Т.В.Калиева
Учитель биологии
Караозекской средней школы
Буландынского района,
Акмолинской области
Методическая разработка внеклассного мероприятия
«ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»
Предмет биология
Класс 7-8
Номинация «Эрудикон-шоу»
Тема «Что? Где? Когда?»
Продолжительность: 45 минут
Цель: стимулировать учащихся к получению новых знаний
Задачи:
- Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
- Воспитательная: развивать навыки коллективной работы.
Форма: игра-соревнование
Технологии: проблемного обучения, применения ИКТ, учебной игры, обучения одаренных детей, коллективного способа обучения.
Средства обучения: комплект мультимедийного оборудования (компьютер, проектор, экран), «черный ящик», гербарии растений.
Пояснительная записка
Игра-соревнование «Что? Где? Когда?»
Цель: стимулировать учащихся к получению новых знаний.
Задачи:
- Образовательная: расширять кругозор, повышать интерес к предмету.
- Развивающая: развивать логическое мышление, умения устанавливать причинно-следственные связи, умения рассуждать и делать выводы.
- Воспитательная: развивать навыки коллективной работы.
Правила игры
Игра проводится с учащимися 7-8 класса. В игре по очереди принимают участие две команды по 6 человек в каждой. На экране игрового поля находится волчок со стрелкой, положение которой и будет определять, на какой из 12 вопросов необходимо ответить участникам викторины. Ребята выбирают лидера для более четкого обсуждения вопросов во время игры. Остальные школьники выступают в роли болельщиков. Выбирается жюри в количестве трех человек, ими регистрируются очки. На обдумывание каждого вопроса команде дается 1 мин. Время фиксируется песочными часами на экране, при досрочном ответе время останавливают. Игра останавливается после того, как каждой команде будет задано по 6 вопросов. Победившей объявляется та команда, у которой будет больше правильных ответов.
Один человек помогает в ходе игры (выносит «черный ящик»). В ходе игры для отдыха и вовлечения болельщиков в состязание, можно устраивать музыкальные паузы. Например, болельщикам каждой команды предлагается на 1-2 мин. вспомнить и исполнить по одному куплету песен, в которых упоминаются растения.
Большое разнообразие и доступность «живых» объектов, используемых в игре, делают ее чрезвычайно живой и вызывают огромный интерес ребят.
ХОД ИГРЫ
- Организационный момент.
Под мелодию «Что? Где? Когда?» игроки рассаживаются за круглым столом. На экране появляется игровое поле.
Ведущий: Добрый день, уважаемая команда знатоков. Мы находимся в телевизионной студии, где сейчас будет проходить интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?».
В игре участвуют две команды, каждая отвечает на 6 вопросов. По результатам ответов подводятся итоги и определяются победители и призеры игры.
Представление команды знатоков под музыку и капитанов команд.
Напоминаю правила игры:
- игра состоит из 12 раундов;
- каждый раунд соответствует номеру сектора на игровом поле;
- на обдумывание и обсуждение вопроса команде дается указанное время, когда игрокам разрешается общаться между собой;
- после обсуждения вопроса отвечать имеет право либо капитан команды, либо игрок, уверенный в правильности своего ответа;
- если выпадет сектор блиц – турнир, команда отвечает подряд на 3 вопроса, на подготовку ответа дается 1 минута;
- если выпадет сектор суперблиц, за столом остается один игрок, которого выберет команда, ему задается три вопроса подряд, если он проигрывает суперблиц, то он выбывает из игры.
- Игра по заданиям.
Вопрос 1.
Основоположник Ислама пророк Мухаммед утверждал, что эти птицы видят ангелов и пением оповещают людей об их приближении. Назовите их.
Ответ: петух.
Вопрос 2.
Во время войны за независимость между Англией и США английский шпион, сумевший устроиться поваром у генерала Вашингтона, приготовил ему блюдо с использованием ядовитых, как тогда считалось, плодов. Написав записку об отравлении Вашингтона, он покончил с собой. Эта записка была найдена только через много лет. Каким же овощем пытался отравить Вашингтона британский агент?
Ответ: помидором.
Вопрос 3.
Это домашнее животное – единственное не упоминающееся в Библии, но А. Дюрер и Ф. Флорис изобразили его у ног Адама и Евы в раю. А согласно Гиляровскому, охотнорядские купцы в Москве устраивали своеобразное состязание – у кого оно упитаннее.
Ответ: кот.
Вопрос 4.
В средневековой Европе эти рыбы имели особое практическое применение в качестве своеобразное единицы обмена, т.к. были примерно одинакового размера.
Ответ: сельдь.
Вопрос 5. (Блиц)
- Как называются пластиды зеленого цвета?
Ответ: хлоропласты.
- Как называется плод гороха?
Ответ: боб.
- Сколько шейных позвонков у жирафа?
Ответ: семь.
Вопрос 6.
Когда египетская царица Клеопатра устроила пир в честь римского полководца Марка Антония, пол в зале был устлан слоем лепестков толщиной в локоть. Лепестки каких цветов это были?
Ответ: лепестки роз.
Вопрос 7.
Этот «цветок белого дракона» с 16 лепестками изображен на гербе Японии, на печатях и монетах этой страны. А еще из него там готовят салаты и пирожные.
Ответ: хризантема.
Вопрос 8.
Один из воинов Александра Македонского писал об этом растении: «… производит мед без помощи пчел…». Назовите это растение.
Ответ: сахарный тростник.
Вопрос 9.
В Древнем Риме их называли «невиданно вкусные оранжевые армянские яблоки». Карл Линней увековечил «армянское» происхождение этого культурного растения в его названии – армениака вульгарис. Что это за растение?
Ответ: абрикос.
Вопрос 10. (Суперблиц)
В Италии это растение называли «тартуфоли», во Франции оно получило название «пом де терр». А как его называют у нас?
Ответ: картофель.
Вопрос 11.
Назовите культурное растение, к которому относится такое выражение: «Аристократ среди злаков, сын воды и солнца, пища богов».
Ответ: рис.
Вопрос 12. («Черный ящик»)
В «черном ящике» лежит ветка растения с несъедобными листьями. Это растение было посвящено богу науки и искусства Аполлону. Им награждали художников, артистов и ученых в знак признания их творческих успехов. Именно отсюда происходит слово «лауреат». Что за растение лежит в «черном ящике»? Где оно используется в настоящее время?
Ответ: лавр благородный. В настоящее время его листья используются как приправа благодаря их пряному аромату.
- Подведение итогов.
Определение и награждение победителей и призеров – грамоты (шаблоны прилагаются).