Просмотр содержимого документа
«Развитие памяти и внимания на уроках математики»
Здравствуйте, уважаемые педагоги! В этот необычный рабочий день мы собрались с вами за одним круглым столом – такие разные!!! Кто-то любит чай, кто-то кофе, среди нас есть меломаны и есть любители тишины. Но всех нас бесспорно объединяет одно.
Предлагаю вам запомнить 10 слов-ассоциаций с этим объектом нашей деятельности –
Человек, фантазия, доверие, шум, игра, тетрадь, ремень, краски, конфеты, любовь.
Обе школы готовы работать с ребенком одновременно! И популярность подобных школ развития возрастает! Поднимите руку те, кто в детстве посещал подобную школу? Вы чувствуете в себе ущерб от этого?
Почему школы развития так востребованы?
Предлагаю сравнить результаты:
1
2
3
4
5
2
3
2
-4
3
1
6
-5
2
3
2
-4
2
3
2
2
-7
3
3
3
2
-5
3
2
3
3
2
-4
3
1
7
4
5
8
8
Возможно, для кого то скорость была высокой, кто-то не был готов к примерам или к подобнымм вычислениям. Согласна. Давайте вернемся в те условия, в которых мы обучались и выполним в своем темпе задание 2
Задание 2
103+102-101 =
10·10+2018= решили, проверили, листочки перевернули… И так мы говорили о школе развития…
Школа развития 3%школьников
Средняя общеобразовательная школа 100%
Развивает:
- концентрацию внимания
-быстроту выполнения заданий (устный счет, чтение)
-многозадачность
-Развитие мелкой моторики, а значит и интеллекта.
- одновременное развитие двух полушарий головного мозга.
- слаженность работы межполушарных связей.
Ежедневный инструмент – урок.
Каковы цели ваших уроков?
-Развитие: Что именно мы хотим развить?
Какими методами мы этого добиваемся?
В системе ли работаем?
- Организация общения: Каждый и ребенок способен на уроке высказаться?
Качественное ли общение происходит между учащимися на перемене?
- Получение новых знаний: которые мы сначала долго учим, чтобы потом применять… Согласна!
Чему равен cos ???
Какие виды костров вы знаете?
Получается то, что мы изучаем в школе недостаточно долго сохраняется, а значит недостаточно внимательно изучается.
Поэтому тема моего мастер-класса «Развитие памяти и внимания на уроках в обычной общеобразовательной школе»
И так ПАМЯТЬ. Существуют разные классификации этого мощного процесса сохранения следов информации. И сейчас я вам покажу почему ей необходимо уделять пристальное внимание на уроках.
В задании номер 2 мы с вами решали два примера. Назовите все числа, с которыми вам при этом пришлось работать. (101, 102, 103, 104, 10, 10, 2018, 2118) – 8 чисел. сколько получилось воспроизвести?
В данном случае установки на запоминание не было и мы пользовались опосредованным запоминанием, то есть именно тем на что нацелены все наши демонстрационные материала на стендах, обучающие задачи математики физики, химии …)
В самом начале урока мы заговорили ребенке и запоминали 10 слов-ассоциации с ним. Задание было несложным, тем более все слова были родственными, характеризующие один объект. Назовите эти слова.
В данном случае шла установка на запоминание, однако вы не знали когда именно эти знания придется вам воспроизвести, да и возможности повторить не было подобно всем нашим правилам и определениям на любом уроке, любого предмета.
Результат говорит сам за себя!
«Без памяти, - писал С.Л. Рубинштейн, - мы были бы существами мгновения. Наше прошлое было бы мертво для будущего. Настоящее, по мере его протекания, безвозвратно исчезало бы в прошлом!»
Школа не может позволить переложить ответственность в развитии памяти и внимания коммерческим школам развития или на плечи единственного школьного психолога, редкая школа может гордится если в штате их два!
Но что же можно предпринять? Как и психологу учителю в этом может помочь коррекционная программа по развитию процессов памяти, которая будет определять содержание и организацию образовательного процесса для детей.
К примеру, в рамках защиты моей магистерской диссертации была разработана программа развития памяти и внимания детей на уроках математики, которая содержит упражнения рекомендованные проводить ежеурочно, тратя на них 5-7 минут. Данная программа была апробирована на классе детей с большими академическими трудностями. Положительные результаты были получены.
Но вы скажете, 5-10 минут в ущерб математики или любого другого предмета – это трагично!!!!
Не буду спорить, в классах с минимальным количество неуспевающим по предметам детей, данный вид работы был бы менее эффективен, поэтому можно использовать такую форму работы как диктанты, заимствованную из ментальной арифметики. Речь идет о ежедневных диктантах.
Диктанты развивают слуховую память, скорость мышления и концентрацию внимания.
Диктанты на память – направлены на увеличение объема памяти и способность удерживать как можно больше полученной информации.
(например, 3+3+4+1+2-5= 8)
Установка нормативов времени на вычисление развивает скорость мышления, тем самым увеличивая скорость вычисления, так необходимую на экзаменах!!!
Решение примеров столбиком в уме, либо используя для этого всевозможные формулы – развивает образное мышление.
Но разговоры это одно, а результаты проверить все же хочется. Выполним последний за этот мастер класс-диктант, за 1 минуту с использованием отвлекающих шумов. Единственное условие – решать столбиком и на калькуляторе нельзя!!!
12·14= 6) 132 - 122 =
21·15= 7) 152 – 132=
23·11= 8) 212 – 202 =
15·16= 9) 462 – 452 =
12·21= 10) 532 – 512 =
Проверка. Вывод. Обращаю внимание – это обычные дети, не посещающие школ развития!
Остается наших волонтеров поблагодарить за участие в мастер-классе и пожелать удачи на ОГЭ.
Кроме этого результатом эффективности работы будет:
Эмоциональное удовлетворение ребенка от занятий и изменение эмоционального баланса в целом в пользу положительных чувств и переживаний.
Увеличение индивидуальных результатов диагностических исследований.
В завершении своего мастер класса, хочу напомнить , уважаемые учителя, что вокруг конкретно вашего предмета не крутится весь мир, а на своих уроках мы развиваем в детях нечто большее, что не измерить в килограммах или заданиями кимов. Мы развиваем в них то, что пригодиться им и 10 и 30 и 60 лет спустя!