kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учимся, играя! Танграм

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие "Учимся, играя! Танграм" 

Цели:

  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;
  • Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);
  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.

Оборудование:

  • Картон,клей,ножницы.
  • Набор рисунков;
  • Большая магнитнитная доска;
  • Мультимедийный проектор
  • Линейка, карандаш;

Ход мероприятия

1. Сообщение учащихся

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.

2. "Танграм".

Примерное сообщение учащихся:

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 <Рисунок1>, в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека <Рисунок 2>. Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы, а затем изготовить Танграм по образцу.

Задания:

Сложить фигурку "Квадрат"

Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки

Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,

2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию

Применение танграма

1.
Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.

2.Применение танграма в жизни (по слайдам презентации)

Рефлексия урока.

Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.

Задание на дом.

Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.

 Литература:

  1. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.
  2. Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.
  3. Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.
  4. Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«otkrytyj_urok_po_nagljadnoj_geometrii_5-6_klass»

Внеклассное мероприятие «Учимся, играя!» ("Танграм") (геометрические головоломки)

Цели:

  • Развивать наглядно-действенное и наглядно-образное мышление;

  • Развивать творческие способности (гибкость мышления, геометрическую зоркость, интуицию, воображение);

  • Способствовать формированию у учащихся положительного эмоционально-целостного отношения к предмету, друг другу.

Оборудование:

  • Набор игр "Танграм".

  • Набор рисунков;

  • Большая магнитнитная доска;

  • Мультимедийный проектор

  • Линейка, карандаш;

Ход мероприятия

1. Сообщение учащихся

Мир, в котором мы живем, наполнен геометрией домов и улиц, гор и полей, творениями природы и человека. Лучше ориентироваться в нем, открывать новое, понимать красоту и мудрость окружающего мира поможет наше с вами занятие.

Сегодня от нас потребуется: наблюдательность, усидчивость и аккуратность, смекалка и находчивость, геометрическая интуиция, фантазия. То, что мы будем делать на уроке, можно сказать словами А. И. Крылов: "Случается нередко нам и труд, и мудрость видеть там, где стоит только догадаться за дело просто взяться". Сегодня мы познакомимся с одной очень интересной математической игрой. Мы сможем узнать ее название, отгадав ребус.

2. "Танграм".

Примерное сообщение учащихся:

Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру. Да такую, чтобы забавляясь которой, его сын постигал бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Первое ее изображение (1780) обнаружено на ксилографии японского художника Утомаро, где две девушки складывают фигурки. Название "танграм" возникло в Европе, вероятнее всего, от слова "тань" (что означает "китаец") и корня "грамма" (в переводе с греческого "буква") На первых порах ею пользовались не для развлечения, а для обучения геометрии.

уч-ся (рассказывает и показывает на интер. доске)

Танграм получается из квадрата, если его разрезать, так как показано на рисунке 1 , в нем 7 частей: 5 треугольников (три из них имеют разный размер), параллелограмм, квадрат (учащиеся работают с набором)

Суть игры заключается в том, чтобы на плоскости из семи частей квадрата создавать самые разнообразные фигуры, силуэты предметов по образцу или замыслу. Показать (на интер. доске) как из геометрических фигур головоломки получается фигурка бегущего человека . Предложить учащимся работать не с самими кусочками танграма, складывая из них картинки, а разделять карандашом готовую картинку на составные элементы.



Задания:

Сложить фигурку "Кошечка"





Работа в группах. Из предложенных рисунков составить любые 2 - 3 фигурки

Индивидуальная работа. Дифференцируемые задания. Сложить фигурки из 1 набора,

2-х наборов, 3-х наборов по рисункам или проявив фантазию

Применение танграма


  1. Танграм может применяться на уроках математики для получение начальных сведений о геометрии. Знакомство с простейшими геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, ромб, знакомство с углами. Сравнение фигур по форме, размеру, площади.
    Составление из нескольких фигур новой геометрической фигуры: из двух треугольников – ромб, большой треугольник, квадрат, из трёх – треугольник, 
    трапецию, параллелограмм и т.д.

    Играя, мы запоминаем названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуем формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещаем их с целью получения новой фигуры. У нас развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

    2. Танграм может применяться в логопедических группах детского сада и младших классах школы, работа ведется по лексико-грамматическим темам, в рамках которых уточняются и закрепляются знания детей об окружающем мире. Играя с картинками, выкладывая их, дети заучивают разнообразный речевой материал, а также закрепляют и автоматизируют поставленные логопедом звуки.

    3. Танграм во всех его проявлениях можно встретить начиная от дизайна одежды, заканчивая архитектурой и ландшафтным дизайном. Самое удачное применение танграма, пожалуй в качестве мебели. Есть и столы танграмы и трансформируемая мягкая мебель и знаменитые настенные полки фирмы Lago. 

    Вся мебель построенная по принципу танграма очень удобна и функциональна. Каждый раз она может видоизменятся в зависимости от настроения и желания хозяина. Сколько всевозможных вариантов и комбинаций можно составить из этих симпатичных полочек. Сами производители выпустили вместе с инструкцией по сборке несколько страниц с идеями для библиотеки, гостиной, спальни и детской. 

    Парадоксы 

    Как разновидность предыдущего типа задач – решение парадокса в танграмах из семи частей (пример – откуда взялась нога у человечка: парадокс, обнаруженный Г. Дьюдени. Как видно из схемы, первая фигура чуть толще второй; площадь "ноги" в точности равна площади избыточной полоски на животе, обозначенной отрезком АВ).

    Рефлексия игры "Танграм"

Ребята оценивают свою работу и работу в группах. Выставка картинок, собранных учащимися на доске.

Рефлексия урока.

Задание на дом.

Творческая работа: составить свои картинки к головоломкам, можно привлечь родителей и друзей.

 Литература:

  1. Шарыгин И. Ф., Ерганжиева Л. Н. Наглядная геометрия. 5 - 6 кл.: Учебное пособие. - М.: Дрофа, 1998.

  2. Гершензон М. А. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. Лит., 1992.

  3. Ткачева М. В. Домашняя математика 7кл. - М.: Просвещение, 1993.

  4. Смирнова Е. С. Методическая разработка курса наглядной геометрии: 5кл. - М.: Просвещение, 1999.

  5. Развитие логического мышления и интеллекта. ЗАО "БАО-ПРЕСС", 2005.

  6. Материал из Интернета

Просмотр содержимого презентации
«внеклассное мероприятие танграм»

Учимся, играя!

Учимся, играя!

Игра –головоломка , способствующая развитию математических способностей 5 4 3 1 6 7 2

Игра –головоломка , способствующая развитию математических способностей

5

4

3

1

6

7

2

,,, Разгадайте ребус , тан к грам ота

,,,

Разгадайте ребус

,

тан

к

грам

ота

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ... Легенда…

Это было очень давно, почти две с половиной тысячи лет тому назад. У немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по летам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.

Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали такую игру ...

Легенда…

Из истории «Танграм» - старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. «Танграм

Из истории

«Танграм» - старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. «Танграм" в Китае называют "чи-чао-тю", что означает "хитроумный узор из семи частей"

Сущность её заключается в складывании из 7 частей, полученных разрезанием квадрата определённым образом, различных фигурок, а также придумывании новых.

На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется - это сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок танграма.

На первый взгляд, игра очень проста. Все, что требуется - это сложить из разбросанных деталей какую-либо фигуру. Однако, задача только кажется легкой. Не всякий взрослый сможет решить самые мудреные комбинации фигурок танграма.

ТАНГРАМ РАЗВИВАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, АБСТРАКЦИЮ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ. С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ГОЛОВОЛОМКИ МОЖНО СОСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ, ТРАНСПОРТ, ВСЕ НА ЧТО ХВАТИТ ВАШЕЙ ФАНТАЗИИ!

ТАНГРАМ РАЗВИВАЕТ ЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ, АБСТРАКЦИЮ, ВНИМАНИЕ, УСИДЧИВОСТЬ.

С ПОМОЩЬЮ ЭТОЙ ГОЛОВОЛОМКИ МОЖНО СОСТАВИТЬ ЖИВОТНЫХ, ЛЮДЕЙ, ТРАНСПОРТ, ВСЕ НА ЧТО ХВАТИТ ВАШЕЙ ФАНТАЗИИ!

Изготовление 5 4 3 1 6 7 2

Изготовление

5

4

3

1

6

7

2

5 4 3 1 6 7 2

5

4

3

1

6

7

2

Правила игры 1) В состав каждой фигурки должны входить все семь частей; 2) При этом они не должны перекрываться. 3) Элементы фигур должны примыкать друг к другу.

Правила игры

1) В состав каждой фигурки должны входить все семь частей;

2) При этом они не должны перекрываться.

3) Элементы фигур должны примыкать друг к другу.

Задание 1

Задание 1

  • Собери квадрат
Заяц Задание 2

Заяц

Задание 2

Задание 3 Своя фигура

Задание 3

Своя фигура

Применение в жизни

Применение в жизни

Применение в жизни

Применение в жизни

Что понравилось? Что запомнилось? Были трудности?

Что понравилось?

Что запомнилось?

Были трудности?

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели. До новых встреч!

Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает на­стойчивость и упорство в достижении цели.

До новых встреч!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Учимся, играя! Танграм

Автор: Крупнова Светлана Юрьевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100895

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Танграм - игра головоломка"
    ["seo_title"] => string(24) "tangram_igra_golovolomka"
    ["file_id"] => string(6) "624489"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1675104960"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Реферат на тему "Танграм" "
    ["seo_title"] => string(27) "riefierat-na-tiemu-tanghram"
    ["file_id"] => string(6) "227049"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440588222"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(15) "Танграм "
    ["seo_title"] => string(8) "tanghram"
    ["file_id"] => string(6) "227039"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440586935"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(241) "«развитие воображения, наглядно-образного мышления младших школьников с помощью дидактической игры «танграм» во внеурочное время"
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_voobrazheniia_nagliadno_obraznogo_myshleniia_mladshikh_shkolnikov_s_pom"
    ["file_id"] => string(6) "632956"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1685650961"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(265) "Мастер-класс «Развитие ВООБРАЖЕНИЯ, НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ПОМОЩЬЮ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ «ТАНГРАМ» ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ"
    ["seo_title"] => string(80) "master_klass_razvitie_voobrazheniia_nagliadno_obraznogo_myshleniia_mladshikh_shk"
    ["file_id"] => string(6) "632957"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1685651604"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1290 руб.
1980 руб.
1560 руб.
2400 руб.
1720 руб.
2640 руб.
1530 руб.
2350 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства