Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром "Февраль – последний зимний месяц"
Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром "Февраль – последний зимний месяц"
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».
Цель занятия:расширение и систематизация знаний детей о феврале.
Задачи:
Образовательная. Изучить зимние явления природы. Познакомить детей со старинными названиями месяца февраль.
Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.
Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.
Воспитательная. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Зима», «Праздники России», «Подготовка животных к зиме». Разучивание этюда «Наши умные головки»,подвижной игры «Снежки» и стихов.
Оборудование: Ноутбук, фото детей, доска, картинки с изображением признаков зимы, аудиозапись «Капель», видеозапись «Вьюга», книги, шаблон снеговика.
Раздаточный материал: прищепки, картинки с изображением разных времён года, бутылки с пенопластом и трубочкой, разрезные картинки «Блины», большие и маленькие снежинки для поощрения детей.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром "Февраль – последний зимний месяц"»
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301»
Конспект занятия по развитию речи
на основе ознакомления с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Тема: "Февраль – последний зимний месяц"
Выполнила:
Учитель-дефектолог
Ефименко Надежда Владиславовна,
первая квалификационная категория
ОМСК – 2018
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия: «Февраль – последний зимний месяц».
Цель занятия:расширение и систематизация знаний детей о феврале.
Задачи:
Образовательная. Изучить зимние явления природы. Познакомить детей со старинными названиями месяца февраль.
Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.
Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.
Воспитательная. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Зима», «Праздники России», «Подготовка животных к зиме». Разучивание этюда «Наши умные головки»,подвижной игры «Снежки» и стихов.
Оборудование: Ноутбук, фото детей, доска, картинки с изображением признаков зимы, аудиозапись «Капель», видеозапись «Вьюга», книги, шаблон снеговика.
Раздаточный материал: прищепки, картинки с изображением разных времён года, бутылки с пенопластом и трубочкой, разрезные картинки «Блины», большие и маленькие снежинки для поощрения детей.
- Проходите ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?
Дети:
- Здороваемся!
Педагог:
- Давайте с ними поздороваемся!
Этюд приветствие.
Педагог:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Спинки выпрямляются
Друг другу улыбаемся.
Работа с прищепками по временным таблицам.
Педагог:
- Ребята, давайте с вами вспомним, какая сейчас часть суток?
Дети: Утро. (Ребёнок прикрепляет прищепку).
Педагог:
- А какой день недели, если он по счёту четвёртый?
Дети: Четверг. (Ребёнок прикрепляет прищепку).
Педагог:
- Какой сейчас месяц?
Дети: Февраль. (Ребёнок прикрепляет прищепку).
Педагог:
- Февраль, это месяц какого времени года?
Дети: Зимы.
Педагог:
- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом занятии?
Дети: Мы говорили о зимней одежде.
Педагог:
- Когда мы носим зимнюю одежду?
Дети: Зимой.
Педагог:
- Вспомните, сколько месяцев длится зима?
Дети: Три.
Педагог:
- Назовите эти месяцы.
Дети: Декабрь, январь, февраль.
Педагог:
- И сегодня мы поговорим именно о феврале. Тема нашего занятия «Февраль – последний зимний месяц». Мы с вами вспомним, какие природные явления бывают в феврале. Вы узнаете, какие праздники справляют люди именно в этом месяце. А ещё вы научитесь называть месяц февраль так, как его называли в старину.
- Зачем нам знать, что происходит в феврале?
- Как эти знания пригодятся вам в жизни?
(Ответы детей).
Педагог:
- Давайте посмотрим, как сегодня мы будем выполнять задания.
(Педагог выставляет на доске таблички).
- Мы будем выполнять задания самостоятельно.
- Будем вести беседу.
- Поиграем вместе.
- Узнаем что-то новое.
- Соберём целое из частей.
- И найдём нужную нам информацию в книге.
Педагог:
- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большую снежинку.
- Если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькую снежинку.
- В конце занятия мы посчитаем снежинки. У кого будет больше всех больших, тот будет большой молодец, а у кого совсем мало, тому нужно будет ещё постараться.
2. Основная часть.
Дидактическая игра «Подбери картинку».
Педагог:
- Посмотрите на наши таблички, как сейчас мы будем выполнять задание?
Дети:
- Мы будем выполнять его самостоятельно.
Педагог:
- Ребята, перед вами на столах лежат картинки, на которых изображены разные времена года. Вам нужно найти только те картинки, на которых изображена зима. Рафаэль и Даниил находят нужные картинки и откладывают их в сторону, а Илья, Соня и Ира прикрепляют к этим картинкам прищепки синего цвета. (У этих детей таблицы с картинками). Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большую снежинку. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькую снежинку. Приступаем.
(Дети выбирают нужные картинки).
После проделанной работы дети меняются картинками и проверяют друг друга. Обсуждение взаимооценки.
Микроитог
Беседа.
Педагог:
- Ребята, теперь я хочу рассказать вам о феврале. Глазки смотрят на меня, ушки меня внимательно слушают.
Педагог рассказывает о зиме и параллельно выставляет картинки.
Педагог:
- Февраль – это последний зимний месяц. (Картинка с пейзажем зимы). В феврале дни становятся длиннее, а ночи короче. (Две полоски. Жёлтая (день) – длинная, чёрная (ночь) – короткая). Начинает пригревать солнышко. (Солнце). Поэтому в этом месяце бывают оттепели и можно услышать капель. (Сосульки свисают с крыш).
- Давайте послушаем, как звучит капель. (Звучит аудиозапись).
- Что вы сейчас слышали?
Дети:
- Капель.
Педагог:
- В этом месяце дуют сильные ветры. Бывают метели и вьюги. (Вьюга).
- Давайте посмотрим, как выглядит вьюга. (Просмотр видеоролика).
Экспериментальная деятельность «Вьюга».
Педагог:
- Мы с вами тоже можем сделать вьюгу. Хотите попробовать?
- Вам нужно набрать побольше воздуха и хорошенько дунуть в трубочку. Вот в этих бутылочках насыпан снег. Если сильно подуть в бутылочку, то ветер поднимет снег вверх, закружит. Давайте вспомним, как правильно нужно дуть: делаем глубокий вдох через нос, и сильно выдыхаем в трубочку через рот. Щеки при этом не надуваем!
Микроитог
Педагог:
- Вьюги и метели наметают высокие сугробы. А в какие игры можно играть со снегом? (Ответы детей).
Педагог:
- Давайте поиграем со снегом.
Педагог обращает внимание на табличку «Играем вместе».
Динамическая пауза.
Ловить снежинки начинаем!
(Дети выполняют хватательные движения руками – «ловят» снежинки». Если разминка выполняется стоя, то можно «ловить» снежинки с лёгкими подпрыгиваниями или потягиваниями).
Раз, поймали, два, поймали! (Дети «ловят» снежинки).
Не устали? Не устали!
Раз, поймали, два, поймали! (Дети «ловят» снежинки).
И конечно, не устали!
А снежинок много-много!
(Дети выполняют руками «волны», при этом ладошки «смотрят» вниз).
И растут везде сугробы.
(Дети показывают руками с растопыренными пальцами «растущие сугробы»).
Снег в ладошки наберём
(Дети показывают, как они набирают двумя руками пригоршню снега).
И лепить снежки начнём! (Начинают «лепить» снежки).
Лепим, лепим, лепим ком (Дети продолжают «лепить» снежки).
И бросаем вверх потом! (Мнимый снежок подбрасывается вверх).
Поиграли без заботы,
А теперь спешим к работе! (все возвращаются к на свои места).
Словарная работа.
Педагог:
- Ребята, а вы знаете, как в старину называли февраль?
- В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
- Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Чтобы запомнить это название, давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Ветродуй.
Дети повторяют.
Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. Давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Вьюговей.
Дети повторяют.
А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все люди сидели по домам и грели бока у печки.
Давайте повторим, вначале хором, потом по одному. Бокогрей.
Дети повторяют.
Педагог:
- А кто сможет повторить все старинные названия февраля?
Микроитог
Педагог:
- В конце февраля люди прощаются с зимой и отмечают праздник Масленицы. (Выставляет картинку). Это праздник встречи с солнышком. В этот день все пекут блины, ведь они похожи на солнышки, такие же круглые и румяные.
Педагог обращает внимание на табличку «Собери целое из частей».
Дидактическая игра «Собери блин».
Педагог:
- Ребята, вам нужно собрать из этих частей блин. Рафаэль будет составлять блин из четырёх частей, Ира и Даниил из пяти, а Илья и Соня из восьми.
Напоминание о критериях оценивания.
Микроитог
Педагог:
- Ребята, а какой ещё праздник мы отмечаем в феврале?
Дети:
- День защитника Отечества.
Педагог:
- Посмотрите на наши таблички, что теперь мы должны сделать?
Дети:
Найти информацию в книге.
Педагог:
- Вам нужно найти книгу, в которой есть стихи и рассказы о празднике «День защитника Отечества».
Дети ищут книгу.
Педагог:
- Как вы догадались, что это она?
Дети:
- По иллюстрациям.
Педагог:
- Дети, мы с вами к этому празднику выучили стихи. Давайте расскажем их нашим гостям.
Дети читают стихи.
Микроитог
3. Итог занятия
Педагог:
- Ребята, о каком месяце мы сегодня говорили на занятии?
- Давайте посмотрим на картинки и вспомним по очереди, что бывает в феврале?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Как раньше называли февраль?
- Какие праздники справляют в феврале?
- А вот какие праздники встречают весной, мы с вами узнаем на следующем занятии.
- Ира, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?
- Даниил, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?
Оценка деятельности детей.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, сколько вы сегодня много снежинок собрали!
Педагог обобщает результат, а потом открывает панно, на котором нарисован контур снеговика.
Педагог:
- Давайте нашими снежинками украсим снеговика. Мы его повесим в приемной для родителей, а вы расскажите дома про февраль и его разные старинные названия.
Дети совместно с педагогом прикрепляют свои снежинки на снеговика.
Педагог:
- Этот снеговик будет вам напоминать о сегодняшнем занятии и о прошедшей зиме.
Педагог:
- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.