Основные цели и задачи игры
- развитие у детей мотивации к познанию математики;
- стимулирование познавательной и творческой активности учащихся;
- воспитание умения работать в команде, стремления к достижению цели.
Материально-техническое обеспечение игры:
- мультимедиа-проектор или интерактивная доска для демонстрации слайд-презентации
- музыкальный центр
- маркеры, клей, раздаточный материал: конверты с заданиями, карточки для записи ответов, счётные палочки или спички
- реквизит для заданий: коробочки трёх цветов с надписями, зеркальце
В математической игре «В тридевятом царстве» приняли участие 9 команд по 3 человека, это 27 учеников. Но количество участников может быть любым, игру можно провести в классе или на параллели. Для игры подобраны задания со сказочным сюжетом. Задачи разного уровня сложности, чтобы каждая команда могла почувствовать себя в ситуации успеха, и в то же время выявить лидеров, способных справиться с самыми трудными задачами. Задания разнообразного характера: арифметические, геометрические, логические, на общую эрудицию – направлены как на знание фактического материала, так и на применение знаний, умений и навыков в нестандартных условиях, развитие внимания, расширение кругозора учащихся, чему также служат исторические справки по ходу игры. Важно, чтобы результаты выполнения каждого задания были наглядны и не вызывали споров при подведении итогов.
Ход игры
Вступление
Ведущий:
- Внимание! Внимание! Добрый день, дорогие друзья!
Приглашаем всех отправиться
вместе с нами в тридевятое царство. Где бывает тридевятое царство? (В сказках) Почему царство называется тридевятым?
(По 3 девять раз, это число 27, нужно пройти столько стран, это очень далеко)
Мы объединим сказку и науку. Не забудьте взять с собой быструю мысль, находчивость, смекалку и сообразительность!
Звучат фанфары.
Слайд 1
Представление членов жюри
Ведущий:
- Чтобы оценить знания претендентов на победу, будет работать жюри (перечисляет судей)
Правила игры
После обсуждения вопроса в команде, один из представителей записывает ответ на карточку и по сигналу колокольчика поднимает вверх, на экране появляется верный ответ, при совпадении команда получает жетон.
Давайте вместе прочитаем наш девиз:
Слайд 2
Наш девиз:
Не спешить!
Не суетиться!
Всё решить!
Не ошибиться!
Ведущий:
- Приступаем к игре. Проверяем внимательность: найдите три числа, стоящие на чужих местах (7, 14, 21)
Слайд 3
-Задание на скорость вычислений:
Найдите 3 три числа, которые в сумме дают число 27, запишите в виде выражения (множество вариантов)
Незнайка записал число 27 и цифру 7 зачеркнул. На сколько уменьшилось число? (27 – 2 = 25)
Слайды 4, 5
В сказках часто бывают повторы по три, но не всегда. Проверим нашу эрудицию. Сколько козлят съел волк в сказке «Волк и семеро козлят»? (Шесть козлят съел волк, а седьмой спрятался и всё рассказал маме)
Слайды 6, 7
Сколько рук тянули репку в одноимённой сказке? (шесть рук – у животных лапы)
Слайды 8, 9
Сколько раз встречался старик из сказки А. С. Пушкина с золотой рыбкой? (6 раз)
Слайды 10, 11
Сколько желаний исполнила золотая рыбка? (4 желания, на 5 её терпение лопнуло)
Слайды 12, 13
Теперь она сама загадает нам желание, а мы проверим, хватит ли у нас терпения его выполнить. Выложите рисунок по образцу. Переложите три спички, чтобы рыбка плыла в другую сторону. Покажите на листке, какие спички переложили.
Слайды 14, 15
Следующая наша задача геометрическая и связана с игрой. Ещё древние греки развлекались игрой «стомахион», в ней надо было из частей квадрата складывать различные фигуры. Этой игрой увлекались настолько, что сам великий ученый Архимед написал о ней сочинение. Похожей игрой развлекались и древние китайцы. Они называли свою игру «чи-чао-тю» (что означает «хитроумный узор из семи частей»).
Как называют эту игру сейчас, вам поможет разгадать ребус («танграм»).
Слайд 16
На рисунке показано, как надо разрезать квадрат для этой игры. Вам предстоит сложить заданную фигуру. Но всё это присказка, сказка будет впереди.
Слайд 17
Имя главного героя
Я от вас никак не скрою,
Он горячий и смешной,
Он веселый, озорной,
У него румяный бок,
Он зовется. Колобок!
От кого не сумел убежать Колобок?
Слайды 18, 19, 20
Сложите фигурку лисы по контуру, наклейте детали. Покажите.
Наш румяный хвастунишка
От лисички не ушел,
Так запомните, детишки, –
Хвастаться нехорошо!
Скажите без хвастовства: вы хорошо знаете сказки Чуковского?
Вспомним «Муху-цокотуху» (читают начало сказки до слов «… а букашки по три чашки…) Подсчитайте:
Сколько было букашек, если они выпили 18 чашек? (6)
Царевна-Лягушка сложила письмо Ивана-Царевича пополам три раза и проткнула его стрелой в середине. Сколько дырок окажется на листе, если его развернуть? (8)
Черепаха Тортилла вынесла три коробочки: красную, синюю и зелёную. На красной коробочке было написано: «Здесь золотой ключик», на синей – «Зелёная коробочка пуста», а на зелёной – «Здесь сидит гадюка». Тортилла сказала, что в одной из коробочек действительно есть золотой ключик, в другой – гадюка, а третья пуста, но все надписи неверны. В какой из коробочек находится ключик? ( в зелёной)
Снова вспоминаем Пушкина. Из какой сказки этот предмет? (зеркало из сказки о мёртвой царевне и семи богатырях)
Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи: кто на свете всех умнее, сообразительней, быстрее?
Вам предстоит определить, какая фраза отражается в зеркале и записать её на карточке.
Слайды 21, 22
Математика - царица всех наук. К. Гаусс
Ведущий:
Да, ребята, эти слова сказал великий математик Карл Гаусс. Как вы думаете, почему он так считал? Согласны ли вы с ним? (высказывания детей)
Рефлексия
Какие задания в сегодняшней игре вам особенно понравились? Какие вызвали затруднения? Спасибо вам за активную работу.
Подведение итогов
Кто же получит корону победителя в сегодняшней игре?
(Жюри подсчитывает количество жетонов, набранных командами в ходе игры, заносит результаты в сводную таблицу)
Слайд 23
Музыкальный финал (пока жюри подводит общие итоги, все участники исполняют танец «1-2-3»
Поздравление, награждение
(Жюри объявляет общие итоги)