Просмотр содержимого документа
«Доклад "Внеурочная деятельность по математике"»
Тема доклада: «Внеурочная деятельность по математике»
Под внеурочной деятельностью - понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является:
создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций
Принципы организации внеурочной деятельности:
- выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.
- учёт возрастных особенностей;
- сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
- связь теории с практикой;
- доступность и наглядность;
- включение в активную жизненную позицию;
В соответствии с требованиями ФГОС внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности:
Спортивно-оздоровительное.
Общекультурное направление.
Социальное направление.
Общеинтеллектуальное направление.
Духовно-нравственное направление
В своей работе, как классный руководитель я использую следующие формы работы в Спортивно-оздоровительном направление.
Организация походов, экскурсий, «Дней здоровья», подвижных игр, «Весёлых стартов».
Проведение бесед по охране здоровья.
Применение на уроках игровых моментов и физ.минуток.
В Общекультурном направление использую такие формы, как:
Организация экскурсий, посещение театра и музея, кинотеатра, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся.
• Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи.
• Участие в конкурсах, выставках детского творчества на уровне школы, района.
Духовно-нравственное направление
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, проведение «Уроков мужества»;
• Выставки рисунков, газет,
• Тематические классные часы;
Как учитель предметник больше времени уделяю интеллектуальному направлению. Использую при этом следующие формы организации внеурочной деятельности
Предметные недели.
Конкурсы, экскурсии, олимпиады, деловые и ролевые игры .
Проектная деятельность.
Развить в полной мере потенциал ребенка только на уроке – невозможно. Поэтому вовлекаю ребят и во внеурочную деятельность, где они могут реализовать свои возможности в полной мере. Для этого я разработала программу кружковой деятельности по математике «Юный математик». В отличие от урока, где работают дети разного уровня способностей, в работе кружка принимают участие только те ребята, для которых математика интересна, которые имеют высокий уровень познавательной активности, математических способностей.
Вовлечение же ребят в конкурсы и олимпиады позволяет им проявить свои возможности, способности, сравнивать себя с другими такими же детьми, что дает возможность самооценки себя.
В настоящее время в российском образовании много сделано для развития потенциала детей, создано большое количество инициатив, которые предлагают различного уровня конкурсы и олимпиады, в частности и по математике. Педагог должен уметь выбирать и предлагать ребенку тот конкурс и олимпиаду, к которому ребенок готов на данный момент. За последние несколько лет в моей практике сложился определенный круг олимпиад и конкурсов, в которых я предлагаю ребятам принять участие. Из очных конкурсов – это Всероссийская олимпиада школьников, где обучающиеся смогли оценить свои возможности. Ребята из старших классов, успешно справившись со школьным этапом, смогли попробовать свои силы на муниципальном этапе, и показали достаточно неплохие результаты. Но для больших побед ребят надо готовить на протяжении многих лет. На мой взгляд, при работе с учениками 5-7 классов наиболее приемлемыми являются дистанционные и телекоммуникационные олимпиады и конкурсы: «Саммат», «Олимпус», «Юные знатоки», «Кенгуру», «Ребус» и т.п. Ребята с большим желанием принимают участие в них, что подтверждается сертификатами и дипломами Победителей и Призеров. Задания данных олимпиад разнообразны, но в тоже время, посильны для детей только начинающих более глубокое изучение математики. А значит, у ребят есть большой шанс занять высокое место по итогам олимпиад, получить диплом победителя. На моей взгляд, в данном возрасте, всё-таки у детей больше преобладают эмоции, чем какие-то установки «мне это надо», «мне это важно»… Участие в таких конкурсах постепенно подготавливает детей к более серьезным олимпиадам, дает опыт решения конкурсных задач и возможность максимально реализовать свой потенциал в старших классах. И, следовательно, по окончании школы мы будем иметь гармоничную, всесторонне развитую, творческую личность, способную внести свой вклад в развитие нашей страны.
