kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа "Пусть наша милая деревня не опустеет никогда"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Введение

 Пустые деревни, пустые дома –
Потеряны корни… В дурмане страна.
Красивой природой не скрыть пустоту.
Всё так примитивно ушло в суету.
Сквозь фальш и богатство больших городов
Укор нам – пустые глазницы домов 
В глухих деревнях опустевших совсем –
Останки Великой Империи стен…
А в них старики доживают свой век,
В разрушенных храмах встречают рассвет.
Там светлою кажется даже печаль,
Там душу не прячут свою под вуаль.

Из неопубликованных стихов"

Родина! Когда, мы произносим это слово, перед мысленным взором встает великая держава с ее богатствами, трудовыми свершениями. Однако, у каждого человека есть свой, милый сердцу уголок земли, где он родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путевку в жизнь»1. 

Любовь к родной земле - могучее чувство. И народ в своем творчестве это всегда отражал очень образно. Песни, поэзия наших современников тоже очень эмоционально передают то отношение к Отечеству, которое мы гордо величаем патриотизмом.

Живет или доживает свой век русская деревня? Сохранились ли они, те деревни, что прожили века? Не грозит ли им остаться лишь на страницах предложенной кем-то «Красной книги деревень России»?

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе -  задушевная песня и красивые слова звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души простого  народа, хранителя языка и культуры. А сегодня мы  видим запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков  удел, людей, живущих в 21 веке?

Некоторые деревни оживают. В Европе сейчас наблюдается тенденция к росту сельского населения. Почти у каждого человека, живущего долго в городе, появляется особое чувство – чувство тоски по природе. Вот почему так радуется городской житель, когда у него в комнате в зимнее время распускается веточка тополя, а на окне, за которым трещит мороз, весело щебечет маленькая птичка, зеленеет  молодой лук, цветут цветы. А какие люди в деревнях и сёлах? Работящие, сильные, открытые и искренние. Всем селом могут строить дом, сажать огород, убирать картошку… Всё изменяется в мире:  что – то уходит в прошлое, что – то возвращается…. Я думаю, что отношение к деревне изменится, потому что все понимают: без больших сёл и маленьких деревенек это  не Россия; без цветущих ароматных лугов и бескрайних колосистых полей – не Россия.

           Мы живем в деревне; у многих из нас не раз была возможность видеть восход солнца, утренний туман над рекой или прудом; мы можем послушать тишину, а на весенней заре послушать соловья.

           Меня интересует вопрос, а какая ситуация складывается в моей родной деревне, какие деревни были раньше на территории нашего района? Сколько деревень уже бесследно исчезли с карты Шемуршинского района? Что ждет деревни, в которых еще теплится жизнь?

           Цель работы: выяснить причины вымирания  деревень и сел, используя различные информационные источники и найти пути решения данной проблемы

Задачи исследовательской работы: исследовать  демографическую ситуацию населённого пункта Бичурга-Баишево

  • провести анкетирование  среди учащихся школы и населения села
  • посетить сельскую администрацию  поселения и  исследовать хозяйственную  книгу;
  • познакомиться с материалами школьного музея по родному краю;
  • встретиться с коренными жителями опустевших деревень, выяснить причины их                        отъезда из родных мест;
  • обобщить собранные материалы и оформить их.

Введение

 Пустые деревни, пустые дома –
Потеряны корни… В дурмане страна.
Красивой природой не скрыть пустоту.
Всё так примитивно ушло в суету.
Сквозь фальш и богатство больших городов
Укор нам – пустые глазницы домов 
В глухих деревнях опустевших совсем –
Останки Великой Империи стен…
А в них старики доживают свой век,
В разрушенных храмах встречают рассвет.
Там светлою кажется даже печаль,
Там душу не прячут свою под вуаль.

Из неопубликованных стихов"

Родина! Когда, мы произносим это слово, перед мысленным взором встает великая держава с ее богатствами, трудовыми свершениями. Однако, у каждого человека есть свой, милый сердцу уголок земли, где он родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путевку в жизнь»1. 

Любовь к родной земле - могучее чувство. И народ в своем творчестве это всегда отражал очень образно. Песни, поэзия наших современников тоже очень эмоционально передают то отношение к Отечеству, которое мы гордо величаем патриотизмом.

Живет или доживает свой век русская деревня? Сохранились ли они, те деревни, что прожили века? Не грозит ли им остаться лишь на страницах предложенной кем-то «Красной книги деревень России»?

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе -  задушевная песня и красивые слова звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души простого  народа, хранителя языка и культуры. А сегодня мы  видим запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков  удел, людей, живущих в 21 веке?

Некоторые деревни оживают. В Европе сейчас наблюдается тенденция к росту сельского населения. Почти у каждого человека, живущего долго в городе, появляется особое чувство – чувство тоски по природе. Вот почему так радуется городской житель, когда у него в комнате в зимнее время распускается веточка тополя, а на окне, за которым трещит мороз, весело щебечет маленькая птичка, зеленеет  молодой лук, цветут цветы. А какие люди в деревнях и сёлах? Работящие, сильные, открытые и искренние. Всем селом могут строить дом, сажать огород, убирать картошку… Всё изменяется в мире:  что – то уходит в прошлое, что – то возвращается…. Я думаю, что отношение к деревне изменится, потому что все понимают: без больших сёл и маленьких деревенек это  не Россия; без цветущих ароматных лугов и бескрайних колосистых полей – не Россия.

           Мы живем в деревне; у многих из нас не раз была возможность видеть восход солнца, утренний туман над рекой или прудом; мы можем послушать тишину, а на весенней заре послушать соловья.

           Меня интересует вопрос, а какая ситуация складывается в моей родной деревне, какие деревни были раньше на территории нашего района? Сколько деревень уже бесследно исчезли с карты Шемуршинского района? Что ждет деревни, в которых еще теплится жизнь?

           Цель работы: выяснить причины вымирания  деревень и сел, используя различные информационные источники и найти пути решения данной проблемы

Задачи исследовательской работы: исследовать  демографическую ситуацию населённого пункта Бичурга-Баишево

  • провести анкетирование  среди учащихся школы и населения села
  • посетить сельскую администрацию  поселения и  исследовать хозяйственную  книгу;
  • познакомиться с материалами школьного музея по родному краю;
  • встретиться с коренными жителями опустевших деревень, выяснить причины их                        отъезда из родных мест;
  • обобщить собранные материалы и оформить их.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа "Пусть наша милая деревня не опустеет никогда"»

Муниципальное бюджетное т общеобразовательное учреждение

«Бичурга – Баишевская СОШ»

Шемуршинского района Чувашской Республики
















Тема работы

«Пусть наша милая деревня

не опустеет никогда »















Автор работы - Угарин Кирилл

ученик 4 класса


Руководитель

Сандрейкина Елена Михайловна

учитель начальных классов





Введение


Пустые деревни, пустые дома –
Потеряны корни… В дурмане страна.
Красивой природой не скрыть пустоту.
Всё так примитивно ушло в суету.
Сквозь фальш и богатство больших городов
Укор нам – пустые глазницы домов 
В глухих деревнях опустевших совсем –
Останки Великой Империи стен…
А в них старики доживают свой век,
В разрушенных храмах встречают рассвет.
Там светлою кажется даже печаль,
Там душу не прячут свою под вуаль.

Из неопубликованных стихов"

Родина! Когда, мы произносим это слово, перед мысленным взором встает великая держава с ее богатствами, трудовыми свершениями. Однако, у каждого человека есть свой, милый сердцу уголок земли, где он родился, увидел свет солнца, сделал первые шаги, учился, получил путевку в жизнь»1

Любовь к родной земле - могучее чувство. И народ в своем творчестве это всегда отражал очень образно. Песни, поэзия наших современников тоже очень эмоционально передают то отношение к Отечеству, которое мы гордо величаем патриотизмом.

