Просмотр содержимого документа
«Доклад: "Внеурочная деятельность учащихся по математике, как один из аспектов реализации программы ФГОС."»
Внеурочная деятельность по математике, как один из аспектов реализации программы ФГОС
Подготовила учитель математики
МКОУ «СОШ № 15»
г.Благодарный
Поцепун Татьяна Ильинична
Октябрь 2016 год
Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, к рыночной экономике, необходимостью преодоления опасности отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития.
В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики, общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. Российская система образования способна конкурировать с системами образования передовых стран. Для этого необходима широкая поддержка со стороны общественности проводимой образовательной политики, восстановление ответственности и активной роли государства в этой сфере, глубокая и всесторонняя модернизация образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
Образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловливающие необходимость существенных изменений в системе образования. Отечественная система образования является важным фактором сохранения места России в ряду ведущих стран мира, ее международного престижа как страны, обладающей высоким уровнем культуры, науки, образования. Особое значение имеет развитие плодотворного сотрудничества и сохранение общего образовательного пространства со странами Содружества Независимых Государств, образовательная поддержка соотечественников за рубежом.
Одним из аспектов реализации математического образования является внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы. Концепция математического образования следующая – математическое образование должно обеспечивать каждого учащегося развивающей, интеллектуальной деятельностью на доступном уровне, используя присущую математике красоту и увлекательность.
Внеурочная деятельность – это проявляемая вне уроков активность детей, обусловленная в основном их интересами и потребностями, направленная на познание и преобразование себя и окружающей действительности, играющая при правильной организации важную роль в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.
Цель – содействовать интеллектуальному, духовно- нравственному и физическому развитию личности школьников, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности.
Выявления интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
Создание условий для индивидуального развития ребёнка в избранной сфере внеурочной деятельности;
Формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
Развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
Создание условий для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
Развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
Расширение рамок общения с социумом.
Внеурочная деятельность является важной составной частью содержания образования, увеличивающая его вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям школьников.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Эти виды деятельности могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня.
Модель организации внеурочной деятельности школы - смешанная, в её реализации принимают участие педагогические работники учреждения, педагоги дополнительного образования. Координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель в классе и тьютор или «дежурный по стране» – в школе.
Преимущества этой модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства.
При разработке Плана внеурочной деятельность учитывались возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Программы внеурочной деятельности разработаны на острове на основе методической литературе и рекомендаций, структурированы в соответствии с направлениями внеурочной деятельности:
* Спортивно-оздоровительное;
Духовно-нравственное;
Художественно-эстетное (общекультурное);
Общеинтеллектуальное;
Общественно-полезное(социальное);
При организации внеурочной деятельности в школе реализуется модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности т.к., наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности.
Программы внеурочной деятельности в 2016-2017 учебном году будут реализовываться как в отдельно взятых классах, так и в объединенных группах детей на параллелях . Такой подход к реализации программ основан на анализе ресурсного обеспечения образовательного учреждения, информации о выборе родителями (законными представителями), предпочтительных направлений и форм внеурочной деятельности детей, интересов обучающихся, их занятости в системе дополнительного образования школы и учреждениях дополнительного образования города.
С каждым годом все шире и шире вводятся новые технологии в различных областях производство, которые непосредственно связаны с математикой. Возрастает значение математики как науки, пользующейся спросом в научно-технических отраслях современного производства, экономике, бизнесе.
Всё чаще проводятся различные математические олимпиады, конкуры.
Это, безусловно, повышает интерес к математике, но к олимпиадам и конкурсам надо учащихся готовить, так как ученику недостаточно знать только то, что разобрано на уроках математики, чтобы успешно выступить на олимпиаде.
Чтобы достичь современного уровня математического образования, необходимо принимать во внимание огромный потенциал внеклассной работы, так как в единстве с обязательным курсом внеурочная деятельность создаёт условия для более полного осуществления практических, воспитательных, общеобразовательных и развивающих целей обучения.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования предъявляет новые требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в гимназии. Внеурочная деятельность учащихся не только углубляет и расширяет знания математического образования, но и способствует формированию универсальных (метапредметных) умений и навыков, общественно-значимого ценностного отношения к знаниям, развитию познавательных и творческих способностей и интересов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению математики.
При организации внеурочной деятельности учащихся от учителя требуется тонкое и умелое наблюдение и изучение интересов школьников, учёт их возрастных и психологических особенностей. Выбор темы внеурочной деятельности обучающихся для того или иного уровня обучения определяется, с одной стороны, объёмом математического материала, с другой стороны уровнем общеобразовательной подготовки учащихся, возможностью реализации межпредметных связей.
Документы, регламентирующие организацию внеурочной деятельности
- Закон Российской Федерации «Об образовании» (в действующей редакции)
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ МОиН РФ №1897 от 17 декабря 2010 года)- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682)- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. № 27,зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594- Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. № 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676)
- Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников
- Программа воспитания и социализации обучающихся основногообщего образования (гигиенические требования)
Методические рекомендации по организации внеурочной деятельности
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»
*Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Основные принципы организации внеурочной деятельности:
-учёт возрастных особенностей;
-сочетание индивидуальных и коллективных форм работы;
-связь теории с практикой;
-доступность и наглядность;
-включение в активную жизненную позицию
Содержание программы
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Результаты освоения программы
Личностные результаты
Метапредметные результаты
Предметные результаты
Организация проведения внеурочной деятельности обучающихся
Эффективность и результативность программы
Структура и содержание программы
Описание материально-технического обеспечения программы
Литература для учителя
Литература для учащегося
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся. Воспитательныерезультаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трех уровней результатов внеучебной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в ее страновом, этническом, гендерном и других аспектах.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Авторские методики, разработки
Учебно-иллюстративный материал
Методические материалы
Материалы по результатам освоения программы
Материально-техническое обеспечение
Ярким примером внеурочной деятельности является «Неделя
математики» (приложение 1), а так же программа дополнительного образования (приложение 2)
Литература:
Формирование универсальных учебных действий в Ф79 основной школе : от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. — М. : Просвещение, 2010.
Примерная основная образовательная программа основного общего образования. Одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15
Шмелькова Лариса Витальевна заместитель начальника отдела Департамента общего образования минобрнауки России к.п.н., доцент.
Черноусенко Т.И. к.п.н., доцент
Государственная программа «Комплексная модернизация образования как механизм обеспечения инновационного развития социально-экономической сферы» //сайт Министерства образования и науки РФ – http:www.gov.ru/