kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ЧТО? ГДЕ? КОГДА? /Методическая разработка внеклассного мероприятия/

Нажмите, чтобы узнать подробности

Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа.

Развивающая цель – развивать логическое мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? /Методическая разработка внеклассного мероприятия/»

Средняя школа имени Естая.









ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

/Методическая разработка внеклассного мероприятия/












Составил учитель математики Жайыкбаев С.Ж.


Игра: «Что? Где? Когда?»

Цели данного мероприятия:

Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа.

Развивающая цель – развивать логическое мышление.

Воспитательная цель - вызвать интерес к истории развития математики, к вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.

Ход игры

Оборудование: презентация, черный ящик, винт от мясорубки.

В игре участвует несколько команд. Они соревнуются друг с другом за количество верных ответов. Ведущий задает 13 вопросов + 2 вопроса для конкурса “Черный ящик”. Ответы даются в письменном виде.

Для победы знатоков необходимо набрать большее число баллов.

Ведущий: С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться на учебу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики.



ХОД ИГРЫ

ВОПРОС 1: Внимание!

“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;

“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.

А как это будет по-русски?

(Ответ: Один, два, много).



ВОПРОС 2.

Из истории: Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.

-Ах, этот! - вспомнил Гильберт - он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.

Итак, уважаемые знатоки, включаем свое воображение.

Из истории: Фалес Милетский (около 625-547 г.г. до н. э.) вошел в историю науки как родоначальник античной, а вернее сказать европейской философии и науки. В математике Фалес установил равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, равенство вертикальных углов, деление круга диаметром пополам и др.

ВОПРОС:

Все существующее в природе Фалес выводил из единой основы (первостихии): все возникает из нее и в нее возвращается. Что Фалес считал первостихией?

(ответ: воду)

Это была первая попытка взять за первоначало материю, а не сверхприродные божественные начала, как это было до Фалеса.

ВОПРОС 3:

Римский писатель Апулей Люций писал: “Фалес Милетский – один из тех знаменитых семи мудрецов и, несомненно, самый великий среди них…”. Фалесу приписывается следующее высказывание:

Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все;

Быстрее всего – мысль, ибо она обгоняет все;

Мудрее всего - …

Уважаемые знатоки, что, по мнению Фалеса, мудрее всего?

(ответ: время, ибо оно раскрывает все)

ВОПРОС 4:

Египтяне задали Фалесу трудную задачу: найти высоту пирамиды. Он нашел простое и красивое решение: воткнул палку вертикально в землю и сказал: “Когда …

Продолжите его фразу.

(ответ: …тень палки будет равна ее длине, тогда тень пирамиды будет равна высоте пирамиды”. Надо измерить тень пирамиды.)

ВОПРОС 5

«Магия книг братьев Стругатских подвластны самые разные люди – независимо от возраста, образования, убеждений. Каждый находит в них что-то для себя: великолепный язык, знаменитый мгновенно узнаваемый юмор Стругацкий, затягивающие сюжетные коллизии и по-настоящему серьезные этические и филосовские проблемы»

ВОПРОС:

Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит прстить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну буквую Полученный ими способ понимания распространен, например, в математик. Назовите добавленную букву, которую и саму можно не редко увидеть в математических записях.

(Ответ: буква «У». Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение один из распространенных приемов в алгебре, а игрек выглядит, как буква «у»)

ВОПРОС 6

Немецкий математик Феликс Клейн, автор многих работ по математике, в числе требований к правильному школьному преподаванию математики называет устранение традиционного разделения

Какое разделение имеет в виду Клейн?

ВОПРОС 7

В пересказе Бориса Заходерова «Алисы в Стране Чудес» один математик нетривиально разделил кусок пирога между собой и козликом.

Что же досталось математику, а что козлику?

(Ответ: математику-ПИ, а козлику- РОГА)

ВОПРОС 8

Математика спрашивают: «Есть ли крылья у слона?»

- «Есть, -отвечает математик, но они…»

Закончите этот анекдот двумя словами

(Ответ: … равны нулю)

ВОПРОС 9

Из истории: По легенде крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Греции Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям. Но он не только стал участником, но и победил в одном из видов спортивных состязаний. Этот юноша был Пифагор. Вся его жизнь – легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Совсем юным Пифагор покинул родину. Для жителя Самоса все дороги вели в Милет. Там он встречался с Фалесом, которому шел восьмой десяток. Прошел Пифагор и по дорогам Египта, 12 лет был пленником в Вавилоне. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и там, в Кротоне, создал удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Они были трудолюбивы и аскетичны – Пифагор и его ученики. Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс “Золотые стихи”. Годы жизни: 570-500г. до н. э.

ВОПРОС:

Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать …”

Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые?

(ответ: смотреть)

ВОПРОС 10:

Из истории: Величайшим математиком в истории древнего мира был Архимед, живший в Сиракузах, где он был советником царя Гиерона. Он - один из немногих ученых античности, которых мы знаем не только по имени: сохранились сведения о его жизни и личности. Дата рождения ученого – 287 г. до н. э. Мы знаем, что он был убит в 212 г до н. э., когда римляне взяли Сиракузы, при осаде которых защитниками города были использованы технические устройства, созданные Архимедом.

ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

В черном ящике лежит предмет бытовой техники, в котором используется техническое устройство, изобретенное Архимедом, которое как пишет историк Диодор, “по причине своей формы носит название улитки”. В сочинении писателя 2-го века до н. э. Атенея об удалении воды из трюма корабля сказано: “Ее отсасывал один человек при помощи изобретенного Архимедом” устройства. А вот что писал римский архитектор I в. до н. э. Витрувий: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то и захваченная ими вода поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет.

(ответ: мясорубка, а устройство в ней – винт.)

Из истории: Винт Архимеда применялся в водопроводной сети немецкого города Аугсбурга (схема в книге Джеронимо Кардано, 1550 г.)

ВОПРОС 11.

Из истории: Первыми из множества чисел были натуральные числа – числа для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае – горизонтальными, в Америке – точками, а в Вавилоне – клинышками на глиняных пластинках.

Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.

Ответ: 1=1234567890, 1=1234567890

ВОПРОС 12.

Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.

ВОПРОС:

Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини

Ответ: Дюйм

ВОПРОС 13.

Уважаемые знатоки! Через минуту напишите ответ, состоящий из 4 символов, на вопрос от Якова Исидоровича Перельмана:

«Что я знаю о кругах?»

(Ответ: 3,14)ВОПРОС 14. ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК

В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике “Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи”, где рассматривалось знание математики в торговле.

Внимание вопрос: В I тысячелетии у славян это были просто кусочки металла, которые отрубали от полосы серебра или меди.

А что это сейчас? Что лежит в Черном ящике?

(Ответ: рубль. Слово “рубль” происходит от слова “рубить”: первые рубли были просто кусочками металла, которые отрубали от полосы серебра или меди).

ВОПРОС 15.

Из истории: Древнегреческий ученый Платон (427-348 г. до н.э.) основал философскую школу и назвал ее Академия. Она находилась в роще Академа (Академ – древнегреческий мифологический герой, которого по преданию, похоронили в священной роще недалеко от Афин). Одним из девизов своей школы Платон провозгласил: “Да не войдет сюда не знающий геометрии”.

ВОПРОС:

В Академии Платона изучались 4 матемы: арифметика, геометрия, астрономия…

Назовите 4-ю матему.

(ответ: музыка, гармония)

Подводятся итоги игры.

Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!


ЛИТЕРАТУРА:

  1. Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.- М.: Просвещение, 1993.-224 с.

  2. Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. – М.: Наука. Гл. ред. ф - м. литературы, 1981г,192 с. (Библиотечка “Квант”. Вып. 14)

  3. Депман И. Я. Рассказы о математике. – Л.: Детгиз.1954г,144с.

  4. Житомирский С.В. Архимед: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981.-112с.

  5. Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. Школы – М.: Просвещение, 1981 – 80 с.

  6. Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – Д.: ВАП. 1994 – 288 с.

  7. Стройк Д Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука. Гл. ред. ф – м. литературы, 1984,284 с.

  8. Халамайзер А. Я. Пифагор: Науч.-попул. – М.: Высш. Шк. , 1994. – 79 с.

  9. Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2003. -208 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
ЧТО? ГДЕ? КОГДА? /Методическая разработка внеклассного мероприятия/

Автор: Жайыкбаев Серикбай Жасуланович

Дата: 03.05.2017

Номер свидетельства: 412944

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Методическая разработка внеклассного мероприятия «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»"
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaiarazrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiachtogdiekogda"
    ["file_id"] => string(6) "291819"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455189929"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка внеклассного мероприятия   «Мы выбирает Жизнь!» "
    ["seo_title"] => string(76) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-my-vybiraiet-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "124451"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1414695401"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(218) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по специальности:  «Коммерция (по отраслям)» "Экономическая рулетка""
    ["seo_title"] => string(117) "mietodichieskaiarazrabotkavnieklassnoghomieropriiatiiapospietsialnostikommiertsiiapootrasliamekonomichieskaiarulietka"
    ["file_id"] => string(6) "333946"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1465554707"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка внеклассного мероприятия по ОБЖ. Ролевая игра "Знай, умей, действуй" "
    ["seo_title"] => string(102) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-obzh-rolievaia-ighra-znai-umiei-dieistvui"
    ["file_id"] => string(6) "151486"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420714151"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Разработка внеклассного мероприятия по английскому языку "Сказки английских писателей" "
    ["seo_title"] => string(95) "razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-po-anghliiskomu-iazyku-skazki-anghliiskikh-pisatieliei"
    ["file_id"] => string(6) "103126"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1402568345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства