kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация твердых и мягких согласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие во 2 классе.

Тема. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. «В кругу семьи».

Зубарева Л. В., учитель – логопед ОБОШИ Суджанская школа – интернат, Курская обл.

Цели.

  1. Закреплять умения определять твердые и мягкие согласные звуки.
  2. Расширение и активизация словаря по теме «Семья», тренировка фонематического слуха, развитие навыков языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова), формирование и совершенствование навыков чтения.
  3. Развитие слухового внимания, памяти, тактильных ощущений, артикуляционной и мелкой моторики, формирование диафрагмального дыхания.
  4. Расширение представлений детей о семье, развивать чувство доброты, милосердия, взаимопомощи, учить детей быть вежливыми.

Оборудование: индивидуальные зеркала, пирамидки из цветной бумаги, карточки с заданиями, мяч, шаблоны для пальчиковой гимнастики, картинка семьи, отдельные картинки членов семьи.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Чтобы вежливыми быть, нужно «здравствуй» говорить.

Всем, кого ни встретил, это знают дети.

-Давайте поздороваемся с нашими гостями.

-Какие слова – приветствия вы ещё знаете?

1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня. Мы будем передавать мяч правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго дня.

2. Самомассаж лица.

 Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

3.Сообщение темы.

-Если вы правильно соедините слоги, то сможете прочитать тему нашего занятия.


«В кругу семьи»
 

-Правильно, давайте хором прочитаем. ( В кругу семьи.)

4. Беседа о семье.

-Да, сегодня мы поговорим о семье. Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.

Каждый из вас назовите свою семью.

Вы много времени проводите здесь, в интернате. Поэтому свой класс, учителей, воспитателей тоже можно назвать своей второй семьёй.

- Сейчас мы узнаем, чем будем заниматься в кругу семьи.

Сколько слов в этом предложении? Назовите 1 слово, 2-е, 3-е.

Назовите все согласные во 2 слове.  Какие они?  (Твёрдые).

Назовите согласные в 3 слове. Какие они? (Мягкие).

- Чем будем заниматься на занятии? (Различать твёрдые и мягкие согласные).

- Вспомним правило, перед какими гласными согласные произносятся мягко? (Гласными 2 ряда и ь).

- Перед какими гласными согласные произносятся твёрдо?  (Перед гласными 1 ряда).

-Какие согласные всегда твёрдые? (ж, ш, ц). Всегда мягкие? (ч, щ, й).

5. Артикуляционная гимнастика.

« У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости,

С ними худые - лишь кожа, да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы,

Чистили мы свои белые зубы.

Губы сожмём мы и рот прополощем,

И самовар уж пыхтит, что есть мочи.

Блюдца поставим – положат блины нам,

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Блинчик жуём, завернём и надкусим,

Теперь в завёрнутый блинчик подуем.

Чаю попили – никто не обижен,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.

- Какие слова благодарности нужно сказать бабушке за чай?  (Спасибо, благодарю).

6.Работа по теме занятия. ( В парах по карточкам).

1.1. Зачеркните гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных на письме.

 Иаозыаваиуниыоутаэе (извините).

- Какие слова прощения вы ещё знаете? Допишите.

1.2. Зачеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

 Пеюоьижеаяюьлеуйёясиьта (пожалуйста).

- Когда мы говорим это слово? Какие слова просьбы вы знаете?

1.3. Зачеркнуть согласные, которые всегда твёрдые.

Пцшржцшощшжацй (прощай).

-Когда мы говорим это слово? Какие слова прощания вы знаете?

2.Развитие навыков чтения.

 Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми пословицами о семье. Но написаны эти пословицы не просто так. Прочитать их сможет только тот, кто будет внимателен.

-В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.

Семьяпечкакакхолодновсекнейсобираются. 
(Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.)

-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.) 
- Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.) 
- Сколько слов в этом предложении? (8) 
- Назовите первое слово…, второе…, третье… 
- Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей). 
- Да, если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.

-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.

Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв. 
(Вся семья вместе, так и душа на месте.)

-Можно ли это назвать предложением? (Да.) 
- Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.) 
-Сколько слов в этом предложении? (8) 
-Назовите первое слово…, второе…, третье… 
-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.) 
-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.

7. Психогимнастика.

-Я предлагаю вам представить и изобразить, как старенькая бабушка, возвращаясь из магазина, поднимается по лестнице с тяжёлыми сумками. Она стонет: «Ох, ох, ох!» 
-Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» 
-Ну, а вы устали: «Ух, ух, ух!» (Вытирают пот со лба.)

8. Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко,

Мы подуем низко.

Мы подуем далеко,

Мы подуем близко.

9. Обогащение словарного запаса.

-Собирая пирамидку, нам нужно из слова «сом» получить слово «сын», изменяя каждый раз всего одну букву – она выделена красным цветом. 
( Сом – ком – кон – сон - сын)

-Попробуем собрать ещё одну пирамидку. Но теперь задание посложнее, потому что слово подлиннее. Нужно из слова «кошка» получить слово «дочка». 
(Кошка – мошка – мочка – точка – дочка)

(При составлении пирамидок, параллельно проводится словарная работа по разъяснению лексического значения слов.)

9. Пальчиковая гимнастика.
-В каждой семье кроме папы и мамы, бабушки и дедушки, есть ещё братья и сёстры. И у вас, наверняка, есть младшие братишки и сестрёнки. А так как они младшие, то за ними нужно ухаживать, о них нужно заботиться. 
-Я предлагаю вам младшему братишке зашнуровать ботинки, а младшей сестрёнке – заплести косички. А я в это время, как и положено в дружной семье, буду помогать тем, кто в этом нуждается. 
-Маленькой сестричке 
Заплели косички. 
Ну, а братику шнурки 
Завязали из тесьмы.

10.Работа в тетрадях.

- Исправьте ошибки своих младших братишек и сестрёнок.

- Оля с картинкой рисуют папу. 
Мама несёт сумку в капусте. . 
Рыба поймала дедушку. 
Бабушку вяжет кофта.

Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть зелёным цветом мягкие согласные, а синим – твёрдые согласные.

11. Уточнение родственных и возрастных отношений.

-Да, ребята, я убедилась, что вы очень внимательные, заботливые и любящие дочери, сыновья, внучки и внуки, братья и сёстры. 
-Скажите, кому в семье вы приходитесь дочками и сыновьями? ( Мамам и папам.) 
-А внучками и внуками? ( Бабушкам и дедушкам.) 
-А кем вы приходитесь братьям и сёстрам? ( Тоже братьями и сёстрами.) 
-А кто девочка для бабушки и дедушки? (Внучка) 
-Кто мальчик для бабушки и дедушки? (Внук) 
-Кто папа и мама для сына и дочки? (Родители) 
-Кто девочка для папы и мамы? (Дочка) 
-Кто мальчик для папы и мамы? (Сын) 
-Кто папа для мамы? (Муж) 
-Кто мама для папы? (Жена) 
-Скажите, а правда ли, что отец старше сына? (Да) 
Бабушка моложе мамы? (Нет) 
Дочь взрослее папы? (Нет) 
Внук младше дедушки? (Да)

Составление фотографии семьи. (Посередине листа – дедушка, справа от него – бабушка, правый верхний угол – папа, левый верхний угол – мама, левый нижний угол – брат,  правый нижний угол – сестра).

12.Итог занятия.

-И в конце занятия давайте вернёмся к его теме. 
- Как вы думаете, почему я назвала его не просто «Семья», а «В кругу семьи»? (Ответы детей.) 
-Да, потому что, когда семья большая, крепкая и дружная, то все её члены могут образовать круг и защитить в нём вас от всех бед и несчастей, помочь и поддержать в трудную минуту, подать руку помощи.

- Я предлагаю вам встать в круг и показать, какие мы дружные.

-Как прекрасно, что у нас 
Очень дружный второй класс. 
Все мы лучшие друзья - 
Большая крепкая семья.

(Дети берутся за руки и рассказывают стихотворение.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация твердых и мягких согласных »

Логопедическое занятие во 2 классе.

Тема. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. «В кругу семьи».

Зубарева Л. В., учитель – логопед ОБОШИ Суджанская школа – интернат, Курская обл.

Цели.

  1. Закреплять умения определять твердые и мягкие согласные звуки.

  2. Расширение и активизация словаря по теме «Семья», тренировка фонематического слуха, развитие навыков языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова), формирование и совершенствование навыков чтения.

  3. Развитие слухового внимания, памяти, тактильных ощущений, артикуляционной и мелкой моторики, формирование диафрагмального дыхания.

  4. Расширение представлений детей о семье, развивать чувство доброты, милосердия, взаимопомощи, учить детей быть вежливыми.

Оборудование: индивидуальные зеркала, пирамидки из цветной бумаги, карточки с заданиями, мяч, шаблоны для пальчиковой гимнастики, картинка семьи, отдельные картинки членов семьи.

Ход занятия.

1. Орг. момент.

Чтобы вежливыми быть, нужно «здравствуй» говорить.

