kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка игры "Танграм"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка.и технологическая карта игры Танграм

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка игры "Танграм"»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Магнитогорска







Открытое внеклассное занятие

По теме «Математика в повседневной жизни. Игра на разрезание геометрических фигур»














Разработала: Илюшкина Е.Л,

Магнитогорск, 2019

учитель математики






Пояснительная записка.

В настоящее время развитие педагогики открывает большие возможности в поиске новых средств, форм и методов обучения и воспитания. Постоянно появляются новые подходы к организации этого процесса. Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебно-воспитательного процесса, способа повышения мотивации к деятельности учащихся. Овладение современными педагогическими технологиями, их применение – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога. Урок рассчитан на учащихся 5 – 6 классов. Задачи на разрезание и складывание фигур – одна из важных тем в математике, программа которой основывается преимущественно на методах деятельностного обучения (творческих, исследовательских работ учащимися). В геометрии важно смотреть и видеть, замечать особенности геометрических фигур, делать выводы из замеченных особенностей – эти умения необходимо развивать у учащихся 5 – 6 классов. Занятие рассчитано на развитие геометрической интуиции, Разрезание фигур и складывание моделей из геометрических элементов. Развивают воображение, аналитичность, особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения, творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремлённость, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на вешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус, то есть, обладают уникальными педагогическими возможностями, глазомера, расширяет общий кругозор, содержит некоторый исторический материал. Формы деятельности могут быть разнообразны: фронтальная, групповая, индивидуальная. Задачи на разрезание и складывание фигур вызывают интерес: можно самим придумывать задания, решать в семейном кругу, с друзьями, в дороге, на природе.






Цели:

  • образовательный аспект – создание условий для формирования представление об игре «Танграм»;

  • развивающий аспект – развитие наглядного воображения; развитие логичности и внимательности; развитие познавательного интереса к начальному курсу геометрии;

  • воспитательный аспект – формирование навыков взаимодействия при групповой работе; воспитание личности с нестандартным мышлением, взаимной ответственности за результаты учебного труда.


Планируемые результаты:

  • личностные: умение понимать смысл поставленной задачи, ясно и четко излагать свои мысли в устной речи; самооценка результатов деятельности; умение работать командой, формирование  начальных элементов  конструкторского мышления; усилить развитие логического мышления и пространственных представлений детей;

  • метапредметные: умение выделять главное, анализировать, синтезировать, обобщать, сравнивать;

  • предметные: представление об игре «Танграм».

Организационный момент

  • проверка присутствующих

  • настрой учащихся

.














Технологическая карта внеурочного занятия по математике в 5 классе

Игра «Танграм»


Тема Геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание.

Тип урока

игра

Цель:

  • знакомство обучающихся с различными задачами на разрезание и складывание фигур;

  • формирование пространственного воображения обучающихся;

  • активизации поисково-познавательной деятельности обучающихся.

Задачи :рассмотреть различные способы решения геометрических задач на разрезание и складывание фигур на плоскости;

  • развивать изобретательность и нестандартность мышления учащихся;

  • развивать интерес к практическому использованию знаний в конструировании.



Планируемые результаты урока

  • Понятия и термины, которые будут закреплены в ходе урока

Геометрические фигуры, задачи на разрезание и складывание фигур

  • Предметные знания и умения, которыми овладеют обучающиеся в результате проведения урока

формирование у учащихся практических умений и навыков при разрезании и складывании геометрических фигур.

Универсальные учебные действия (УУД), которые будут формироваться в ходе урока

личностные

регулятивные

коммуникативные

познавательные

  1. сформированность ответственного отношения к учению, готовность и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпо­чтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;

  2. сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  3. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими, в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  4. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  5. представление о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  6. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  7. креативность мышления, инициатива, находчивость, активность при решении математических задач;

  8. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

  9. способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений.

  1. умение самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  2. умение осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания и вносить необходимые коррективы;

  3. умение адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, ее объективную трудность и собственные возможности ее решения;

  4. понимание сущности алгоритмических предписаний и умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;

  5. умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;

  6. умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера.


  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы;

  2. умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

  3. умение слушать и слышать партнера;

  4. умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

  1. осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;

  2. умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

  3. умение создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  4. формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности);

  5. формирование первоначальных представлений об идеях и о методах математики как универсальном языке науки и техники, средстве моделирования явлений и процессов;

  6. умение видеть математическую задачу в контексте проблемной ситуации в других дисциплинах, в окружающей жизни;

  7. умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;

  8. умение понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;

  9. умение выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;

10.умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач.














Этап урока

Деятельность учителя


Планируемая деятельность учителя и учеников

Запланированный результат этапа

(УУД - личностные (Л), регулятивные (Р), коммуникативные (К), познавательные (П))


Оргмомент


Учитель проверяет готовность учащихся и создает эмоциональный настрой


Скажите, пожалуйста, какой у вас самый любимый цвет бумаги?

Приветствуют учителя, гостей, настраиваются на работу . Работая с выбранной бумагой. Вы будете складывать из геометрические фигур. Разнообразные образы связанные с геометрией.

(Л). Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни.

(Р). Устанавливать целевые приоритеты.




Постановка проблемы





А вы знаете что такое Декор? Танграм?

Для того, чтобы это узнать вам необходимо собрать картинки.

Попробуйте сформулировать тему этапа, т. е скажите какие задачи мы сегодня будем решать.

??

Задачи на разрезание и складывание фигур.




Изучение нового материала



Да, конечно, речь идет о задачах на разрезание и складывание фигур.

Послушаем небольшую историческую справку: Местом, где была изобретена игра, является Китай.

  • Слово танграм впервые встречается в словаре Вебстера издания 1864 г. Само слово танграм было придумано в середине прошлого столетия неким американцем, образовавшим неологизм из слова «Тань», что означает на кантонском диалекте «китайский», и распространенного суффикса «грамм», что в переводе с греческого означает «буква». Иная теория происхождения слова танграм была выдвинута Питером Ван Ноутом в предисловии к новому изданию книги Ллойда: китайские семьи, живущие на лодках, называются танка, тан по-китайски означает — падшая женщина. Американские моряки, покупавшие головоломку у девушек — танка, могли назвать ее танграмом — головоломкой доступных девушек. В книге «Китайский философский и математический транграм» (1817 г.) слово транграм  трактуется, как старинное английское слово, обозначающие игрушка -  головоломка.





















































Приложение №1,

приложение №2 ( как использовать ножницы, по техники безопасности)










  1. Учащиеся добавляют свои исторические справки. Существует множество мифов о создании игры «Танграм».

  • Легенда первая: о разбитой плитке

Более 4000 тысяч лет назад у одного человека из рук  выпала фарфоровая плитка и разбилась на семь частей. Расстроенный, он в спешке старался ее сложить, но каждый раз получал все новые интересные изображения. Это занятие оказалось настолько увлекательным, что впоследствии квадрат, составленный из семи геометрических фигур, назвали Доской Мудрости.

Гипотеза: Если бы не разбилась фарфоровая плитка на семь частей, то возможно, не была бы придумана игра-головоломка «Танграм».

Легенда вторая: три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю»

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю"- квадрат, разрезанный на семь частей. 

Легенда 3: семь книг Тана

«В записках покойного профессора Челленора, попавших в руки автора, — утверждал Лойд, — имеются сведения о том, что семь книг о танграмах, каждая из которых насчитывает ровно тысячу фигур, были составлены в Китае более 4000 лет назад. Эти книги ныне стали столь большой редкостью, что за те сорок лет, которые профессор Челленор провел в Китае, ему лишь раз удалось видеть первое издание первого из семи томов (сохранившихся полностью) и  несколько разрозненных фрагмента второго тома». Согласно легенде Лойда, Тан был легендарным китайским мудрецом, которому его соотечественники поклонялись как божеству. Фигуры в своих семи книгах он расположил в соответствии с семью стадиями в эволюции Земли.







Закрепление нового материала


«Танграм» в литературных произведениях

  • Льюис Кэрролл

Все мы хорошо знаем книгу “Алиса в стране чудес” Л.Кэрролла. Однако это его не единственное произведение. В книге “Модная китайская головоломка” он пишет, что танграм был любимой игрой Наполеона Бонапарта, который, лишившись трона, в изгнании  на Острове  Святой Елены проводил долгие часы за этой забавой, “упражняя свое терпение и находчивость”.

  • Эдгар По

Одним из поклонников игры был Эдгар А. По. Принадлежавший ему танграм, сделан из слоновой кости и в настоящее время хранится в Нью-Йоркской публичной библиоте

  • Роберт Ван Гулик

Известный писатель и дипломат Роберт Ван Гулик в романе “Убивающие ногтями” построил весь сюжет книги вокруг танграма.

В игре «Танграм» (как и в любой другой игре) существуют определенные правила:

    В каждую собранную фигуру должны входить все семь элементов.

    При составлении фигур элементы не должны налегать друг на друга.

    Элементы фигур должны примыкать один к другому.

    Начинать нужно с того, чтобы найти место самого большого треугольника.

Рассмотрим пример.как из 7 геометрических фигур собрать Кораблик.

.










Далее ваша задача собрать как можно больше фигур из семь частей «Танграма». За 5 минут . Каждая фигура оценивается в 1 балл.





Работа в парах.































Учащиеся, из разрезанных приготовленных геометрических фигур, составляют наибольшее количество фигурок. За определенное время.



Итог урока


В какую игру мы сегодня с вами играли?


Ребята, смогли мы решить задачи, которые поставили перед собой в начале урока?


А какие качества личности помогли нам развить задания на уроке?

А где в жизни могут пригодиться нам навыки, приобретенные сегодня на уроке?

Выставление баллов.


С заданиями справились. Предположительный ответ: «Танграм».


Предположительный ответ: да.

Предположительный ответ: внимательность, логику, пространственное воображение, быстроту мысли, самостоятельность. Предположительный ответ: при ремонте (разрезание обоев или плитки), конструирование каких-то деталей.






Домашнее задание

Для себя придумайте свои головоломки из вырезанных геометрических фигур.

Используя все семь частей, сложите любые три фигурки, приведенные на рисунке, и наклейте их на альбомном листе.





Рефлексия


Что интересного было на этапе?

  • Что особенно запомнилось?

  • Какой композиции вы бы отдали предпочтение, и почему?

  • Понравился ли этап?

И хотелось бы закончить наш урок словами А.Маркушевича «Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели».











Приложение1

Историческая справка: Задачи на разрезание или на перекраивание фигур возникли в глубокой древности. Уже в VII—V вв. до н.э. в Индии в книге «Правила веревки» рассматриваются задачи на перекраивание фигуры, состоящей из двух квадратов, в равновеликий ей квадрат и перекраивание прямоугольника в квадрат. Первый письменный источник с подобными задачами относится к Х веку – это фрагменты трактата персидского астронома Абул-Вефа, жившего в Багдаде. Профессиональные математики всерьёз занялись задачами на разрезание ближе к середине XIX века



СНЕЖИНКА









Приложение 2


















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка игры "Танграм"

Автор: Илюшкина Елена Львовна

Дата: 08.12.2019

Номер свидетельства: 530842

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(41) "Учимся, играя! Танграм "
    ["seo_title"] => string(25) "uchimsia-ighraia-tanghram"
    ["file_id"] => string(6) "100895"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402398535"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка внеклассного мероприятия для 7 класса "В гостях у математики""
    ["seo_title"] => string(71) "razrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiadlia7klassavghostiakhumatiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "271541"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451582633"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Разработка внеклассного мероприятия для 7 класса "В гостях у математики""
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka_vneklassnogo_meropriiatiia_dlia_7_klassa_v_gostiakh_u_matematiki"
    ["file_id"] => string(6) "606876"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1652592063"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "Разработка занятия по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса Математическая игра «Путешествие в осенний лес» "
    ["seo_title"] => string(138) "razrabotka-zaniatiia-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-dlia-uchashchikhsia-1-klassa-matiematichieskaia-ighra-putieshiestviie-v-osiennii-lies"
    ["file_id"] => string(6) "112998"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409058651"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Разработка  и презентация  математической игры «В тридевятом царстве»"
    ["seo_title"] => string(70) "razrabotkaipriezientatsiiamatiematichieskoiighryvtridieviatomtsarstvie"
    ["file_id"] => string(6) "285589"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454221131"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1190 руб.
1980 руб.
1240 руб.
2070 руб.
1580 руб.
2640 руб.
1250 руб.
2090 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства