Просмотр содержимого документа
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА? /Методическая разработка внеклассного мероприятия/»
Средняя школа имени Естая.
ЧТО? ГДЕ? КОГДА?
/Методическая разработка внеклассного мероприятия/
Составил учитель математики Жайыкбаев С.Ж.
Игра: «Что? Где? Когда?»
Цели данного мероприятия:
Обучающая цель – совершенствовать навык работы в группе при выборе правильного ответа.
Развивающая цель – развивать логическое мышление.
Воспитательная цель - вызвать интерес к истории развития математики, к вопросам, изучаемым в ней, к истории жизни и научной деятельности ученых-математиков; прививать навыки делового общения; воспитывать чувство товарищества, взаимовыручки.
Ход игры
Оборудование: презентация, черный ящик, винт от мясорубки.
В игре участвует несколько команд. Они соревнуются друг с другом за количество верных ответов. Ведущий задает 13 вопросов + 2 вопроса для конкурса “Черный ящик”. Ответы даются в письменном виде.
Для победы знатоков необходимо набрать большее число баллов.
Ведущий:С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам, правилам, сложившимся в математике. Просыпаясь, он обычно вспоминает, какой нынче день, в котором часу ему нужно отправиться на учебу или на работу и когда он возвратится домой. Днём ему требуется неоднократно подсчитывать, сколько что стоит, сколько надо оплатить или получить, а прежде, чем приготовить обед, придётся отмерить, сколько взять крупы, масла, муки. Измеряют ложками, стаканами, литрами, граммами, сантиметрами, часами, минутами. Пользоваться основами математики стало для нас настолько обычным и естественным, что мы забываем: когда-то люди, наши предки, ничего этого не знали и, видимо, с большим трудом и продолжительное время открывали начала математики. Сегодня мы совершим небольшое путешествие в историю математики.
ХОД ИГРЫ
ВОПРОС 1: Внимание!
“Моно” “ди” “поли” - это по-гречески;
“уни” “би” “мульти” - это по-латыни.
А как это будет по-русски?
(Ответ: Один, два, много).
ВОПРОС 2.
Из истории: Давида Гильберта спросили об одном из его бывших учеников.
-Ах, этот! - вспомнил Гильберт - он стал поэтом. Для математики у него было слишком мало воображения.
Итак, уважаемые знатоки, включаем свое воображение.
Из истории: Фалес Милетский (около 625-547 г.г. до н. э.) вошел в историю науки как родоначальник античной, а вернее сказать европейской философии и науки. В математике Фалес установил равенство углов при основании равнобедренного треугольника, равенство треугольников по стороне и двум прилежащим к ней углам, равенство вертикальных углов, деление круга диаметром пополам и др.
ВОПРОС:
Все существующее в природе Фалес выводил из единой основы (первостихии): все возникает из нее и в нее возвращается. Что Фалес считал первостихией?
(ответ: воду)
Это была первая попытка взять за первоначало материю, а не сверхприродные божественные начала, как это было до Фалеса.
ВОПРОС 3:
Римский писатель Апулей Люций писал: “Фалес Милетский – один из тех знаменитых семи мудрецов и, несомненно, самый великий среди них…”. Фалесу приписывается следующее высказывание:
Больше всего – пространство, ибо оно объемлет все;
Быстрее всего – мысль, ибо она обгоняет все;
Мудрее всего - …
Уважаемые знатоки, что, по мнению Фалеса, мудрее всего?
(ответ: время, ибо оно раскрывает все)
ВОПРОС 4:
Египтяне задали Фалесу трудную задачу: найти высоту пирамиды. Он нашел простое и красивое решение: воткнул палку вертикально в землю и сказал: “Когда …
Продолжите его фразу.
(ответ: …тень палки будет равна ее длине, тогда тень пирамиды будет равна высоте пирамиды”. Надо измерить тень пирамиды.)
ВОПРОС 5
«Магия книг братьев Стругатских подвластны самые разные люди – независимо от возраста, образования, убеждений. Каждый находит в них что-то для себя: великолепный язык, знаменитый мгновенно узнаваемый юмор Стругацкий, затягивающие сюжетные коллизии и по-настоящему серьезные этические и филосовские проблемы»
ВОПРОС:
Широко известно такое определение понимания: «Понять – значит прстить». Братья Стругацкие добавили в него всего одну буквую Полученный ими способ понимания распространен, например, в математик. Назовите добавленную букву, которую и саму можно не редко увидеть в математических записях.
(Ответ: буква «У». Стругацкие в книге «Волны гасят ветер» утверждают: «Понять – значит упростить». Упрощение один из распространенных приемов в алгебре, а игрек выглядит, как буква «у»)
ВОПРОС 6
Немецкий математик Феликс Клейн, автор многих работ по математике, в числе требований к правильному школьному преподаванию математики называет устранение традиционного разделения
Какое разделение имеет в виду Клейн?
ВОПРОС 7
В пересказе Бориса Заходерова «Алисы в Стране Чудес» один математик нетривиально разделил кусок пирога между собой и козликом.
Что же досталось математику, а что козлику?
(Ответ: математику-ПИ, а козлику- РОГА)
ВОПРОС 8
Математика спрашивают: «Есть ли крылья у слона?»
- «Есть, -отвечает математик, но они…»
Закончите этот анекдот двумя словами
(Ответ: … равны нулю)
ВОПРОС 9
Из истории: По легенде крепкого телосложения юношу судьи одной из первых в истории Греции Олимпиад не хотели допускать к спортивным состязаниям. Но он не только стал участником, но и победил в одном из видов спортивных состязаний. Этот юноша был Пифагор. Вся его жизнь – легенда, точнее, наслоение многих легенд. Он родился на острове Самос, у берегов Малой Азии. Совсем юным Пифагор покинул родину. Для жителя Самоса все дороги вели в Милет. Там он встречался с Фалесом, которому шел восьмой десяток. Прошел Пифагор и по дорогам Египта, 12 лет был пленником в Вавилоне. В зрелом возрасте переселился в Сицилию и там, в Кротоне, создал удивительную школу, которую назовут пифагорейской. Они были трудолюбивы и аскетичны – Пифагор и его ученики. Правила поведения, основные принципы жизни пифагорейцы объединили в моральный кодекс “Золотые стихи”. Годы жизни: 570-500г. до н. э.
ВОПРОС:
Одно из изречений Пифагора таково: “Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные торговать …”
Зачем, по мнению Пифагора, на эти игрища приходят самые счастливые?
(ответ: смотреть)
ВОПРОС 10:
Из истории: Величайшим математиком в истории древнего мира был Архимед, живший в Сиракузах, где он был советником царя Гиерона. Он - один из немногих ученых античности, которых мы знаем не только по имени: сохранились сведения о его жизни и личности. Дата рождения ученого – 287 г. до н. э. Мы знаем, что он был убит в 212 г до н. э., когда римляне взяли Сиракузы, при осаде которых защитниками города были использованы технические устройства, созданные Архимедом.
ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В черном ящике лежит предмет бытовой техники, в котором используется техническое устройство, изобретенное Архимедом, которое как пишет историк Диодор, “по причине своей формы носит название улитки”. В сочинении писателя 2-го века до н. э. Атенея об удалении воды из трюма корабля сказано: “Ее отсасывал один человек при помощи изобретенного Архимедом” устройства. А вот что писал римский архитектор I в. до н. э. Витрувий: “…образуются карманы, которые заполняются водой. Поскольку эти карманы при вращении “улитки” как бы бегут вверх, то и захваченная ими вода поднимается, пока не выплеснется”. Назовите этот предмет.
(ответ: мясорубка, а устройство в ней – винт.)
Из истории: Винт Архимеда применялся в водопроводной сети немецкого города Аугсбурга (схема в книге Джеронимо Кардано, 1550 г.)
ВОПРОС 11.
Из истории:Первыми из множества чисел были натуральные числа – числа для счёта предметов. Интересно, что разные народы, жившие в отдалённых друг от друга странах и в разные времена, изобретали для записи первых чисел собственные, но всё же чем-то сходные с другими записи чисел. Например, в Египте первые числа изображали вертикальными черточками, а в Китае – горизонтальными, в Америке – точками, а в Вавилоне – клинышками на глиняных пластинках.
Вопрос: Запишите самое маленькое натуральное число, используя все цифры, и хотя бы одно действие.
Ответ: 1=1234567890, 1=1234567890
ВОПРОС 12.
Историческая справка: Первые единицы длины, как в России, так и в других странах были связаны с разными мерами частей тела человека. Таковы сажень, локоть, пядь. В Англии и США до сих пор используется «ступня» - фут (31 см), ярд (91 см) – единица длины, появившаяся почти 900 лет назад. Она была равна расстоянию от кончика носа короля Генриха I до конца пальцев его вытянутой руки.
ВОПРОС:
Название этой старинной единицы длины послужило именем сказочной героини
Ответ: Дюйм
ВОПРОС 13.
Уважаемые знатоки! Через минуту напишите ответ, состоящий из 4 символов, на вопрос от Якова Исидоровича Перельмана:
«Что я знаю о кругах?»
(Ответ: 3,14)ВОПРОС 14. ВНИМАНИЕ: ЧЕРНЫЙ ЯЩИК
В 1682 году вышла первая в России напечатанная в типографии книга по математике “Считание удобное, которым всякий человек, купующий и продающий, зело удобно изыскати может число всякия вещи”, где рассматривалось знание математики в торговле.
Внимание вопрос: В I тысячелетии у славян это были просто кусочки металла, которые отрубали от полосы серебра или меди.
А что это сейчас? Что лежит в Черном ящике?
(Ответ: рубль. Слово “рубль” происходит от слова “рубить”: первые рубли были просто кусочками металла, которые отрубали от полосы серебра или меди).
ВОПРОС 15.
Из истории: Древнегреческий ученый Платон (427-348 г. до н.э.) основал философскую школу и назвал ее Академия. Она находилась в роще Академа (Академ – древнегреческий мифологический герой, которого по преданию, похоронили в священной роще недалеко от Афин). Одним из девизов своей школы Платон провозгласил: “Да не войдет сюда не знающий геометрии”.
ВОПРОС:
В Академии Платона изучались 4 матемы: арифметика, геометрия, астрономия…
Назовите 4-ю матему.
(ответ: музыка, гармония)
Подводятся итоги игры.
Ведущий: Надеемся, что сегодняшняя игра пробудила у вас интерес и к истории математики, и к математике, расширило ваш кругозор. И ещё хотелось бы, чтобы все участники и гости знали главное. Мир полон тайн и загадок. Но разгадать их могут только пытливые и любознательные. Открытия ждут вас. Будьте настойчивы!
ЛИТЕРАТУРА:
Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты.- М.: Просвещение, 1993.-224 с.
Гиндикин С. Г. Рассказы о физиках и математиках. – М.: Наука. Гл. ред. ф - м. литературы, 1981г,192 с. (Библиотечка “Квант”. Вып. 14)
Депман И. Я. Рассказы о математике. – Л.: Детгиз.1954г,144с.
Житомирский С.В. Архимед: Пособие для учащихся.- М.: Просвещение,1981.-112с.
Лиман М.М. Школьникам о математике и математиках: Пособие для учащихся 4-8 кл. сред. Школы – М.: Просвещение, 1981 – 80 с.
Перельман Я. И. Занимательная геометрия. – Д.: ВАП. 1994 – 288 с.
Стройк Д Я. Краткий очерк истории математики. М.: Наука. Гл. ред. ф – м. литературы, 1984,284 с.
Халамайзер А. Я. Пифагор: Науч.-попул. – М.: Высш. Шк. , 1994. – 79 с.
Шейнина О. С., Соловьева Г. М. Математика. Занятия школьного кружка. 5-6 кл. М.: Изд.-во НЦ ЭНАС, 2003. -208 с.