kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Занятие по развитию речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

На занятии дети учатся  составлять и оформлять предложения в соответствии с правилами.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Занятие по развитию речи»

Конспект логопедического занятия

по коррекции дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза

у обучающихся 3 класса общеобразовательной школы

Бехелева Александра Николаевна

Учитель-логопед

ГБОУ школа № 570 Невского района Санкт-Петербурга


Логопедическая тема: Языковой анализ и синтез на уровне предложения.

Грамматическая тема: Характеристика предложения.

Цель: Совершенствование навыков оформления предложения в письменной речи

Задачи:

Образовательные

совершенствовать навыки оформления предложения;

развивать навыки анализа состава предложения;

учить детей:

- самостоятельно определять характеристику предложения;

- определять знаки препинания в предложении.

Коррекционные:

развивать:

- языковой анализ и синтез;

- внимание, слуховую память;

- мышление;

- связную речь;

совершенствовать навыки интонирования предложения;

обогащать словарный запас.

Воспитательные:

воспитывать навыки самостоятельнойработы;

развивать навыки работы в коллективе;

воспитывать усидчивость.

Оборудование:

рабочие тетради;

иллюстрационные материалы;

раздаточные материалы.

Примечание:

Занятие проводится на материале русских народных сказок и произведений, включенных в школьную программу по чтению.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие.

Актуализация знаний.

- Ребята, произнесите фразу целиком:

- Речь бывает устная и…(Речь бывает устная и письменная)

- Наша речь состоит из предложений, а предложения из…(Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов).

- Предложение выражает…(Предложение выражает законченную мысль).

- В предложении может быть одно или несколько… (В предложении может быть одно или несколько слов, связанных по смыслу).

- Скажите, как оформляется предложение в устной речи? (В устной речи в конце предложения мы меняем тон голоса (повышаем или понижаем голос) и делаем паузу).

- Назовите правила оформления предложения в письменной речи:

(1.Начало предложения пишем с заглавной буквы.

2. Все слова пишем раздельно.

3.В конце предложения должен быть знак препинания).

- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки).


Сообщение темы урока.

Развитие внимания. Развитие слогового анализа и синтеза.

- Открываем тетради, записываем число.

Сегодня мы с вами отправляемся в путешествия по страницам знакомых вам сказок и рассказов.

Нашей задачей будет научиться определять…,а вот что именно мы будем определять вы должны угадать, придумав способ прочтения «абракадабры»:

Хаэракэтеэрисэтиэкаэпредэлоэжеэниэяэ

Правильно, тема нашего урока «Характеристика предложения». (Надо удалить букву «э» после каждого слога, получаем: «характеристика предложения»).

Актуализация знаний.

Уточнение понятий «цель предложения, интонация предложения».

- Из уроков русского языка вы знаете, что выражая свою мысль в предложении, мы преследуем определенные цели.

Из одних предложений мы что-то узнаем, в них нам рассказывают, повествуют о чем-то. Как называют такие предложения по цели высказывания? (Такие предложения называют повествовательными).

- Если предложение содержит вопрос, то по цели высказывания оно является… (…вопросительным).

- Если предложение побуждает или не призывает к действию, его называют…(… побудительным).

- Вы знаете, что предложения надо произносить с правильной интонацией, от интонации зависит знак препинания в конце предложения.

Если предложение произносится с обыкновенной интонацией, что мы ставим в конце предложения? (В этом случае мы ставим точку).

- В конце вопросительного предложения мы обязательно поставим…(…вопросительный знак)

- А если нам надо выразить сильные чувства:

радость, восторг, огорчение, удивление и т.д., то предложение называют…(…восклицательным).

И в конце такого предложения надо поставить…(…восклицательный знак).

- Обобщая наши знания, какой вывод мы должны сделать? (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные, по интонационной окрашенности – восклицательные и невосклицательные).


Развитие просодических навыков. Автоматизация навыка определения

характеристики предложения.

Прочтите предложения, соблюдая интонацию, заданную знаками препинания. Дайте предложению характеристику.

- Почему у тебя такие большие уши? (Предложение – вопросительное, невосклицательное).

- Не ешь меня, лиса! (Предложение – побудительное, восклицательное).

- Буратино сел за стол, подвернув под себя ногу. (Предложение – повествовательное невосклицательное).

- Предложения из каких произведений вы анализировали? («Красная Шапочка и серый волк», «Колобок», «Сказка Золотой ключик или приключения Буратино»).

- Прочитайте предложения, отберите из них те, которые соответствуют названным сказкам:

- И днем и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом.

- Почему у тебя такие большие зубы?

- Жили-были дед да баба.

- Было у отца три сына.

- Не плачь, деда, не плачь, баба!

Определите, какие они по цели высказывания и интонации.

Запишите каждое предложение на своей карточке. («Красная Шапочка и серый волк»: Почему у тебя такие большие зубы? (вопр., невоскл.)

«Колобок»: Жили-были дед да баба (пов., невоскл.).

- К какой сказке предложений нет?

(К сказке «Золотой ключик или приключения Буратино»).

- Посмотрите внимательно на следующее задание:

1. русалканаветвяхсидит

2.тамлешийбродит

3.позвалионивгостиволка

4.ученыйкотхотелпобеседоватьсволком

Что вы видите?

Как вы думаете, что здесь нужно сделать, чтобы получить правильные предложения? Прочитайте предложения. (Это неправильно оформленные предложения.

Надо вставить большую букву в начало и точку в конце каждого предложения. Расставить пробелы).

- Найдите среди данных предложения, в которых 5 слов. (Дети записывают предложения(е) на следующей карточке: Позвали они в гости волка.)

- Какое по цели высказывания это предложение?

Почему вы так думаете? (Повествовательное.

В нем нам сообщается информация, идет повествование.)

Физкульт-минутка.

Поочередное потягивание пальцев рук с одновременными наклонами и потягиванием туловища под песенку:

«Тянет бабка,

Тянет дедка

Из земли большую репку.

Тянет внучка,

Тянет Жучка

Из земли большую репку.

Тянет кошка,

Тянет мышка.

Из земли большую репку.»


Развитие памяти, внимания.

Автоматизация и активизация знаний по теме.

- Будьте очень внимательны!

Слушайте следующее задание: из пары предложений выберите то, которое соответствует заданным характеристикам.

Скажите, из какой оно сказки.

  1. Побудительное, восклицательное.

- Приходи, куманек, приходи, дорогой!

- Будьте любезны, проходите, пожалуйста. (- Приходи, куманек, приходи, дорогой!) (Лиса и журавль)

2. Побудительное, невосклицательное.

- Петушок, петушок, золотой гребешок,
выгляни в окошко, дам тебе горошку.

- Сяду на пенек, съем пирожок. (Петушок, петушок, золотой гребешок,
выгляни в окошко, дам тебе горошку.)

(Кот, петух и лиса)

3. Повествовательное, невосклицательное.

- Почему у тебя такие уши?

- Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом. (Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом.)

(Волк и семеро козлят)

4. Повествовательное, восклицательное.

- Езжайте, сани, домой сами!

- Чтобы кашу съесть! (Чтобы кашу съесть!

Это предложение не из сказки).

5. Повествовательное, невосклицательное.

- Несет меня лиса за темные леса!

- Стали они кашу есть, да похваливать. (Стали они кашу есть, да похваливать. (Каша из топора)

6. Повествовательное, восклицательное.

- Дед плачет, бабка плачет!

- По коробу поскреби, по сусекам помети. (Дед плачет, бабка плачет!) (Курочка Ряба)

- Кто помнит, что такое «короб»…

«сусеки»? (В коробе держали муку, Это что-то похожее на большой ящик или коробку.

Сусеки – углы, куда могли рассыпать муку, когда засыпали в короб.)


Развитие навыков языкового анализа и синтеза.

Развитие внимания, памяти, логического мышления.

Развитие интонационной выразительности

- Достаньте из конвертиков карточки с выбранными предложениями. Добавьте к ним карточки с предложениями, которые вы написали. Прочитайте внимательно каждую из ваших карточек. Расставьте их по порядку так, чтобы из предложений получилась небольшая шуточная сказка.

Посмотрите внимательно на доску (слайд), где дана подсказка, как можно расставить предложения:

1. Повествовательное, невосклицательное.

2. Повествовательное, невосклицательное.

3. Побудительное, восклицательное.

4. Повествовательное, невосклицательное.

5. Побудительное, невосклицательное.

6. Повествовательное, восклицательное.

7. Вопросительное, невосклицательное.

8. Повествовательное, восклицательное.

9. Повествовательное, невосклицательное

Прочитайте полученную сказку.

(Жили-были дед да баба.

Позвали они в гости волка.

Приходи, куманек, приходи, дорогой!

Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом.

Петушок,петушок,
Золотойгребешок,
Выгляни в окошко,
Дам тебе горошку.

Дед плачет, бабка плачет!

Почему у тебя такие большие зубы?

Чтобы кашу съесть!

Стали они кашу есть, да нахваливать.)

- Посмотрите внимательно на иллюстрации (приложение 1). Выберите из них те, которые соответствуют сказкам, о которых мы вспоминали сегодня на уроке. («Красная Шапочка и серый волк», «Колобок», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Каша из топора», «Курочка Ряба», «Золотой ключик или приключения Буратино».)

Подведение итогов урока.

- Наш урок подошел к концу. Вспомните, чем мы занимались? Что вызвало затруднения? Все ли вам удалось? Вспомните характеристики предложения.

Опишите ваше настроение.

Вы сегодня хорошо работали. Молодцы!


Интернет-ресурсы:

http://oboifon.ru/gdefon/full/4621

http://www.goodfon.com.ua/images/download/310833-big-images

http://xxx.artfile.ru/i.php?i=461418

http://xorst.ru/oboi?view=detail&id=2951

http://картинки.cc/%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D0%BD-%D0%B5%D0%BB%D0%B8-%D0%B2-%D1%81%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D1%83-%


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Занятие по развитию речи

Автор: Бехелева Александра Николаевна,

Дата: 28.09.2024

Номер свидетельства: 656953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект занятия: «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру «Под грибом»"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_razvitie_rechi_detei_starshei_gruppy_cherez_teatralizovannuiu"
    ["file_id"] => string(6) "617284"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668358414"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Конспект занятия развитие речи в подготовительной группе "Пересказ рассказа В.Сухомлинского «Яблоко и рассвет»"."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_razvitie_rechi_v_podgotovitelnoi_gruppe_pereskaz_rasskaza_v_s"
    ["file_id"] => string(6) "658111"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1729451684"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Фрукты""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_na_osnove_oznakomleniia_s_okruzhaiushchi_2"
    ["file_id"] => string(6) "589100"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1634794983"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект занятия по развитию речи "Искусство общения" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-zaniatiia-po-razvitiiu-riechi-iskusstvo-obshchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "181559"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1425372294"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром "Февраль – последний зимний месяц""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_na_osnove_oznakomleniia_s_okruzhaiushchim_"
    ["file_id"] => string(6) "475961"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1534483594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства