Просмотр содержимого документа
«"Составление связного текста по опорным словам и картинкам."»
Конспект открытого занятия для учащихся 3 классов
Составитель: учитель-логопед Супонина С.В.
КГКОУ ШИ14 г.Амурск
Составление связного текста по опорным словам и картинкам.
Цель: Обучение составлению связного текста по опорным словам и картинкам.
Задачи:
обучать составлять рассказ по опорным словам и картинкам;
расширять словарный запас; закреплять понятия «слова-признаки»;
уточнять признаки текста;
развивать навыки фонематического анализа и синтеза;
развивать мелкую моторику рук;
воспитывать у детей умения слушать говорящего, не перебивая.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Каждый день - всегда, везде
На занятиях, в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
Артикуляционная и дыхательная гимнастика.
Актуализация имеющихся знаний:
- По первым буквам названия каждой картинки отгадайте, о чем пойдёт речь на нашем занятии. (ТЕКСТ).
Сообщения темы занятия: Сегодня мы с вами поучимся составлять связный текст по опорным словам.
- Давайте сначала вспомним, что же такое текст.
- Вытягиваете карточки-полоски с памятками о тексте. Читаете вслух, затем говорите это правило своими словами.
Текст состоит из предложений.
Текст имеет тему.
Текст можно озаглавить.
Предложения в тексте связаны между собой.
Позитивный настрой детей.
- Зима закончилась, и весна ещё только вступает в свои права, и поэтому сегодня на занятии мы будем составлять рассказ «Весна пришла». В этом нам помогут опорные слова и картинки.
- Вы будете грамотно и точно выражать свои мысли в речи при составлении рассказа.
Развитие фонематических процессов:
На компьютере картинки с признаками весны.
- Догадайтесь, о каких приметах весны мы будем говорить. Я назову вам эти приметы по звукам. Кто из детей правильно определяет – выходит и смотрит следующую примету, называя её по звукам остальным для отгадывания.
(СОЛНЦЕ…)
- Каждый ребёнок, отгадав, получает картинку.
- Скажите, какая картинка не соответствует весенней примете? (Дети купаются в реке).
Составление предложений:
- Сейчас мы будем учиться составлять предложения, глядя на картинку, но прежде, давайте вспомним, что же такое предложение.
Работа по карточкам:
Выбрать верные утверждения:
а) Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу.
б) Предложение не может состоять из одного слова.
в) Предложение может состоять только из грамматической основы (главных членов).
г) В предложении обязательно должны быть второстепенные члены.
д) Начало предложения пишется с маленькой буквы.
е) В конце предложения ставится запятая.
ж) В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
- Составьте предложения, глядя на свою картинку.
! Карточки крепятся на доску.
- Задания усложняются. Перед вами лежат рассыпавшиеся по слогам слова-признаки. Соберите их и добавьте в свои предложения. Составление слов их слогов (данных в нарушенной последовательности).
ПЕ РЕ ЛЁТ НЫ Е, А РО МАТ НЫ Е, ЦВЕ ТУ ЩИ Е, РАС ТА ЯВ ШИЙ.
- На какой вопрос отвечают все эти слова? (Вывод – это слова-признаки).
Совместная работа: Дети думают, какую картинку можно дополнить тем или иным прилагательным.
«Игра с мячом».
- Давайте посмотрим на картинки.
На небе солнышко пригревает какое? (ласковое, яркое). Весной небо какое? (голубое, весеннее). Тает снег в лесу какой? (рыхлый, грязный). На улице текут ручейки какие? (веселые, звонкие). На проталинках показывается трава какая? (молодая, зеленая). Птицы прилетают из теплых краев. Значит они какие? (перелетные). На деревьях появляются какие листочки? (клейкие, зеленые).
- Давайте попробуем, используя названные слова, придумать ещё более полное, красивое и связное предложение.
Физ.минутка: Логопедическая гимнастика. - Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем, а потом их разведем и к себе скорей прижмём. - Брови кверху поднимаем, а потом их опускаем. Щечки мы надули, щечки мы втянули. - Удивились, улыбнулись, растолстели, похудели, На места тихонько сели.
Составление рассказа по опорным картинкам:
Вывешиваются на доске опорные картинки. Логопед дает примерный текст рассказа, а дети затем уже повторяют его.
Примерный текст рассказа «Весна».
Пригревает ласковое солнышко. Тает грязный снег, на проталинах показывается молодая, зеленая трава. С крыш свисают и капают сосульки. Появляются лужи и бегут звонкие ручейки. На реках тает лёд и начинается ледоход. На деревьях появляются клейкие листочки. Вырастают первые ранние цветы. Прилетают перелетные птицы и начинают готовить себе гнёзда. Животные просыпаются из зимней спячки. Назойливые насекомые кружат в воздухе. Люди трудятся в саду, высаживая саженцы деревьев. Наступила долгожданная весна.
Затем желающие повторяют рассказ самостоятельно (по очереди).
Развитие мелкой моторики рук «Моторчик»
Работа в тетради: Запишите три наиболее понравившихся предложения к себе в тетрадь.
Итог занятия:
- Про что мы говорили сегодня на занятии? (Про весну).
- Скажите со словом весенний:
- Весной день какой? – весенний;
- Ветер какой? – весенний;
- Погода какая? – весенняя;
- Лужа какая? – весенняя;
- Солнышко какое? – весеннее;
- Облако какое? – весеннее;
- Небо какое? – весеннее.
- А настроение какое? – весеннее.
- С весенним вас настроением.
- Ребята, а что нового вы сегодня узнали на занятии? Кто сегодня на занятии вел себя лучше всех? Кто сегодня на занятии отвечал лучше всех?
object(ArrayObject)#873 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(273) "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста посредством включения в образовательный процесс современных методов и приёмов обучения "
["seo_title"] => string(171) "razvitiie-sviaznoi-riechi-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-posriedstvom-vkliuchieniia-v-obrazovatiel-nyi-protsiess-sovriemiennykh-mietodov-i-priiomov-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "125932"
["category_seo"] => string(10) "logopediya"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1415097260"
}
}