kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся, играя! Танграм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Учимся, играя! Танграм" 

Цели:

  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.

Оборудование:

  • Картон,клей,ножницы.
  • Набор рисунков;
  • Большая магнитнитная доска;
  • Мультимедийный проектор
  • Линейка, карандаш;

Ход мероприятия

1. Сообщение учащихся

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.

2. "Танграм".

Примерное сообщение учащихся:

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 <Рисунок1>, в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека <Рисунок 2>. Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы, а затем изготовить Танграм по образцу.

Задания:

Сложить фигурку "Квадрат"

Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки

Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,

2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию

Применение танграма

1.
Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.

2.Применение танграма в жизни (по слайдам презентации)

Рефлексия урока.

Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.

Задание на дом.

Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.

 Литература:

  1. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.
  2. Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.
  3. Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.
  4. Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«otkrytyj_urok_po_nagljadnoj_geometrii_5-6_klass»

Внеклассное мероприятие «Учимся, играя!» ("Танграм") (геометрические головоломки)

Цели:

  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

  • Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);

  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.

Оборудование:

  • Набор игр "Танграм".

  • Набор рисунков;

  • Большая магнитнитная доска;

  • Мультимедийный проектор

  • Линейка, карандаш;

Ход мероприятия

1. Сообщение учащихся

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.

2. "Танграм".

Примерное сообщение учащихся:

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

уч-ся (рассказывает и показывает на интер. доске)

Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 , в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека . Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы.



Задания:

Сложить фигурку "Кошечка"





Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки

Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,

2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию

Применение танграма


  1. Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
    Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, 
    трапецию, параллелограмм и т.д.

    Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

    2. Танграм может применяться в логопедических группах детского сада и младших классах школы, работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.

    3. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago. 

    Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской. 

    Парадоксы 

    Как разновидность предыдущего типа задач – решение парадокса в танграмах из семи частей (пример – откуда взялась нога у человечка: парадокс, обнаруженный Г. Дьюдени. Как видно из схемы, первая фигура чуть толще второй; площадь "ноги" в точности равна площади избыточной полоски на животе, обозначенной отрезком АВ).

    Рефлексия игры "Танграм"

Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.

Рефлексия урока.

Задание на дом.

Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.

 Литература:

  1. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.

  2. Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.

  3. Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.

  4. Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.

  5. Развитие логического мышления и интеллекта. ЗАО "БАО-ПРЕСС", 2005.

  6. Материал из Интернета

Просмотр содержимого презентации
«внеклассное мероприятие танграм»

Учимся, играя!

Учимся, играя!

Игра –головоломка , способствующая развитию математических способностей 5 4 3 1 6 7 2

Игра –головоломка , способствующая развитию математических способностей

5

4

3

1

6

7

2

,,, Разгадайте ребус , тан к грам ота

,,,

Разгадайте ребус

,

тан

к

грам

ота

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ... Легенда…

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ...

Легенда…

Из истории «Танграм» - старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. «Танграм

Из истории

«Танграм» - старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. «Танграм" в Китае называют "чи-чао-тю", что означает "хитроумный узор из семи частей"

Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.

На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется - это сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок танграма.

На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется - это сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок танграма.

ТАНГРАМ РАЗВИВАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, АБСТРАКЦИЮ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ. С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ГОЛОВОЛОМКИ МОЖНО СОСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ, ТРАНСПОРТ, ВСЕ НА ЧТО ХВАТИТ ВАШЕЙ ФАНТАЗИИ!

ТАНГРАМ РАЗВИВАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, АБСТРАКЦИЮ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ.

С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ГОЛОВОЛОМКИ МОЖНО СОСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ, ТРАНСПОРТ, ВСЕ НА ЧТО ХВАТИТ ВАШЕЙ ФАНТАЗИИ!

Изготовление 5 4 3 1 6 7 2

Изготовление

5

4

3

1

6

7

2

5 4 3 1 6 7 2

5

4

3

1

6

7

2

Правила игры 1) В состав каждой фигурки должны входить все семь частей; 2) При этом они не должны перекрываться. 3) Элементы фигур должны примыкать друг к другу.

Правила игры

1) В состав каждой фигурки должны входить все семь частей;

2) При этом они не должны перекрываться.

3) Элементы фигур должны примыкать друг к другу.

Задание 1

Задание 1

  • Собери квадрат
Заяц Задание 2

Заяц

Задание 2

Задание 3 Своя фигура

Задание 3

Своя фигура

Применение в жизни

Применение в жизни

Применение в жизни

Применение в жизни

Что понравилось? Что запомнилось? Были трудности?

Что понравилось?

Что запомнилось?

Были трудности?

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. До новых встреч!

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.

До новых встреч!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Учимся, играя! Танграм

Автор: Крупнова Светлана Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Танграм - игра головоломка"
    ["seo_title"] => string(24) "tangram_igra_golovolomka"
    ["file_id"] => string(6) "624489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675104960"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Реферат на тему "Танграм" "
    ["seo_title"] => string(27) "riefierat-na-tiemu-tanghram"
    ["file_id"] => string(6) "227049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440588222"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Танграм "
    ["seo_title"] => string(8) "tanghram"
    ["file_id"] => string(6) "227039"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440586935"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "«развитие воображения, наглядно-образного мышления младших школьников с помощью дидактической игры «танграм» во внеурочное время"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_nagliadno_obraznogo_myshleniia_mladshikh_shkolnikov_s_pom"
    ["file_id"] => string(6) "632956"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1685650961"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Мастер-класс «Развитие ВООБРАЖЕНИЯ, НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ТАНГРАМ» ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_razvitie_voobrazheniia_nagliadno_obraznogo_myshleniia_mladshikh_shk"
    ["file_id"] => string(6) "632957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1685651604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства