Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ "Фрукты"»
Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301»
Конспект занятия по развитию речи
на основе ознакомления с окружающим миром
для детей старшего дошкольного возраста
с ограниченными возможностями здоровья
Тема: "Фрукты"
Выполнила:
Учитель-дефектолог
Ефименко Надежда Владиславовна,
высшая квалификационная категория
ОМСК – 2021
Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.
Тип занятия: подгрупповое.
Тема занятия: «Фрукты».
Цель занятия:расширение и систематизация знаний детей о фруктах.
Задачи:
Образовательная. Учить детей различать между собой фрукты, правильно их называть.
Развивающая. Развивать связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое внимание.
Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.
Воспитательная. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, интерес к художественной литературе.
Предварительная работа. Проведение занятий по развитию речи по лексическим темам «Овощи», «Фрукты».
Разучивание этюда «Наши умные головки»,подвижной игры «Яблоко», пальчиковой гимнастики «Компот».
Оборудование: Ноутбук, доска, картинки с изображением фруктов, презентация «Фрукты», книги, кукла.
Раздаточный материал: картинки с изображением разных фруктов и их теней, разрезные картинки «Фрукты», большие и маленькие яблоки для поощрения детей.
Лексический материал: фрукты, названия фруктов, названия варенья, сока, начинки.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Педагог:
- Проходите ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?
Дети:
- Здороваемся!
Педагог:
- Давайте с ними поздороваемся!
Этюд приветствие.
Педагог:
Наши умные головки
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить,
Спинки выпрямляются
Друг другу улыбаемся.
Работа с прищепками по временным таблицам.
Педагог:
- Ребята, давайте с вами вспомним, какая сейчас часть суток?
- Ребята, вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом занятии?
Дети: Мы говорили об овощах.
Педагог:
- Где растут овощи?
Дети: На грядке, в огороде.
Педагог:
- Назовите овощи, которые вам знакомы.
Дети перечисляют овощи.
Педагог:
- А сегодня мы с вами отправимся собирать урожай в сад.
- Что растёт в саду?
Дети: Фрукты.
Педагог:
- И сегодня мы поговорим именно о фруктах. Тема нашего занятия «Фрукты». Мы с вами вспомним, какие фрукты бывают. Вы узнаете, что можно приготовить из фруктов. А ещё вы научитесь составлять описательный рассказ про фрукты.
- Зачем нам знать, что такое фрукты?
- Как эти знания пригодятся вам в жизни?
(Ответы детей).
Педагог:
- Давайте посмотрим, как сегодня мы будем выполнять задания.
(Педагог выставляет на доске таблички).
- Будем вести беседу.
- Мы будем выполнять задания самостоятельно.
- Поиграем вместе.
- Соберём целое из частей.
- Научимся составлять рассказ по таблице.
- И найдём нужную нам информацию в книге.
Педагог:
- За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большое яблоко.
- Если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькое яблочко.
- В конце занятия мы посчитаем яблоки. У кого будет больше всех больших, тот будет большой молодец, а у кого совсем мало, тому нужно будет ещё постараться.
2. Основная часть.
Беседа.
Педагог:
- Ребята, я хочу поговорить с вами о фруктах. Глазки смотрят на меня, ушки меня внимательно слушают.
Педагог загадывает загадки о фруктах. Показ презентации на ноутбуке.
Микроитог.
Педагог:
- Ребята, а что можно приготовить из фруктов?
Дети: салат, компот, варенье, начинку для пирога и т.д.
Дидактическая игра «Какой, какая, какое?».
У детей на столах картинки с соком, конфетой и вареньем. Дети проговаривают какой получится сок, какая конфета и какое варенье.
Микроитог.
Педагог:
- Ребята, а ещё из фруктов можно варить компот.
Пальчиковая гимнастика «Компот»
Будем мы варить компот (размешиваем компот в кастрюле)
Фруктов нужно много - вот (показать руками - "много")
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок (имитировать, как крошат, рубят, отжимают, кладут, насыпают песок)
Варим, варим мы компот, (круговые движения ладошками)
Угостим честной народ (хлопать в ладоши).
Педагог:
- Ну вот, пальчики размяли. Теперь приступаем к следующему заданию.
- Посмотрите на наши таблички, как сейчас мы будем выполнять задание?
Дети:
- Мы будем выполнять его самостоятельно.
Дидактическая игра «Найди по тени».
Педагог:
- Ребята, вам нужно от каждого фрукта найти тень и провести между ними «дорожку».
Если вы правильно выполните задание и самостоятельно, то получите большое яблоко. А если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькое яблочко.
Работа детей.
Микроитог.
Педагог обращает внимание на табличку «Играем вместе».
Динамическая пауза «Яблоко».
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс)
Руку протяните (протянули руки вперед)
Яблоко сорвите (руки вверх)
Стал ветер веточку качать, (качаем вверху руками)
Трудно яблоко достать (подтянулись)
Подпрыгну, руку протяну (подпрыгнули)
И быстро яблоко сорву! (хлопок в ладоши над головой)
Вот так яблоко! (встали)
Оно (руки в стороны)
Соку сладкого полно (руки на пояс).
Педагог обращает внимание на табличку «Собери целое из частей».
- Ребята, перед вами на столах лежат разрезные картинки. Вам нужно их собрать так, чтоб получилась целая картинка. Богдан будет собирать картинку из 5-ти частей, остальные из 8-ми. Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большое яблоко. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькое яблоко. Приступаем.
(Дети собирают картинки).
После проделанной работы дети проверяют друг друга. Обсуждение взаимооценки.
Микроитог
Педагог:
- Ребята, вы уже так много знаете о фруктах, что можете сами составить описательный рассказ о них.
Дети по очереди составляют рассказ по мнемотаблице.
Микроитог
Педагог:
- Посмотрите на наши таблички, что теперь мы должны сделать?
Дети:
Найти информацию в книге.
Педагог:
- Вам нужно найти книгу, в которой есть стихи о фруктах.
Дети ищут книгу.
Педагог:
- Как вы догадались, что это она?
Дети:
- По иллюстрациям.
Педагог:
- Мы с вами обязательно почитаем эту книгу в группе.
3. Итог занятия
Педагог:
- Ребята, о чём мы говорили сегодня на занятии?
- Где растут фрукты?
- Чему мы сегодня научились? (составлять рассказ по таблице).
- Что нового вы сегодня узнали? (какие блюда можно приготовить из фруктов).
- Что можно приготовить из фруктов? (варенье).
- А из чего ещё можно приготовить варенье? (из ягод).
- Про ягоды мы с вами поговорим на следующем занятии.
- Марина, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?
- Богдан, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?
Оценка деятельности детей.
Педагог:
- Ребята, посмотрите, сколько вы сегодня много яблок собрали!
Педагог обобщает результат, а потом показывает куклу.
Педагог:
- Давайте наши яблоки подарим кукле Маше. У неё завтра день рождения и она этими яблоками угостит своих гостей.
Дети совместно с педагогом дарят яблоки Маше.
Педагог:
- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.