Занятие проводится на материале русских народных сказок и произведений, включенных в школьную программу по чтению.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие.
Актуализация знаний.
- Ребята, произнесите фразу целиком:
- Речь бывает устная и…(Речь бывает устная и письменная)
- Наша речь состоит из предложений, а предложения из…(Наша речь состоит из предложений, а предложения из слов).
- Предложение выражает…(Предложение выражает законченную мысль).
- В предложении может быть одно или несколько… (В предложении может быть одно или несколько слов, связанных по смыслу).
- Скажите, как оформляется предложение в устной речи? (В устной речи в конце предложения мы меняем тон голоса (повышаем или понижаем голос) и делаем паузу).
- Назовите правила оформления предложения в письменной речи:
(1.Начало предложения пишем с заглавной буквы.
2. Все слова пишем раздельно.
3.В конце предложения должен быть знак препинания).
- Какие знаки препинания могут стоять в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки).
Сообщение темы урока.
Развитие внимания. Развитие слогового анализа и синтеза.
- Открываем тетради, записываем число.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествия по страницам знакомых вам сказок и рассказов.
Нашей задачей будет научиться определять…,а вот что именно мы будем определять вы должны угадать, придумав способ прочтения «абракадабры»:
Хаэракэтеэрисэтиэкаэпредэлоэжеэниэяэ
Правильно, тема нашего урока «Характеристика предложения». (Надо удалить букву «э» после каждого слога, получаем: «характеристика предложения»).
- Из уроков русского языка вы знаете, что выражая свою мысль в предложении, мы преследуем определенные цели.
Из одних предложений мы что-то узнаем, в них нам рассказывают, повествуют о чем-то. Как называют такие предложения по цели высказывания? (Такие предложения называют повествовательными).
- Если предложение содержит вопрос, то по цели высказывания оно является… (…вопросительным).
- Если предложение побуждает или не призывает к действию, его называют…(… побудительным).
- Вы знаете, что предложения надо произносить с правильной интонацией, от интонации зависит знак препинания в конце предложения.
Если предложение произносится с обыкновенной интонацией, что мы ставим в конце предложения? (В этом случае мы ставим точку).
- В конце вопросительного предложения мы обязательно поставим…(…вопросительный знак)
- А если нам надо выразить сильные чувства:
радость, восторг, огорчение, удивление и т.д., то предложение называют…(…восклицательным).
И в конце такого предложения надо поставить…(…восклицательный знак).
- Обобщая наши знания, какой вывод мы должны сделать? (По цели высказывания предложения бывают повествовательные, побудительные и вопросительные, по интонационной окрашенности – восклицательные и невосклицательные).
Развитие просодических навыков. Автоматизация навыка определения
- Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку.
- Сяду на пенек, съем пирожок. (Петушок, петушок, золотой гребешок, выгляни в окошко, дам тебе горошку.)
(Кот, петух и лиса)
3. Повествовательное, невосклицательное.
- Почему у тебя такие уши?
- Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом. (Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом.)
(Волк и семеро козлят)
4. Повествовательное, восклицательное.
- Езжайте, сани, домой сами!
- Чтобы кашу съесть! (Чтобы кашу съесть!
Это предложение не из сказки).
5. Повествовательное, невосклицательное.
- Несет меня лиса за темные леса!
- Стали они кашу есть, да похваливать. (Стали они кашу есть, да похваливать. (Каша из топора)
6. Повествовательное, восклицательное.
- Дед плачет, бабка плачет!
- По коробу поскреби, по сусекам помети. (Дед плачет, бабка плачет!) (Курочка Ряба)
- Кто помнит, что такое «короб»…
«сусеки»? (В коробе держали муку, Это что-то похожее на большой ящик или коробку.
Сусеки – углы, куда могли рассыпать муку, когда засыпали в короб.)
Развитие навыков языкового анализа и синтеза.
Развитие внимания, памяти, логического мышления.
Развитие интонационной выразительности
- Достаньте из конвертиков карточки с выбранными предложениями. Добавьте к ним карточки с предложениями, которые вы написали. Прочитайте внимательно каждую из ваших карточек. Расставьте их по порядку так, чтобы из предложений получилась небольшая шуточная сказка.
Посмотрите внимательно на доску (слайд), где дана подсказка, как можно расставить предложения:
1. Повествовательное, невосклицательное.
2. Повествовательное, невосклицательное.
3. Побудительное, восклицательное.
4. Повествовательное, невосклицательное.
5. Побудительное, невосклицательное.
6. Повествовательное, восклицательное.
7. Вопросительное, невосклицательное.
8. Повествовательное, восклицательное.
9. Повествовательное, невосклицательное
Прочитайте полученную сказку.
(Жили-были дед да баба.
Позвали они в гости волка.
Приходи, куманек, приходи, дорогой!
Волк побежал к избушке и закричал толстым голосом.
Петушок,петушок, Золотойгребешок, Выгляни в окошко, Дам тебе горошку.
Дед плачет, бабка плачет!
Почему у тебя такие большие зубы?
Чтобы кашу съесть!
Стали они кашу есть, да нахваливать.)
- Посмотрите внимательно на иллюстрации (приложение 1). Выберите из них те, которые соответствуют сказкам, о которых мы вспоминали сегодня на уроке. («Красная Шапочка и серый волк», «Колобок», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят», «Каша из топора», «Курочка Ряба», «Золотой ключик или приключения Буратино».)
Подведение итогов урока.
- Наш урок подошел к концу. Вспомните, чем мы занимались? Что вызвало затруднения? Все ли вам удалось? Вспомните характеристики предложения.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(240) "Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Фрукты""
["seo_title"] => string(80) "konspekt_zaniatiia_po_razvitiiu_rechi_na_osnove_oznakomleniia_s_okruzhaiushchi_2"
["file_id"] => string(6) "589100"
["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1634794983"
}
}