Внеклассное
мероприятие:
«Математический бой»
по математике
в 5-6 классе
Учитель математики: Котлярова П.Ю.
Автор: учитель математики и информатики Котлярова П.Ю.
Образовательное учреждение: МКОУ «СОШ х. Ново-Исправненского»
Предмет: математика
Тема: «Математический бой. «Мы еще не Архимеды»».
Класс: 5-6
Предназначение: внеклассное мероприятие.
Тип урока: закрепление и обобщение материала.
Метод обучения: Игра «Морской бой» на основе интерактивной презентации, фронтальная работа с классом.
Цели:
закрепить и проверить знания учащихся по теме «Сложение и вычитание дробей»;
формировать познавательный интерес к предмету, воспитание стремления к непрерывному совершенствованию своих знаний;
развивать логическое мышление, внимательность, активность находчивости, формирование умений работать в команде.
Средства обучения: проектор или ИД, персональные компьютеры с установленной программой MS PowerPoint.
Методика работы с ресурсом:
Правила игры
Эта игра — аналог простой детской игры «Морской бой». Презентация проста в использовании. Игровое поле состоит из 100 квадратов, под каждым из них находится корабль (1 – 4-х палубный, 1 – 3-х палубный, 2 – 2-х палубных и 3 – 1 палубный) или море, к палубам кораблей прикреплены задания (Т- теоретический вопрос задает ЮНГА, П- примеры на вычитание или сложение дробей задает КОК, У – уравнения задает МАТРОС, З – задачи задает КАПИТАН, Л- задачи на логику задает АДМИРАЛ)
В презентации присутствуют гиперссылки и триггеры.
Играют 2 команды (слайд № 2) по очереди выбирают «выстрел», первый ход определяется в результате жеребьёвки.
При попадании в пустую ячейку «море» ход передается другой команде
При попадании в корабль команде начисляется 1 балл
При уничтожении корабля команде начисляется 5 баллов
При попадании в борт корабля необходимо выполнить задание.
Команде, которая быстро и правильно выполнит задание, начисляются баллы (Т- 1 балл, П – 2 балла, У – 3 балла, З – 4 балла, Л – 5 баллов), а также дается право на «выстрел».
Побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
На каждом слайде размещены кнопки управления и перехода между слайдами с учётом гиперссылок.
Автор рисунков (АДМИРАЛ, КАПИТАН, КОК, МАТРОС, ЮНГА)
Ход мероприятия.
Учитель:
Я приветствую всех, кто сегодня собрался.
Кто готовился, думал и очень старался.
В наше время, чтобы строить и страною управлять,
Прежде нужно только в школе математику познать.
Предлагаю вам заняться занимательной игрой,
Надо просто постараться думать всем вам головой.
Приветствие команды “РИТМ”
Чтобы в математическом бою победить,
Очень умным и любезным надо быть.
За щитами не скрываться,
Шпаги острой не бояться.
Все законы поведенья изучить!
Девиз:
Ты нам математика даешь
Для победы трудностей закалку
И с тобою учатся ребята
Развивать и волю и смекалку.
Приветствие показывает команда “РОМБ”
Победить в бою очень нелегко,
Здесь сражаются за каждое очко.
Начинается сраженье
По законам уважения.
Победить в бою очень нелегко!
Девиз:
Мы в команде все дружны
И как стороны у ромба,
Разумеется равны.
Разминка
1 тур.
Вопросы первой команде.
Как называется результат сложения? (Сумма)
Чему равно произведение всех цифр? (Нуль)
Назовите наименьшее трехзначное число (Сто)
Как называется сотая часть числа? (Процент)
Как называется инструмент для измерения углов (транспортир)
Двое играли в шахматы два часа. Сколько времени играл каждый?
Сколько лет в одном веке? (Сто)
Сколько нулей в записи числа миллиард? (Девять)
Величина прямого угла (90 град)
Когда произведение равно нулю? (Когда хотя бы один из множителей равен нулю)
Что больше 2 м или 201 см? (201 см)
Радиус окружности 6 см. Чему равен ее диаметр? (12 см)
Какую часть часа составляют 20 мин? ()
К 7 прибавить 5. Как правильно записать: «одиннадцать» или «адиннадцать»? (Двенадцать)
Сколько сантиметров в метре? (Сто)
Сколько секунд в минуте? (Шестьдесят)
Как называется угол, меньший прямого? (Острый)
Из Москвы В Петербург вышел поезд со скоростью 60 км/ч, а из Петербурга в Москву вышел второй поезд со скоростью 70 км/ч. Какой из поездов будет дальше от Москвы в момент встречи? (На одинаковом расстоянии)
Как найти неизвестное делимое? (Частное умножить на делитель)
Назовите наименьшее простое число. (2)
Вопросы второй команде.
Как называется результат вычитания? (Разность)
На какое число нельзя делить? (На нуль)
Назовите наибольшее двухзначное число. (99)
Как называется инструмент для построения окружности? (Циркуль)
Сколько граммов в килограмме? (Тысяча)
Тройка лошадей проскакала 30 километров. Сколько проскакала каждая лошадь? (30 км)
Что больше 2 дм или 23 см? (23 см)
Назовите наименьшее натуральное число. (1)
Сколько минут в часе? (60)
Как называется сумма длин сторон треугольника? (Периметр)
Что легче пуд ваты или пуд железа? (Равны)
Сколько нулей в записи числа миллион? (Шесть)
Когда частное равно нулю? (Когда делимое равно нулю)
Шла старушка в Москву, а навстречу ей три старика. Сколько человек шло в Москву? (Одна старушка)
Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги? (5 кг)
Площадь квадрата 25 см2. Чему равна длина стороны квадрата? (5 см)
На двух руках 10 пальцев. Сколько пальцев на 10 руках? (50)
Какие числа называются натуральными? (Числа, употребляемые при счете предметов)
Как найти неизвестное слагаемое? (Надо из суммы вычесть известное слагаемое)
Как называется первая координата точки?
Жюри объявляют победителя в 1 конкурсе
Тур 2
Домашнее задание:
Командам было дано задание написать как можно больше слов с числительным например слово те100, команды по очереди говорят свое слово, а начнем с команды победителя, та команда у которой закончатся слова проигрывает.
Объявляется победитель.
А теперь конкурс связанный с домашним заданием, команды дома записали пословицы с числительным, говорим каждый по пословице, у какой команды пословицы закончились, та команда проиграла (пример: семь раз отмерь, один – отрежь)
Жюри подводят итог.
Пока наше уважаемое жюри решают сколько дать баллов за 2 тура.
Веселая минутка.
Рекламная пауза
Стоит Данил задумавшись.
Ангелина (входя) Данил, о чем ты задумался?
Данил. Знаешь о чем задумался? Среднее арифметическое - гениальное изобретение математиков. Смотри, мы с тобой неразлучные друзья, все делим пополам, хорошее и плохое. Возьмем , например, оценки, которые получили сегодня. Ты получила «5» , а я «1». Складываем делим пополам , по тройке получили оба. Видишь, как хорошо». И мать меня не накажет. Да здравствует Среднее арифметическое.
Ангелина Но ты даже не спросил , устраивает ли это меня?
Данил. Подожди , это еще не все. Ты пришла в школу на 15 минут раньше, а я на 15 минут позже. Складываем , делим пополам – Среднее арифметическое.
Ангелина. Ты же гений!(в сторону) Ну я тебе проучу.(Данилу) Слышишь , Данил, ты меня просил купить кеды в нашем магазине. Тебе мама дала денег?
Данил. Да
Ангелина. Давай я сбегаю в магазин, а ты решишь несколько примеров со своим арифметическим. (Уходит)
Данил. Вот Здорово! Наконец – то и у меня будут кеды, и Сергей Григорьвич не будеть ругать меня.( Делает несколько гимнастических упражнений).
Ангелина (входит с пакетом) Видишь как быстро я вернулась. Я тебе кеды купила, не что – нибудь.
Данил ( с нетерпением). Давай быстрее покажи их.( Раскрывает пакет, с удивлением разглядывает: один большой кед, а другой маленький) Что это?
Ангелина. Ты еще спрашиваешь? Это твои кеды. Один 26 размера , другой 44. Складываем , делим пополам , получаем твой размер 35. Да Здравствует Среднее арифметическое.
Конкурс капитанов
Тропинка к истине сложна,
И потому в мышленье чистом
Отвага дерзкая нужна
Не менее, чем альпинистам.
Капитаны поочередно вытаскивают из коробки вопросы и отвечают на них.
Груша тяжелее, чем яблоко, а яблоко тяжелее персика. Что тяжелее – груша или персик? (Груша)
У Марины было целое яблоко, две половины и четыре четвертинки. Сколько было у нее яблок? (Три)
Батон разрезали на три части. Сколько сделали разрезов? (Два)
Петух, стоя на одной ноге весит 5 кг. Сколько он будет весить, если встанет на две ноги?
Исключите лишнюю фигуру (возможные ответы: а) нуль, т.к. это замкнутая ломаная, б) единица, т.к. состоит из двух звеньев)
За 2 мин составить самое длинное слово (каждую букву использовать один раз) из букв И, П, Н, У, Е, А, К, Й, Л. Слово – существительное в именительном падеже, единственного числа.
5 тур. Морской бой. Презентация.
Веселая минутка.
Басня “Ученый кот”. - Юля
У кошки маленький котеночек подрос.
– Как дальше быть? – возник вопрос.
Ловить мышей – такая штука,
Что тут нужна теперь наука.
Решила мать, что впору
Послать котенка в школу,
И вот за партой в классе
Сидит пушистый Вася...
С усердием большим, как наказала мать,
Принялся кот науку постигать.
Он изучил до тонкости по темам
Строение мышей (по графикам и схемам).
Их чучела изготовлял из тряпок
В кружке "умелых лапок".
Решал, едва не плача,
Он про бассейн задачу.
(Сколь выльется сметаны,
когда открыты краны.)
Был в геометрии как дома,
Знал доказательств остроту;
Тригонометрия знакома
Была прилежному коту.
И через десять лет, науками богат,
Понес домой наш кот из школы аттестат...
В то время у какой-то горки
Мышонок вылезал из норки,
Хоть Васька изучал мышиный род по книгам,
Исконного врага узнал он все же мигом.
Но как его схватить?
Нельзя же прыгнуть сразу!
Тут надо применить
Научных знаний базу...
Вот неизвестного мышонка
За икс он принял очень тонко.
Затем в системе CGS
Нашел его удельный вес.
v – скорость, ускоренье – a.
(А брызги сыплются с пера!)
По теореме Пифагора
Он путь нашел довольно скоро;
Привел ответы, глядя в книгу,
К логарифмическому виду;
Вписал последнюю строку
И приготовился к прыжку...
Пока ученый кот над уравненьем бился,
Мышонок-неуч в норке скрылся.
Запомните, друзья, соль истины такой:
Теория мертва без практики живой.
6 тур. Нарисуйте карандашом фигуру человечка. Групповая работа.
«Расстановки» (время выполнения 2 мин.) Групповая работа
Расставьте числа 6, 5, 4, 3, 2, 1 в кружочки так,
чтобы сумма чисел вдоль каждой стороны треугольника
равнялась 12
Оценка конкурса: Если участники команд расставили числа во все три ветви, то команда получает 3 балла, если в две ветви – 2 балла, в одну ветвь – 1 балл.
«Забавные пятерки» (на выполнение 3 мин) Групповая работа.
Вот задачи – не для робких,
Вычитай, дели и множь,
Плюсы ставь, а также скобки –
Верно к финишу придешь…
С помощью четырех пятерок, знаков действий и скобок составить числовые выражения, значения которых равно 1, 2 и 3
5 5 5 5 = 1
5 5 5 5 = 2
5 5 5 5 = 3
Оценка конкурса: за три правильных ответа – 3 балла, за два ответа – 2 балла, за один – 1 балл
7 тур. Мини Вебквест.
команда "Великолепная четверка" МОУ "ООШ с.Камышево"
"Удивительный мир симметрии"
Как люди научились считать?
Веселая минутка.
Нужно ли “зубрить”? Юра, Влад
Учащиеся часто спрашивают: “Почему учителя требуют, чтобы все формулировки мы заучивали наизусть? Неужели недостаточно того, чтобы знать их в “свободной форме” и воспроизводить своими словами?” Прежде чем дать ответ по существу, расскажем одну историю.
Это произошло в те времена, когда на улицах города ещё не было освещения. Как–то ночью мэр города столкнулся с горожанином. Это было неприятно и больно. Тогда мэр отдал приказ, чтобы никто не выходил ночью на улицу без фонаря. Следующей ночью мэр опять столкнулся с тем же горожанином.
Вы не читали моего приказа?– спросил мэр сердито.
Читал,– ответил горожанин. – Вот мой фонарь.
Но в фонаре у вас нет ничего.
В приказе об этом не упоминалось.
Наутро появился новый приказ, обязывающий вставлять свечу в фонарь при выходе ночью на улицу. Вечером мэр опять налетел на того же горожанина.
Где фонарь?!
Вот он.
Но в нем нет свечи!
Нет, есть. Вот она.
Но она не зажжена!
В приказе ничего не сказано о том, что надо зажигать свечу.
И мэру пришлось издать ещё один приказ, обязывающий граждан зажигать свечи в фонарях при выходе ночью на улицу.
Теперь, наверное, всем учащимся ясно, как следует поступать с формулировками определений, аксиом и теорем. Если они могут своими словами передать их точный смысл – пожалуйста! Если же нет, то, чтобы не уподобляться тому мэру, о котором только что рассказано, следует учить наизусть.
Подведение итогов. Выдача дипломов.