Живет или доживает свой век русская деревня? Сохранились ли они, те деревни, что прожили века? Не грозит ли им остаться лишь на страницах предложенной кем-то «Красной книги деревень России»?

Зарастают пашни, затягиваются бурьяном пожни, сравниваются ливнями и ветрами холмы на месте жилищ. Не звучит гармонь, не слышно песен вне стен домов культуры, прописавшихся теперь в основном в райцентрах и на центральных усадьбах, очагах уходящей русской деревенской культуры. А прежде было иначе - задушевная песня и красивые слова звучали в первую очередь там, где пашня и покос, звучали не официально, а от души простого народа, хранителя языка и культуры. А сегодня мы видим запустение, уход русского народа из деревни. И так по всей России. Глядеть, быть безучастными свидетелями этого трагического явления – неужели таков удел, людей, живущих в 21 веке?

Некоторые деревни оживают. В Европе сейчас наблюдается тенденция к росту сельского населения. Почти у каждого человека, живущего долго в городе, появляется особое чувство – чувство тоски по природе. Вот почему так радуется городской житель, когда у него в комнате в зимнее время распускается веточка тополя, а на окне, за которым трещит мороз, весело щебечет маленькая птичка, зеленеет молодой лук, цветут цветы. А какие люди в деревнях и сёлах? Работящие, сильные, открытые и искренние. Всем селом могут строить дом, сажать огород, убирать картошку… Всё изменяется в мире: что – то уходит в прошлое, что – то возвращается…. Я думаю, что отношение к деревне изменится, потому что все понимают: без больших сёл и маленьких деревенек это не Россия; без цветущих ароматных лугов и бескрайних колосистых полей – не Россия.

Мы живем в деревне; у многих из нас не раз была возможность видеть восход солнца, утренний туман над рекой или прудом; мы можем послушать тишину, а на весенней заре послушать соловья.

Меня интересует вопрос, а какая ситуация складывается в моей родной деревне, какие деревни были раньше на территории нашего района? Сколько деревень уже бесследно исчезли с карты Шемуршинского района? Что ждет деревни, в которых еще теплится жизнь?

Цель работы: выяснить причины вымирания деревень и сел, используя различные информационные источники и найти пути решения данной проблемы


Задачи исследовательской работы: исследовать демографическую ситуацию населённого пункта Бичурга-Баишево

  • провести анкетирование среди учащихся школы и населения села

  • посетить сельскую администрацию поселения и исследовать хозяйственную книгу;

  • познакомиться с материалами школьного музея по родному краю;


  • встретиться с коренными жителями опустевших деревень, выяснить причины их отъезда из родных мест;

  • обобщить собранные материалы и оформить их.


Основная часть


Из истории села.

До 80 годов 20 века мы не знали точное время основания с. Бичурга-Баишево. Из поколения в поколение передавалось легенда о первых жителей деревни, прибывших из деревни Балабаш-Баишево (Ныне Батыревского района). Эту легенду из уст долгожителя с. Бичурга-Баишево Базарова Тихона Алексеевича я записал в 1960 году.

«Пãчãрлã-Пашъелĕнче пурãнакансем (уйрãмах вãрãм ěмěрлисем) Патãръел районěнчи Пâлапуç-Пашъелне «Тěп Пашъел теççě. Сыпãкран сыпãка пыракан легендã Пãчãрлã-Пашъел пуçланса кайнине çапла ăнлантарать: «Пâлапуç-Пашъелни 13 çемье çĕнĕ вырăн шырама тухса каяççĕ. Сĕм, халиччен çын ура пусман витěр хире тухаççě, çын çýллěш хумханса ларакан курăк çине нумайччен тěлěнсе пăхса тăраççě. Килсе чарăннă вырăна çěнě ял тума килěшеççě. Ял вырăнне вăрман хěрринчен 3 çухрăмри пěчěк юханшыв хěрринче суйласа илеççě. (халě ку вырăна Ломка теççě). Ку юханшыв тăрăхěнче «Пăчăр» ятлă вěçенкайăксем нумай пулнă. Юханшывне Пăчăрлă тенě, ял ятне Пãчãрлã-Пашъел тесе килěшеççě.

