Логопедическое занятие во 2 классе.
Тема. Дифференциация твёрдых и мягких согласных. «В кругу семьи».
Зубарева Л. В., учитель – логопед ОБОШИ Суджанская школа – интернат, Курская обл.
Цели.
- Закреплять умения определять твердые и мягкие согласные звуки.
- Расширение и активизация словаря по теме «Семья», тренировка фонематического слуха, развитие навыков языкового анализа и синтеза (деление предложений на слова), формирование и совершенствование навыков чтения.
- Развитие слухового внимания, памяти, тактильных ощущений, артикуляционной и мелкой моторики, формирование диафрагмального дыхания.
- Расширение представлений детей о семье, развивать чувство доброты, милосердия, взаимопомощи, учить детей быть вежливыми.
Оборудование: индивидуальные зеркала, пирамидки из цветной бумаги, карточки с заданиями, мяч, шаблоны для пальчиковой гимнастики, картинка семьи, отдельные картинки членов семьи.
Ход занятия.
1. Орг. момент.
Чтобы вежливыми быть, нужно «здравствуй» говорить.
Всем, кого ни встретил, это знают дети.
-Давайте поздороваемся с нашими гостями.
-Какие слова – приветствия вы ещё знаете?
1,2,3,4,5 – становитесь в круг играть!
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения.
- А сейчас давайте пожелаем друг другу доброго дня. Мы будем передавать мяч правой рукой, обращаясь друг к другу по имени и желая доброго дня.
2. Самомассаж лица.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Пальчики сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро.
Их вперёд сгибаем, тянем вниз за мочки,
А потом уходим пальцами на щёчки.
Щёчки разминаем, чтобы надувались.
Губки пожуём мы, чтобы улыбались.
3.Сообщение темы.
-Если вы правильно соедините слоги, то сможете прочитать тему нашего занятия.
«В кругу семьи»
-Правильно, давайте хором прочитаем. ( В кругу семьи.)
4. Беседа о семье.
-Да, сегодня мы поговорим о семье. Семья – это родные друг другу люди. Семья с первых минут нашего рождения находится рядом с каждым из нас. Родные нам люди: мамы, папы, бабушки, дедушки, братья, сёстры – наша семья, самые близкие и дорогие нам люди, наша опора на всю жизнь.
Каждый из вас назовите свою семью.
Вы много времени проводите здесь, в интернате. Поэтому свой класс, учителей, воспитателей тоже можно назвать своей второй семьёй.
- Сейчас мы узнаем, чем будем заниматься в кругу семьи.
Сколько слов в этом предложении? Назовите 1 слово, 2-е, 3-е.
Назовите все согласные во 2 слове. Какие они? (Твёрдые).
Назовите согласные в 3 слове. Какие они? (Мягкие).
- Чем будем заниматься на занятии? (Различать твёрдые и мягкие согласные).
- Вспомним правило, перед какими гласными согласные произносятся мягко? (Гласными 2 ряда и ь).
- Перед какими гласными согласные произносятся твёрдо? (Перед гласными 1 ряда).
-Какие согласные всегда твёрдые? (ж, ш, ц). Всегда мягкие? (ч, щ, й).
5. Артикуляционная гимнастика.
« У бабушки с дедушкой».
Толстые внуки приехали в гости,
С ними худые - лишь кожа, да кости.
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись,
Поцеловать они всех потянулись.
Утром проснулись – в улыбочку губы,
Чистили мы свои белые зубы.
Губы сожмём мы и рот прополощем,
И самовар уж пыхтит, что есть мочи.
Блюдца поставим – положат блины нам,
Дуем на блинчик – не в щёки, не мимо.
Блинчик жуём, завернём и надкусим,
Теперь в завёрнутый блинчик подуем.
Чаю попили – никто не обижен,
Вкусный был завтрак – мы губки оближем.
- Какие слова благодарности нужно сказать бабушке за чай? (Спасибо, благодарю).
6.Работа по теме занятия. ( В парах по карточкам).
1.1. Зачеркните гласные буквы, которые обозначают твёрдость согласных на письме.
Иаозыаваиуниыоутаэе (извините).
- Какие слова прощения вы ещё знаете? Допишите.
1.2. Зачеркните буквы, которые обозначают мягкость согласных на письме.
Пеюоьижеаяюьлеуйёясиьта (пожалуйста).
- Когда мы говорим это слово? Какие слова просьбы вы знаете?
1.3. Зачеркнуть согласные, которые всегда твёрдые.
Пцшржцшощшжацй (прощай).
-Когда мы говорим это слово? Какие слова прощания вы знаете?
2.Развитие навыков чтения.
Я предлагаю вам познакомиться с некоторыми пословицами о семье. Но написаны эти пословицы не просто так. Прочитать их сможет только тот, кто будет внимателен.
-В первой пословице все слова склеились, давайте их разъединим.
Семьяпечкакакхолодновсекнейсобираются.
(Семья – печка: как холодно, все к ней собираются.)
-Как можно назвать то, что у меня записано на доске? (Предложение.)
- Как вы догадались, что это предложение? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)
- Сколько слов в этом предложении? (8)
- Назовите первое слово…, второе…, третье…
- Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей).
- Да, если нам плохо, трудно, если с нами случилось несчастье – в семье нас всегда выслушают, помогут, успокоят, дадут совет, защитят от бед.
-Вторую пословицу я написала задом наперёд. Попробуем её прочесть.
Етсем ан ашуд и кат, етсемв яьмес ясв.
(Вся семья вместе, так и душа на месте.)
-Можно ли это назвать предложением? (Да.)
- Почему? (Начинается с большой буквы, в конце точка, есть смысл.)
-Сколько слов в этом предложении? (8)
-Назовите первое слово…, второе…, третье…
-Давайте ещё раз прочитаем эту пословицу. Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
-Семья – это дом, это папа и мама, бабушка и дедушка, сёстры и братья. И когда все члены семьи вместе, никакая беда не страшна.
7. Психогимнастика.
-Я предлагаю вам представить и изобразить, как старенькая бабушка, возвращаясь из магазина, поднимается по лестнице с тяжёлыми сумками. Она стонет: «Ох, ох, ох!»
-Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: «Ах, ах, ах!»
-Ну, а вы устали: «Ух, ух, ух!» (Вытирают пот со лба.)
8. Дыхательная гимнастика.
Мы подуем высоко,
Мы подуем низко.
Мы подуем далеко,
Мы подуем близко.
9. Обогащение словарного запаса.
-Собирая пирамидку, нам нужно из слова «сом» получить слово «сын», изменяя каждый раз всего одну букву – она выделена красным цветом.
( Сом – ком – кон – сон - сын)
-Попробуем собрать ещё одну пирамидку. Но теперь задание посложнее, потому что слово подлиннее. Нужно из слова «кошка» получить слово «дочка».
(Кошка – мошка – мочка – точка – дочка)
(При составлении пирамидок, параллельно проводится словарная работа по разъяснению лексического значения слов.)
9. Пальчиковая гимнастика.
-В каждой семье кроме папы и мамы, бабушки и дедушки, есть ещё братья и сёстры. И у вас, наверняка, есть младшие братишки и сестрёнки. А так как они младшие, то за ними нужно ухаживать, о них нужно заботиться.
-Я предлагаю вам младшему братишке зашнуровать ботинки, а младшей сестрёнке – заплести косички. А я в это время, как и положено в дружной семье, буду помогать тем, кто в этом нуждается.
-Маленькой сестричке
Заплели косички.
Ну, а братику шнурки
Завязали из тесьмы.
10.Работа в тетрадях.
- Исправьте ошибки своих младших братишек и сестрёнок.
- Оля с картинкой рисуют папу.
Мама несёт сумку в капусте. .
Рыба поймала дедушку.
Бабушку вяжет кофта.
Записать предложения в тетрадь, подчеркнуть зелёным цветом мягкие согласные, а синим – твёрдые согласные.
11. Уточнение родственных и возрастных отношений.
-Да, ребята, я убедилась, что вы очень внимательные, заботливые и любящие дочери, сыновья, внучки и внуки, братья и сёстры.
-Скажите, кому в семье вы приходитесь дочками и сыновьями? ( Мамам и папам.)
-А внучками и внуками? ( Бабушкам и дедушкам.)
-А кем вы приходитесь братьям и сёстрам? ( Тоже братьями и сёстрами.)
-А кто девочка для бабушки и дедушки? (Внучка)
-Кто мальчик для бабушки и дедушки? (Внук)
-Кто папа и мама для сына и дочки? (Родители)
-Кто девочка для папы и мамы? (Дочка)
-Кто мальчик для папы и мамы? (Сын)
-Кто папа для мамы? (Муж)
-Кто мама для папы? (Жена)
-Скажите, а правда ли, что отец старше сына? (Да)
Бабушка моложе мамы? (Нет)
Дочь взрослее папы? (Нет)
Внук младше дедушки? (Да)
Составление фотографии семьи. (Посередине листа – дедушка, справа от него – бабушка, правый верхний угол – папа, левый верхний угол – мама, левый нижний угол – брат, правый нижний угол – сестра).
12.Итог занятия.
-И в конце занятия давайте вернёмся к его теме.
- Как вы думаете, почему я назвала его не просто «Семья», а «В кругу семьи»? (Ответы детей.)
-Да, потому что, когда семья большая, крепкая и дружная, то все её члены могут образовать круг и защитить в нём вас от всех бед и несчастей, помочь и поддержать в трудную минуту, подать руку помощи.
- Я предлагаю вам встать в круг и показать, какие мы дружные.
-Как прекрасно, что у нас
Очень дружный второй класс.
Все мы лучшие друзья -
Большая крепкая семья.
(Дети берутся за руки и рассказывают стихотворение.)