kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка игры "Танграм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка.и технологическая карта игры Танграм

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка игры "Танграм"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Магнитогорска







Открытое внеклассное занятие

По теме «Математика в повседневной жизни. Игра на разрезание геометрических фигур»














Разработала: Илюшкина Е.Л,

Магнитогорск, 2019

учитель математики






Пояснительная записка.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса, способа повышения мотивации к деятельности учащихся. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Урок рассчитан на учащихся 5 – 6 классов. Задачи на разрезание и складывание фигур – одна из важных тем в математике, программа которой основывается преимущественно на методах деятельностного обучения (творческих, исследовательских работ учащимися). В геометрии важно смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей – эти умения необходимо развивать у учащихся 5 – 6 классов. Занятие рассчитано на развитие геометрической интуиции, Разрезание фигур и складывание моделей из геометрических элементов. Развивают воображение, аналитичность, особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения, творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремлённость, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на вешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус, то есть, обладают уникальными педагогическими возможностями, глазомера, расширяет общий кругозор, содержит некоторый исторический материал. Формы деятельности могут быть разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная. Задачи на разрезание и складывание фигур вызывают интерес: можно самим придумывать задания, решать в семейном кругу, с друзьями, в дороге, на природе.






Цели:

  • образовательный аспект – создание условий для формирования представление об игре «Танграм»;

  • развивающий аспект – развитие наглядного воображения; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;

  • воспитательный аспект – формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением, взаимной ответственности за результаты учебного труда.


Планируемые результаты:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Танграм».

Организационный момент

  • проверка присутствующих

  • настрой учащихся

.














Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 5 классе

Игра «Танграм»


Тема Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание.

Тип урока

игра

Цель:

  • знакомство обучающихся с различными задачами на разрезание и складывание фигур;

  • формирование пространственного воображения обучающихся;

  • активизации поисково-познавательной деятельности обучающихся.

Задачи :рассмотреть различные способы решения геометрических задач на разрезание и складывание фигур на плоскости;

  • развивать изобретательность и нестандартность мышления учащихся;

  • развивать интерес к практическому использованию знаний в конструировании.



Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Геометрические фигуры, задачи на разрезание и складывание фигур

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

формирование у учащихся практических умений и навыков при разрезании и складывании геометрических фигур.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо­чтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  4. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  5. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  6. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  2. умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  3. умение слушать и слышать партнера;

  4. умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  1. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  2. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  4. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  5. формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  7. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  8. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  9. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

10.умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.














Этап урока

Деятельность учителя


Планируемая деятельность учителя и учеников

Запланированный результат этапа

(УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П))


Оргмомент


Учитель проверяет готовность учащихся и создает эмоциональный настрой


Скажите, пожалуйста, какой у вас самый любимый цвет бумаги?

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу . Работая с выбранной бумагой. Вы будете складывать из геометрические фигур. Разнообразные образы связанные с геометрией.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни.

(Р). Устанавливать целевые приоритеты.




Постановка проблемы





А вы знаете что такое Декор? Танграм?

Для того, чтобы это узнать вам необходимо собрать картинки.

Попробуйте сформулировать тему этапа, т. е скажите какие задачи мы сегодня будем решать.

??

Задачи на разрезание и складывание фигур.




Изучение нового материала



Да, конечно, речь идет о задачах на разрезание и складывание фигур.

Послушаем небольшую историческую справку: Местом, где была изобретена игра, является Китай.

  • Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква». Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм  трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка -  головоломка.





















































Приложение №1,

приложение №2 ( как использовать ножницы, по техники безопасности)










  1. Учащиеся добавляют свои исторические справки. Существует множество мифов о создании игры «Танграм».

  • Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм».

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. 

Легенда 3: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и  несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.







Закрепление нового материала


«Танграм» в литературных произведениях

  • Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании  на Острове  Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

  • Эдгар По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиоте

  • Роберт Ван Гулик

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.

В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:

    В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

    При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

    Элементы фигур должны примыкать один к другому.

    Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

Рассмотрим пример.как из 7 геометрических фигур собрать Кораблик.

.










Далее ваша задача собрать как можно больше фигур из семь частей «Танграма». За 5 минут . Каждая фигура оценивается в 1 балл.





Работа в парах.































Учащиеся, из разрезанных приготовленных геометрических фигур, составляют наибольшее количество фигурок. За определенное время.



Итог урока


В какую игру мы сегодня с вами играли?


Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?


А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?

А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Выставление баллов.


С заданиями справились. Предположительный ответ: «Танграм».


Предположительный ответ: да.

Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность. Предположительный ответ: при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.






Домашнее задание

Для себя придумайте свои головоломки из вырезанных геометрических фигур.

Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.





Рефлексия


Что интересного было на этапе?

  • Что особенно запомнилось?

  • Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

  • Понравился ли этап?

И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели».











Приложение1

Историческая справка: Задачи на разрезание или на перекраивание фигур возникли в глубокой древности. Уже в VII—V вв. до н.э. в Индии в книге «Правила веревки» рассматриваются задачи на перекраивание фигуры, состоящей из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат и перекраивание прямоугольника в квадрат. Первый письменный источник с подобными задачами относится к Х веку – это фрагменты трактата персидского астронома Абул-Вефа, жившего в Багдаде. Профессиональные математики всерьёз занялись задачами на разрезание ближе к середине XIX века



СНЕЖИНКА









Приложение 2


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка игры "Танграм"

Автор: Илюшкина Елена Львовна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Учимся, играя! Танграм "
    ["seo_title"] => string(25) "uchimsia-ighraia-tanghram"
    ["file_id"] => string(6) "100895"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402398535"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка внеклассного мероприятия для 7 класса "В гостях у математики""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiadlia7klassavghostiakhumatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "271541"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451582633"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка внеклассного мероприятия для 7 класса "В гостях у математики""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_dlia_7_klassa_v_gostiakh_u_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "606876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1652592063"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Разработка занятия по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса Математическая игра «Путешествие в осенний лес» "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-matiematichieskaia-ighra-putieshiestviie-v-osiennii-lies"
    ["file_id"] => string(6) "112998"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409058651"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка  и презентация  математической игры «В тридевятом царстве»"
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotkaipriezientatsiiamatiematichieskoiighryvtridieviatomtsarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "285589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454221131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства