Просмотр содержимого документа
«Тема: Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'.»
Тема:Дифференциация звуков В - В', Ф - Ф'.
Цели и задачи: закреплять знания детей о звуках В - В', Ф -Ф';
учить дифференцировать изучаемые звуки в слогах, словах, сравнивать звуки;
обогащать словарь;
развивать зрительную и слуховую память, зрительное восприятие.
развивать фонематическое восприятие, логическое мышление, навыки фонематического анализа и синтеза, моторно-зрительную координацию, слуховое внимание;
Оборудование: карта путешествий на доске; предметные демонстрационные пособие «Загадочное письмо»; карта Острова Сокровищ с лабиринтом (на каждого ребенка); слоговые таблицы; «волшебный шар» (задания разноуровневые)
Ход занятия
Орг. момент
Релаксация « Океан»
(звучит музыка «шум прибоя»)
Я слышу океана шум… прибой…
И шелест пены на песке прибрежном.
Волна беседует со мной
И убаюкивает нежно.
Она мне говорит: расслабься и глаза прикрой,
Пусть тело отдохнет, а с ним и ты,
И все друзья, кто рядом здесь с тобою.
Прислушайся к себе: тепло и свет
Вольются в твои ноги, руки, шею,
Тепло идет по телу, в твою грудь…
Всё тело лёгкое, а мысли всё светлее…
Мы волны слышим, тишина… покой…
Лицо ласкает солнца лучик…
Вот ветерок сюда к нам залетел,
И отогнал за горы тучи.
Вас ветерок взбодрил, погладил по щеке…
К вам силы вновь вернулись!
Пора вставать! Пора вставать!
Как хочется, чтоб все вы улыбнулись!
( открывают глаза)
1. Развитие представлений о морском путешествии.
Логопед: Сегодня мы с вами отправляемся в необычное путешествие. Это будет морское путешествие. Как вы думаете, что необходимо для такого путешествия? (Корабль, продовольствие, снаряжение...)
А кто будет главным? (Капитан.)
А кто будет его помощником? (Боцман.)
Кто будет кормить команду? (Кок.)
Логопед: Молодцы! Команда готова, продовольствие собрано, снаряжение упаковано. Можно отправляться в путь! Давайте определим теперь цель нашего путешествия. Скажите, зачем можно отправиться на корабле? (Наследовать дальние страны, искать неизвестных морских животных, рыб, водоросли...) Конечно, все, что вы предлагали очень интересно. Но настоящая цель нашего путешествия будет известна тогда, когда вы прочитаете шифровку, которая случайно попала к нам.
(Логопед выставляет на доску слоговую таблицу.)
Логопед: Прочитайте, что здесь написано.
Текст: Волшебный остров «Фей».
2. Знакомство со звуками занятия.
Логопед: Не боитесь отправиться в опасное путешествие? Тогда в путь!
Давайте потренируем наши легкие и дунем так сильно, чтобы сдвинуть корабль с места.
3.Дыхательная гимнастика
(дети выдыхают воздух толчками и произносят звук В - В' ,Ф- Ф;).
4. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
Дать характеристику звуков – букв « В-Ф»
II. Основная часть
Логопед: Ветер гонит наш корабль вперед. Вы отлично разогнали его. Путь далек. Давайте поближе познакомимся со звуками и сравним их между собой.
1. Развитие фонематического восприятия
Логопед: Найдите в таблице все буквы В. Нарисуйте под ними простым карандашом треугольник со звонком. Теперь найдите все буквы Ф. Нарисуйте под ними пустой треугольник.
ВДНУФГАВФОХВФР
ФВФЦЩВЕНЛВЦФРТ
В Ф П Ы Ц Ф К Ф В Ж Э Ф И В
Логопед: Я назову слог, а вы поднимите соответствующий символ.
Слоги: ва, фа, фи, во, эф, фё, фи, ви.
Пальчиковый массаж «Черепаха»
2. Развитие навыков звукового анализа.
Прослушайте слоги. Запишите в два столбика. 1 – с буквой В;
Логопед: Вот на пути остров. Давайте пристанем к нему и немного отдохнем. Может, нам удастся пополнить запасы продовольствия и воды? Перед нами старинный и загадочный город. В этом городе живут необычные жители - это разные звуки. Они спешат с нами познакомиться. Послушайте их «имена» и постарайтесь верно поднять табличку: если услышите твердый звук - синий, если мягкий - зеленый.
Логопед: мы совершили увлекательную экскурсию по старинному городу, отдохнули. Пора прощаться с жителями острова и плыть дальше. Горожане пришли нас провожать, они принесли подарки. -
виноград, вишня, свекла, ваза, неваляшка, тыква.
Как преобразить в другое число?
( единственное число во - множественное число)
4. Развитие логического мышления.
Логопед: Посмотрите, не успели мы отойти от острова, как нас нагоняет чей-то корабль. Наверху развевается черный флаг. Это же пираты! Нужно спасаться!
Разбирайте скорее карточки с загадками, читайте их вслух, и мы постараемся все вместе отгадать загадки. Может, тогда пираты отстанут?
Загадки
В раздевалке я служу, На весу пальто держу. (Вешалка)
На речку идут - песни звонкие поют,
А обратно идут - слезы льют. (Ведра)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
В тихую погоду нет нас нигде.
Ветер подует - бежим по воде.
(Волны)
5. Развитие слуховой памяти.
Логопед: Припомните отгадки и запишите их, укажите наличие изучаемых звуков в словах.
6. Зрительная гимнастика.
Логопед: «Нарисуйте» сначала круг правым глазом, прикрыв левый, а потом наоборот. Повторите то же самое, вообразив рисование цифры 6.
Логопед: Пираты остались далеко позади. Опасность миновала.
7. Физ. минутка
Звуки В - В' предлагают вам выучить веселую зарядку.
Все мы делаем зарядку Раз, два, три, четыре, пять.
Руки вверх, затем на пояс Раз, два, три, четыре, пять.
На носочки и на пятки, Раз, два, три, четыре, пять.
Так мы делаем зарядку Раз, два, три, четыре, пять.
8. Работа по грамматическому оформлению предложений.
Логопед: Используя картинки, закончите предложения и запишите их.
В огороде выросла ...
В саду у старой яблони сломана ...
В зоопарке мы видели красивого и высокого ...
За нашими розами ухаживает внимательный ...
III. Итог занятия
Логопед: Вот место, где закопаны сокровища. Давайте скорее выкопаем их. Чем это можно сделать? (Лопатой, палкой.)
Рассмотрите картинки. Скажите, что на них изображено.
(Примерный картинный материал : соловей, туфли, флоксы, фиалки, вафли, вишни, фартук, кофей ник, сова, ваза, светофор. Разложите картинки в три столбика: в первый те, в названиях, которых есть буква в, во второй – с буквой ф, в третий – с буквами в, ф)
Рефлексия
Дети получают по игрушке, определяют звук занятия, дают этому звуку характеристику.