Всем, кого ни встретил, это знают дети.

-Давайте поздороваемся с нашими гостями.

-Какие слова – приветствия вы ещё знаете?

1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!

Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.

- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня. Мы будем передавать мяч правой рукой , обращаясь друг к другу по имени и желая доброго дня.

2. Самомассаж лица.

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.

Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,

А потом уходим пальцами на щёчки.

Щёчки разминаем, чтобы надувались.

Губки пожуём мы, чтобы улыбались.

3.Сообщение темы.

-Если вы правильно соедините слоги, то сможете прочитать тему нашего занятия.


«В кругу семьи»

-Правильно, давайте хором прочитаем. ( В кругу семьи.)

4. Беседа о семье.

-Да, сегодня мы поговорим о семье. Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.


Каждый из вас назовите свою семью.

Вы много времени проводите здесь, в интернате. Поэтому свой класс, учителей, воспитателей тоже можно назвать своей второй семьёй.


- Сейчас мы узнаем, чем будем заниматься в кругу семьи.

Сколько слов в этом предложении? Назовите 1 слово, 2-е, 3-е.

Назовите все согласные во 2 слове. Какие они? (Твёрдые).

Назовите согласные в 3 слове. Какие они? (Мягкие).

- Чем будем заниматься на занятии? (Различать твёрдые и мягкие согласные).

- Вспомним правило, перед какими гласными согласные произносятся мягко? (Гласными 2 ряда и ь).

- Перед какими гласными согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными 1 ряда).

-Какие согласные всегда твёрдые? (ж, ш, ц). Всегда мягкие? (ч, щ, й).


5. Артикуляционная гимнастика.

« У бабушки с дедушкой».

Толстые внуки приехали в гости,

С ними худые - лишь кожа, да кости.

Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,

Поцеловать они всех потянулись.

Утром проснулись – в улыбочку губы,

Чистили мы свои белые зубы.

Губы сожмём мы и рот прополощем,

И самовар уж пыхтит, что есть мочи.

Блюдца поставим – положат блины нам,

Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.

Блинчик жуём, завернём и надкусим,

Теперь в завёрнутый блинчик подуем.

Чаю попили – никто не обижен,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем.


- Какие слова благодарности нужно сказать бабушке за чай? (Спасибо, благодарю).


6.Работа по теме занятия. ( В парах по карточкам).

1.1. Зачеркните гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных на письме.

Иаозыаваиуниыоутаэе (извините).

- Какие слова прощения вы ещё знаете? Допишите.

1.2. Зачеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.

Пеюоьижеаяюьлеуйёясиьта (пожалуйста).

- Когда мы говорим это слово? Какие слова просьбы вы знаете?

1.3. Зачеркнуть согласные, которые всегда твёрдые.

Пцшржцшощшжацй (прощай).

-Когда мы говорим это слово? Какие слова прощания вы знаете?


2.Развитие навыков чтения.

Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми пословицами о семье. Но написаны эти пословицы не просто так. Прочитать их сможет только тот, кто будет внимателен.


-В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.

Семьяпечкакакхолодновсекнейсобираются. 
(Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.)

-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.) 
- Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.) 
- Сколько слов в этом предложении? (8) 
- Назовите первое слово…, второе…, третье… 
- Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей). 
- Да, если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.

-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.

Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв. 
(Вся семья вместе, так и душа на месте.)

-Можно ли это назвать предложением? (Да.) 
- Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.) 
-Сколько слов в этом предложении? (8) 
-Назовите первое слово…, второе…, третье… 
-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.) 
-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.

7. Психогимнастика.

-Я предлагаю вам представить и изобразить, как старенькая бабушка, возвращаясь из магазина, поднимается по лестнице с тяжёлыми сумками. Она стонет: «Ох, ох, ох!» 
-Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!» 
-Ну, а вы устали: «Ух, ух, ух!» (Вытирают пот со лба.)

8. Дыхательная гимнастика.

Мы подуем высоко,

Мы подуем низко.

Мы подуем далеко,

Мы подуем близко.

9. Обогащение словарного запаса.

-Собирая пирамидку, нам нужно из слова «сом» получить слово «сын», изменяя каждый раз всего одну букву – она выделена красным цветом. 
( Сом – ком – кон – сон - сын)

-Попробуем собрать ещё одну пирамидку. Но теперь задание посложнее, потому что слово подлиннее. Нужно из слова «кошка» получить слово «дочка». 
(Кошка – мошка – мочка – точка – дочка)

(При составлении пирамидок, параллельно проводится словарная работа по разъяснению лексического значения слов.)


9. Пальчиковая гимнастика.
-В каждой семье кроме папы и мамы, бабушки и дедушки, есть ещё братья и сёстры. И у вас, наверняка, есть младшие братишки и сестрёнки. А так как они младшие, то за ними нужно ухаживать, о них нужно заботиться. 
-Я предлагаю вам младшему братишке зашнуровать ботинки, а младшей сестрёнке – заплести косички. А я в это время, как и положено в дружной семье, буду помогать тем, кто в этом нуждается. 
-Маленькой сестричке 
Заплели косички. 
Ну, а братику шнурки 
Завязали из тесьмы.



10.Работа в тетрадях.

- Исправьте ошибки своих младших братишек и сестрёнок.

- Оля с картинкой рисуют папу. 
Мама несёт сумку в капусте. . 
Рыба поймала дедушку. 
Бабушку вяжет кофта.

Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть зелёным цветом мягкие согласные, а синим – твёрдые согласные.

11. Уточнение родственных и возрастных отношений.

-Да, ребята, я убедилась, что вы очень внимательные, заботливые и любящие дочери, сыновья, внучки и внуки, братья и сёстры. 
-Скажите, кому в семье вы приходитесь дочками и сыновьями? ( Мамам и папам.) 
-А внучками и внуками? ( Бабушкам и дедушкам.) 
-А кем вы приходитесь братьям и сёстрам? ( Тоже братьями и сёстрами.) 
-А кто девочка для бабушки и дедушки? (Внучка) 
-Кто мальчик для бабушки и дедушки? (Внук) 
-Кто папа и мама для сына и дочки? (Родители) 
-Кто девочка для папы и мамы? (Дочка) 
-Кто мальчик для папы и мамы? (Сын) 
-Кто папа для мамы? (Муж) 
-Кто мама для папы? (Жена) 
-Скажите, а правда ли, что отец старше сына? (Да) 
Бабушка моложе мамы? (Нет) 
Дочь взрослее папы? (Нет) 
Внук младше дедушки? (Да)


Составление фотографии семьи. (Посередине листа – дедушка, справа от него – бабушка, правый верхний угол – папа, левый верхний угол – мама, левый нижний угол – брат, правый нижний угол – сестра).

12.Итог занятия.

-И в конце занятия давайте вернёмся к его теме. 
- Как вы думаете, почему я назвала его не просто «Семья», а «В кругу семьи»? (Ответы детей.) 
-Да, потому что, когда семья большая, крепкая и дружная, то все её члены могут образовать круг и защитить в нём вас от всех бед и несчастей, помочь и поддержать в трудную минуту, подать руку помощи.

- Я предлагаю вам встать в круг и показать, какие мы дружные.

-Как прекрасно, что у нас 
Очень дружный второй класс. 
Все мы лучшие друзья - 
Большая крепкая семья.

(Дети берутся за руки и рассказывают стихотворение.)









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Дифференциация твердых и мягких согласных

Автор: Зубарева Любовь Васильевна

Дата: 22.03.2015

Номер свидетельства: 189772

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Лексическая тема "Зима"."
    ["seo_title"] => string(80) "diffierientsiatsiia_tviordykh_i_miaghkikh_soghlasnykh_lieksichieskaia_tiema_zima"
    ["file_id"] => string(6) "344869"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474437147"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок по теме "Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Лексическая тема "Зима"."
    ["seo_title"] => string(95) "urok_po_tiemie_diffierientsiatsiia_tviordykh_i_miaghkikh_soghlasnykh_lieksichieskaia_tiema_zima"
    ["file_id"] => string(6) "344870"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474437374"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Урок по теме "Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Лексическая тема "Зима"""
    ["seo_title"] => string(97) "urok_po_tiemie_diffierientsiatsiia_tviordykh_i_miaghkikh_soghlasnykh_lieksichieskaia_tiema_zima_1"
    ["file_id"] => string(6) "344871"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1474437376"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Конспект  логопедического занятия по развитию фонематического восприятия  для детей с ТНР (подготовит.возраст)     Тема: Дифференциация звуков С и С'. "
    ["seo_title"] => string(164) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-po-razvitiiu-foniematichieskogho-vospriiatiia-dlia-dietiei-s-tnr-podghotovit-vozrast-tiema-diffierientsiatsiia-zvukov-s-i-s"
    ["file_id"] => string(6) "219273"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434093476"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Презентация "Дифференциация гласных букв э - е""
    ["seo_title"] => string(50) "priezientatsiiadiffierientsiatsiiaghlasnykhbukveie"
    ["file_id"] => string(6) "288207"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454597582"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства