kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"калейдоскоп математических открытий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка воспитательного мероприятия.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"калейдоскоп математических открытий"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДОНЕЦКИЙ ТРАНСПОРТНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»



Рассмотрено и одобрено

на заседании цикловой комиссии

«___»__________2017 г.,

протокол №___

Председатель _____________Н.А.Дулина

УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора

по учебно-методической работе

_____________Л.И.Григорьева

«____»____________2017 г.














МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ

«Калейдоскоп математических открытий»












2017

Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия –УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Калейдоскоп математических открытий». – Донецк: ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж», 2017.






Автор: Воловик О.В., преподаватель математики, специалист первой категории ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж»




Рецензенты:

Цумбек Е.В., методист ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж»



Аннотация:

Данная разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассного мероприятия по дисциплине «Математика», предназначена для использования в работе преподавателей естественно-математических дисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования, классных руководителей, студентов колледжа.







Рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии естественно-математических дисциплин ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж» Протокол №5 от 06.12.2017 г.









©ГПОУ «Донецкий транспортно-экономический колледж»


©ДонТЭК, 2017 год

СОДЕРЖАНИЕ




Введение ...................................................................................................

4

План мероприятия......................................................................................

6

Содержание и ход мероприятия ...............................................................

8














ВВЕДЕНИЕ


Представленная методическая разработка предназначена для преподавателей естественно-математических дисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования для студентов всех специальностей.

Внеклассная работа является неотъемлемой частью учебно-воспитательной работы в колледже. Она углубляет знания студентов, способствует развитию их способностей, расширяет кругозор, а также развивает интерес к изучаемому предмету. В настоящее время существует много разновидностей внеклассной работы по математике: олимпиады, КВНы, различные математические эстафеты, марафоны, математические кружки. Данные виды внеклассной работы, как правило, охватывают обучающихся, имеющих хорошие способности в области точных дисциплин, а, следовательно, не позволяют вовлечь большое число студентов, что может привести к потере интереса к предмету студентов, которые не вовлечены в мероприятие. 

Существуют внеклассные мероприятия, которые позволяют привлечь большое количество обучающихся с разными способностями и интересами, такие как конференция,  устный журнал, когда каждый присутствующий сопричастен к развитию математического интереса.

Профессиональная подготовка специалистов большинства отраслей предполагает получение качественной математической подготовки. К сожалению, на данном этапе мы имеем низкий уровень базовой теоретической и практической подготовки по математике желающих получить образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования: неумение применять математические знания для решения практических задач; низкая мотивация к изучению математики; недостаточный уровень активности учебно-познавательной деятельности студентов; нехватка учебного времени; отсутствие профессионально направленных учебников, дидактических материалов, учебно-методических пособий и многих других компонентов учебно-методического обеспечения.

Проведение математических викторин, конкурсов, конференций и других внеаудиторных мероприятий позволяет повысить познавательный интерес студентов колледжа к математической дисциплине и акцентировать мотивационный компонент обучения. Как известно, мотивы направляют, организуют познание, придают ему личностного значения. Внутренняя мотивация возникает постепенно, у многих студентов она неустойчива и зависит от ситуации (интересные задачи, решение ситуативных задач, состязательность, поддержка преподавателя и т. д.).

Предложенное внеклассное мероприятие рассчитано на один академический час – 45 минут.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЯ

Дисциплина:

Математика

Тема занятия:

УСТНЫЙ ЖУРНАЛ «Калейдоскоп математических открытий»

Цель занятия:


  • методическая:

  • усовершенствование методики организации деятельности студентов на внеклассном мероприятии по математике;

  • дидактическая:

  • способствовать пониманию значимости изучаемой науки для общечеловеческого прогресса;

  • расширять представления студентов об открытиях в сфере математики, формирование устойчивого интереса к математическим знаниям, создание условий для повышения познавательного интереса;

  • формирование целостного представления об окружающем мире;

  • воспитательная:

  • воспитать у будущих специалистов определенные морально-духовные качества непосредственно через содержание учебного материала и настроить на конкретную познавательную деятельность;

  • содействовать развитию интереса студентов к математике как элементу общечеловеческой культуры;

  • способствовать развитию навыков хорошего поведения в обществе и навыков общения;

  • развивающая:

  • всестороннее развитие личности студентов, аналитико-синтезирующего мышления;

  • развитие у студентов смекалки, эрудиции, умению быстро и четко излагать свои мысли;

  • способствовать развитию кругозора студентов, математической речи и грамотности.

Вид занятия:

внеклассное мероприятие

Тип занятия:

устный журнал


Форма и методы проведения занятия: проектные технологии; работа в группах; применение исторических сведений, интересных фактов; решение задач; применение мультимедийной презентации и видеофильмов


Методическое обеспечение: методическая разработка мероприятия, план проведения мероприятия, мультимедийная презентация.


Оборудование: медиа-оборудование; аудитория украшена математическими газетами, которые подготовили студенты; математическими высказываниями; плакаты ученых; часы с секундной стрелкой.

План мероприятия


  1. Вступительное слово преподавателя

  2. Доклад о математических открытиях Архимеда

  3. Леонард Эйлер и теория графов

  4. Григорий Перельман и доказательство длинною в век

  5. Заключительное слово преподавателя





СОДЕРЖАНИЕ И ХОД МЕРОПРИЯТИЯ


  1. Вступительное слово преподавателя


Мой любимый предмет - математика. На первый взгляд, кажется, что она не имеет никакого отношения к природе, но на самом деле это не так. Без математики не может обойтись ни одна современная наука. Перед тем, как ученые предложат новые лекарства или инженеры придумают усовершенствованные технологии, они исписывают доски числами, используя понятия, которые ввели математики иногда за несколько столетий перед этим. Конечно, в первую очередь, с математикой связаны точные науки, где математические формулы помогают описывать многие явления. Но, кроме того, математика нужна во многих гуманитарных науках, например, в истории, в лингвистике. Знание математики помогает и при выполнении сложнейших физических расчетов, и, конечно же, в бытовой жизни.

К сожалению, вклад математиков в историю остается часто практически неоцененным. Мы решили изменить это прямо сейчас.


Ведущий 1

Кстати, а откуда, пришло это слово? 

Ведущий 2

Из древнегреческого языка ("мантенеин"), означает в переводе: "учиться, приобретать знания".

Ведущий 3

Математика приглашает в свое королевство всех, кто настойчив, кто часто говорит "почему?", кто не боится цифр и вычислений, и чей девиз: Хочу  все знать!

Ведущий 1

Математика – уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. “Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства” – писал Леонардо да Винчи.

Ведущий 2

В отличие от других наук, математика, как представительница чистого разума, развивается поступательно, вне зависимости от увлечений человечества на том или ином историческом промежутке времени, от революций и катаклизмов общества. Иногда математики любят ставить проблемные вопросы, на решение которых уходят столетия.

Ведущий 3

Основой развития математики в XX веке стал сформировавшийся математический язык цифр, символов, операций, геометрических образов, структур, соотношений для формально-логического описания и исследования действительности. Язык математики – это искусственный язык, со всеми его недостатками и достоинствами. Он часто точнее, адекватнее и глубже отображает реальность, чем это делается в рамках других наук. Чем чаще наука прибегает к языку математики, тем больше она эволюционирует, тем более глубокие связи и отношения она сможет изучить.

Ведущий 1

Однажды известного физика Альберта Эйнштейна спросили: “Как делаются открытия?” Эйнштейн ответил: “А так: все знают, что вот этого нельзя. И вдруг появляется такой человек, который не знает, что этого нельзя. Он и делает открытие”. Конечно, это была лишь шутка. Но все же, вероятно, Эйнштейн вкладывал в нее глубокий смысл.

Ведущий 2

Может быть, он намекал, в том числе, и на собственное открытие более правильной и точной картины мироздания, изложенное им в знаменитой теории относительности.

Ведущий 3

Может быть, он из озорства гения высказал серьезную мысль в шутливой форме.

Ведущий 1

Дело не в том, чтобы “не знать”. Знать надо! А дело в том, чтобы “сомневаться”, не брать на веру все, чему учили деды. И вдруг появляется человек, которого не останавливает инерция привычных представлений. Вот он и делает открытие.

Ведущий 2

Именно потому, что прогресс не стоит на месте и всегда находится человек, который “сомневается”, в современном мире продолжается множество открытий, доказательств теорем в области математики.

Ведущий 3

Большинство великих математиков наши по СССР, хоть сейчас многие из них и не живут в постсоветском пространстве, открытия, которые они делают, оказывают большое влияние на все развитие науки в целом.

Ведущий 1

Сегодня мы проведем устный журнал – «Калейдоскоп математических открытий». Мы расскажем о некоторых интересных открытиях и их авторах, а также их применении в современной жизни. Мы постараемся доказать, что математику не зря называют «царицей наук», ей, более чем какой-либо другой науке, свойственны красота, гармония, изящество и точность.

1 студент

О, математика земная, гордись прекрасная собой.

Ты всем наукам мать родная и дорожат они тобой.

Твои расчеты величаво ведут к планетам корабли

Не ради праздничной забавы, а ради жизни на Земле.

И чтобы мысль людская в поколенья несла бесценные дары

Великих гениев творенья, полеты в дальние миры!

В веках овеяна ты славой, светило всех земных светил,

Тебе царицей величавой недаром Гаусс окрестил.

Строга, логична, величава, стройна в полете как стрела.

Твоя немеркнущая слава в веках бессмертье обрела.

Я славлю разум человека, дела его волшебных рук,

Надежду нынешнего века, царицу всех земных наук.

Ведущий 2

Математика важна в нашей жизни. А для того чтобы ею владеть надо обладать знаниями, смекалкой, логикой мышления, пространственным воображением.

Ведущий 3

Говорят,  что талисманом математики является «Сокровищница знаний». Это ларец,  в котором хранятся все знания, расчеты и открытия математики.

А ключом от этого ларца является трудолюбие, целеустремленность, интерес и желание познать неизвестное.

Первым математиком, кто разобрал вопрос об отношении длины круга к его диаметру на научной основе, был выдающийся греческий ученый Архимед (III ст. до н.э.).

Ведущий 1

Итак, приветствуем студентов с докладом о математических открытиях Архимеда

2 студент презентация АРХИМЕД

В произведении «Об измерении круга» Архимед установил, что
3 𝜋

или 3,14084 𝜋: 227 , которое было вполне достаточное для потребностей практики и которое широко применяется в настоящее время.

Так что с давних времен математики работали над определением числа 𝜋. Это связано с тем, что число 𝜋 имеет чрезвычайно большое значение в практической деятельности человека.


Математики позже вычисляли число 𝜋 значительно точнее. Математик и астроном Джемшид ал-Каши (XV ст.), который работал в наилучшей в то время астрономической обсерватории Улугбека в г. Самарканде (теперь областной центр Узбекистана), вычислил значение 𝜋 с точностью до 16 десятых знака. Голландский математик Лудольф ван Цейлен (XVII ст.) вычислил 35 десятых знака числа 𝜋 и завещал выбить это значение на своем могильном памятнике. Английский математик У.Шенкс (XIX ст.) нашел 707 знаков числа 𝜋, потратив на это 15 лет своей жизни.


А в 1949 году при помощи электронных вычислительных машин было найдено 2037 десятых знаков числа 𝜋 за 70 часов работы машины. В 1955 г. для вычисления 3093 десятых знаков числа 𝜋 было потрачено только 13 сек.

Это яркие примеры преимуществ современной вычислительной техники над старыми способами исчислений.


Конечно, нахождение числа 𝜋 с такой высокой точностью не имеет никакого практического значения. Для потребностей практики в большинстве случаев можно обойтись значением 𝜋≈3,14.


Буква 𝜋 является первой буквой греческого слова «периферия» - край или обвод круглого тела. Поэтому букву 𝜋 и было взято для обозначения отношения длины круга к его диаметру. Этот символ стал общераспространенным в середине XVIII ст., благодаря выдающемуся математику, члену Петербургской Академии наук Леонардо Эйлеру, хотя этот знак встречался и раньше.


Формулу объема и поверхности шара вывел неоднократно упоминаемый Архимед – великий математик, механик и инженер древней Греции. Архимед родился в 287г. до н.э. в Сиракузах – богатом торговом городе острова Сицилия. Там он прожил почти всю свою жизнь.


Начальное образование Архимед получил под руководством своего отца - астронома Фидия. Для завершения образования он ездил в ведущий научный и культурный центр тех времен г. Александрию, где работал тогда математик и географ Эратосфен, а немного ранее творил свои «Начала» Евклид.

В известной александрийской библиотеке Архимед, очевидно, познакомился

с работами выдающихся геометров.

После возвращения в Сиракузы наступил период самой интенсивной работы Архимеда. Он сделал ряд выдающихся открытий и изобретений, которые дают основание считать его одним из выдающихся ученых в истории науки.


С именем Архимеда связано много легенд. Рассказывают, что он так увлекался наукой, что приходилось силой отрывать его от работы, чтобы он поел или помылся.


Архимед был выдающимся механиком, теоретиком, практиком. Он открыл основной закон гидростатики. Древние историки пишут, что это было так. Царь Сиракуз Гиерон поручил Архимеду проверить, не подмешал ли ювелир в корону серебро, которую заказывали сделать из чистого золота.


Великому ученому надо было, не ломая короны, определить, сколько ювелир потратил на ее изготовление золота и сколько серебра. Архимед не мог сразу дать ответ на этот вопрос, но все время напряженно думал над его решением. Как-то купаясь в ванной, он вдруг понял, что это можно сделать при помощи погружения короны в воду. Согласно легенде, Архимед голый выбежал на улицу с криком: «Эврика! Эврика!», что означало: «Нашел! Нашел!».


Архимед прославился многими изобретениями в области механики, которую рассматривают в курсе физики.


Способности Архимеда особо выявились, когда на Сиракузы напали римляне (вторая Пуническая война).


Архимед, которому тогда было 75 лет, организовал оборону родных Сиракуз так мастерски, что римляне вынуждены были отказаться от намерения взять город штурмом. Он построил мощные метательные машины разной величины, которые закидали римские войска тяжелыми камнями и ядрами. Римляне вынуждены были перейти к осаде Сиракуз.

Осенью 212 года, возможно вследствие предательства, римлянам удалось проникнуть в город, где они устроили страшный погром. При этом Архимеда убили.


Древний историк Плутарх (I-II ст. н.э.) описал смерть Архимеда так: «К Архимеду пришел солдат с мечом в руке, чтобы убить его. Но Архимед очень просил его подождать одну минуту, чтобы задача, которую он решал, не осталась нерешенной; солдат, которому было все равно, не стал ждать и пронзил его своим мечом».


Архимед был прекрасным механиком, но главной в его научном творчестве была математика, а именно – вычисление длин кривых площадей, объемов, центров тяжести разных геометрических фигур. Идеи, которыми при этом пользовался Архимед, легли в основу интегрального исчисления.


Он вычислил площади и объемы почти всех тел, которые рассматривались в те времена.


Чтобы найти величину поверхности сферы, Архимед вписал в круг правильный многоугольник с четным числом сторон, две противоположные вершины которого находились на концах диаметра. Тогда при вращении круга вокруг указанного диаметра, получаем два конуса и ряд срезанных конусов. Рассматривая площадь этой поверхности, Архимед нашел формулу для определения поверхности сферы.


Архимед нашел так же отношение объема шара, вписанного в цилиндр, к объему этого цилиндра. Решение этой задачи он считал своим великим достижением и даже выразил желание, чтобы рисунок к ней (шар, вписанный в цилиндр) изобразили, когда он умрет, на его гробнице. Через двести лет по этому рисунку нашли его могилу.



ПРОСМОТР Фрагмент сериала Числа 2 сезон 9 серия - Задача про семь  мостов   Кенигсберга

Ведущий 1

Так кто же решил задачу о семи кенигсбергских мостах … Или все-таки о восьми?

Ведущий 2

По происхождению швейцарец. Однако более 30 лет прожил в России, где его избрали членом Петербургской Академии Наук. Он так описывает роль России в своем творчестве: "Его королевское величество (Фридрих II) недавно меня спрашивал, где я изучил то, что знаю. Я, согласно истине, ответил, что всем обязан моему пребыванию в Петербургской Академии Наук".

Ведущий 1

Назовите этого человека.

Ведущий 2

/подсказка 1/ С его именем связано обозначение отношения длины окружности к ее диаметру греческой буквой π (пи).

Ведущий 3

/подсказка 2/ Он написал учебник "Полное введение а алгебру", по образцу которого в дальнейшем писались другие учебники алгебры.

Ведущий 1

Ваш ответ? (Ответ: Леонард Эйлер)

Ведущий 3

Рассказать об открытии Леонардо Эйлера – теории графов и ее применении в современной жизни нам поможет Наталья Дерюгина в авторском фильме «От мостов Кёнигсберга до сборки генома»

ПРОСМОТР Дипломная работа Натальи Дерюгиной «От мостов Кёнигсберга до сборки генома»

3 студент Л. ЭЙЛЕР



А знаете ли вы, что семь мостов города Кенингсберга (сейчас этот город называется Калининград) стали «виновниками» создания Леонардом Эйлером теории графов (Граф – это определенное количество узлов (вершин), соединённых рёбрами). Но как, же это произошло?
Два острова и берега на реке Прегель, на которой стоял Кенингсберг, были соединены 7 мостами. Знаменитый философ и ученый Иммануил Кант, гуляя по мостам города Кенигсберга, поставил задачу, известную всем в мире как задача о 7 кенигсбергских мостах: можно ли пройти по всем данным мостам и при этом вернуться в исходную точку маршрута так, чтобы пройти по каждому мосту только 1 раз. Многие пытались решить данную задачу как практически, так и теоретически. Но никому это не удавалось, при этом и не удавалось доказать, что это невозможно даже теоретически. Поэтому, по историческим данным, считается, что в 17 веке у жителей сформировалось особая традиция: прогуливаясь по городу, пройти по всем мостам всего по 1 разу. Но, как известно, ни у кого это не получилось.

В1736 г. данная задачка заинтересовала ученого Леонарда Эйлера, выдающегося и знаменитого математика и члена Петербургской академии наук. Об этом он написал в письме своему другу – ученному, итальянскому инженеру и математику Мариони от 13 марта1736 г. Он нашел правило, используя которое можно было легко и просто получить ответ на данный интересующий всех вопрос. В случае с городом Кенингсберг и его мостами

это оказалось невозможно.

В процессе своих рассуждений, Эйлер пришел к следующим теоретическим выводам:

- Число нечётных вершин (вершин, к которым ведёт нечётное число рёбер) графа должно быть чётно. Не может существовать граф, который имел бы нечётное число нечётных вершин.
- Если все вершины графа чётные, то можно, не отрывая карандаша от бумаги, начертить граф, при этом можно начинать с любой вершины графа и завершить его в той же вершине.
- Граф с более чем 2 нечётными вершинами невозможно начертить одним росчерком



Если рассматривать данное правило к 7 мостам Кенингсберга, то части города на рисунке (графе) обозначаются вершинами, а мосты – ребрами, соединяющими данные вершины. Граф 7 кёнигсбергских мостов имел 4 нечётные вершины (то есть все, его вершины были нечетные), следовательно, невозможно пройти по всем 7 мостам, не проходя ни по одному из них дважды.

Казалось бы, у такого необычного открытия не может быть никакого реального применения и практической пользы. Но применение нашлось, и еще какое. Теория графов, созданная Леонардом Эйлером, легла в основу проектирования коммуникационных и транспортных систем, она используется в программировании и информатике, в физике, химии и многих

других науках и областях.

Но самое интересное в том, что историки считают, что есть человек, который решил данную задачу, он смог пройти через все мосты только один раз, правда теоретически, но решение было…. А произошло это вот как...

Кайзер (император) Вильгельм славился своей простотой мышления, прямотой и солдатской «недалёкостью». Однажды, находясь на светском рауте, он чуть не стал жертвой шутки, которую с ним решили сыграть учёные умы, присутствующие на данном приёме. Они показали кайзеру карту города Кёнигсберга, и попросили его попробовать решить эту знаменитую задачку, которая по определению была просто не решаемой. К всеобщему удивлению, Кайзер попросил лист бумаги и перо, и при этом уточнил, что решит данную задачку всего за полторы минуты. Ошеломлённые ученные не могли поверить своим ушам, но чернила и бумагу быстро нашли для него. Кайзер положил листок на стол, взял перо, и написал: «Приказываю построить восьмой мост на острове Ломзе». И все

задача решена…

Так в городе Кёнигсберг и появился новый 8 мост через реку, который так и назвали — мост Кайзера.

Ведущий 1

Это же когда было? Когда Калининград был Кёнигсбергом. Да, математика наука древняя.

Ведущий 3

А как же современность? Неужто все уже открыли и доказали до нас?

Ведущий 2

Нет, есть еще на Руси математики, которые доказывают гипотезы, которые никто не смог доказать в течение века. И представьте, делают это бескорыстно, отказавшись от премии в миллион!

Ведущий 1

Кто же он?

4 студент ГРИГОРИЙ ПЕРЕЛЬМАН

Современные открытия в области математики в первую очередь связаны с именем петербургского математика Григория Перельмана. Он известен своими работами по теории пространств Александрова и тем, что сумел доказать ряд гипотез. 

В 2002 году Григорием Перельманом была впервые опубликована новаторская работа, посвященная решению одного из частных случаев гипотезы геометризации Уильяма Терстона. Из нее следует справедливость известной гипотезы Пуанкаре, которую сформулировал в 1904 году французский математик, физик и философ Анри Пуанкаре. Описанный Перельманом метод изучения потока Риччи назвали теорией Гамильтона-Перельмана. 

В 2006 году Григорий Перельман решил гипотезу Пуанкаре, за что ему было присуждена международная премия «Медаль Филдса», но он от нее отказался. В 2006 году журнал Science назвал доказательство теорем Пуанкаре научным прорывом года. Это первая работа, которая заслужила такое звание. 

В 2007 году британской газетой The Daily Telegraph был опубликован список ста ныне живущих гениев. В нем Григорий Перельман находится на девятом месте. Помимо Перельмана, в этот список вошли всего лишь два россиянина – Гарри Каспаров и Михаил Калашников. 

В 2010 году Математический институт Клэя присудил Перельману премию в размере 1 миллион долларов США за то, что он доказал гипотезу Пуанкаре. Впервые в истории премия была присуждена за решение одной из Проблем тысячелетия. 

В 1900 году на математическом конгрессе в Париже Давид Гильберт предложил список из 23 проблем, которые должны быть решены в 21 столетии. На сегодняшний день разрешена 21 проблема. В 1970 году выпускник матмеха Ю.В. Матиясевич завершил решение десятой проблемы Гильберта. 

В начале 21 века в Математическом институте Клэя был составлен аналогичный список из семи важнейших задач математики на 21 столетие. При этом за решение каждой из них объявлялся приз размером 1 миллион долларов. Еще в 1904 году одну из важнейших задач сформулировал Пуанкаре: все трехмерные поверхности в четырехмерном пространстве, гомотопически эквивалентные сфере, гомеоморфны ей. Если говорить простыми словами, то гипотезу Пуанкаре можно изложить так: если трехмерная поверхность в чем-то имеет сходство со сферой, то ее можно расправить в сферу. Утверждение Пуанкаре называют формулой Вселенной из-за его важности в изучении сложных физических процессов в теории мироздания и из-за того, что оно дает ответ на вопрос о форме Вселенной. Данное открытие играет свою роль и в развитии нанотехнологий. 

Что касается других современных открытий в области математики, за прошедшие годы был решен ряд важнейших классических проблем, которые сохраняют актуальность в современной науке, намечены и развиты новые пути исследований, поставлены и решены серьезные прикладные задачи. Все это стало возможным благодаря инновационным технологиям.

Например, в Математическом институте им. В.А. Стеклова академик А.А. Болибрух решил классическую проблему сведения произвольной неприводимой системы линейных дифференциальных уравнений с рациональными коэффициентами к стандартной биркгофовой форме при помощи аналитических преобразований. 

В Санкт-Петербургском отделении того же института академик Л.Д. Фадеев разработал новый метод исследований квантовых интегрируемых моделей, в основе которого лежит постулирование дискретности переменных пространства-времени при сохранении точной интегрируемости моделей. Из единой дискретной модели как предельные случаи могут быть получены основные модели квантовых интегрируемых систем с непрерывным пространством-временем. 

В Институте математики им. С.А. Соболева СО РАН академик Ю.Л. Ершов сумел построить принципиально новое расширение поля рациональных чисел при помощи разрабатываемой им в течение нескольких лет теории локальных полей. 

Коллектив ученых Института вычислительной математики РАН построил модели, основанные на применении сопряженных уравнений гидротермодинамики для анализа глобальных изменений окружающей среды и, прежде всего, климата. 

В 2000 году Межведомственный суперкомпьютерный центр совместно с НИИ "Квант", Институтом прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН и другими организациями создал и ввел в эксплуатацию многопроцессорную вычислительную систему МВС-1000/М с пиковой производительностью 1 триллион операций в секунду. Данная система представляет собой самый мощный суперкомпьютер в сфере науки и образования страны и является головным образцом нового поколения отечественной линии систем массового параллелизма. 


Ведущий 2

Математика является системообразующей наукой, играющей особую роль во всей системе знаний. С уровнем развития математики непосредственно связан уровень развития других наук. Благодаря достижениям в области математики, совершаются открытия в биологии и медицине. Математика является основной производящей силой в обществе, поэтому современные открытия в области математики влияют на судьбу человечества в целом.


3. Заключительное слово преподавателя

Подводя некоторый итог, хочется сказать о том, что в прошлом было множество талантливых ученых. Они смогли привнести в мир что-то новое, дотоле непознанное. Именно поэтому мы должны быть благодарны великим исследователям, которые сделали наш мир более понятным, рациональным и объяснимым. Все вышеперечисленные ученые-математики заслуживают более детального рассмотрения, но для этого придется написать целую книгу. Главное - заинтересоваться этой темой и понять, насколько умными, находчивыми и талантливыми были люди, которые жили гораздо скромнее и проще нас, и как много они оставили нам в наследство.

И на прощание, хочу провести блиц-опрос аудитории. Как вы считаете:

Вопрос

Ответ

- Что есть больше всего на свете?

- ПРОСТРАНСТВО.

- Что быстрее всего?

- УМ.

- Что мудрее всего?

- ВРЕМЯ.

- Что приятнее всего?

- ДОСТИЧЬ ЖЕЛАЕМОГО.


Спасибо за внимание и до новых встреч!






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"калейдоскоп математических открытий"

Автор: Воловик Оксана Викторовна

Дата: 24.01.2018

Номер свидетельства: 452346

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "технологическая карта урока «Обобщающий урок. Чему я научился за 1 четверть. Математический калейдоскоп» "
    ["seo_title"] => string(124) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obobshchaiushchii-urok-chiemu-ia-nauchilsia-za-1-chietviert-matiematichieskii-kalieidoskop"
    ["file_id"] => string(6) "102163"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402483006"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Открытый урок по математике. 4 класс."
    ["seo_title"] => string(37) "otkrytyi_urok_po_matiematikie_4_klass"
    ["file_id"] => string(6) "363634"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480364356"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Использование игровых технологий на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(61) "ispol-zovaniie-ighrovykh-tiekhnologhii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "229717"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441837550"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Математический калейдоскоп». Открытое мероприятие по математике для 7 класса."
    ["seo_title"] => string(77) "matematicheskii_kaleidoskop_otkrytoe_meropriiatie_po_matematike_dlia_7_klassa"
    ["file_id"] => string(6) "517767"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1565946031"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства