kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта занятия "Дифференциация П - Т"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование у детей устойчивых навыков дифференциации акустически и артикуляторно схожих глухих согласных звуков П и Т. Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Дифференциация П - Т"»

Технологическая карта логопедического занятия

ФИО учителя-логопеда: Кулешова Софья Александровна

УМК: Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю. Организация логопедической работы в школе. -М.: "Творческий центр" 2005г,

Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г. Для учащихся: исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1—4 классов. — СПб.: издательский Дом «Литера», 2015. — 224 с.: ил. — (Серия «Начальная школа»).

Тема: Различаю согласные П-Т

Различения согласных звуков П и Т, обладающих акустико-артикуляционным сходством (глухость), через развитие фонематического слуха и совершенствование артикуляции.

Возрастная группа: 7-8 лет

Тип: Закрепление знаний и выработка умений и навыков.

Используемые технологии: Методика наглядных и игровых приемов, системно-деятельностный подход, коммуникативные и игровые технологии, технология развивающего обучения, технология здоровьесбережения.

Цель: Формирование у детей устойчивых навыков дифференциации акустически и артикуляторно схожих глухих согласных звуков П и Т, с целью повышения уровня фонематического восприятия, совершенствования артикуляционной точности и обеспечения правильности употребления этих звуков в устной и письменной речи.

Коррекционно-образовательные задачи:

Формировать умение правильно дифференцировать звуки П и Т в устной речи.

Обучать правильному произнесению звуков П и Т в словах и предложениях.

Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.

Коррекционно-развивающие задачи:

Развивать слуховое внимание и память.

Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата.

Повышать уровень речевой активности и самостоятельности детей.

Коррекционно-воспитательные задачи:

Воспитывать аккуратность и ответственность при выполнении речевых упражнений.

Формировать позитивное отношение к логопедическим занятиям.

Развивать уверенность в собственных силах и способностях.


Планируемые образовательные результаты


Предметные знания, предметные действия

Универсальные учебные действия

Личностные

регулятивные

познавательные

коммуникативные

Уметь различать звуки П и Т в словах и предложениях, используя их акустические и артикуляционные особенности. Иметь навыки чёткой артикуляции звуков П и Т в разных позициях (изолированно, в слогах, словах, предложениях).

Иметь способность анализировать и синтезировать звуко-буквенный состав слов, включающих звуки П и Т.

Уметь планировать последовательность выполнения заданий для достижения поставленной цели (правильного произношения звуков П и Т).

Овладение стратегией самостоятельного выявления и исправления ошибок в произношении.

Уметь разбирать слово на составляющие элементы (звуки и буквы) и собирать их обратно.

Усвоение общих закономерностей произношения и написания звуков П и Т в различных контекстах.

Умение использовать наглядные пособия и схем для лучшего понимания особенностей звуков.

Участие в коллективных играх и упражнениях, направленных на улучшение произносительных навыков.

Умение работать в команде, помогать друг другу в исправлении ошибок и поддерживать позитивную атмосферу взаимодействия.


Проявлять аккуратность и тщательность в выполнении речевых упражнений.

Проявлять позитивное отношение к учебе: заинтересованность в процессе обучения и стремление к успеху.

Иметь уверенность в своих силах и возможностях.



Ход занятия


Этап

Задача этапа

Формы организации деятельности

Деятельность

учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Результат деятельности

1

Организационный момент

Психологическая настройка детей на урок.

Групповая (демонстрация учителем)

Учитель просит подопечных сделать глубокий вдох через нос, задержав дыхание на несколько секунд, а затем медленно выдохнуть воздух ртом, произнося звук "П-П-П". Важно следить за тем, чтобы губы были плотно сомкнуты, а потом резко размыкались при каждом звуке.

"Выстреливаем из пушки":

Сделать короткий резкий вдох через нос и энергично выдыхать, громко произнося звук "Т-Т-Т". Здесь нужно обратить внимание на положение языка — он должен касаться верхних зубов при произнесении звука Т.

Предметные)

Дети выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки "П" и "Т", следят за правильностью произношения.

(Личностные) Развивают уверенность в своих силах, стремление к улучшению собственных навыков и преодолению трудностей.

(Регулятивные) Контролируют свои дыхательные движения и артикуляцию, фиксируют внимание на выполнении заданий.

Психологический настрой на урок, создание благоприятной атмосферы.

2

Мотивационно-целевой этап

Создание условий для активного включения детей в учебный процесс, повышение мотивации к выполнению коррекционных упражнений.

Фронтальная

Учитель предлагает поработать с загадочными предложениями. На доске я записывает несколько фраз, в которых используются наши звуки, но они закодированы. Задача -расшифровать их, а затем прочитать вслух. (Пример: 1. 2е3я 2ише3 на лис3ке.

2. 2ор3ной 2ос3авил за2ла3ку на 2аль3о.

3. Ан3он 2рочи3ал 2овес3ь.

4. 3оля с2ря3ал 2ор3фель 2од 2ар3у.

(Предметные) Дети расшифровывают закодированные предложения, обращая внимание на звуки П и Т, а затем читают их вслух.

(Личностные) Развивают уверенность в собственных силах, чувствуют гордость за успешное выполнение задания.

(Познавательные) Анализируют звуковую структуру предложений, развивают навыки внимательного слушания и анализа.

Понимание целей и задач урока, мотивация к обучению. Повышения уровня речевой компетенции.

3

Актуализация знаний

Активизация имеющихся у подопечных знаний о звуках П и Т, а также их способности дифференцировать эти звуки через разгадывание зашифрованных слов.

Индивидуальная

Учитель предоставляет лист с зашифрованными словами. Задача - разгадать скрытые значения и восстановить исходный текст. (Красное яблочко нарисовать там, где П, зеленое нарисовать там, где Т).

(Предметные) Дети читают зашифрованные слова, анализируют их и работают над восстановлением исходного текста.

(Личностные) Развивают уверенность в своих способностях к логическому мышлению и к успешному решению задач.

(Познавательные) Участвуют в процессе анализа и интерпретации закодированных слов, применяя свои знания о фонемах и артикуляции.

Вовлечение детей в процесс обучения, увеличение их уверенности в возможности различать звуки П и Т, а также развитие навыков их использования в практике.

4

Выявление места и причины затруднения

Активное вовлечение подопечных в процесс анализа собственных затруднений при произношении звуков П и Т.

Групповая

Учитель задает вопросы для обсуждения, на которые дети отвечают в группах. Дает установку постараться прийти к общему мнению. (Пример: «Подумайте о примерах слов, которые начинаются, содержат или заканчиваются на звуки П и Т. Как вы думаете, какие ошибки встречаются чаще всего при произнесении этих звуков?».

(Предметные) Обсуждают примеры слов, содержащих звуки П и Т, и анализируют, как они произносятся. Предлагают примеры и решают, в каких словах могут быть ошибки.

(Личностные) Развивают уверенность, делясь своими мыслями и опытом.

(Познавательные) Анализируют трудности в произнесении звуков, обобщают свои знания, воспринимая информацию о фонемах и их различиях.

Дифференциация звуков в словах, осознание различий между звуками.

5

Построение плана выхода из затруднения

Помощь детям систематизировать свои знания о фонетическом составе слов и определить позиции звуков П и Т.

Индивидуальная

Учитель предлагает увлекательное задание: исследовать фонетический состав слов и выявить позиции звуков П и Т. Для этого нужно заполнить таблицу, определив места, где эти звуки встречаются в предложенных словах.

(Предметные) Заполняют таблицу, выявляя позиции звуков П и Т в предложенных словах. Анализируют каждое слово, обсуждая, где могут находиться эти звуки.

(Личностные) Развивают усидчивость и внимательность.

(Познавательные) Применяют аналитическое мышление для работы с фонетическим составом слов.

Формирование более глубокого понимания фонетического состава слов и позиционной зависимости звуков П и Т.

6

Реализация выбранного плана по разрешению затруднения



Учитель предлагает поговорить о том, что такое глухие звуки. Задает вопросы для обсуждения. (Пример: «Как образуются эти звуки?», «Слышите ли вы разницу между этими звуками в этих словах?».



7

Артикуляционная гимнастика.

Подготовка артикуляционного аппарата, активизация речи

Индивидуальная работа, фронтальная форма

Учитель предлагает размять губы, язык и челюсти с помощью увлекательных упражнений артикуляционной гимнастики. Открывает презентацию, которая поможет выполнить упражнения.

(Предметные) Дети выполняют артикуляционные гимнастические упражнения.

(Личностные) Развивают уверенность в своих силах, ощущая прогресс в подвижности губ, языка и челюсти.

(Познавательные) Анализируют свои ощущения и различия в произношении звуков, развивая фонематический слух.

Улучшение артикуляционной подвижности и повышение готовности к восприятию и произнесению звуков П и Т.

8

Первичное закрепление знаний


Укрепление фонематического восприятия детей и формировании навыков правильного произношения глухих согласных звуков П и Т через прослушивание и сравнение слов.

Коллективная

Учитель предлагает детям прослушать наборы слов, содержащих звуки П и Т.

Задание: «Каковы особенности звучания слов в представленных парах? Выберите правильное слово, в котором звуки произнесены корректно.

