Математическая игра для учащихся 7 - 8 классов.
Поле чудес
Автор: учитель математики Вахромеева И.Г.
Цели:
- Развивать познавательный интерес, мышление и творческую активность учащихся.
2. Развивать и укреплять интерес к математике.
3. Развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.
4. Познакомить учащихся с известными учеными математиками древности и нашего времени.
Оборудование:
- Колесо, разделенное на сектора с буквами.
- Заготовленные модели слов с закрытыми буквами.
- Поощрительные призы.
Ход занятия:
Правила игры аналогичны телевизионной игре.
I тур: « Великие математики»
1. Этот математик древности погиб от меча римского солдата, гордо воскликнув: «Отойди, не трогай моих чертежей!». Он являлся основателем гидростатики, создателем мощных катапульт, гигантских кранов. Его именем впоследствии были названы спираль, закон, винт. Как его звали? (Архимед)
2. У этого крупнейшего математика 19 века рано проявились математические дарования. Его называли королем математиков. Его математическое дарование проявилось уже в детстве. Рассказывают, что в трехлетнем возрасте он удивил окружающих, поправив расчеты своего отца с каменщиками. Однажды в школе, учитель предложил классу сложить все числа от 1 до 100. Пока учитель диктовал задание, у него уже был готов ответ. Кто это? (Карл Гаусс)
3. Труды этого математика были почти единственным руководством по одному из разделов математики в школе. Он самоотверженно любил науку и никогда не допускал неискренности. Однажды царь обратился к нему с вопросом, нет ли более краткого пути для познания его трудов. На это он гордо ответил, что в математике нет царских дорог. В истории Западного мира его книга после Библии, вероятно, издавалась наибольшее число раз и более всего изучалась. Кто он? (Евклид)
4. Он, несмотря на свою молодость, успел сделать много открытий, но, к сожалению, был убит на дуэли в 20 лет. (Галуа)
5. Благодаря этому ученому в нашу жизнь вошли знаки умножения «´», «·». Как его фамилия? (Лейбниц)
6. Он решил много сложнейших задач, совершил не одно открытие в различных разделах современной математики. Радость своих математических открытий он познал рано. Он рассказал, что еще до поступления в гимназию, в возрасте 5-6 лет он любил придумывать задачи, подмечать интересные свойства чисел. Кто он? (Колмогоров А.Н.).
7. Метрическая система мер принята большинством стран мира. В России ее введение началось 1899 года. Большие заслуги во введении и распространении метрической системы мер в нашей стране принадлежат кому? (Менделеев Д.И.)
II тур: «Математические понятия»
1. Данное понятие ввел впервые Лейбниц в 1694 г. Данное понятие имело геометрический смысл. В школьный курс данное понятие было введено лишь в 20 веке. О каком понятии идет речь? (Функция)
2. Из курса геометрии вам известно, что косинусом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение прилежащего катета к гипотенузе. А как называется отношение гипотенузы к катету, прилежащему к этому же углу? (Секанс)
3. Это понятие переводится как, «ломаное» число. Что это за понятие? (Дробь)
4. Этим словом можно назвать и окружность и прямую. Оно является одним из основных геометрических образов. Что это за слово? (Линия)
5. В древности учение об этом понятии было в большом почете у пифагорейцев. С ним связывали мысли о порядке и красоте в природе, о созвучных аккордах в музыке и гармонии во Вселенной. Оно применялось и применяется не только в математике, но и в архитектуре, искусстве и является условием правильного, наглядного и красивого построения или изображения. Современная запись определения этого понятия с помощью математических знаков была введена немецким математиком Готфридом Вильгельмом Лейбницем. (Пропорция)
III тур: «Единицы измерения»
1. Все хорошо знают меры объема: 1мм³, 1см³, 1дм³. А как называется мера объема, равная 3,75 л? (Гарнец)
2. Данная единица длины появилась в 1001г. в Англии благодаря Генриху I. Она равнялась расстоянию от кончика носа короля до конца среднего пальца его вытянутой руки. (Ярд)
3.Вам известны меры веса: 1г, 1кг, 1ц, 1т. Как называлась мера веса на Руси, равная приближенно 12,797г.? (Лот)
4. Единица измерения, равная длине трех ячменных зернышек, уложенных концами друг к другу. (Дюйм)
5. Единица длины, равная десятимиллионной части одной четверти длины парижского меридиана. (Метр)
Подведение итогов.