3. Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, интерес к учебным занятиям, умение слушать товарища, трудолюбие, самостоятельность.
ЗАДАЧИ: 1. Формировать умение выбирать нужную гласную букву, опираясь на мягкость или твердость впереди стоящей согласной, учить сравнивать согласные по твердости-мягкости на уровне звука, слога, слова, предложения;
2. Развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза;
3. Совершенствовать навыки звукобуквенного и слогового анализа, языкового анализа и синтеза на уровне предложения, навыки работы с деформированным предложением;
4. Развитие навыков словообразования и словоизменения;
5. Активизация словаря детей;
6. Развитие связной речи на уровне учебного высказывания;
7. Формирование навыков работы с обобщениями;
8. Активизация умственной деятельности;
9. Развитие мелкой моторики пальцев рук и общей моторики.
ОБОРУДОВАНИЕ:
«Карта путешествия»;
предметные картинки с изображением парусника, пиратского корабля, сундука с сокровищами;
карточки с зашифрованными словами для логопедической разминки;
схема-таблица для гласной буквы Ю;
карточки со слогами и словами для чтения и сравнения;
карточки со слогами для игры «Морской бой»;
карточки со словами деформированного предложения;
цветные карандаши;
предметные картинки из сундука с «сокровищами»;
карточки со словами-действиями (глаголами) для словообразования и словоизменения в 1 лице ед. ч.
карточки с печатными предложениями для самостоятельной проверочной работы с «ловушками».
1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю на уровне слога.
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения.
V. Закрепление изученного материала (20-25 мин)
Работа по дифференциации твердых и мягких согласных звуков перед гласными У – Ю на уровне слова.
Развитие фонематического анализа на уровне предложения.
VI. Физкультминутка (2 мин)
Игра «Носик, ушко, макушка».
Развитие навыков языкового анализа и синтеза на уровне предложения.
Звукобуквенный анализ слов в предложении.
Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными У – Ю на уровне предложения.
VII. Обобщение (2 мин)
VIII. Итог урока (1 мин)
Форма занятия: путешествие.
Ход занятия:
I. Организационный момент:
Логопед звонит в колокольчик. Ученики стоят возле своих стульчиков.
Л. – Здравствуйте, дети! Садитесь.
Л. – Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие. Это будет морское путешествие.
Л. - Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия?
Д. – Корабль, карта путешествия.
Л. – Правильно, ребята, молодцы! В морское путешествие мы отправимся на паруснике.
На доску выставляется предметная картинка с изображением парусника
Л. – А для путешествия нам с вами понадобится карта.
На доску вывешивается карта путешествия
Л. – Наш парусник так долго стоял на якоре в порту, что не может сдвинуться с места.
Л. – Чтобы с моря подул сильный ветер, нам необходимо выполнить логопедическую разминку (развитие зрительного внимания и логического мышления, активизация умственной деятельности).
Л. – Перед вами столбик зашифрованных слов. Нужно их расшифровать.
Л. – Черточки под буквами предыдущих слов означают, что в новых словах такие же буквы, а остальные буквы новых слов записаны.
Л. – Работаем по цепочке. Первое слово у нас записано (лук).
Л. – Второе слово. Сколько в нем букв?
Д. – Шесть.
Л. – Какое слово зашифровано?
Д. – Каблук.
Аналогично проводится работа по цепочке с оставшимися словами
л у к
к а б - - -
- - г
п - - -
- - ч
п - - т
к - ю ч
Л. - Молодцы!
II. Подготовка к изучению нового:
Л. – Дети, внимательно посмотрите на расшифрованные слова.
Л. - Чем похожи все эти слова? Какая буква есть во всех словах? (развитие зрительного и слухового внимания, наблюдательности)
Л. - Ответ формулируем полным предложением!
Д. - Во всех словах есть буква «Эл».
Л. - А какие звуки она обозначает в этих словах. Полным предложением (развитие фонематических процессов: восприятия, анализа, представления).
Д. - Буква «Эл» в одних словах обозначает звук [л], а в других - [л`].
Л. - Почему? От чего зависит мягкость и твердость согласных звуков? Полным ответом.
Д. - Звук [л] стоит в словах перед гласной буквой «У», а звук [л`] стоит в словах перед гласной буквой «Ю».