(Предметные) Дети прослушивают пары слов, анализируют акустические и артикуляционные особенности звуков П и Т в них, выбирают правильное слово.

(Личностные) Развивают уверенность в своих способностях к восприятию звуков и их правильному произношению, активно участвуя в задании.

(Коммуникативные) Обсуждают свои решения с другими учащимися, формулируют мысли и аргументируют свои выборы.

Развитие навыка фонематического восприятия, умения различать звуки П и Т, а также уверенно применять правильное произношение в устной речи.

9

Включение изученного в систему знаний и повторение

Связать теоретические знания о звуках П и Т с практическими примерами из визуальных схем и изображений.

Индивидуальная

Учитель предлагает детям проанализировать представленные схемы слов и соответствующие изображения. Задание состоит в том, чтобы установить связь между каждой схемой слова и её визуальным представлением.

(Предметные) Дети активно анализируют схемы, выявляют слова, схематически изображённые в виде визуальных представлений, и сопоставляют их.

(Личностные) Развивают уверенность в своих суждениях и научных умениях, проявляют инициативу в выборе правильных ответов.

(Познавательные) Развивают мышление и внимательность, углубляя знания в области фонетики и артикуляции звуков П и Т через анализ предложенных материалов.

Интеграция полученных знаний о звуках П и Т в общую систему своих знаний о языке, обогащая понимание артикуляции и фонетики.

10

Рефлексия учебной деятельности на уроке

Оценка уровня понимания подопечными пройденного материала.

Фронтальная

Учитель заранее готовит три карточки разных цветов: красную, желтую и зеленую. В конце урока учитель просит детей поднять карточку соответствующего цвета в зависимости от уровня их понимания темы.

(Предметные)

Оценка собственного уровня понимания материала.

(Личностные)

Развитие честности и открытости в отношении собственных достижений и сложностей.

(Познавательные)

Осознание необходимости дополнительной работы или углубления знаний.

(Коммуникативные)

Невербальное взаимодействие через демонстрацию карточек

Осуществлять контроль за достигнутыми результатами.



Итоги и самоанализ урока: На данном уроке подопечные успешно достигли поставленных целей, направленных на формирование и закрепление у детей навыков различения согласных звуков П и Т. Используя методику наглядных и игровых приемов, получилось активно вовлечь детей в процесс обучения и создать условия для интересного и продуктивного усвоения материала. В ходе урока наблюдалось активное участие подопечных в обсуждениях и практических упражнениях. Они уверенно делились своими знаниями и пониманием. Дети освоили различия между акустически и артикуляторно схожими звуками П и Т, что способствовало укреплению их фонематического восприятия. Через работу в парах и группах дети научились обсуждать свои мнения, слушать друг друга и аргументировать свои выборы. Использование игровых технологий и визуальных схем сделало урок интересным и доступным для детей, что положительно сказалось на их мотивации к занятиям. В процессе подготовки и проведения урока я применила принципы системно-деятельностного подхода, что позволило создать интеграцию теоретических знаний с практической деятельностью.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта занятия "Дифференциация П - Т"

Автор: Кулешова Софья Александровна

Дата: 18.11.2025

Номер свидетельства: 677303

Похожие файлы

object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Логопедическое занятие "Дифференциация письменных букв п - т" (инклюзивное образование) "
    ["seo_title"] => string(98) "loghopiedichieskoie-zaniatiie-diffierientsiatsiia-pis-miennykh-bukv-p-t-inkliuzivnoie-obrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "194953"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427824833"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Технологическая карта занятия с учащимися 2-го класса по теме "Дифференциация гласных О-Ё""
    ["seo_title"] => string(99) "tiekhnologhichieskaiakartazaniatiiasuchashchimisia2ghoklassapotiemiediffierientsiatsiiaghlasnykhoio"
    ["file_id"] => string(6) "267893"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450484216"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Технологическая карта занятия с учащимися 3-его класса по теме "Дифференциация гласных О-Ё""
    ["seo_title"] => string(101) "tiekhnologhichieskaiakartazaniatiiasuchashchimisia3ieghoklassapotiemiediffierientsiatsiiaghlasnykhoio"
    ["file_id"] => string(6) "272077"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1451901728"
  }
}
object(ArrayObject)#887 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "Дифференциация гласных У-Ю. "
    ["seo_title"] => string(36) "diffierientsiatsiia-ghlasnykh-u-iu-1"
    ["file_id"] => string(6) "244307"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445915280"
  }
}
object(ArrayObject)#865 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока по развитию речи "Дифференциация звука Ж""
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_po_razvitiiu_riechi_diffierientsiatsiia_zvuka_zh"
    ["file_id"] => string(6) "462259"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1521281940"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства