Каше Г.А, Исправление недостатков произношения, чтения и письма у учащихся. - М.: "Государственное учебно-педагогическое издательство Министерство просвещения РСФСР" 1960 г. Для учащихся: исправляем дисграфию: 500 упражнений для учащихся 1—4 классов. — СПб.: издательский Дом «Литера», 2015. — 224 с.: ил. — (Серия «Начальная школа»).
Различения согласных звуков П и Т, обладающих акустико-артикуляционным сходством (глухость), через развитие фонематического слуха и совершенствование артикуляции.
Формировать умение правильно дифференцировать звуки П и Т в устной речи.
Обучать правильному произнесению звуков П и Т в словах и предложениях.
Развивать навык звукобуквенного анализа и синтеза.
Развивать слуховое внимание и память.
Совершенствовать моторику артикуляционного аппарата.
Повышать уровень речевой активности и самостоятельности детей.
Воспитывать аккуратность и ответственность при выполнении речевых упражнений.
Формировать позитивное отношение к логопедическим занятиям.
Развивать уверенность в собственных силах и способностях.
| № | Этап | Задача этапа | Формы организации деятельности | Деятельность учителя-логопеда | Деятельность обучающихся | Результат деятельности |
| 1 | Организационный момент | Психологическая настройка детей на урок. | Групповая (демонстрация учителем) | Учитель просит подопечных сделать глубокий вдох через нос, задержав дыхание на несколько секунд, а затем медленно выдохнуть воздух ртом, произнося звук "П-П-П". Важно следить за тем, чтобы губы были плотно сомкнуты, а потом резко размыкались при каждом звуке. "Выстреливаем из пушки": Сделать короткий резкий вдох через нос и энергично выдыхать, громко произнося звук "Т-Т-Т". Здесь нужно обратить внимание на положение языка — он должен касаться верхних зубов при произнесении звука Т. | Предметные) Дети выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки "П" и "Т", следят за правильностью произношения. (Личностные) Развивают уверенность в своих силах, стремление к улучшению собственных навыков и преодолению трудностей. (Регулятивные) Контролируют свои дыхательные движения и артикуляцию, фиксируют внимание на выполнении заданий. | Психологический настрой на урок, создание благоприятной атмосферы. |
| 2 | Мотивационно-целевой этап | Создание условий для активного включения детей в учебный процесс, повышение мотивации к выполнению коррекционных упражнений. | Фронтальная | Учитель предлагает поработать с загадочными предложениями. На доске я записывает несколько фраз, в которых используются наши звуки, но они закодированы. Задача -расшифровать их, а затем прочитать вслух. (Пример: 1. 2е3я 2ише3 на лис3ке. 2. 2ор3ной 2ос3авил за2ла3ку на 2аль3о. 3. Ан3он 2рочи3ал 2овес3ь. 4. 3оля с2ря3ал 2ор3фель 2од 2ар3у. | (Предметные) Дети расшифровывают закодированные предложения, обращая внимание на звуки П и Т, а затем читают их вслух. (Личностные) Развивают уверенность в собственных силах, чувствуют гордость за успешное выполнение задания. (Познавательные) Анализируют звуковую структуру предложений, развивают навыки внимательного слушания и анализа. | Понимание целей и задач урока, мотивация к обучению. Повышения уровня речевой компетенции. |
| 3 | Актуализация знаний | Активизация имеющихся у подопечных знаний о звуках П и Т, а также их способности дифференцировать эти звуки через разгадывание зашифрованных слов. | Индивидуальная | Учитель предоставляет лист с зашифрованными словами. Задача - разгадать скрытые значения и восстановить исходный текст. (Красное яблочко нарисовать там, где П, зеленое нарисовать там, где Т). | (Предметные) Дети читают зашифрованные слова, анализируют их и работают над восстановлением исходного текста. (Личностные) Развивают уверенность в своих способностях к логическому мышлению и к успешному решению задач. (Познавательные) Участвуют в процессе анализа и интерпретации закодированных слов, применяя свои знания о фонемах и артикуляции. | Вовлечение детей в процесс обучения, увеличение их уверенности в возможности различать звуки П и Т, а также развитие навыков их использования в практике. |
| 4 | Выявление места и причины затруднения | Активное вовлечение подопечных в процесс анализа собственных затруднений при произношении звуков П и Т. | Групповая | Учитель задает вопросы для обсуждения, на которые дети отвечают в группах. Дает установку постараться прийти к общему мнению. (Пример: «Подумайте о примерах слов, которые начинаются, содержат или заканчиваются на звуки П и Т. Как вы думаете, какие ошибки встречаются чаще всего при произнесении этих звуков?». | (Предметные) Обсуждают примеры слов, содержащих звуки П и Т, и анализируют, как они произносятся. Предлагают примеры и решают, в каких словах могут быть ошибки. (Личностные) Развивают уверенность, делясь своими мыслями и опытом. (Познавательные) Анализируют трудности в произнесении звуков, обобщают свои знания, воспринимая информацию о фонемах и их различиях. | Дифференциация звуков в словах, осознание различий между звуками. |
| 5 | Построение плана выхода из затруднения | Помощь детям систематизировать свои знания о фонетическом составе слов и определить позиции звуков П и Т. | Индивидуальная | Учитель предлагает увлекательное задание: исследовать фонетический состав слов и выявить позиции звуков П и Т. Для этого нужно заполнить таблицу, определив места, где эти звуки встречаются в предложенных словах. | (Предметные) Заполняют таблицу, выявляя позиции звуков П и Т в предложенных словах. Анализируют каждое слово, обсуждая, где могут находиться эти звуки. (Личностные) Развивают усидчивость и внимательность. (Познавательные) Применяют аналитическое мышление для работы с фонетическим составом слов. | Формирование более глубокого понимания фонетического состава слов и позиционной зависимости звуков П и Т. |
| 6 | Реализация выбранного плана по разрешению затруднения | | | Учитель предлагает поговорить о том, что такое глухие звуки. Задает вопросы для обсуждения. (Пример: «Как образуются эти звуки?», «Слышите ли вы разницу между этими звуками в этих словах?». | | |
| 7 | Артикуляционная гимнастика. | Подготовка артикуляционного аппарата, активизация речи | Индивидуальная работа, фронтальная форма | Учитель предлагает размять губы, язык и челюсти с помощью увлекательных упражнений артикуляционной гимнастики. Открывает презентацию, которая поможет выполнить упражнения. | (Предметные) Дети выполняют артикуляционные гимнастические упражнения. (Личностные) Развивают уверенность в своих силах, ощущая прогресс в подвижности губ, языка и челюсти. (Познавательные) Анализируют свои ощущения и различия в произношении звуков, развивая фонематический слух. | Улучшение артикуляционной подвижности и повышение готовности к восприятию и произнесению звуков П и Т. |
| 8 | Первичное закрепление знаний | Укрепление фонематического восприятия детей и формировании навыков правильного произношения глухих согласных звуков П и Т через прослушивание и сравнение слов. | Коллективная | Учитель предлагает детям прослушать наборы слов, содержащих звуки П и Т. Задание: «Каковы особенности звучания слов в представленных парах? Выберите правильное слово, в котором звуки произнесены корректно. | (Предметные) Дети прослушивают пары слов, анализируют акустические и артикуляционные особенности звуков П и Т в них, выбирают правильное слово. (Личностные) Развивают уверенность в своих способностях к восприятию звуков и их правильному произношению, активно участвуя в задании. (Коммуникативные) Обсуждают свои решения с другими учащимися, формулируют мысли и аргументируют свои выборы. | Развитие навыка фонематического восприятия, умения различать звуки П и Т, а также уверенно применять правильное произношение в устной речи. |
| 9 | Включение изученного в систему знаний и повторение | Связать теоретические знания о звуках П и Т с практическими примерами из визуальных схем и изображений. | Индивидуальная | Учитель предлагает детям проанализировать представленные схемы слов и соответствующие изображения. Задание состоит в том, чтобы установить связь между каждой схемой слова и её визуальным представлением. | (Предметные) Дети активно анализируют схемы, выявляют слова, схематически изображённые в виде визуальных представлений, и сопоставляют их. (Личностные) Развивают уверенность в своих суждениях и научных умениях, проявляют инициативу в выборе правильных ответов. (Познавательные) Развивают мышление и внимательность, углубляя знания в области фонетики и артикуляции звуков П и Т через анализ предложенных материалов. | Интеграция полученных знаний о звуках П и Т в общую систему своих знаний о языке, обогащая понимание артикуляции и фонетики. |
| 10 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Оценка уровня понимания подопечными пройденного материала. | Фронтальная | Учитель заранее готовит три карточки разных цветов: красную, желтую и зеленую. В конце урока учитель просит детей поднять карточку соответствующего цвета в зависимости от уровня их понимания темы. | (Предметные) Оценка собственного уровня понимания материала. (Личностные) Развитие честности и открытости в отношении собственных достижений и сложностей. (Познавательные) Осознание необходимости дополнительной работы или углубления знаний. (Коммуникативные) Невербальное взаимодействие через демонстрацию карточек | Осуществлять контроль за достигнутыми результатами. |