Л. - Какой звук обозначает буква «Ю» в этих словах? Полным ответом.
Д. - Буква «Ю» в этих словах обозначает звук [у].
1. Знакомство со схемой буквы Ю: развитие зрительного и слухового внимания, памяти, логического мышления, активизация умственной деятельности.
Л. – Ветер гонит наш парусник вперед. Путь далек.
Л. – Давайте поближе познакомимся с буквой Ю.
Л. – Дети, внимательно посмотрите на схему буквы Ю и запомните.
Л. – Давайте вместе прочитаем.
На доску вывешивается схема буквы Ю
ТЮ = [Т`] + [У] Ю – тюльпан
Л. – Какой звук обозначает буква Ю в слове тюльпан? Полным ответом.
Д. - Буква Ю в слове «тюльпан» обозначает звук [у].
Л. – Какой согласный звук стоит перед гласной буквой Ю? Полным ответом.
Д. - Перед гласной буквой Ю стоит мягкий звук [т`].
2. Сравнение пар слогов и слов: дифференциация гласных У – Ю и согласных перед ними в слогах, словах.
Л. – Вот на пути остров. Давайте пристанем к нему и немного отдохнем. На этом острове живут необычные жители – это разные слоги. Они желают с нами познакомиться.
Л. – Ребята, прочитаем их «имена» (на доске)
клу – клю
псу – псю
рзу – рзю
фту – фтю
гру – грю
Л. – Сравним их. Что значит сравнить? Полным ответом.
Д. – Сравнить – это значит найти, что общее и чем различаются.
Л. – Сначала найдем сходства. Чем похожи пары слогов? Полным ответом.
Д. – Все пары слогов похожи тем, что у них одинаковые согласные буквы?
Л. – А чем отличаются?
Д. – Отличаются твердыми и мягкими согласными звуками и стоящими перед ними гласными буквами «У – Ю».
III. Сообщение темы занятия:
Л. – Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего занятия?
Д. – Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами «У – Ю».
Л. – Правильно! Умницы! Мы будем слушать, где надо писать букву «У», а где букву «Ю».
IV. Изучение нового материала:
1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласных перед гласными У – Ю на уровне слога.
Л. – Нам пора прощаться с жителями острова и плыть дальше.
Л. – Посмотрите, не успели мы отойти от острова, как нас нагоняет чей-то корабль. Наверху развевается черный флаг. Это же пираты! Нужно спасаться!
Л. – Сейчас будет «Морской бой». Игра «Морской бой».
Л. – Каждый делает по выстрелу.
Л. – Я называю слог, а вы его находите «глазками» и называете его место – пересечение цифры по горизонтали и буквы по вертикали.
А Б В Г
1 ву трю клу зю
2 шню му слу ну
3 зу ню тру клю
4 мю слу вю шну
2. Развитие навыков словообразования и словоизменения (развитие слухового внимания):
Л. – Мы одержали победу над пиратами. Путешествуем дальше!
Л. – Мы попали на необычный остров! На нем живут слова-действия!
Л. – Ребята, сейчас мы с вами будем изменять слова по образцу. Будем называть последнюю гласную букву в слове.
Образец: любить – я люблю
купить – стричь -
рвать – лепить -
полоть - брать -
класть - спать -
смотреть – плыть -
тереть – ловить -
VI. Закрепление изученного материала:
1. Работа по дифференциации твердых и мягких согласны перед гласными У – Ю на уровне слова: активизация словаря, развитие фонематического представления, формирование навыков работы с обобщениями.
Л. – Вот мы и доплыли до острова. Это остров Сокровищ. Здесь спрятаны сокровища.
Логопед достает «сундук» с предметными картинками животных, растений, птиц, ягод, цветов, насекомых, профессий, в названии которых есть твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.
Л. – Дети по цепочке называют картинку и выделяют твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.
Л. – В каком слоге она находится? (совершенствовать навыки слогового анализа)
Л. – В какие группы можно объединить названия картинок?
Д. – Тюлень, буйвол, верблюд, лягушка, суслик – животные.
Д. - Лютик, тюльпан, одуванчик – растения.
Д. – Клюква, голубика, брусника – ягоды.
Д. – Индюк, гусь – домашние птицы.
Д. – Кукуруза, огурец – овощи.
Д. – Художник, футболист – профессии.
VII. Физкультминутка: расслабление, снятие мышечного напряжения, развитие слухового внимания, общей моторики.
Л. – Давайте попрощаемся с этим островом. Скажем ему - до свидания!
Л. – Впереди остров! Буквы У – Ю предлагают высадится на этом остове и выполнить веселую зарядку - «Носик, ушко, макушка».
Л. – Я буду называть части тела, а вы внимательно слушаете меня и выполняете верно движения.
Логопед в это время выполняет движения неверно, стараясь запутать детей
2. Развитие фонематического анализа на уровне предложения:
Л. – Плывем дальше.
Л. – Мы не заметили, как наш парусник пристал к другому острову. А жители этого острова – предложения. Давайте их запишем.
Л. – Откройте свои тетрадочки. Запишем под диктовку предложения.
Л. – Один ученик у доски.
Луша любит плюшки.
Л. – Ребята, найдите в этом предложении слияния твердого и мягкого согласного звука с гласными буквами У – Ю.
Л. – Согласную букву, обозначающую твердый звук подчеркните синим карандашом, а мягкий – зеленым. Гласные буквы У – Ю подчеркните красным карандашом.
Л. – Следующее предложение.
Нюра ест малину.
Запись предложений под диктовку у доски с выделением твердых и мягких согласных звуков перед гласными У - Ю
Люба с лукошком пошла в лес.
Руслан идет с рюкзаком.
Катюша взяла катушку ниток.
Илюше подарили юлу.
3. Развитие навыков языкового анализа и синтеза:
Л. – Дети, внимательно посмотрите на доску, на которой составлено предложение.
и юлу Люба запускают Илюша
Л. – Дети, вы согласны со мной, что это предложение?
Л. – Докажите, что это не предложение. Полным ответом.
Д. – Это не предложение, потому что слова расположены в беспорядке, вразброс, не имеют законченной мысли, нет заглавной буквы и точки.
Л. – Составим из этих слов предложение.
Л. – Кто готов?
Д. – Люба и Илюша запускают юлу.
Л. – Умницы!
4. Звукобуквенный анализ слов в предложении:
Л. – А сейчас я каждому раздам по слову из этого предложения, и мы будем считать количество букв и звуков.
Л. – Рисуем усики, которыми будем обозначать количество звуков.
Л. – Называем букву, и какой звук она обозначает.
Л. – Один отвечает, остальные сигналят, если не согласны с ответом.
У детей сигнальные карточки.
Люба и Илюша запускают юлу.
Л. - Молодцы!
5. Развитие фонематического восприятия на уровне предложения. Дифференциация согласных перед гласными У - Ю на уровне предложения.
Л. – Мы причалили к последнему острову. Здесь живут другие предложения.
Л. – У них случилась беда. Потерялись буквы У – Ю. Надо помочь найти их место.
Л. – Будем работать самостоятельно.
Л. – Всем раздаю карточки. В них много ловушек – пропусков гласных букв У – Ю.
Л. - Нужно выбрать и вставить нужную гласную букву.
Л. – Посмотрим, кто понял.
Предложения на карточке: У б-льдога сильные чел-сти. Вербл-д л-бит жевать вербл-жьи кол-чки. Т-рист п-тешеств-ет с р-кзаком. Х-дожник
к-пил т-бик с краской. Баб-шка л-бит варить каш- и печь пл-шки. Кат-ша кормит к-р. К-ры кл-ют зерно.
VIII. Обобщение:
Л. – Вот и подошло к концу наше морское путешествие.
Л. – Дети, какие звуки и буквы мы сегодня тренировались различать? Полным ответом.
Д. – Мы сегодня учились различать твердые и мягкие согласные звуки перед гласными буквами У – Ю.
Л. – Припомните, когда буква Ю обозначает один звук, а когда два звука?
Д. – Буква Ю обозначает один звук, когда стоит после согласного мягкого звука, а два звука, когда находится в начале слова, после гласной буквы и после разделительного мягкого знака.
Л. – С какими согласными дружит гласная буква У?
Д. – Гласная буква У дружит с твердыми согласными звуками.