ВнекласВнеклассное мероприятие по геометрии в 8-9ВВнеклассное мероприятие по геометрии в 9 классах: «Геометрический симпозиум».
Цели:
закрепить теоретические знания по теме «Свойства геометрических фигур».
содействовать развитию культуры речи, памяти.
воспитывать активность, любовь к математике.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная презентация, медиапроектор, макеты фигур, таблицы.
Ход занятия
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча посвящается свойствам геометрических фигур. Сначала вашему вниманию будет предложена интермедия «Геометрический симпозиум». Прослушав ее внимательно, вы успешно сможете продемонстрировать свои знания по геометрии во время предложенной зачетной работы и викторины. Надеюсь, что наша встреча пройдет с пользой для вас.
Ведущий:
Геометрия словно символизирует все, связанное с практикой, а поэзия - все, связанное с мечтой, но в царстве воображения, как вы убедитесь, они очень родственны; и они в самом деле должны идти рядом, как драгоценное наследие каждого человека.
1. Интермедия «Геометрический симпозиум».
Шар. Я открываю заседание
И должен Вам сказать,
что очень рад приветствовать почетное собрание. Спросим же гостей подрят
и выясним их звания.
Пусть младшие начнут.
Точка. Я невелика. В этом суть моя...
Хоть меня нельзя измерить,
Настолько я ничтожна и мала,
Но все собрания я могу уверить,
Что геометрии я пользу принесла:
Двух линий я пересеченье,
Служу всегда вершиною угла.
Шар. Хоть ты действительно мала
Но полезна, в этом нет сомнения! (секретарю) Чья дальше очередь? Цилиндр. По списку линия прямая. Прямая. Я здесь!
Сейчас я вертикальна.
Могу, однако же, любой принять наклон.
Могу и лечь горизонтально,
Я между точек двух короче линий всех.
При том одно имею лишь я измеренье.
Шар. Что ты худа нельзя считать за грех.
А рядом кто с тобой?
Прямая. Моя сестра родная. Кривая. Зовусь я линия кривая.
В двух точках встретившись с прямой,
Всегда тянусь за ней дугой.
Перпендикуляр. А я, почтенный Шар - Перпендикуляр.
Смотри внимательно за мной:
Когда из точки вне прямой
Меня отпустят на прямую
И проведут наклонную любую
Из той же точки...
Шар. Что тогда?
Перпендикуляр. Докажет каждый школьник без труда,
Что я всегда короче, чем наклонная любая. Горжусь изрядно я,
Что в этом особенность моя. (подкатывается окружность; девочка катит обруч.) Окружность. А я Окружность! Вам я Шар родня.
Шар. Не может в этом быть сомненья.
Окружность. Произошли вы от меня при помощи вращения, (девочка вращает обруч.)
Внутри меня есть точка не простая.
Шар. А кто сей важный пункт?
Окружность. Зовется центром он.
От точек всех моих он равноудален.
Шар. В каких же отношениях ты с прямой?
Окружность. Смотря с какой.
Шар. Ну, если, например, тобой прямая
В точках двух пересечется?
Окружность. Внутри меня ее отрезок хордою зовется.
Чем ближе к центру, тем он длиннее...
Еще скажу тебе: когда идет прямая,
Меня в двух точках рассекая,
Ее секущей линией зовут.
Прямая. Уместно мне добавить тут,
Что у окружности с прямой
Быть может с точкой и одной,
Когда прямая так окружности коснется,
Она касательной зовется.
Окружность. Добавлю я, что в древности глубокой,
В дни первой юности моей,
На 360 частей моя длина была разделена.
Частями этими мне дуги измеряют,
Их градусами называют.
Шар. Твой обстоятельный доклад
Я выслушать душевно рад.
Цилиндр. А чей сейчас черед?
Прошу вас, Параллели! Параллели. Откуда мы идем, придем куда,
Не знаем сами никогда.
Друг к другу мы стремимся вечно,
Как две сестры, бок о бок мы идем.
Нас под прямым углом прямая рассекает,
Шар.
Угол.
Шар.
Угол.
Шар.
Цилиндр.
Шар. Угол.
Шар.(все смеются)
Угол.
Шар.
Треугольник.
Ее отрезок слиться нам мешает.
Ему везде одна и та же мера,
И сократить ее нам силы не дано.
Особым свойством вы наделены:
Когда бока фигур попарно параллельны,
Они всегда попарны и равны.
Прямоугольник, Ромб, Квадрат-
Все этим свойством дорожат.
Но, кто там прячется за вами,
Без головы, с двумя ногами?
Ошиблись вы немного, Шар,
От ваших слов меня бросает в жар.
Мне служит головой вершина,
А то, что вы считаете ногами,
Все называют сторонами.
Увеличить стороны мои, когда угодно,
Вы можете совсем свободно.
Постой, дружок,
Ты выступаешь смело.
Но ведь совсем не в этом дело.
Шар. Скажи мне, кто ты сам?
Но чем смущает Вас мой вид? Ведь я часть плоскости.
И этого мне мало. Ты отвечаешь как попало.
Когда встречаются прямые, Всегда мы будем между ними.
Кто же Вы?
Сейчас видать без головы.
Ну, свойства же твои какие?
Угол. Мы - разные углы.
Я, например, прямой.
Бывают острые углы, тупые.
А сколько градусов в тебе?
Как будто б девяносто!
А если стороны мы будем продолжать?
Тогда я буду возрастать.
Вот видишь, милый, стало всем смешно.
Ты плохо знаешь сам себя.
Ошибся я.
Вот то-то и оно! Ну, поправляй ошибку:
От градусов зависишь ты, таков закон.
Что ни причем длина твоих сторон.
Продолжи их хоть до конца Вселенной,
Раствор твой будет неизменным.
Кто за тобой?
Зовусь я Треугольник,
Со мной хлопот не оберется школьник..
По-разному всегда я называюсь,
Когда углы или стороны даны.
С одним тупым - тупоугольный,
Бывают острых два, а третий прям -
Прямоуголен я.
Бываю я равносторонним,
Когда все стороны равны.
Когда все разные даны,
Тогда зовусь разносторонним.
И если, наконец, равны две стороны,
То равнобедренным я называюсь.
Прямоугольный Треугольник.
Моих заслуг никто не перечислит.
О том всему известно свету.
От древних египтян мне был большой почет,
Через меня и Пифагор стал славен.
Уж так и быть, открою свой секрет:
Квадрат гипотенузы равен сумме
Квадрату катетов.
(стихотворение И.Дырченко «Теорема Пифагора»)
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом,
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдем:
Катеты в квадрат возводим-
И таким простым путем
К результату мы придем.
Шар.
Квадрат.
Хоть правилен ответ, но ты заносчив, мой дружок,
И отвечаешь дерзко. Кто там еще?
Зовут меня Квадратом.
Любую площадь я измерить рад,
Ведь у меня четыре стороны,
И все они равны.
Шар. Квадрат.
Ну это мы давно слыхали.
Но у меня равны еще диагонали,
Углы они мне делят пополам,
Ими на части разные разбит я.
Прямоугольник. Шар.
И у меня равны диагонали!
Постой, дружок, тебя не вызывали.
Ромб.(вмешиваясь) Мои хотя и не равны,
Но под прямым углом пересекаются,
Совсем как у квадрата.
Шар. Да постой! И ты черед не соблюдаешь свой!
Параллелограмм. Я - параллелограмм. Хоть стороны мои
Попарно и равны и параллельны,
Все же я в печали, что не равны мои диагонали.
Квадрат. Да и углы они не делят пополам.
Шар. Нет, это просто срам!
(звонит колокольчиком)
К порядку граждане, нельзя же так!
Вы превратили заседанье в кавардак 1
Цилиндр. Я, думаю, вы утомлены.
Пора закончить заседанье.
Шар. Ну, что ж, друзья мои, не возражаю.
Мы от собравшихся гостей
Достаточно узнали новостей.
Благодарю, что аккуратно вы явились
И честно потрудились
Все ваши свойства съезду разъяснить.
(играет музыка, участники выходят на поклон).
2. Сейчас мы проверим, как вы усвоили данные свойства фигур. Вам необходимо выполнить зачетную работу. Некоторые пояснения: в горизонтальной строке записаны названия фигур, а в вертикальной - свойства фигур. Ваша задача на пересечении строки и столбца поставить «+», если свойство соответствует фигуре, и «-» - если, не соответствует. Заполнив предложенную таблицу (Приложение 1), вы вьшолните зачетную работу.
З.Пока жюри подводит итоги зачетной работы, предлагаю активно поучаствовать в викторине, и еще раз проверить свои знания по геометрии. Правила викторины: каждому классу предлагается вопрос из области геометрии; ваша задача, посовещавшись, ответить правильно. Участники других классов не подсказывают. В случае неправильного ответа, сопернику предоставляется возможность ответить дополнительно. За правильный ответ вы получаете жетон. Выигрывает тот класс, который наберет большее количество жетонов.
Викторина.
1. Как называется расстояние между концами отрезка?
Длина.
2. Чему равен объем куба с ребром 2 см?
8 см.
3. Назовите автора учебника по геометрии?
Л. С. Атанасян.
4. Назовите самую большую хорду?
Диаметр.
5. Площадь прямоугольника равна 36 см2. Чему равна сторона квадрата с той же
площадью?
6см.
6. Как назвать одним словом сумму длин всех сторон многоугольника?
Периметр.
7. Отрезок, соединяющий точку окружности с центром?
Радиус.
8. По какой теореме можно вычислить гипотенузу или катеты прямоугольного
треугольника?
Теорема Пифагора.
9. Четырехугольник, у которого все стороны равны?
Квадрат.
10. Какие треугольники называются египетскими?
Треугольник со сторонами 3, 4, 5 см.
11. К какому отрезку окружности перпендикулярна касательная окружности?
Радиус.
12. Какая линия треугольника параллельна одной из его сторон и равна половине этой
стороны?
Средняя линия треугольника.
13. Чему равна сумма градусных мер двух дуг окружностей?
360 градусов.
Подведение итогов викторины.
Подведение жюри итогов зачетной работы. Награждение отличившихся участников,
классов.
б.Заключение.
Участники интермедии: Взгляни на равнины, леса и поля-
Прекрасен наш мир
Под названьем Земля.
Вот груша, клубника, арбуз и банан,
Вот мячик, корзина, забор и стакан.
Ах, до чего же друзья до чего же
Между собою они не похожи.
Разнообразие формы и цвета
Нам подарила родная планета,
А геометрия - это наука о форме предмета.
Приложение 1. Проверьте, как вы знаете основные свойства фигур.
| Параллелограмм | Прямоугольник | Ромб | Квадрат |
1 .Противоположные стороны параллельны и равны. | + | + | + | + |
2.Все стороны равны. | - | - | + | + |
3 .Противоположные углы равны, сумма соседних углов равна 180°. | + | + | + | + |
4.Все углы прямые. | - | + | - | + |
б.Диагонали пересекаются и точкой пересечения делятся пополам. | + | + | + | + |
б.Диагонали равны. | - | + | - | + |
7.Диагонали взаимно перпендикулярны и являются биссектрисами его углов. | - | - | + | + |