Внеурочная деятельность определяется как составная часть учебно-воспитательной работы школы, как одна из форм организации досуга учащихся. Она бывает разнообразной по содержанию и формам. Внеурочная деятельность по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике, сложного процесса воздействия на сознание и поведение младших школьников, углубление и расширение их знаний и навыков математики. Значение внеурочной деятельности по математике состоит в следующем:
1.Различные виды этой работы в их совокупности содействуют развитию познавательной деятельности учащихся: восприятия, внимания, представлений, памяти, мышления, речи, воображения.
2. Она помогает формированию творческих способностей учащихся, элементы которых проявляются в процессе выбора наиболее рациональных способов решения задач, в математической или логической смекалке, при проведении на внеклассных занятиях соответствующих игр.
3. Некоторые виды внеклассной работы позволяют детям глубже понять роль математики в жизни.
4 Внеурочная деятельность по математике содействует воспитанию коллективизма и товарищества, накоплению наблюдений за трудом и отношением к нему взрослых и в связи с этим воспитанию любви к труду.
Особенностью внеурочная деятельности по математике является занимательность предлагаемого материала либо по содержанию, либо по форме, более свободные выражения своих чувств работы, более широкое использование игровых форм проведения занятий и элементов соревнования на них. Привлечь первоначальное внимание детей к внеклассным занятиям по математике можно разными средствами: особым, красочным оформлением классного помещения, в котором отражалось бы сочетание знакомого детям мира сказок с таинственным миром математики, необычными вступительными словами учителя. Математика и сказки! Математика и любимые герои! Интерес к математике поддерживается занимательностью самих задач, вопросов, заданий. Говоря о занимательности, мы имеем в виду не развлечения математических заданий, либо формы, в которые они облекаются. Педагогически оправданная занимательность имеет целью привлечь внимание детей, усилить его, активизировать их мыслительную деятельность на внеклассных занятиях, всегда несет элементы остроумия, игрового настроя, праздничности.
Необходимость массовой внеурочной деятельности по математике с учащимися вызвано тем, что наше общество ждет от школы всесторонней подготовки подрастающего поколения в жизни. Без формирования интереса к математике, без образования и воспитания учащихся средствами математики, начиная с младшего школьного возраста, без взаимосвязи классной и внеклассной работы школа не сможет с надлежащей полнотой выполнить этот заказ общества.
Внеурочная деятельность по математике создает дополнительные возможности учителям по осуществлению дифференцированного подхода к «средним» и «слабым» учащимся для достижения планируемых результатов обучения. В этом случае она может способствовать совершенствованию математических знаний и умений.
Добиваясь единства урочной и внеурочной деятельности в классах, учителя совершенствуют математические знания учащихся, развивают их познавательный интерес, расширяют кругозор.
Массовая внеурочная деятельность по математике может успешно осуществляться, оказывая положительное влияние на совершенствование математических знаний учащихся, при соблюдении некоторых условий:
· в разных формах она должна проводиться со всеми учащимися систематически с постоянной опорой на индивидуальные особенности школьников.
Принципы построения содержания внеурочной деятельности:
1) материал должен излагаться так, чтобы раскрыть ребенку ведущие, общие свойства данной области действительности, подлежащей дальнейшему изучению;
2) практические умения и навыки необходимо строить на базе соответствующих теоретических сведений;
3) в содержание внеурочной деятельности включаются определенные системы упражнений, обеспечивающие овладение способом анализа материала и средствами моделирования открываемых свойств, а также упражнения по использованию детьми уже готовых моделей для открытия новых свойств материала;
4) при подборе материала обязательно нужно учитывать индивидуальные особенности развития школьников.
При таком построении учебного процесса познавательная деятельность школьников приобретает иной характер, чем при обычном обучении, у них развивается способность теоретического мышления, что помогает совершенствованию математических знаний, умений и навыков.
Рекомендуются следующие формы проведения внеурочной деятельности с учащимися:
• творческие исследовательские проекты;
• математические кружки;
• математические игры, конкурсы, викторины и олимпиады;
• математические вечера, спектакли, постановки;
• математические экскурсии;
• внеклассное чтение математической литературы;
• математические рефераты и сочинения;
• школьная математическая печать;
• консультации;
• подготовка справочников.
Краткое описание некоторых формпроведения внеурочной деятельности:
Математический кружок.
Математический кружок, как правило, проводится с учащимися 2 классов, проявляющими интерес к математике. Основной принцип работы кружка - постепенное увеличение нагрузки за счет повышения сложности заданий. Для тех, кто не в состоянии справляться с такими нагрузками, но очень хочет, можно организовать другие формы занятий.
В содержание кружковой работы входит решение задач и примеров повышенной трудности, специальные упражнения на развитие математических способностей, упражнения занимательного характера: математические фокусы, игры, инсценировки, "занимательные" квадраты, исторические сведения. На занятиях учитель проводит беседы, углубляющие имеющиеся (или сообщающие новые) теоретические сведения. Это чередуется выступлениями самих учащихся. Все эти задания должны быть направлены на повышение общей математической культуры учащихся.
Планируя работу математического кружка надо помнить, что должна быть определенная система всех занятий. План работы составляют на весь учебный год и распределяют материал так, чтобы он был связан с изучаемыми на уроках темами. Например, если в эту неделю изучили тему "Дроби" и связанные с ними примеры, то на занятиях кружка надо рассмотреть аналогичные задания, но повышенной трудности.
Занятия кружка целесообразно проводить еженедельно.
Математический вечер
Математический вечер организуется для учащихся нескольких параллельных классов в виде соревнующихся команд.
В зависимости от формы (конкурс, КВН и др.) в период подготовки вечера членами кружка выпускается математическая газета, выбирается жюри, составляются задания для участников (задания для команд, викторина и т.п.), предлагается участникам подготовить вопросы друг другу.
Большой интерес для учащихся представляют газета, видеосюжеты на математические темы, которые демонстрируются в день проведения вечера.
В плане проведения вечера целесообразно предусмотреть:
1) организационный момент, где ведущий сообщает о порядке проведения вечера;
2) беседу о математике;
3) соревнование команд;
4) математическую коллективную игру;
5) индивидуальный конкурс на лучшего математика;
6) подведение итогов.
Математической уголок
В результате проведения различных форм классной и внеклассной работы по математике накапливается материал, который нужно сосредоточить в определенном месте. Для этого оформляются математические уголки.
В математическом уголке целесообразно накапливать следующий материал:
1) тетрадь, в который записываются задачи на различные темы, составленные самими учащимися;
2) альбом с вырезками из газет, журналов и т.п., в которых отражены числовые данные из разной области деятельности людей (статистические данные по району и др.);
3) сборник интересных математических сведений под названием "Знаете ли вы, что ...";
4) плакаты с сообщениями об олимпиадах, викторинах, о победителях математических мероприятий;
5) математические инструменты (по необходимости) и наглядные пособия.
В математическом уголке периодически организуются выставка тетрадей и других работ учащихся. В связи с усилением роли учебного труда полезно вывешивать нормы оценок по математике, различные памятки типа "Как решать задачу?", "Как запоминать правило?", образцы оформления письменных работ и другие.
Для успешной работы уголка выделяют ответственных учеников, которые отвечают за определенное направление работы, исходя из плана учителя.
В работе математического уголка отражается деятельность учащихся и поэтому большая часть инициативы должна принадлежать им.
Внеурочная деятельность при всей своей мощи и гибкости помогает и учителям, и ученикам, как можно быстрее, находить общий язык и решить проблемы. Как показывает изучение по сравнению с классно-урочной системой внеурочная деятельность по математике имеет ряд особенностей. Однако на внеклассных занятиях математический материал предлагается в соответствии со знаниями и умениями учащихся. Это означает, что при подборе заданий по математике для внеклассных занятий учитывается непосредственная связь с текущим программным материалом, а также желание исходить из общего уровня знаний и умений учащихся по математике. А именно, что сами задания по математике по форме не обязательно должны быть точно такими, какие встречаются на уроках. Если уроки во всех отношениях планируются на 45 минут, то внеклассные занятия в зависимости от содержания и формы проведения могут быть рассчитаны и на целый час.