Просмотр содержимого документа
«Занятие для первого класса "Гласные звуки и буквы"»
Конспект логопедического занятия в 1 классе
«Звуки и буквы»
Цель: формировать понятия «звук», «буква».
Задачи:
-Формировать понятие гласный звук,
-Закрепить знание гласных звуков.
-Закрепить зрительные образы гласных звуков.
-Проводить работу по формированию и дифференциации понятий «звук-буква».
-Развивать фонематический слух и речевое дыхание.
-Демонстрационный материал: карточки с гласными буквами, карточки со схемами звуков.
Ход занятия:
Организационный момент
Мимические упражнения
Л: «Давай представим, что мы съели: «Кислый лимон», «Горький перец», «Сладкую конфетку» и т.п.
Давным-давно жили-были звуки, сначала их было шесть. У каждого звука был свой характер:
А- радостный и весёлый,
У-угрюмый и задумчивый,
О-очень любил всему удивляться,
И-игривый, улыбчивый,
Э-медлительный, рассудительный,
Ы-самый серьёзный.
(выкладыванием на панно карточек с изображением символов звуков).
-Кто мне покажет звук А, О, У, Ы, И, Э? (Показ детей).
-Звуки все были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво и звонко. Умели звуки петь и очень тоненько – высоко: -А, О, У, Ы, И, Э.
- И низко: А, О, У, Ы, И, Э.
-Давайте попробуем спеть высоко. (Дети поют высоко, а логопед поёт вместе с ними, поднимая руку вверх).
-Молодцы, теперь споём низко. (Дети поют низко, а логопед поёт вместе с ними, опуская руку вниз).
-Умели они петь не только по одному, но и парами: АУ, ОИ, ЭЫ.
-По трое: АУО, ИЭЫ.
-И хором: АУОИЭЫ.
-Давайте попробуем спеть, как они. (Дети поют вместе с логопедом, который сопровождает пение гласных ведением руки в воздухе по горизонтальной линии).
-Ходили звуки по свету и голосисто пели, за это их стали называть гласными и подарили им красные рубашки.
-Как стали называть звуки? (Гласными)
-Какого цвета стали все звуки? (Красного цвета).
-Но однажды задумались звуки: как же так, у всех есть дома, а у них нет. Подумали-подумали и начали дома мастерить.
-А да И нашли по три палочки. Звук А сделал шалаш с перекладиной (логопед выкладывает на панно букву «А»). И к двум столбикам перекладину наискосок приладил и остался очень доволен (логопед выкладывает на панно букву «И»).
Физминутка
Если ножницы достану («ножницы»),
То волшебником я стану (руки и кисти вверх):
Вырезаю из бумаги (изобразить)
Птиц, машины, башни, флаги («птица», движение руля, «башня», «флаг»).
Их раскрашу, просушу (изобразить),
Всем знакомым покажу (развести руки от груди в стороны).
Логопед предлагает одному из детей найти домики звуков [А, И] (на столе лежат карточки с изображением звуков). Ребёнок находит букву и выкладывает её на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.
-О увидел колесо, оно ему подошло (логопед выкладывает на панно букву «О»). Э долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился – домик появился и у него.
- найди домики звуков [О, Э]. (Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука.)
-У и Ы взяли себе по две палочки. У смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком (логопед выкладывает на панно букву «У»). Ы к одной палочке пристроил половинку маленького колёсика, вторую палочку приставил рядом для надёжности (логопед выкладывает на панно букву «Ы»).
-Найди домики звуков [У, Ы]. (Ребёнок находит букву и выкладывает на панно, а логопед к букве прикрепляет символ данного звука).
-Довольные звуки на радостях и названия домам своим придумали, стали называть БУКВАМИ.
-Как звуки стали называть свои домики? (они стали называть их буквами).
-Верно, у звука А домик – буква «А». Кто хочет показать букву «А» на панно? (ребёнок показывает).
-У звука У домик – буква «У». Кто покажет букву «У»?
-У звука О – буква «О». Кто ещё хочет показать букву?
-У звука И – буква «И» (пригласить ребёнка для показа).
-У звука Э – буква «Э» (ребёнок показывает).
-У звука Ы – буква «Ы» (показ буквы).
-С тех пор, глядя на буквы, все знают, какие буквы в них живут.
-Давайте попробуем написать в воздухе буквы. Возьмите в руку воображаемый карандаш, пишем букву «А». Две палочки наискосок, а между ними поясок. Молодцы! (Поочерёдно вместе с детьми логопед прописывает все буквы).
-О чём вы услышали сегодня сказку? (о звуках и буквах).
-О каких звуках (о гласных звуках).
-Все звуки нашли себе дом?
-Какого цвета были рубашки у звуков? (красного)
-Как называются домики звуков? (они называются буквы)