Вăрмантан хире çýреме меллě пулман. Ял вăрман хěррине куçать (халě ку вырãнта фермă çурчěсем). Ку вырãн та ял çыннисене кăмăла каймасть. Çуртсене Пасна юханшыв хěррине куçараççě. Ял ýссе сарăлса пырать 150 çул каялла 70 яхăн хуçалăх пулнă.»

Чувашский ученый академик Дмитриев Василий Дмитриевич, работал над историей чувашей, в Госархиве Татарстана обнаружил следующий документ:

1635г., мая 28

Крестьяне д. Була на р. Була подали казанскому воеводе И.П. Шереметьеву челобитную, где указывали, что «живут де они в той деревне живут с отцами своими вместе… Просили разрешение на переселение на земли по реке Бездна. (Полный текст в начале книги).

Легенда и архивный документ совпадают по содержанию и теперь установлено, что село Бичурга-Баишево основано 1635 году.

Основным занятием жителей деревни было земледелие, скотоводство, охота на дичь и диких зверей. За пользование пахотной землей платили 9 ясаков, а за лесные угодья и охоту полагалось дополнительно платить 3 ясака. Величина ясака того времени точно не известна, платили деньгами и натурой (хлеб, мёд, шкуры зверей).

Деревня постепенно расширялась, подрастало поколение за поколением, и в 1795 году было 60 дворов, где проживало 207 душ мужского пола и 208 душ женского пола, в 1859г. 98 дворов, жителей мужского пола – 367, женского пола – 379. (В.И. Максимов, Г.Н. Григорьева «Как ты хороша, родная Шемурша, стр.26-27).

В середине 18 века строилась Симбирско-Карсунская засечная черта, строительство продолжалось с 1647 по 1654 годы. Население вновь появившихся деревень привлекалось на работы по строительству данного сооружения.

Кроме названных выше повинностей часть молодых мужчин забирали путем рекрутских наборов на службу в армию. Срок службы был 25 лет. Из числа жителей с, Бичурга-Баишево, несомненно, были взятые в солдаты, но у нас нет сведений о конкретных людях. В 18-20 веках происходило много разных войн, в их сражениях участвовали уроженцы нашего села.

В 40-е годы 18 века происходила массовая христианизация населения Чувашии. В 1747г в Симбирском уезде крестились 17345 чуваш, в 1748г – 9155 чуваш обоего пола. Новокрещенным давались льготы и награды.

В 1746г. был учрежден новокрещенный приход в д. Бичурга-Баишево, в состав которого вошли д. Асаново, Шамкино.

В 1775г. в Симбирской губернии началось генеральное межевание земель, в ходе, которого проводилась точное определение границ земель крестьянских общин, помещиков и городов. Работа заверялась в1821 году.

В 1785г. Надворный советник Масленский описал жизнь крестьян Симбирского наместничества.

Сеют рожь, овес, полбу, ячмень, гречку, просо, пшеницу, горох и коноплю. Землю пашут сохами на лошадях и боронят деревянными сохами два раза. Пар поднимают с 10 июня по 1 июля. Сеют рожь с 1 по 16 августа, яровой хлеб - в апреле.

В реках и речках обитают рыбы: щуки, окуни, голавли, лини, налимы, лещи, судаки, караси, язи, плотва, гольцы, пескари, изредка форель, а из животных выдры.

В конце 18 века на землях с Бичурга-Баишево работали 2 водяные мельницы: на реке «Бичурга на одном поставе», «Наливная на одном поставе с толчею» на месте бывшей Колотовки. Леса принадлежали казне. К селу Бичурга-Баишево вплотную подходят Сурские леса, преимущество из сосновых, еловых, березовых, осиновых, ольховых, липовых пород. Растут рябина, черемуха, мелкие кустарники. Крестьяне деревни в лесу занимались жжением золы, угольев, жидкого дегтя, собиранием лубы мочал, лыка и рубкой строевого и деревянного леса.

В 1785г. с. Бичурга-Баишево отнесено к селениям Буинской округи.

Население с. Бичурга-Баишево было чувашское, но были русские семьи, в основном ремесленники – кузнецы, бондари, лесоводы. Так в 1920 году в селе проживали: русских 28 человек, чуваш 1692 человек, всего 1720 человек.

В 1858г в с. Бичурга-Баишево дворов было 98, жителей мужского пола 367, женского пола 371, фабрика суконная на реке Черная Бездна.

В 1889г. селе открыта земская школа.

1898г. Открыт Бичурга-Баишевский фельдшерский пункт, находившийся в ведении Шатрашанского участка Буинского уезда. На фельдшерском пункте оказывалась медицинская помощь жителям селений Шамкино, Новые Айбеси, Сойгино, Бичурга-Баишево, Асаново, Старые Чукалы, Русские Чукалы, Варварино, Новые Чукалы. Фельдшером с 1898 г. работал Г.Д. Дмитриев, ранее служивший ротным фельдшером в армии.

4 октября 1904г. крестьяне с. Бичурга-Баишево, собравшись на сельский сход, единогласно постановление ходатайствовать о разрешении строительства в деревне храма. Церковь была построена и освещена в сентябре 1913 года. Многим жителям деревни были вручены благодарственные грамоты за помощь деньгами и личным трудов в строительстве церкви. Осветил церковь благочинный Буинского уезда, священник И. Ясницкий. Он же вручил благодарственную грамоту Сибирского Архиепископа жителю деревни Можаеву Андрею за покупку для церкви гробницы и плащаницы – символов смерти и воскресения Иисуса Христа.

В 1914-1917 годах Россия участвовал в 1-ой мировой войне, в 1918-20 годах шла гражданская война. Военных действий на территории с. Бичурга-Баишево не было, но в 1919 г. через село прошли белогвардейцы в направлении Сойгино. Эти войны унесли многие десятки жизней жителей Баишево, многие вернулись с войны инвалидами.

В конце 19 века и в начале 20 века в селе начинается развитие капиталистических отношений: Появляются лесоторговцы, лесопромышленники, хлеботорговцы, владельцы магазинов, мельниц и других мелких предприятий. Наиболее известные из них являются:Ефремов Степан Ефремович- имел магазин, торговал лесом; Тимагин Михаил Макарович – торговал лесом, хлебом; Савельев Степан Иванович – торговал лесом и хлебом; Малофеев Николай Афанасьевич – торговал лесом; Филатов Михаил Андреевич – имел водяную мельницу на реке Бичурга; Антонов Федор Николаевич- имел магазин; Антонов Игнатий Николаевич – имел магазин. Все перечисленные лица были наиболее зажиточными жителями деревни, их хозяйства держались на личном труде членов семьи, наемных работников они не ждали. (В 30е годы их объявили кулаками и раскулачили, выслали из деревни).

В 1927г. в Чувашской республике проводится административная реформа, вместо прежних уездов и волостей образуются районы. В том же году был образован Шемуршинский район, в его составе Бичурга-Баишевский сельсовет.

В конце ХХ века в селе молодые семьи сильно сократились из-за выезда молодёжи в города, а в семьях, способных иметь детей, стали ограничиваться 2-мя детьми, редко 3-мя детьми. В итоге село стареет, количество молодых людей и детей сокращается.

