Единица
Задание для 6 класса
Математика
Транспартир (транспортир)
Паралелипипед (параллелепипед)
Прапорция (пропорция)
Равинство (равенство)
Задание для 7 класса
Бессиктрисса (биссектриса)
Абсцисса
Вычетание (вычитание)
Длинна (длина)
Аксеома (аксиома)
Задание для 8 класса
пифогор (Пифагор)
Бессиктрисса (биссектриса)
Виетт (Виет)
Отношение
Триугольник (треугольник)
Задание для 9 класса
Симетрия (симметрия)
Паралелипипед (параллелепипед)
Биссектриса
пифогор (Пифагор)
Ордената (ордината)
Задание 2. (для 5 и 6 классов только посчитать количество чисел)
Подчеркнуть все числа в тексте, найти их сумму и разделить её на 5.
В тридесятом королевстве жил Кристофер.Был он из семьи простого столяра. Большого состояния он не имел, так как работал сторожем. Однажды Кристофер решил сделать стрижку. Он преодолел большое расстояние пешком, прежде чем добрался до парикмахерской в подвале девятиэтажного дома. В парикмахерской было пусто и чисто. Стоимость услуги была приемлемой. После стрижки он стал похож на тритона, что вызвало у него неописуемый восторг. Ведь он опять собрался на Карнавал животного мира в Бостоне.
В тридесятом королевстве жил Кристофер.
Был он из семьи простого столяра. Большого состояния он не имел, так как работал сторожем. Однажды Кристофер решил сделать стрижку. Он преодолел большое расстояние пешком, прежде чем добрался до парикмахерской в подваледевятиэтажного дома. В парикмахерской было пусто и чисто. Стоимость услуги была приемлемой. После стрижки он стал похож на тритона, что вызвало у него неописуемый восторг. Ведь он опятьсобрался на Карнавал животного мира в Бостоне.
Задание: подчеркнуть все числа в тексте, найти их сумму и разделить её на 5. (20 – подчеркнуть, 3+7+3+2+9+3+3+5 + 100х12=1235:5=247)
5 станция «Научная»
Задание 1 для 5 и 6 классов
Многогранник из Египта – это…(ПИРАМИДА)
Что нужно брать с героев, а также со всех хороших и добрых людей? (пример)
Спящий или бодрствующий географический конус – это…(ВУЛКАН)
У кого больше лап, у 4 мух или у 3 пауков? (поровну)
Сколько вещей сдавала дама на станции, согласно багажной квитанции, у С. Маршака? (7: диван, чемодан, саквояж, картину, корзину, картонку и маленькую собачонку)
Задание 2. Соотнесите значения средних скоростей, встречающихся в животном мире.
Правильный ответ
Лошадь
5,4 м/ч
Рыба
70 м/ч
Черепаха
4 км/ч
Улитка
13 км/ч
Задание 1 для 7 класса
Что общего у земли и нашего мозга? (есть полушария)
Отношение диаметра Земли к диаметру Луны равно 3,66. Нормальная температура человеческого тела 36,6. Что означает ещё одно известное число, которое состоит из тех же цифр?(число дней в високосном году равно 366)
Вам приходилось ходить по болоту? Легко? Тогда почему огромный лось просто бежит по болоту? (Копыта лося раздвоены.Между ними имеется перепонка, поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно мало).
Крыша одного дома не симметрична: один скат ее составляет с горизонталью угол 60 градусов, другой - угол 70 градусов. Предположим, что петух откладывает яйцо на гребень крыши. В какую сторону упадет яйцо - в сторону более пологого или крутого ската? (Петухи не кладут яйца)
Назовите геометрический вид тополя(ПИРАМИДАЛЬНЫЙ)
Задание 2.Соотнесите значения средних скоростей, встречающихся в животном мире.
Правильный ответ
Орел
50 км/ч
Заяц
86 км/ч
Медоносная пчела
18 км/ч
Муха
65 км/ч
Задание 1 для 8 и 9 классов
Когда быстрее распространяются звуки: летом или зимой? (Летом, т.к. холодный воздух более плотен, значит скорость звука меньше).
На первой странице одной детской книжки нарисована цапля, на следующей - человек, на третьей - подставка для фотоаппарата, затем - кошка. А кто единолично занимает восьмую страницу этой книжки?
(осьминог т.к. цапля - на ОДНОЙ ноге, человек - на ДВУХ, подставка (тренога) - на ТРЕХ, кошка - на ЧЕТЫРЕХ, на восьмой - ОСЬМИНОГ (8 ног).Можно - ПАУК).
Во время арктической экспедиции Дмитрия Шпаро лыжи всех участников были пронумерованы цифрами, чтобы легче было найти свои и различать правую и левую Как вы думаете, какие цифры стояли на лыжах врача этой экспедиции? (0 и 3).
Какое число входит в название коренного населения Мордовии? (ДВА)
Как называется географическое кольцо, которое встречается в море?(атолл).
Задание 2. Соотнесите значения средних скоростей, встречающихся в животном мире.
Правильный ответ
Сокол
90 км/ч
Ласточка
120 км/ч
Колибри
360 км/ч
Охотничья собака
100 км/ч
Ответ:
Сокол – 360 км/ч
Ласточка – 120 км/ч
Колибри – 100 км/ч
Охотничья собака – 90 км/ч
Орел – 86 км/ч
Заяц – 65 км/ч
Медоносная пчела – 50 км/ч
Муха – 18 км/ч
Лошадь – 13 км/ч
Рыба – 4 км/ч
Черепаха – 70 м/ч
Улитка – 5,4 м/ч.
III. Подведение итогов
Математика – это орудие, с помощью которого человек познаёт и покоряет себе окружающий мир. Чтобы сделать в математике открытие, надо любить её так, как любил её каждый из великих математиков, как любили и любят её десятки и сотни других людей. Сделайте хотя бы малую часть того, что сделал каждый из них, и мир навсегда останется благодарным вам. Полюбите математику!
На этом наш квест завершается. Поздравляем команду с победой.
Но победителями стали все участники сегодняшнего дня, потому что каждый узнал что-то новое.