kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Учись писать без ошибок

Нажмите, чтобы узнать подробности

Амелькина С.А. Учитель-логопед.

Учись писать без ошибок. Упражнения для быстрого и легкого запоминания слов. / Речевой тренинг. – Д.: Донецкая общеобразовательная школа №112  2016. – 16 с.

Данное пособие предназначено для более быстрого и легкого запоминания написания слов. Все слова сборника представлены в достаточно большом объеме и в определенной системе, что сможет помочь учащимся овладеть традиционным принципом письма.

Упражнения направлены на правильное написание учащимися разнообразных слов, на понимание их значения, обогащение словарного запаса детей, развитие речи, интереса и внимания к слову.

Материал пособия соответствует учебной программе начальной школы.

Данное пособие может быть использовано учителями-логопедами, работающими на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.

Вступление

Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:

  • четкая слуховая дифференциация всех звуков речи;
  • правильное произношение всех звуков речи, особенно в плане отсутствия замены одних звуков другими;
  • владение простейшими видами звукового анализа слов;
  • наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии к тому же искажений звуко-слоговой структуры слов;
  • отсутствие аграмматизмов в устной речи, свидетельствующее о сформированности у ребенка грамматических систем;
  • достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;
  • достаточно развитая тонкая ручная моторика;
  • желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма.

Обращаю внимание читателей на то, что для облегчения запоминания написания приведенных в тренинге слов мною сделано следующее:

во-первых, все слова систематизированы с учетом единообразия написания сомнительных и не проверяемых ударением гласных, что специально оговорено перед каждой выделенной группой слов;

во-вторых, за счет расположения слов в столбик и выделения в них нужных гласных созданы условия для максимального использования зрительной памяти;

в-третьих, сам порядок расположения слов в каждом из столбиков по возможности определяется их «созвучностью» (слова рифмуются), что также существенно облегчает процесс запоминания.

Представленные речевые тренинги заставят учащихся серьезно задуматься над необходимостью усвоения правописания слов, подтолкнут к самостоятельному поиску своих собственных способов для запоминания слов, а значит, сформируют навыки грамотного письма.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Учись писать без ошибок»

Донецкая общеобразовательная школа I-III ст. № 112











Учись писать

без ошибок


Речевой тренинг








Упражнения для быстрого и легкого запоминания

написания слов












2016 г.



































Амелькина С.А. Учитель-логопед.

Учись писать без ошибок. Упражнения для быстрого и легкого запоминания слов. / Речевой тренинг. – Д.: Донецкая общеобразовательная школа №112 2016. – 16 с.


Данное пособие предназначено для более быстрого и легкого запоминания написания слов. Все слова сборника представлены в достаточно большом объеме и в определенной системе, что сможет помочь учащимся овладеть традиционным принципом письма.

Упражнения направлены на правильное написание учащимися разнообразных слов, на понимание их значения, обогащение словарного запаса детей, развитие речи, интереса и внимания к слову.

Материал пособия соответствует учебной программе начальной школы.

Данное пособие может быть использовано учителями-логопедами, работающими на логопедических пунктах при общеобразовательных школах.


Вступление


Каждый приходящий в школу ребенок должен располагать всеми необходимыми для усвоения письма и грамматики предпосылками. К числу таких предпосылок относятся следующие:

  • четкая слуховая дифференциация всех звуков речи;

  • правильное произношение всех звуков речи, особенно в плане отсутствия замены одних звуков другими;

  • владение простейшими видами звукового анализа слов;

  • наличие достаточно большого и упорядоченного словарного запаса при отсутствии к тому же искажений звуко-слоговой структуры слов;

  • отсутствие аграмматизмов в устной речи, свидетельствующее о сформированности у ребенка грамматических систем;

  • достаточный уровень развития зрительно-пространственных представлений и зрительного анализа;

  • достаточно развитая тонкая ручная моторика;

  • желание научиться грамотно писать, интерес к самому процессу письма.

Обращаю внимание читателей на то, что для облегчения запоминания написания приведенных в тренинге слов мною сделано следующее:

во-первых, все слова систематизированы с учетом единообразия написания сомнительных и не проверяемых ударением гласных, что специально оговорено перед каждой выделенной группой слов;

во-вторых, за счет расположения слов в столбик и выделения в них нужных гласных созданы условия для максимального использования зрительной памяти;

в-третьих, сам порядок расположения слов в каждом из столбиков по возможности определяется их «созвучностью» (слова рифмуются), что также существенно облегчает процесс запоминания.

Представленные речевые тренинги заставят учащихся серьезно задуматься над необходимостью усвоения правописания слов, подтолкнут к самостоятельному поиску своих собственных способов для запоминания слов, а значит, сформируют навыки грамотного письма.



Речевой тренинг № 1

Следует практиковать «тематическое» запоминание некоторых групп слов, относящихся к одной и той же логической категории (фрукты, овощи и пр.) и имеющих одну и ту же не проверяемую уда­рением гласную в корне. Некоторые возмож­ные варианты таких группировок слов.


а. В названиях многих фруктов в безударном положении пишется буква А:

Апельсин

Абрикос

мАндАрин

бАнАн

грАнАт

Арбуз


б. В названиях некоторых овощей пишется буква О, например:

Огурец

пОмидОр

мОркОвь

гОрОх

пОдсОлнух


В названиях же овощей, начинающихся с буквы К (чисто случай­ное совпадение) в безударном положении пишется буква А:

кАпуста

кАбАчок

кАртофель


в. В названиях многих рыб во всех слогах пишется буква А:

кАрАсь

сАзАн

сАлАкА

нАвАгА

кАмбАлА

АкулА


Речевой тренинг № 2

Для облегчения запоминания можно пытаться рифмовать слова, соединяя их со словами МАЛО и МНОГО. Со словом мАло соедините те слова, в которых в безударном положении должно писаться А, а со словом мнОго – те слова, в которых пишется буква О.

Например:

мАло мАрмелАдА, но мнОго шОкОлада;


мАло гАлет, но мнОго кОнфет;


мАло сАлАтА, бАнАнов, фАсоли,

но мнОго кОкОсов, гОрОха, мОркОви;


мАло вАгонов, тАлонов, гАзонов,

но мнОго вОкзалов, пОртретов, пОхОдов;


мАло мАндАринов и стАкАнов,

но мнОго есть Оврагов, Океанов;


мАло Акул, Антилоп, кАрАсей,

но мнОго сОлОмы, кОрОв, кОраблей;


мАло кАртин и гАрдин, но мнОго Осин и кОрзин;


мАло пАльто и мАнто, но мнОго кОстюмов зато;


мАло кАрмАнов, кАфтАнов, кАштАнов

и мАло шАкАлов, сАзАнов, фАзАнов;


мАло кАрАвАев, кАрнАвАлов, кАрАвАнов

и мАло мАскАрАдов, тАрАкАнов, АтАмАнов;


мнОгО сОбак и кОрОв, а также лОпат, тОпОров.


Подобные «цепочки» можно составлять буквально до бесконечнос­ти, включая в них те слова, которые нужно запомнить.

Речевой тренинг № 3

Для лучшего запоминания слов с сомнительными гласными Е и И в качестве подсказывающих можно использовать слова «бЕлый» и «сИний», например:

БЕлые мЕдвЕди, бЕлые бЕрёзы,

Но бывают разве белые стрЕкозы?


БЕлых бЕгЕмотов, вЕрблюдов, чЕрЕпах

Встретишь только в сказках и в волшебных снах.


СИнюю сИнИцу, синюю сИрень,

ВасИлёчки синие вспоминал весь день...


СИний бИлет и бЕлый бЕрЕт.




Речевой тренинг № 4

Можно составлять двустишия с подбором в одной из строк всех слов с сомнительной гласной А, а в другой - О (или И и Е), например:

В кОрзине кОнфеты, гОрОх, шОкОлад,

В тАрелке бАнАны, хАлвА, мАрмелАд.


В кОтОмке мОркОвь, Огурец, пОмидОры,

В кАстрюле кАпуста, сАлАтов наборы.



Речевой тренинг № 5

Более быстрому запоминанию способствует также непривычное, несколько странное по смыслу или просто зарифмованное сочетание слов. В этих случаях целый ряд слов, «цепляясь» друг за друга, всплы­вает как бы механически. Многие слова обыгрывайте неоднократно, чтобы показать детям возможность самого разнообразного их комбини­рования. Вот конкретные примеры подобного подхода:

Не вздумай хАлАт надеть на пАрАд.


САлАт не положишь в хАлАт.

В кАстрюле не варят кАнАт.


Наш милый КарАбАс, садитесь в тАрАнтАс,

И вот вам АнАнАс.


Не нужен бАрАнУ бАнАн и бАрАк,

БАрАну понравился старый бАшмАк.


Надел тАрАкАн большой сАрАфАн,

Взял бАрАбАн, пошёл в бАлАгАн.


САлАкА с нАвАгой живут лишь в воде,

ГАгАры же вольно летают везде.


В мАшину - бАгАж, а мАшину - в гАрАж.

Для АнАнАсА нет тАрАнтАсА.


Для сАрАнчи не строят кАлАнчи.


ГАзоны не для вАгонов.


Хлебные кАрАвАи, а верблюжьи кАрАвАны.


На кАштАне не растут кАфтАны.


КАрмАны на кАфтАне, Арбузы на бАштАне.


Котёл - кАзАн,

Вода - нАрзАн,

Рыба - сАзАн,

Птица - фАзАн.

Мелкий кАрАпуз съел большой Арбуз.

Повесь плАфон в большой сАлон.

Запомни пАроль: фАсон и фАсоль.

Спешил на бАлет - попал на бАнкет.

Возьми сАхАрин, положи в мАргАрин.

Не хочет мАркиз есть бАрбАрис.

С нашей плАнеты взлетела рАкета.

Ваша бАллАдА не для пАрАда.

Совсем не для мАкАки нАвАги и сАлАки.

МАртышки в пАмпАсАх едят АнАнАсы.

Следил я за гАлопАми гАзелей с АнтилопАми.

Поставь бАллон на свой бАлкон.

На дОрОжке не встретишь мОрОшки.

Не сыпь свой гОрОшек на новый пОрОжек.

Всё вОлОкнО ушло на пОлОтнО.

Белый пОтОлОк и белый пОрОшОк.

Крутой пОвОрОт и большой ОбОрОт.

МОрОз на пОрОге - ОбОз на дОрОге.

СОрОка на вОрОтах.

Сел кОмар на фОнарь.

В море - Омар, над морем - кОмар, ну просто кОшмар!

БОлОтО не для сОлОмы, кОрОна не для кОрОвы.

ТОлОкнО насыпают, мОлОкО наливают.

В фОнтан не поставишь тОпчан.

Чай пьют с кОнфетами, а не с кОтлетами.

СОлОвьи да вОрОбьи тишину всю унесли.

Обезьяны, крОкОдилы и огромные гОриллы.

И хОрОшее ОлОвО не наденешь на гОлОву.

ЖИраф не жирен, жирен лишь пИтон.

БИзоны не пьют из бИдонов.

В графине - сИроп, на графине - мИкроб.

У книги - тИраж, а в пустыне - мИраж.

СИрены сИгнал всех с места согнал.

СИмфонию слушают, шпИнат только кушают.


Сегодня наша оптИка не подвела сИноптИка.

В этот сЕзон отдыхать не рЕзон.

Цветов гЕктар - сплошной нЕктар.

Десять пЕрсон пришли на пЕррон.

Мне нужен бЕнзин, а тебе - кЕросин.

БЕгЕмота с кЕнгуру встретил рано поутру.




Речевой тренинг № 6

Следует обратить внимание ребёнка на то, что во многих словах, имеющих ударную гласную А или О, две остальные не проверяемые ударением гласные - тоже соответственно А или О. Следовательно, при написании этих слов можно ориентироваться на отчётливо слы­шимую ударную гласную, под которую «подстраиваются» и осталь­ные гласные, например:

кАрАндАш

сАрАфАн

тАрАкАн

бАрАбАн

АтАмАн

бАклАжАн

кАрАвАн

кАрАвАй

кАрнАвАл

мАскАрАд

АнАнАс

тАрАнтАс

сАлАкА

нАвАгА

мАкАкА

шАрАдА

бАллАдА

пАрАгрАф

кАнАвА

пАлАткА

пАнАмА

пАлАтА

гАгАрА

фАлАнгА

фАнфАрА

кАлАнчА

сАрАнчА

цАрАпинА

шАрмАнкА

мОлОкО

дОлОтО

пОлОтнО

вОлОкнО

тОлОкнО

хОрОшО

пОрОшОк

пОтОлОк

мОлОтОк

ОбОрОт

пОвОрОт

прОтОкОл

ОлОвО

бОлОтО

ОбОрОна


Речевой тренинг № 7

Во многих подлежащих заучиванию словах одинаковыми являют­ся две гласные (тоже А или О), что позволяет при написании этих слов также ориентироваться на ударную гласную. Вот некоторые из этих слов:

АтлАнт

АтлАс

АлмАз

АсфАльт

АкАция

бАгАж

бАрАк

бАнАн

бАшмАк

бАзАр

бАрАн

бАрхАн

бАльзАм

вАрАн

вАриАнт

гАрАж

гАмАк

грАнАт

гАрАнтия

кАнАт

кАбАн

кАштАн

кАфтАн

кАрмАн

кАрАсь

кАзАк

кАлАч

квАдрАт

нАрзАн

нАждАк

пАрАд

пАлАч

пАлАс

плАкАт

плАнтАция

сАлАт

стАкАн

сАзАн

сАрАй

скАндАл

сАндАлии

трАмвАй

трАктАт

тАрАн

тАлАнт

тАбАк

тАлисмАн

фАзАн

фАсАд

фАнтАзия

фАнАт

фАрвАтер

хАлАт

хАлвА

хАндрА

хАнжА

хАмсА

хАрАктер

чАбАн

чАлмА

шАкАл

шАмАн

шАлАш

шАнтАж

кОрОва

сОлОма

сОрОка

вОрОта

дОрОга

кОлОнна

кОлОда

кОрОна

рОгОжа

пОгОда

мОрОшка

кОлОдец

экОлОгия

кОрОль

мОзОль

гОрОх

пОрОг

мОрОз

прОрОк

трОмбОн

кОкОс

тОпОр

ОбОз

ОбОи

ОбОйма




Речевой тренинг № 8

В приводимых ниже словах обе сомнительные гласные являются безударными, но одинаковыми (два А либо два О), что также облегча­ет заучивание этих слов, например:

нАфтАлин

пАрАфин

мАндАрин

кАрАбин

кАрАнтин

сАхАрин

мАргАрин

фАнАтизм

пАрАзитизм

кАшАлот

кАрАмель

пАрАшют

АбАжур

кАрАпуз

кАлАмбур

пАрАдокс

гАбАрит

бАрбАрис

стАндАрт

скАрлАтина

кАвАлер

бАтАрея

пАнАцея

сОлОвей

вОрОбей

вОрОжба

слОбОда

крОкОдил




Речевой тренинг № 9

Необходимо обратить внимание детей и на то, что на отмеченную выше довольно распространённую закономерность написания слов нельзя полагаться полностью, поскольку нередко в одном и том же сло­ве могут писаться не только одинаковые, но и разные гласные (то есть не всегда безударная гласная «подстраивается» под ударную).

Например:

ПрОрАб

сОлдАт

мОнтАж

крОвАть

вОкзАл

рОмАн

кОрАн

ОргАн

кОрАлл

вОлАн

фОнтАн

тОпчАн

фОнАрь

кОмАр

ОмАр

сОбАка

лОпАта

сОнАта

кОмАнда

ОрнАмент

ОпрАва

ОрАнжевый

ОблАко

вАгОн

тАлОи

гАзОн





Речевой тренинг № 10

Всё сказанное о словах с гласными «А» и «О» можно отнести и к запоминанию приведённых ниже слов с сомнительными гласными «Е» и «И», сгруппированных по тем же самым принципам.

шЕрЕнга

тЕлЕга

чЕрЕшня

прЕлЕсть

тЕрЕм

тЕорЕма

рЕцЕпт

пЕсЕц

мЕдвЕдь

чЕловЕк

сЕрЕбро

сЕрЕнада

рЕзЕда

пЕлЕна

чЕрЕпаха

чЕрЕнок

бЕгЕмот

мЕтЕор

тЕлЕвизор

тЕлЕграф

тЕлЕфон

тЕлЕграмма

тЕлЕпатия

тЕлЕскоп

фИнИш

фИтИль

СИбИрь

гИбрИд

мИлИцИя

пИлИгрИм

рЕдИска

пЕрИла

пЕрИна

бЕнзИн

кЕросИн

дЕльфИн

крЕдИт

сИтЕц

грИфЕль

скИпЕтр

бИсЕр

прИвЕт

бИлЕт

жИлЕт

сИрЕнь

свИрЕль

сИрЕна


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Учись писать без ошибок

Автор: Амелькина Светлана Александровна

Дата: 31.01.2016

Номер свидетельства: 285749

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока русского языка на тему:"Учимся писать без ошибок" "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-pisat-biez-oshibok"
    ["file_id"] => string(6) "240478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445016779"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "конспект урока русского языка на тему: "Учимся применять орфографические правила" "
    ["seo_title"] => string(89) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-uchimsia-primieniat-orfoghrafichieskiie-pravila"
    ["file_id"] => string(6) "144685"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418758230"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Блок «Развитие речи». Учимся писать изложение. "
    ["seo_title"] => string(49) "blok-razvitiie-riechi-uchimsia-pisat-izlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "191294"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427290445"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Календарно-тематическое планирование по русскому языку 3 класс УМК "Начальная школа XXI века""
    ["seo_title"] => string(89) "kaliendarnotiematichieskoieplanirovaniieporusskomuiazyku3klassumknachalnaiashkolaxxivieka"
    ["file_id"] => string(6) "267592"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1450414602"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Конспект урока "Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова" "
    ["seo_title"] => string(75) "konspiekt-uroka-uchimsia-pisat-bukvy-ghlasnykh-i-soghlasnykh-v-kornie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "159343"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421872468"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства