kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю»

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Обучающая: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю на уровне слога, слова, предложения.

2. Коррекционная: развивать фонематические процессы, речь,  зрительное и слуховое внимание, память, мышление, самоконтроль.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю»»







КОНСПЕКТ

группового логопедического занятия

во втором классе на логопункте

МБОУ "СШ № 1" г. Смоленска

по теме: «Твердые и мягкие

согласные звуки

перед гласными У – Ю»

учителя-логопеда

Ващенковой Светланы Николаевны











ТЕМА: Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

ЦЕЛИ: 1. Обучающая: учить дифференцировать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю на уровне слога, слова, предложения.

2. Коррекционная: развивать фонематические процессы, речь, зрительное и слуховое внимание, память, мышление, самоконтроль.

3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, интерес к учебным занятиям, умение слушать товарища, трудолюбие, самостоятельность.

ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение выбирать нужную гласную букву, опираясь на мягкость или твердость впереди стоящей согласной, учить сравнивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога, слова, предложения;

2. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;

3. Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа, языкового анализа и синтеза на уровне предложения, навыки работы с деформированным предложением;

4. Развитие навыков словообразования и словоизменения;

5. Активизация словаря детей;

6. Развитие связной речи на уровне учебного высказывания;

7. Формирование навыков работы с обобщениями;

8. Активизация умственной деятельности;

9. Развитие мелкой моторики пальцев рук и общей моторики.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. «Карта путешествия»;

  2. предметные картинки с изображением парусника, пиратского корабля, сундука с сокровищами;

  3. карточки с зашифрованными словами для логопедической разминки;

  4. схема-таблица для гласной буквы Ю;

  5. карточки со слогами и словами для чтения и сравнения;

  6. карточки со слогами для игры «Морской бой»;

  7. карточки со словами деформированного предложения;

  8. цветные карандаши;

  9. предметные картинки из сундука с «сокровищами»;

  10. карточки со словами-действиями (глаголами) для словообразования и словоизменения в 1 лице ед. ч.

  11. карточки с печатными предложениями для самостоятельной проверочной работы с «ловушками».

РЕЧЕВОЙ МАТЕРИАЛ: звуки, слоговые ряды, слова, предложения.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

I. Организационный момент (2-3 мин)

Логопедическая разминка.

II. Подготовка к изучению нового (5 мин)

1. Знакомство со схемой буквы Ю.

2. Сравнение пар слогов.

III. Сообщение темы занятия (0,5 мин)

IV. Изучение нового материала (10-15 мин)

1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю на уровне слога.

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения.

V. Закрепление изученного материала (20-25 мин)

  1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю на уровне слова.

  2. Развитие фонематического анализа на уровне предложения.

VI. Физкультминутка (2 мин)

Игра «Носик, ушко, макушка».

  1. Развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения.

  2. Звукобуквенный анализ слов в предложении.

  3. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными У – Ю на уровне предложения.

VII. Обобщение (2 мин)

VIII. Итог урока (1 мин)

Форма занятия: путешествие.

Ход занятия:

I. Организационный момент:

Логопед звонит в колокольчик. Ученики стоят возле своих стульчиков.

Л. – Здравствуйте, дети! Садитесь.

Л. – Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Это будет морское путешествие.

Л. - Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия?

Д. – Корабль, карта путешествия.

Л. – Правильно, ребята, молодцы! В морское путешествие мы отправимся на паруснике.

На доску выставляется предметная картинка с изображением парусника

Л. – А для путешествия нам с вами понадобится карта.

На доску вывешивается карта путешествия

Л. – Наш парусник так долго стоял на якоре в порту, что не может сдвинуться с места.

Л. – Чтобы с моря подул сильный ветер, нам необходимо выполнить логопедическую разминку (развитие зрительного внимания и логического мышления, активизация умственной деятельности).

Л. – Перед вами столбик зашифрованных слов. Нужно их расшифровать.

Л. – Черточки под буквами предыдущих слов означают, что в новых словах такие же буквы, а остальные буквы новых слов записаны.

Л. – Работаем по цепочке. Первое слово у нас записано (лук).

Л. – Второе слово. Сколько в нем букв?

Д. – Шесть.

Л. – Какое слово зашифровано?

Д. – Каблук.

Аналогично проводится работа по цепочке с оставшимися словами



л у к

к а б - - -

- - г

п - - -

- - ч

п - - т

к - ю ч

Л. - Молодцы!

II. Подготовка к изучению нового:

Л. – Дети, внимательно посмотрите на расшифрованные слова.

Л. - Чем похожи все эти слова? Какая буква есть во всех словах? (развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности)

Л. - Ответ формулируем полным предложением!

Д. - Во всех словах есть буква «Эл».

Л. - А какие звуки она обозначает в этих словах. Полным предложением (развитие фонематических процессов: восприятия, анализа, представления).

Д. - Буква «Эл» в одних словах обозначает звук [л], а в других - [л`].

Л. - Почему? От чего зависит мягкость и твердость согласных звуков? Полным ответом.

Д. - Звук [л] стоит в словах перед гласной буквой «У», а звук [л`] стоит в словах перед гласной буквой «Ю».

Л. - Какой звук обозначает буква «Ю» в этих словах? Полным ответом.

Д. - Буква «Ю» в этих словах обозначает звук [у].

1. Знакомство со схемой буквы Ю: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, активизация умственной деятельности.

Л. – Ветер гонит наш парусник вперед. Путь далек.

Л. – Давайте поближе познакомимся с буквой Ю.

Л. – Дети, внимательно посмотрите на схему буквы Ю и запомните.

Л. – Давайте вместе прочитаем.



На доску вывешивается схема буквы Ю


ТЮ = [Т`] + [У] Ю – тюльпан

Л. – Какой звук обозначает буква Ю в слове тюльпан? Полным ответом.

Д. - Буква Ю в слове «тюльпан» обозначает звук [у].

Л. – Какой согласный звук стоит перед гласной буквой Ю? Полным ответом.

Д. - Перед гласной буквой Ю стоит мягкий звук [т`].

2. Сравнение пар слогов и слов: дифференциация гласных У – Ю и согласных перед ними в слогах, словах.

Л. – Вот на пути остров. Давайте пристанем к нему и немного отдохнем. На этом острове живут необычные жители – это разные слоги. Они желают с нами познакомиться.

Л. – Ребята, прочитаем их «имена» (на доске)


клу – клю

псу – псю

рзу – рзю

фту – фтю

гру – грю


Л. – Сравним их. Что значит сравнить? Полным ответом.

Д. – Сравнить – это значит найти, что общее и чем различаются.

Л. – Сначала найдем сходства. Чем похожи пары слогов? Полным ответом.

Д. – Все пары слогов похожи тем, что у них одинаковые согласные буквы?

Л. – А чем отличаются?

Д. – Отличаются твердыми и мягкими согласными звуками и стоящими перед ними гласными буквами «У – Ю».

III. Сообщение темы занятия:

Л. – Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия?

Д. – Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами «У – Ю».

Л. – Правильно! Умницы! Мы будем слушать, где надо писать букву «У», а где букву «Ю».

IV. Изучение нового материала:

1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных перед гласными У – Ю на уровне слога.

Л. – Нам пора прощаться с жителями острова и плыть дальше.

Л. – Посмотрите, не успели мы отойти от острова, как нас нагоняет чей-то корабль. Наверху развевается черный флаг. Это же пираты! Нужно спасаться!

Л. – Сейчас будет «Морской бой». Игра «Морской бой».

Л. – Каждый делает по выстрелу.

Л. – Я называю слог, а вы его находите «глазками» и называете его место – пересечение цифры по горизонтали и буквы по вертикали.

А Б В Г

1 ву трю клу зю

2 шню му слу ну


3 зу ню тру клю

4 мю слу вю шну

2. Развитие навыков словообразования и словоизменения (развитие слухового внимания):

Л. – Мы одержали победу над пиратами. Путешествуем дальше!

Л. – Мы попали на необычный остров! На нем живут слова-действия!

Л. – Ребята, сейчас мы с вами будем изменять слова по образцу. Будем называть последнюю гласную букву в слове.


Образец: любить – я люблю

купить – стричь -

рвать – лепить -

полоть - брать -

класть - спать -

смотреть – плыть -

тереть – ловить -

VI. Закрепление изученного материала:

1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласны перед гласными У – Ю на уровне слова: активизация словаря, развитие фонематического представления, формирование навыков работы с обобщениями.

Л. – Вот мы и доплыли до острова. Это остров Сокровищ. Здесь спрятаны сокровища.

Логопед достает «сундук» с предметными картинками животных, растений, птиц, ягод, цветов, насекомых, профессий, в названии которых есть твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

Л. – Дети по цепочке называют картинку и выделяют твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

Д. – Верблюд, клюква, буйвол, лягушка, художник, футболист, огурец, муравейник, гусь, тюлень, кастрюля, утюг, Дюймовочка, кукуруза, тюльпан, лютик, брусника, голубика, плюс, ключ, индюк, одуванчик, суслик.

Л. – Какую гласную букву будем писать? Почему?

Л. – В каком слоге она находится? (совершенствовать навыки слогового анализа)

Л. – В какие группы можно объединить названия картинок?

Д. – Тюлень, буйвол, верблюд, лягушка, суслик – животные.

Д. - Лютик, тюльпан, одуванчик – растения.

Д. – Клюква, голубика, брусника – ягоды.

Д. – Индюк, гусь – домашние птицы.

Д. – Кукуруза, огурец – овощи.

Д. – Художник, футболист – профессии.

VII. Физкультминутка: расслабление, снятие мышечного напряжения, развитие слухового внимания, общей моторики.

Л. – Давайте попрощаемся с этим островом. Скажем ему - до свидания!

Л. – Впереди остров! Буквы У – Ю предлагают высадится на этом остове и выполнить веселую зарядку - «Носик, ушко, макушка».

Л. – Я буду называть части тела, а вы внимательно слушаете меня и выполняете верно движения.

Логопед в это время выполняет движения неверно, стараясь запутать детей

2. Развитие фонематического анализа на уровне предложения:

Л. – Плывем дальше.

Л. – Мы не заметили, как наш парусник пристал к другому острову. А жители этого острова – предложения. Давайте их запишем.

Л. – Откройте свои тетрадочки. Запишем под диктовку предложения.

Л. – Один ученик у доски.

Луша любит плюшки.

Л. – Ребята, найдите в этом предложении слияния твердого и мягкого согласного звука с гласными буквами У – Ю.

Л. – Согласную букву, обозначающую твердый звук подчеркните синим карандашом, а мягкий – зеленым. Гласные буквы У – Ю подчеркните красным карандашом.

Л. – Следующее предложение.

Нюра ест малину.

Запись предложений под диктовку у доски с выделением твердых и мягких согласных звуков перед гласными У - Ю

Люба с лукошком пошла в лес.

Руслан идет с рюкзаком.

Катюша взяла катушку ниток.

Илюше подарили юлу.


3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:

Л. – Дети, внимательно посмотрите на доску, на которой составлено предложение.

и юлу Люба запускают Илюша

Л. – Дети, вы согласны со мной, что это предложение?

Л. – Докажите, что это не предложение. Полным ответом.

Д. – Это не предложение, потому что слова расположены в беспорядке, вразброс, не имеют законченной мысли, нет заглавной буквы и точки.

Л. – Составим из этих слов предложение.

Л. – Кто готов?

Д. – Люба и Илюша запускают юлу.

Л. – Умницы!

4. Звукобуквенный анализ слов в предложении:

Л. – А сейчас я каждому раздам по слову из этого предложения, и мы будем считать количество букв и звуков.

Л. – Рисуем усики, которыми будем обозначать количество звуков.

Л. – Называем букву, и какой звук она обозначает.

Л. – Один отвечает, остальные сигналят, если не согласны с ответом.

У детей сигнальные карточки.

Люба и Илюша запускают юлу.


Л. - Молодцы!

5. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными У - Ю на уровне предложения.

Л. – Мы причалили к последнему острову. Здесь живут другие предложения.

Л. – У них случилась беда. Потерялись буквы У – Ю. Надо помочь найти их место.

Л. – Будем работать самостоятельно.

Л. – Всем раздаю карточки. В них много ловушек – пропусков гласных букв У – Ю.

Л. - Нужно выбрать и вставить нужную гласную букву.

Л. – Посмотрим, кто понял.

Предложения на карточке: У б-льдога сильные чел-сти. Вербл-д л-бит жевать вербл-жьи кол-чки. Т-рист п-тешеств-ет с р-кзаком. Х-дожник

к-пил т-бик с краской. Баб-шка л-бит варить каш- и печь пл-шки. Кат-ша кормит к-р. К-ры кл-ют зерно.

VIII. Обобщение:

Л. – Вот и подошло к концу наше морское путешествие.

Л. – Дети, какие звуки и буквы мы сегодня тренировались различать? Полным ответом.

Д. – Мы сегодня учились различать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.

Л. – Припомните, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два звука?

Д. – Буква Ю обозначает один звук, когда стоит после согласного мягкого звука, а два звука, когда находится в начале слова, после гласной буквы и после разделительного мягкого знака.

Л. – С какими согласными дружит гласная буква У?

Д. – Гласная буква У дружит с твердыми согласными звуками.

Л. – Приведите примеры.

Д. – Кукушка, муравей, барсук, кузнечик, ручей, куст, минус, руки, пруд.

Л.- А с какими согласными дружит гласная буква Ю?

Д. – Гласная буква Ю дружит мягкими согласными буквами.

Л. – Приведите примеры.

Д. – Тюлень, клюква, верблюд, кастрюля, ключ, утюг, люстра, плюс, индюк.

IX. Итог занятия:

Л. – Ребята, что вам сегодня больше всего понравилось на занятии?

Дети высказывают свое мнение.

Л. – А мне понравилась ваша активная работа на занятии, правильные ответы, полные предложения. Оценивание работы конкретных учащихся.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными У – Ю»

Автор: Ващенкова Светлана Николаевна

Дата: 01.10.2017

Номер свидетельства: 430525

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Тема занятия. Буквы О – Ё после твердых и мягких согласных. Дикие животные и их детеныши."
    ["seo_title"] => string(80) "tema_zaniatiia_bukvy_o_io_posle_tverdykh_i_miagkikh_soglasnykh_dikie_zhivotnye_i"
    ["file_id"] => string(6) "620837"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1671397631"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Конспект урока русской грамоты по теме: "Твёрдые и мягкие согласные" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-russkoi-ghramoty-po-tiemie-tviordyie-i-miaghkiie-soghlasnyie"
    ["file_id"] => string(6) "150110"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420399259"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Интегрированный по грамоте на тему:  Согласные звуки [Р], [Р']. Буква Рр. К.Ушинский «Рак и ворона». "
    ["seo_title"] => string(95) "intieghrirovannyi-po-ghramotie-na-tiemu-soghlasnyie-zvuki-r-r-bukva-rr-k-ushinskii-rak-i-vorona"
    ["file_id"] => string(6) "105872"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402920921"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Дифференциация твердых и мягких согласных "
    ["seo_title"] => string(53) "diffierientsiatsiia-tvierdykh-i-miaghkikh-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "189772"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427029625"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Звуки [с], [с']. Буква С с"
    ["seo_title"] => string(19) "zvuki_s_s_bukva_s_s"
    ["file_id"] => string(6) "380522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484666233"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства