Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов".
Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов".
Цель: изучить роль папоротникообразных в образовании древних лесов и их практическое значение.
Задачи:
Образовательные: выявить роль папоротникообразных в природе и их практическое значение.
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с гербариями и вопросами электронного приложения.
Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения папоротникообразных в природе и жизни человека; воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
Тип урока: урок – игра.
Оборудование: гербарные экземпляры мхов и плаунов, папоротников; ИКТ, таблицы.
Ход урока.
1.Организационный этап.
Учащиеся заранее разбиты на команды: Хвощи, Плауны, Папоротники. Каждая команда получила задание: найти сведения о значении папоротникообразных в природе и жизни человека; повторить материал о строении, цикле развития, разнообразии папоротникообразных.
2.Сообщение темы, цели, задач урока.
3.Мотивация познавательной деятельности.
Учитель загадывает командам загадки.
А) Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
Б) Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
4.Изучение нового материала.
1 тур. Информационный.
Команда Хвощи.
Хвощи в жизни человека.
Виды этих растений, являясь представителями современной флоры, в основном определяются человеком как сорняки, имеющие ядовитые свойства. Известно, что на пастбищах, где встречаются хвощи, возможны случаи отравления домашних животных этим растением. Его случайное употребление может привести к смертельному исходу. По указанной причине сенокосные луга, где начал расселение хвощ, постепенно перестают использоваться по своему прямому назначению. Сегодня значение хвощей в жизни человека является достаточно важным лишь в сфере фармакологии. Растение используется при производстве мочегонных и кровоостанавливающих препаратов. Народные целители также находят хвощу широкое применение.
Команда Плауны.
Практическое значение плаунов.
В таежных лесах России, среди мхов и травы, во влажных местах встречается баранец обыкновенный (или плаун-баранец). На сухих, светлых, сухотравных местах еловых и сосновых лесов произрастает плаун булавовидный. Оба вида используются как лекарственные растения.
В некоторых местах земного шара леса лепидодендронов превратились в каменный уголь. В горных породах и в пластах каменного угля можно найти отпечатки коры и листьев этих древних деревьев.
Плаун ценен своими спорами. Споры содержат 49 % жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка для грудных детей.
Споры плауна издавна использовались в театрах для световых эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют для изготовления ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения.
Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливке мельчайших деталей: ими обсыпают формы.
Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными.
Команда Папоротники.
Папоротники играют большую роль в жизни человека.
Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.
Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.
У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.
Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос).
Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.
Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.
2 тур. Кроссворд. (3 мин на разгадывание. Кто больше даст ответов).
1. Женские споры папоротников.
2. Детская присыпка.
3. Мелкий папоротник, который можно встретить в горах.
4. Многолетние травянистые с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем растения.
5. Подземный стебель хвоща.
6. Содержимое спорангия.
7. Небольшая пластинка, формирующаяся у папоротников при благоприятных условиях.
8. Высшие растения, которые имеют вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения.
9. Образования на нижней стороне листа у папоротников, в которых образуются споры.
10. Мелкие мужские споры.
11. Папоротник, у которого листья растут по одному, а корневище длинное.
12. Мелкий папоротник, приспосабливающийся к жизни в воде.
13. Процесс, происходящий в зелёных стеблях и ветвях у хвощей.
14. Форма папоротников, растущих в тропических лесах юго-восточной Азии
15. «Волчья лапа».
16. Папоротники, поселяющиеся на стволах и ветвях тропических деревьев.
17. Процесс, происходящий у папоротников только в присутствии воды.
18. Отдел растений потомками, которых являются псилофиты и представляют собой одну из наиболее древних групп древних растений.
3 тур. Гербарий.
(Команды используя гербарный материал отвечают по плану):
1) Особенности строения.
2) Распространение.
3) Разновидности.
4 тур. Электрончик.
Вопросы по электронному приложению к параграфу 15 учебника «Биология. Разнообразие живых организмов». Сухорукова Л.Н.
4.Подведение итогов.
5.Д/З. Повторить параграф 14. Прочитать параграф 15. Подготовиться к письменному опросу.
6.Рефлексия.
Что нового вы узнали о папоротникообразных?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов".»
7 класс Дата:
Тема урока: Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов.
Цель: изучить роль папоротникообразных в образовании древних лесов и их практическое значение.
Задачи:
Образовательные: выявить роль папоротникообразных в природе и их практическое значение.
Развивающие:
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с гербариями и вопросами электронного приложения.
Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения папоротникообразных в природе и жизни человека; воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.
Тип урока: урок – игра.
Оборудование: гербарные экземпляры мхов и плаунов, папоротников; ИКТ, таблицы.
Ход урока.
Организационный этап.
Учащиеся заранее разбиты на команды: Хвощи, Плауны, Папоротники. Каждая команда получила задание: найти сведения о значении папоротникообразных в природе и жизни человека; повторить материал о строении, цикле развития, разнообразии папоротникообразных.
Сообщение темы, цели, задач урока.
Мотивация познавательной деятельности.
Учитель загадывает командам загадки.
А) Змея лежит колючая,
Змея лежит ползучая.
Брюхом в землю упирается,
Головками к небу устремляется.
В чешуе-то, в чешуе!
А головки ровно две!
Б) Есть колос, но не пшеница,
Стройна и высока, но не свеча,
Без воды и кремнезема не проживет и дня.
Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!
В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!
Листья красивые, перистые.
Стебли маленькие, крепенькие,
А цветет только в легендах и поверьях!
Изучение нового материала.
1 тур. Информационный.
Команда Хвощи.
Хвощи в жизни человека.
Виды этих растений, являясь представителями современной флоры, в основном определяются человеком как сорняки, имеющие ядовитые свойства. Известно, что на пастбищах, где встречаются хвощи, возможны случаи отравления домашних животных этим растением. Его случайное употребление может привести к смертельному исходу. По указанной причине сенокосные луга, где начал расселение хвощ, постепенно перестают использоваться по своему прямому назначению. Сегодня значение хвощей в жизни человека является достаточно важным лишь в сфере фармакологии. Растение используется при производстве мочегонных и кровоостанавливающих препаратов. Народные целители также находят хвощу широкое применение.
Команда Плауны.
Практическое значение плаунов.
В таежных лесах России, среди мхов и травы, во влажных местах встречается баранец обыкновенный (или плаун-баранец). На сухих, светлых, сухотравных местах еловых и сосновых лесов произрастает плаун булавовидный. Оба вида используются как лекарственные растения.
В некоторых местах земного шара леса лепидодендронов превратились в каменный уголь. В горных породах и в пластах каменного угля можно найти отпечатки коры и листьев этих древних деревьев.
Плаун ценен своими спорами. Споры содержат 49 % жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка для грудных детей.
Споры плауна издавна использовались в театрах для световых эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют для изготовления ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения.
Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливке мельчайших деталей: ими обсыпают формы.
Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными.
Команда Папоротники.
Папоротники играют большую роль в жизни человека.
Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.
Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.
У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.
Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос) .
Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.
Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.
2 тур. Кроссворд. (3 мин на разгадывание. Кто больше даст ответов).
1. Женские споры папоротников.
2. Детская присыпка.
3. Мелкий папоротник, который можно встретить в горах.
4. Многолетние травянистые с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем растения.
5. Подземный стебель хвоща.
6. Содержимое спорангия.
7. Небольшая пластинка, формирующаяся у папоротников при благоприятных условиях.
8. Высшие растения, которые имеют вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения.
9. Образования на нижней стороне листа у папоротников, в которых образуются споры.
10. Мелкие мужские споры.
11. Папоротник, у которого листья растут по одному, а корневище длинное.
12. Мелкий папоротник, приспосабливающийся к жизни в воде.
13. Процесс, происходящий в зелёных стеблях и ветвях у хвощей.
14. Форма папоротников, растущих в тропических лесах юго-восточной Азии
15. «Волчья лапа».
16. Папоротники, поселяющиеся на стволах и ветвях тропических деревьев.
17. Процесс, происходящий у папоротников только в присутствии воды.
18. Отдел растений потомками, которых являются псилофиты и представляют собой одну из наиболее древних групп древних растений.
3 тур. Гербарий.
(Команды используя гербарный материал отвечают по плану):
Особенности строения.
Распространение.
Разновидности.
4 тур. Электрончик.
Вопросы по электронному приложению к параграфу 15 учебника «Биология. Разнообразие живых организмов». Сухорукова Л.Н.