На 1 января 2004г. в селе имеется: агрофирма, средняя школа, офис врача, лесничество, отдел связи, детский сад, аптека, филиал сбербанка, ретранслятор, церковь, ветучасток, клуб, сельская библиотека, 6 магазинов.

2.2.Проблемы сельских поселений и причины их возникновения.

Главная проблема деревни – проблема вымирания. Тысячи деревень исчезли за период урбанизации в России. В деревнях, которые доживают свои последние годы, остались пожилые люди, в основном, женщины…
Исчезновение деревень порождает в свою очередь целый ряд проблем: Экономические – нераспаханные земли приходят в запустение, зарастают и это влияет отрицательно на сельское хозяйство. Заброшенные поля – это недостаток зерновых и других продуктов растительного происхождения. Заброшенные поля – это недостаток сырья для многих промышленных предприятий. Заброшенные села - это нехватка рабочих рук в колхозах и совхозах, а значит недостаток сельскохозяйственной продукции. Умирает животноводство, а значит, Россия будет вынуждена закупать продукты животного происхождения за рубежом. Недостаток сельскохозяйственной продукции, а значит опасность модифицированных продуктов питания, отрицательно влияющих на наше здоровье.
Нравственные.
Вместе с деревнями умирает национальная культура. В мертвых деревнях остается малая Родина людей. Люди теряют свои корни, а это плохо стать «Иванами не помнящего родства».
Деревня всегда была сильна добросовестностью, трудолюбием, любовью к семье. Традиции земледелия, нравственные устои хранились в сельской местности. Но теперь поля приходят в запустение, зарастают травой и кустарником. Без традиций и национальной культуры не может существовать ни один народ. Почему же, сёла всё время уменьшаются, распадаются, исчезают? Проведя ряд исследований информационных источников: газет, сайтов Интернета, мы можем выделить несколько основных причин.

Во-первых, «урбанизация – рост доли городского населения, процесс распространения городского образа жизни, увеличение числа городов, формирование сети городов»3. 

Древняя Русь была страной городов, норманны ее называли «Гардарикой». Первые города возникли еще в 1 тысячелетии н.э. В 9 веке в летописях упоминаются города Новгород, Ростов Великий, Смоленск, Муром. К 12 веку насчитывалось уже около 150 городов, а до нашествия монголов на Руси насчитывалось уже около 3000 городов.
Во времена Петра I было основано много новых городов. Все знают об «окне в Европу» - Санкт-Петербурге. При Екатерине II было изменено территориальное деление России, создано 500 уездов, для которых были учреждены уездные центры. 165 сел получили статус города.
В XIX в. города, как опорные пункты, были образованы на границах Российской империи: на Дальнем Востоке (Владивосток, Благовещенск), на Кавказе (Грозный, Владикавказ). Более 600 городов было образовано после Великой Октябрьской революции. Больше всего возникло промышленных центров в Сибири, на Дальнем Востоке, на Севере. В середине ХХ в. рядом с крупными городами возникли города науки «наукограды» (около Москвы – Дубна, Реутов, Зеленоград и др.). Выросли города – курорты в Крыму, на Черноморском побережье Кавказа (Сочи).
Появились города – центры военной промышленности, так называемые закрытые города. Отмена крепостного права, в период промышленного переворота в России - строительство железных дорог, затем индустриализация 30-х годов – вот основные причины урбанизации.
Во-вторых, уменьшение численности населения. Рождаемость снизилась, смертность высокая. 
В-третьих, стремление людей к улучшению качества жизни. Все хотят жить с комфортом, иметь возможность повышать свой культурный и образовательный уровень. Это тоже подталкивает многих к переселению в город. 
Я провела небольшой социологический опрос, задавая всего два вопроса ребятам нашей школы: как вы планируете свою будущую жизнь, в селе или в городе? Почему?
Мнения разделились. Из 45 опрошенных , 23 человека – собирается жить в городе, 22 – в деревне. Рабочие, предварительные выводы таковы: можно жить хорошо и в городе и в деревне. Но отсутствие мотивации к сельскому труду, отсутствие комфорта, низкая оплата труда, отсутствие перспективы пугает молодых людей, и они стараются уехать в город, который привлекает кажущейся лёгкостью и беззаботностью жизни. Поколение за поколением на протяжении века уезжает молодёжь в город. Родители изо всех сил стараются хоть как-то устроить своих детей в городе. «Чтоб только не ползал всю жизнь в навозе, как я» - основной аргумент сельских жителей. 
Наше село расположено на очень красивом месте: недалеко лес, речка…Есть все условия для проживания. Почти каждый дом отапливается газом, есть водопровод, школа, детский сад, больница...

Но в последние годы наблюдается уменьшение населения, смертность превышает рождаемость. В 2013 году я прочитал много статей в районной газете об уменьшении населения нашего района. С каждым годом всё больше и больше пустующих домов. Только в нашем населённом пункте в 198 домах никто не живёт. В 2013 году опустело 10 домов. В прошлом году в нашем селе смертность превысила рождаемость более 3 раз.

Эту проблему затронул в своём стихотворении бывший учитель нашей школы М.Н.Ванюшин.

Урампа утатăп шухăшлăн

Кил урлăран пуш çурт ларать

Хуçи ăçта – ши халẽ унăн?

Ывăл- хẽрẽ ăçта пурнать?

Хуçи яланлăх вырăн тупнă

Ял çумẽнчи масар çинче,

Сăрт çийẽнчи тăванмасарẽ

Сыхлать ват çыннăн канăçне.

Кил-çурт лăпчăннă, тăрри шатнă

Кил картине армути шăтнă,

Пахча урлă сукмак та хывнă

Унта ял – йыш утса çӱрет.

Ҫулсеренех ялсем пẽтеççẽ,

Ҫаплах çухалẽç –ши вẽсем?

Тăван яла манса кайсассăн

Ăçта эс тупăн ырлăхсем?

Чĕрем çинче ман пысăк тунсăх

Культура çурт та çук ялта

Унта яш-кĕрĕм савнăç тупнă

Халь çамрăксен мĕн тумалла?

Хисеплĕ эс, тăван ял-йышăм,

Сирĕн çинче халь ял тăрать

Атте-анне кил-çурчĕ мĕскĕн

Кичеммĕн пусăранса ларать

Уй – хирĕ те халь çурри пушă

Унта пиçен хуçаланать

Тĕнче касса çÿрет яш-кĕрĕм

ПиреМускав «тăрантарать»

Работая над проектом, мы пришли к выводам

Что же надо делать, чтобы деревня возродилась?

1.Создавать рабочие места.

2.Повысить заработную плату работников сельского хозяйства.

3.Повысить цены на товары сельхозпроизводителей.

5.Создавать условия для культурного отдыха людей.

6.Повысить жизненный уровень жителей села.

7.Повысить качество здравоохранения на селе.

8.Создавать работающие программы в поддержку села и сельхозпроизводителей.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мое исследование показало, что нам всем нужно задуматься, что же делать для решения ситуации, которая сложилась не сегодня, но до сих пор остается неразрешеннойСоциологическое исследование на территории нашей школы, еще раз подтвердило важность и значимость этой работы. Мои одноклассники, узнав об исследовании и некоторых его результатах, решили данную проблему вынести на обсуждение на собрании сельского поселения. Конечно же,одним собранием проблему не решишь,но я уверен, что разговор будет полезен для всех, ведь каждый из нас убедился, что проблема существует и она требует решения.



Литература

1.Гармонщиков А.И. «ИСТОРИЯ СЕЛА БИЧУРГА-БАИШЕВО ШЕМУРШИНСКОГО РАЙОНА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ(с 1635г до наших дней)» ШЕМУРША 2004 г

2.Материалы из районной газеты «Шăмăршă хыпарẽ» за 2013 год

3. Материалы школьного краеведческого уголка.

4.Материалы из хозяйственной книги сельского поселения села Бичурга – Баишево.
































































Приложение






Сочинени.

Пурǎн çуралнǎ ял.

Эпĕ Пǎчǎрлǎ – Пашьелĕнче çуралса уснĕ. Пирĕн ял илемлĕ вырǎнта вырнаçнă. Йěри- тавра вăрман кашласа ларать, уй – хир сарǎлса выртать. Ял çумěпе Пасна ятлă юхан шыв юхса иртет. Çуркунне çак юхан шыв çумěнчи çемěртлěх хăйěн илемěпе тата тутлă шăршипе пирěн чуна савăнтарать. Ваттисем каланă тăрăх, пысăк ялсен шутне кěнě , халě вара çулсерен пушă пÿртсем йышлансах пыраççě. Хальхи çамрăксем яла юласшăнах мар, шкул хыççăнах хулана çул тытаççě, мěншěн тесен çăмăл пурнăç шырама.Эпě çакна каласшăн: малашне ял ан ватăлтăр , çěнě çуртсем çěкленсех пыччěр.

Пурăн çуралнă ял.

Эп утатăп урампа

Пăхкалап унта – кунта

Чун хурланать, ăш çунать

Мěншěн çапла вăл пулать?

Пăхрăм сылтăм еннелě:

Пуш пÿртсем сěнксе лараç.

Ãçта кайнă хуçисем?

Мěншěн пушă пÿрчěсем?

Пăхрăм сулахай енне:

Карчăк тытнă патакне

Ãçта унăн ачисем?

Ачи – пăчи ялта маар

Шыраç телей хулара! Попов Артём 4 класс


Ӗмӗр пурᾰн ҫуралнǎ ялᾰм

Ӗмӗр пурᾰн, ҫуралнᾰ ялǎм

Нихᾰҫан та ан пушан.

Эп юратнǎ савнᾰ ялᾰм

Кунсерен эс ҫуталсам.

Ҫуталсамччӗҫ, урамсем те

Ан хупᾰнчӗрччӗҫ ҫуртсем

Ан пушантᾰр манᾰн ялᾰм

Ҫӗнелсемччӗ кунсерен. Калыгина Настя 4 класс


Éмěр пурăн, ҫуралнă ялăм.

Пирěн ял ларать мăнаҫлă

Юхан шывăн хěрринче.

Курăнать вěҫě-хěррисěр

Уй-хирти анлă тěнче.

Çывăхра шавлать вăрманě

Ял ҫынныне илěртсе:

Ун пуянлăхě пурне те

Тăрантарнă ěмěрте.

Ял илемěшěн вăй хунă

Яланах кунти ҫынсем.

Пит капмар ҫуртсем ҫěкленнě

Тăрăшулă ҫамрăксем.

Ача сачě те пушанмě

Ялти вěт ачасенчен

Çулран ҫул вěсем йышланěҫ

Пěтмě пурнăҫ ялсенче. Кузьмина Ксения 4 класс


Мĕншĕн ялăм пушанать?

Мĕншĕн ялăм пушанать?

Чунăма ыраттарать.

Ҫак ыйту канăҫ памасть

Ҫĕрĕпе ҫывăрттармасть

Ялĕ пирĕн питĕ пысăк,

Ҫамрăксем вара сахал.

Ěҫ ҫукки чăрмантарать ҫав

Яшсене ялта тăма .

Пирĕн ялта пит аван

Шыв та газ та ҫул та пур

Тата лайăх пулăччĕ

Ҫамрăксем яла юлсан.

Ачи пăчи пулĕччĕ,

Ял кĕрлесе тăрĕччĕ.

Юртаеваи Юлия 4 класс




Чтсло учащихся за 4 года



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Исследовательская работа "Пусть наша милая деревня не опустеет никогда"

Автор: Сандрейкина Елена Михайловна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280712


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства