Актуальность: как известно историю делают люди, так и история любого села неразрывно связана с жизнью тех людей, которые в нем живут. В исследовательской работе рассказывается о судьбе учителя школы с.Возжаевки Алексеевой Нине Ивановне, которая прожила в этом селе более полувека. Жизнь этой удивительной женщины - яркая страница в летописи не только школы, но и многих людей. Выбор был сделан не случайно, Нина Ивановна проработала в школе 47 лет, удостоена звания «Отличник народного просвещения» и является «Ветераном педагогического труда».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Человек большой души" »
1. Введение.
Не секрет, что хорошее образование в значительной степени определяет дальнейшие жизненные успехи человека. И во все времена многие и многие люди были обязаны своими успехами в жизни и в профессии своему учителю. Вряд ли можно увидеть известных и знаменитых людей, которые бы не вспоминали с благодарностью своих наставников, и уж совсем трудно найти человека, не помнящего своего первого учителя. О роли учителя в жизни человека говорят замечательные слова: «Знаете, нам по-прежнему верится: пока крутится наша земля, главным достижением человечества будут всегда учителя! В учителе будет мудрость талантливо-дерзкая, он будет солнце нести на крыле. Учитель - профессия дальнего действия, самая главная на земле».
Гипотеза. Может ли один человек быть наставником для многих других?
Актуальность: как известно историю делают люди, так и история любого села неразрывно связана с жизнью тех людей, которые в нем живут. В исследовательской работе рассказывается о судьбе учителя школы с.Возжаевки Алексеевой Нине Ивановне, которая прожила в этом селе более полувека. Жизнь этой удивительной женщины - яркая страница в летописи не только школы, но и многих людей. Выбор был сделан не случайно, Нина Ивановна проработала в школе 47 лет, удостоена звания «Отличник народного просвещения» и является «Ветераном педагогического труда».
Цель: на примере жизни отдельного учителя показать его влияние на судьбы других людей.
Задачи:
Собрать факты из биографии Алексеевой Н.И.;
провести беседы с Ниной Ивановной;
Интервьюировать ее коллег и бывших учеников;
изучить материалы из семейного архива;
На основе собранной информации сформулировать выводы.
Методы исследования: беседа с Ниной Ивановной, ее бывшими учениками и коллегами; анализ полученной информации; метод классификации и обобщения материала.
2. Основная часть.
История села, история школы
История села складывается из истории жизни каждого человека живущего в нем. Героиня исследовательской работы – Алексеева Нина Ивановна проживает в Возжаевке с 1961 года.
Село Возжаевка было основано в 1877 году староверами из Забайкальской области и названо сначала Вознесеновкой в честь праздника «вознесение господне». В 1912 году в связи со строительством амурской железной дороги, которая входила в состав Транссиба, сюда прибыли строители из Полтавской губернии. Староверы не пожелали с ними рядом жить и переселились в другое село. А Вознесеновку переименовали в Возжаевку в честь переселенца Возжаева – мастера строительного участка железной дороги. В этом же году была образована железнодорожная станция.
Село в связи с расширением военного присутствия на Дальнем Востоке строилось быстрыми темпами, 89 % трудоспособного населения работали в военном гарнизоне, в Возжаевском сельском строительном комбинате, на танковом заводе, в строительных, промышленных организациях и объектах жилищно-коммунального хозяйства. В связи с увеличением численности населения в военном гарнизоне и поселке были построены общеобразовательная и музыкальная школы, клуб и другие объекты.
Школа, в которой работала Нина Ивановна была основана в 1936 году. Первое здание было деревянное на 12 кабинетов. В военные годы, в помещении школы располагался госпиталь, а ребята ходили учиться в Амурский совхоз. Первый выпуск из десятого класса был сделан в 1941 году. С 1945 года школа стала ежегодно выпускать ребят со средним образованием.
С первых дней работы, школа славилась ученической художественной самодеятельностью. Так, в канун войны школьных хор составлял более ста человек и ему аккомпанировал струйный оркестр численностью до тридцати человек. В 1950 г. школа выпустила первых медалистов. В 1974 г. на территории военного городка построено новое здание школы.
К сожалению, лихие 90-е годы ХХ века не прошли бесследно для села. В Возжаевке не осталось ни одного промышленного предприятия, были закрыты кирпичный завод, строительный комбинат, перестало функционировать и зернохранилище. Постепенно все приходило в упадок. В те тяжелые годы, многие люди остались без работы. Но жизнь в селе продолжалась. На территории села действовали военные части, исправительная колония строгого режима, основанная еще в 1949 году, не переставал работать и танковый завод.
В начале 2000-х годов, казалось, что село заново начало возрождаться. Благодаря китайским инвесторам на территории села были построены два кирпичных завода, но реформы в армии внесли свои коррективы. Воинские части были расформированы и переведены. Повлияло это и на жизнь школы, которая впервые начала испытывать нехватку в педагогах, уменьшилось и количество учеников. За все время существования школы, ее закончили около 3000 учащихся: из них с золотой медалью – 34 человек, с серебряной медалью – 87.
2.2. Детство
Род Нины Ивановны берет свое начало в селе Довольном, Новосибирской области. Дед Иван Егорович был добросовестным батраком. Поэтому хозяин выделил ему корову и лошадь и женил на своей лучшей работнице – бабе Ксюше. Семья проживала в селе Довольном до революции. Во время революции хозяин посоветовал им уезжать подальше. И тогда дед Иван Егорович, отец Иван Иванович и его брат Моисей Иванович перевезли на лошадях всю семью в село Балей Читинской области. Нина Ивановна родилась в этом селе 24 сентября 1938 года. Семья была простая крестьянская. Мать занималась домашним хозяйством и воспитанием детей, а отец из тайги возил на лошадях лес на золотодобывающие шахты. Вскоре в селе Балей обнаружилась урановая руда. «Добывали эту руду в то время не в шахтах, а просто с горы снимали верхний слой почвы и вот она эта руда. Запомнилась мне урановая руда тем, что отец привозил ее в больших бочках и ставил ее в сенях. Похожа она на дробленый уголь политый маслом. Мы, будучи детьми, лезли в эти бочки играть, родители, отмывая, ругали нас» - вспоминает Нина Ивановна. На следующий день, рано утром отец нашей героини загружал эти бочки на телеги и отвозил их на железнодорожную станцию. Использовали эту руду для подсыпки железной дороги, а так же при строительстве многих домов. Из-за большого количества урана, находящегося на поверхности земли, село Балей до сих пор называют «Забайкальским Чернобылем». (Приложение 1)
Во время войны жизнь была очень тяжелой. Брат был разведчиком на фронте, а сестра в свои шестнадцать лет в шахте катала вагонетки. Нина Ивановна была очень маленькой и мало что помнит. С тех лет у нее есть только одно сильное воспоминание о ее подруге Тамаре: «Напротив, через дорогу жила моя подружка - Тамара. Семья у них была большая, пятеро детей. И вот, однажды мы с Тамарой и ее два брата сидим у нас в огороде, лакомимся горохом. Ребята меня попросили сходить у мамы взять кусочек хлеба. Наша семья не бедствовала и можно сказать, что хлеба у нас было достаточно. Я взяла у мамы хлеб и принесла им. Они поделили его на равные части. Каждому досталось со спичечный коробок. Мальчишки сразу раз и нет, а Тамара левую ручонку подставила к подбородку, чтоб не уронить ни крошки, и не торопясь лакомилась им. В этот момент у нее были такие глаза, что мне, ребенку пяти-шести лет это так врезалось в память, что я до сих пор вижу этот взгляд». Послевоенные годы тоже были нелегкими, в стране были голод и разруха. И запомнилось Нине Ивановне совсем немногое: брат, который только что пришел с войны и был очень вспыльчив; и лишь одна новогодняя елка в клубе, где после представления, им давали вкусные конфеты-подушечки.
Жизнь в Балее была очень трудной, поэтому семья переезжает в город Благовещенск, где купили маленький домик на улице Кузнечной. В этом домике жило около десяти человек, держали хозяйство. Отец был простым рабочим, «даже не образованный». Но и там они не задержались. Сестра матери переманила их в город Керчь. Родители вместе с Ниной переезжают туда строят себе дом из ракушечника. В 1958 году Нина Ивановна окончила школу и едет поступать в железнодорожный институт, в Новосибирск. Через год родители из Керчи решают снова переехать в Благовещенск, поближе к детям.
2.3. Выбор профессии
Вместе со школьной подругой Светланой Нина Ивановна поехала в Новосибирск, поступать в железнодорожный институт. Но женщина, которая сидела в приемной комиссии посоветовала ей выбрать другую профессию. В железнодорожном институте очень много черчения, а это очень большая нагрузка на глаза. Нина Ивановна могла полностью потерять зрение. Тогда, они решают вместе со Светой поступать в Новосибирский Педагогический Институт на физико-математический факультет. Почему на Физмат? «В нашей школе был очень хороший учитель физики Борис Сергеевич. Под его руководством, мы лазили под потолками, протягивали провода и делали катушки для школьного радио. Мы его любили, но, правда, он мог на дом задать 30 задач. И попробуй не реши. Носимся по всей Керчи друг к другу и ищем, кто решил. Но придем на урок и все 30 задач решенные. Вот так он нас гонял»,- вспоминает Нина Ивановна. Вместе поступили и вместе начали учиться. Студенческая жизнь была не легкой, «питались в основном хлебом с маргарином и чаем, но мы были до того ненормальными, что тратили последние копейки, чтобы сходить в театр, на оперу или балет», - рассказывает Нина Ивановна.
Пока Нина Ивановна училась на первом курсе, семья решает снова переехать в город Благовещенск, и она переходит на 2 курс, уже Благовещенского Педагогического Института. Учиться в институте было интересно, в те годы в космос был запущен первый спутник и они всей группой следили за траекторией его полета. Эти данные они передавали преподавателю, а он отправлял их в Москву. Этот момент Нина Ивановна запомнила еще и из-за веселой истории с пожилой соседкой, которая узнав, о том, куда она торопится, сказала: « Ты знаешь, вот интересно. Бывало-то, по - молодости, с парнем стоишь, на небо глянешь, а звезд-то, звезд, а сейчас куда они подевались? ...». Тогда Нина Ивановна шла до самой станции и хохотала, ведь зрение у пожилых людей слабое. А звезды, куда они денутся?
Когда Нина Ивановна училась на пятом курсе, ей как активной студентке из «Комитета Комсомола Физмата» предложили после окончания института поехать в ракетную военную часть, под Свободный. Из-за болезни матери она отказалась. И тогда, в 1961 году Нина Ивановна по распределению попадает в с. Возжаевку.
2.4. Работа в школе
Свою профессиональную деятельность она начинает учителем математики и физики, но уже через пару лет она становится организатором внеклассной работы. В 1972 предлагают стать завучем, но из-за разногласий с директором она отказывается.
«Молодая была, задириста. Вызывает меня заведующая районного отдела образования и ставит ультиматум: либо завучем в школу, либо директором в колонию. А я думаю, что школу без физика не оставят и согласилась директором в колонию. А она мне дает приказ на руки о назначении. Вот тут я растерялась… неделю, иду на работу - плачу, иду с работы - плачу», - вспоминает с улыбкой Нина Ивановна. С осужденными она быстро находит общий язык. Коллектив в колонии был маленький, но дружный. Там Нина Ивановна проработала 5 лет директором и преподавателем физики. И как говорили ее ученики-осужденные, она вместе с ними, отсидела за хулиганство пять лет.
После ей предложили снова вернуться в родную школу, но уже директором и она с радостью согласилась. Как говорит сама Нина Ивановна: «драпала с удовольствием, тем более что пятилетний опыт директора уже был». Директором Нина Ивановна проработала с 1977 по 1991 года. За эти годы было многое. Одним из ярких воспоминаний было то, как она отучила старшеклассника курить. «Каждое утро в школе проводились линейки. И я как директор, провожу линейку, говорю о том, чтобы они не курили нигде и ни в коем случае. Только провела линейку, захожу к себе, в кабинет директора. Тут входит кто-то из наших учителей и говорит что Сережа стоит на крыльце и курит. Я ведь пятнадцать минут назад внушение делала, а он стоит и курит, да еще и на крыльце. Я разъяренная вылетаю на крыльцо, а он и в самом деле стоит и покуривает. Вызываю его к себе в кабинет директора, он за мной. Себя уже не держала, разъяренная была. Не могу ничего ему сказать, разворачиваюсь и как влепила ему пощечину. Сама растерялась от этого момента. Отскочила к окну и разревелась. И вот такая картинка: Сережка стоит у двери кабинета, щека красная, а директриса стоит у окна и рыдает. Так что всякое было. Хотя как потом говорил его брат Саша, тогда Сережка бросил курить и до сих пор не курит».
Еще 17 лет Нина Ивановна была заместителем директора по учебно-воспитательной работе. Несмотря на занимаемые должности, она никогда не бросала работу учителя: преподавала физику в старших классах и астрономию. За время ее работы, с золотой медалью школу закончили 23 ученика и 68 получили серебряные.
2.5. Наставник
В ходе бесед с Ниной Ивановной, ее учениками и бывшими коллегами, было выявлено, что она повлияла на судьбы многих людей, которые ее окружали. Так, большое влияние Нина Ивановна оказала на судьбу Иванина Геннадия Викторовича, который в настоящее время является директором школы. Еще когда он был учеником, она настоятельно рекомендовала поступать на физико-математический факультет БГПУ. Окончив его, он пошел в армию, а когда готовился демобилизоваться, ему уже пришло письмо от Нины Ивановны с предложением вернуться в родную школу преподавателем. В 1982 году он принял ее предложение и стал преподавать физику. С этого момента и до настоящего дня Нина Ивановна является для него не только наставником, но и человеком, который принимал непосредственное участие в формировании его не только как учителя, но и как директора.
Со слов ее учеников Нина Ивановна никогда не повышала голос, говорила очень тихо и не на кого не ругалась. Уроки физики были настолько насыщенные, что ученикам некогда было отвлекаться. «Астрономию преподавала так интересно, как рассказывала «сказку», что даже ни у кого и мысли не было шуметь, или баловаться на ее уроках» - вспоминает ее ученица Сопова Ольга Васильевна. Свой предмет она умела преподать кратко и понятно, точно объяснить материал, что все знали его на «4» и «5».
Многие годы Нина Ивановна являлась наставником и коллегой для Перловской Татьяны Юрьевны, которая сейчас работает в школе и преподает уроки физики. Из воспоминаний Татьяны Юрьевны: «Самое главное, Нина Ивановна всегда давала уместные и мудрые советы, о том, как лучше и правильно провести урок. Её рекомендации были не назойливы и настолько корректны, что не обижали учителя и не унижали его достоинство. Мы долгие годы проработали с Ниной Ивановной вместе, но один случай мне запомнился больше всего: Как всегда мы по традиции давали открытые уроки и все заранее готовили на доске. Прихожу я утром, смотрю на доску и вижу, что вся доска исписана, изрисована цветными рисунками и очень хорошо помню тему. Интерференция и дифракция. Я думаю, что как так. Нина Ивановна поработала вчера и забыла убрать за собой доску, а мне надо сейчас вести урок, а тут все исписано. Тогда я, даже не подумав, беру тряпку и все убираю и начинаю вести свои уроки. Нина Ивановна приходит к четвертому уроку, и тут я понимаю, что сорвала ей открытый урок, к которому она подготовилась. Естественно она мне ничего не сказала, только слегка побледнела, но как она провела свой урок, я не знаю. После этого она всегда стала оставлять мне записки на доске… Часто, мне снится сон, что Нина Ивановна должна прийти ко мне на урок, а я совершенно не готова и так переживаю…».
Даже работая в колонии, на протяжении 5 лет Нина Ивановна давала не только знания, но и помогала найти духовный стержень людям, чьи судьбы были искалечены. Об этом можно судить из тетради со стихами, которую подарил ей один из заключенных – А.Демаков. Отношение заключенных к Нине Ивановне можно увидеть в первом стихотворении из этой тетради. (Приложение 2)
Посвящение. Вам….
Эту вещь не нужно считать
Благодарственным одолжением
Вы прочтите эту тетрадь
В знак глубокого уважения
За то, что в безумном крошеве
Гиблых лагерных дней
Вы что-то очень хорошее
Помогли сохранить во мне.
Может быть, надежду на счастье,
Может, просто веру в людей –
Я не знаю,
но ваше участие
В незавидной чужой судьбе
Помогает людьми остаться
Тем, кто верит в лучшую жизнь,
И дает вам право считаться
Человеком
большой души.
Я уже далеко не мальчик,
Но вот только теперь беда
Помогла мне узнать, что значит,
Человеческая доброта.
Вы поверьте, что эти стихи
Отголоски болючей боли,
Пена жуткой звериной тоски
По утраченной глупо воле;
И желание полной жизни,
И бесцельность прожитых лет
В неумелые строчки ложились
Отраженьем слабых надежд.
Пусть корявая искренность сгладит
Непристойность моих стихов,
Нацарапанных в этой тетради….
С благодарностью –
Демаков
О том, что Нина Ивановна оставляет след в судьбах других людей, свидетельствует и то, что ее бывшие ученики пишут ей письма, звонят, приезжают в гости, так и Владимир Письменный, уже давно закончивший институт и, дослужившись до подполковника, помнит своего классного руководителя. «В 2008 году, когда я заболела и слегла, мне врач строго сказала, что бы я не вставала и не двигалась. Лежу и не двигаюсь. Вдруг, слышу возле дверей разговор, басовитый какой-то. Ему объясняют, что так и так, слегла Ивановна. Заходит он и это Володя был, оказывается. Он приехал к своему родственнику и решил навестить меня. Володя подошел, встал на колени, на грудь мне головой упал и у меня все болячки сразу прошли. В такой ситуации, действительно болеть больше не будешь…», - вспоминает Нина Ивановна.
Участвуя в тестированиях, бывшие ученики указывают Нину Ивановну, как лучшего педагога, о чем свидетельствует медаль и диплом за победу во всероссийском конкурсе школьных учителей физики и математики фонда Дмитрия Зимина “Династия” в номинации “Наставник будущих ученых”. (Приложение 3)
Семья
С мужем, Шкариным Анатолием Григорьевичем познакомилась в Возжаевке. Он был местный, из трудной семьи. Мать поднимала четверых детей одна. Анатолий был единственным мужчиной в семье. Отец погиб на фронте. «Как старшему в семье, моему мужу пришлось рано повзрослеть.… », - рассказывает Нина Ивановна. 22 июня 1956 года у Анатолия был выпускной вечер, в 4 июля – первый рабочий день. Работал он на танковом заводе. В 1962 году поступил в Московский инженерно – экономический институт. С 4 курса он перевелся в Новосибирский электротехнический институт и окончил его. С 1972 работал заместителем начальника технического отдела. Из воспоминаний Нины Ивановны жили они с мужем хорошо, дружно, никогда особо не ругались.
Детей у Нины Ивановны двое. Сын Михаил пошел по ее стопам. Окончил Педагогический институт физико-математического факультета. Еще в институте он познакомился со своей женой Женей, которая училась на том же факультете. К сожалению, работать в школу они не пошли. Сын работал в милиции, дослужился до майора и ушел в отставку. Женя после института устроилась в ЖЭК и до сих пор там работает. Сейчас, у них двое детей. Внук Нины Ивановны - Виталий в этом году оканчивает физико-математический факультет БГПУ, но в школу работать идти не планирует. Ему предлагают остаться на кафедре в университете. А внучка Ольга еще учится в школе.
Дочь Нины Ивановны – Женя окончила политехнический институт в Комсомольске-на-Амуре. Долгое время работала инженером–строителем и прорабом в строительной компании. После этого Евгения заочно окончила техникум, получила второе образование и сейчас работает в РОО бухгалтером. У нее есть дочь Ксюша, которую она воспитывает одна. «Ксюше десять лет. Учится хорошо. В 2014 году ее перевели в гимназию, там наша «Морковка» занимается хореографией и изобразительным искусством. Рисует очень хорошо, да и вообще творческий человечек», - делится Нина Ивановна.
С 2008 года она находится на заслуженном отдыхе. «Бездельничаю! Но бездельничать тяжело», - с шуткой признается Нина Ивановна. На самом деле, в свои семьдесят с небольшим она занимается огородом и даже зимой ходит на дачу. Из выращенных овощей она делает заготовки, которыми потом щедро делится с бывшими коллегами. До сих пор к Нине Ивановне ходят ученики, которых она готовит к ЕГЭ по физике. Уже год Нина Ивановна живет одна, с котом Мурзиком, и надеется на то, что внук приедет в Возжаевку и будет работать учителем физики. За эти годы она не смогла свыкнуться со своим званием «Пенсионер» и находит повод, что бы прийти в школу, пройтись по ее коридорам, побеседовать с учителями, услышать голоса детей. Она считает, что жизнь ее удалась и не жалеет, о том, что когда-то судьба привела ее, в теперь уже родную Возжаевку.
Заключение.
Данная исследовательская работа даёт возможность узнать об интересных страницах истории родного села и школы, о судьбе сельского учителя, о том, как сильно влияние учителей на судьбы других людей. Что подтверждает выдвинутую гипотезу.
Эта работа помогает понять, и по достоинству оценить труд учителя. Данное исследование будет интересно не только людям, лично знакомым с Ниной Ивановной, но и жителям с.Возжаевки, а может и целого района. Надеемся, что имя этой женщины будет внесено в историю села, как его почетного жителя.
Перспективы дальнейшей работы: в Возжаевке найдется немало людей, жизнь которых столь интересна и поучительна как судьба Нины Ивановны. И надеемся, что эта исследовательская работа перерастет в проект «Почетный гражданин села».