Г. Ж. Барашова, психолог, учитель русского языка и литературы областной специальной школы-интерната для слабослышащих детей. Казахстан, г. Талдыкорган
Развитие памяти на уроках и во внеурочное время.
На каждом уроке учащиеся пользуются такими психическими процессами, как память, внимание, мышление, которые помогают им познавать что-то новое и использовать это в повседневной жизни. Но не у всех учащихся познавательные процессы развиты на достаточно высоком уровне. Развитие познавательных процессов время от времени эффективных результатов не даст. Необходимо систематическое развитие памяти, внимания, мышления. Можно это сделать на уроках, когда в каждый урок включаются несколько упражнений на развитие того или иного познавательного процесса. Упражнения можно связать или преобразовать в соответствии с темой урока, это зависит от творческих возможностей самого учителя.
Память – это мыслительный процесс, включающий в себя запись, сохранение и извлечение информации. Чтобы процесс воспроизведения информации был наиболее успешным, необходимо знать и применять на практике законы запоминания:
1) Желание. Установка. Цель. (Перед каждым заданием).
2) Эмоциональность. В основном мы долго помним вещи и события, которые нас глубоко тронули, потрясли. Поэтому, после интонационной проработки текстов они запоминаются гораздо легче. Необходимо сознательно вовлекать в процесс запоминания как можно больше чувств и эмоций.
3) Ассоциации. Прибегая к образам можно значительно расширить информацию, легче и быстрее ее запомнить.
4) Действенный закон. Запоминается то, что, так или иначе связано с целью деятельности. Поэтому процесс запоминания лучше сопровождать записыванием, рисованием, чертежами и другими действиями.
5) Концентрация. При приобретении контроля над вниманием случайное запоминание уступает место намеренному, с участием сознания. Это улучшает запоминание.
6) «Не стирай следы!». Так как мышление левого полушария систематизировано, логично, рационально, оно отвечает за точные науки. А мышление правого полушария – это картины, образы, эмоции, оно отвечает за гуманитарные науки, то при изучении, например, русской литературы, потом казахского происходит «стирание следов». Наша память любит разнообразие. Поэтому лучше после русского языка учить математику, потом литературу. Тогда материал запомнится легче, быстрее и на более долгое время. Об этом желательно рассказать и ученикам, чтобы они правильно выбирали порядок выполнения домашних заданий.
7) Осмысленность. Логическое осознание. Лучше пользоваться смысловыми опорами, смысловым соотнесением и группировкой – рисовать логические схемы, графики, выделять главное, использовать «слова-коды».
Упражнения, приемы, способствующие развитию памяти:
1) В зависимости от того, какой идет урок, можно предложить ученикам такую разминку – запомнить за 30 секунд:
а) 10 произвольных слов (устно);
б) числа в определенном порядке (от 7 до 12);
в) набор знаков на доске;
г) примерно 10 слов с трудным написанием (показать на 25-30с, затем под
диктовку написать);
Можно запоминать и воспроизводить в начале и в конце урока (развитие кратковременной и долговременной памяти).
2) Использование воспроизведения рассказов, условия заданий, задач, предложений из заданий.
3) Сложный предмет запоминания, например, правило можно связать с каким-либо действием. Когда необходима подсказка – показать действие.
4) Предложить запомнить пары слов, связанных по смыслу, например: стол – мебель, свеча – театр, лицо – глаза, трава – цветок, дождь – туча, сосна – лес.
5) Как разминку, на любом уроке можно проводить следующее упражнение: водящему необходимо рассказать, во что одет кто-то из класса, или какого цвета волосы, глаза у кого-то и т.д. Это будет приучать детей быть наблюдательными.
6) Можно провести конкурс лучшего разведчика. «Разведчикам» нужно описать или начертить самый подробный план дороги домой (или в школу), включая самые подробные детали.
7) К концу урока можно предложить ученикам подробно описать весь ход урока: какие задания, упражнения выполняли и с какой целью.
8) В качестве физкультминутки можно предложить ученикам послушать, какие упражнения нужно выполнить (описание 5-3 упражнений). После этого ученикам по памяти повторят упражнения последовательно.
Примеры упражнений:
- Повернуть голову вправо, влево, назад.
- Поднять правую руку, левую руку, опустить руки.
- Наклониться вперед, назад.
- Присесть, встать.
5.Постоять на левой ноге, постоять на правой ноге.
Тренировка слуховой памяти.
1) (Послушайте только один раз следующие пары слов, а затем вам назовут первое слово пары, а вы должны вспомнить второе слово.)
Дерево – лист
Очки – глаза
Полка – книги
Голова – мысли
Руки – пальцы
Бумага – газеты
А теперь сложнее:
Яблоко – яблоня яблоня – садовник
Мир – война война – борьба
Дело – труд труд – мир
2) Внимательно послушайте ряд чисел и запомните 7 чисел.
18, 40, 27, 54, 11, 63, 71
Тренировка зрительной памяти на знаки
! + = * № ? – $
В заключение хочется процитировать Даниила Хармса.
«Память – это вообще явление странное.
Как трудно бывает что-нибудь запомнить и как легко забыть!
Я бы советовал поработать над своей памятью».