Внеклассное мероприятие "Учимся, играя! Танграм"
Цели:
- Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
- Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
- Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.
Оборудование:
- Картон,клей,ножницы.
- Набор рисунков;
- Большая магнитнитная доска;
- Мультимедийный проектор
- Линейка, карандаш;
Ход мероприятия
1. Сообщение учащихся
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.
Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.
2. "Танграм".
Примерное сообщение учащихся:
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.
Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.
Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 <Рисунок1>, в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)
Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека <Рисунок 2>. Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы, а затем изготовить Танграм по образцу.
Задания:
Сложить фигурку "Квадрат"
Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки
Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,
2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию
Применение танграма
1.
Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
2.Применение танграма в жизни (по слайдам презентации)
Рефлексия урока.
Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.
Задание на дом.
Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.
Литература:
- Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.
- Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.
- Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.
- Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.
Просмотр содержимого документа
«otkrytyj_urok_po_nagljadnoj_geometrii_5-6_klass»
Внеклассное мероприятие «Учимся, играя!» ("Танграм") (геометрические головоломки)
Цели:
Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.
Оборудование:
Ход мероприятия
1. Сообщение учащихся
Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.
Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.
2. "Танграм".
Примерное сообщение учащихся:
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.
Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.
уч-ся (рассказывает и показывает на интер. доске)
Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 , в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)
Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека . Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы.
Задания:
Сложить фигурку "Кошечка"
Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки
Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,
2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию
Применение танграма
Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник,
трапецию, параллелограмм и т.д.
Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.
2. Танграм может применяться в логопедических группах детского сада и младших классах школы, работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.
3. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago.
Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской.
Парадоксы
Как разновидность предыдущего типа задач – решение парадокса в танграмах из семи частей (пример – откуда взялась нога у человечка: парадокс, обнаруженный Г. Дьюдени. Как видно из схемы, первая фигура чуть толще второй; площадь "ноги" в точности равна площади избыточной полоски на животе, обозначенной отрезком АВ).
Рефлексия игры "Танграм"
Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.
Рефлексия урока.
Задание на дом.
Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.
Литература:
Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.
Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.
Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.
Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.
Развитие логического мышления и интеллекта. ЗАО "БАО-ПРЕСС", 2005.
Материал из Интернета
Просмотр содержимого презентации
«внеклассное мероприятие танграм»
Учимся, играя!
Игра –головоломка , способствующая развитию математических способностей
5
4
3
1
6
7
2
,,,
Разгадайте ребус
,
тан
к
грам
ота
Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ...
Легенда…
Из истории
«Танграм» - старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. «Танграм" в Китае называют "чи-чао-тю", что означает "хитроумный узор из семи частей"
Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.
На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется - это сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок танграма.
ТАНГРАМ РАЗВИВАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, АБСТРАКЦИЮ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ.
С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ГОЛОВОЛОМКИ МОЖНО СОСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ, ТРАНСПОРТ, ВСЕ НА ЧТО ХВАТИТ ВАШЕЙ ФАНТАЗИИ!
Изготовление
5
4
3
1
6
7
2
5
4
3
1
6
7
2
Правила игры
1) В состав каждой фигурки должны входить все семь частей;
2) При этом они не должны перекрываться.
3) Элементы фигур должны примыкать друг к другу.
Задание 1
Заяц
Задание 2
Задание 3
Своя фигура
Применение в жизни
Применение в жизни
Что понравилось?
Что запомнилось?
Были трудности?
Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели.
До новых встреч!