kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: изучить роль папоротникообразных в образовании древних лесов и их практическое значение. Задачи: Образовательные: выявить роль папоротникообразных в природе и их практическое значение. Развивающие: развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с гербариями и вопросами электронного приложения. Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения папоротникообразных в природе и жизни человека; воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты. Тип урока: урок – игра. Оборудование: гербарные экземпляры мхов и плаунов, папоротников; ИКТ, таблицы. Ход урока. 1.Организационный этап. Учащиеся заранее разбиты на команды: Хвощи, Плауны, Папоротники. Каждая команда получила задание: найти сведения о значении папоротникообразных в природе и жизни человека; повторить материал о строении, цикле развития, разнообразии папоротникообразных. 2.Сообщение темы, цели, задач урока. 3.Мотивация познавательной деятельности. Учитель загадывает командам загадки. А) Змея лежит колючая, Змея лежит ползучая. Брюхом в землю упирается, Головками к небу устремляется. В чешуе-то, в чешуе! А головки ровно две! Б) Есть колос, но не пшеница, Стройна и высока, но не свеча, Без воды и кремнезема не проживет и дня. Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана! В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош! Листья красивые, перистые. Стебли маленькие, крепенькие, А цветет только в легендах и поверьях! 4.Изучение нового материала. 1 тур. Информационный. Команда Хвощи. Хвощи в жизни человека. Виды этих растений, являясь представителями современной флоры, в основном определяются человеком как сорняки, имеющие ядовитые свойства. Известно, что на пастбищах, где встречаются хвощи, возможны случаи отравления домашних животных этим растением. Его случайное употребление может привести к смертельному исходу. По указанной причине сенокосные луга, где начал расселение хвощ, постепенно перестают использоваться по своему прямому назначению. Сегодня значение хвощей в жизни человека является достаточно важным лишь в сфере фармакологии. Растение используется при производстве мочегонных и кровоостанавливающих препаратов. Народные целители также находят хвощу широкое применение. Команда Плауны. Практическое значение плаунов. В таежных лесах России, среди мхов и травы, во влажных местах встречается баранец обыкновенный (или плаун-баранец). На сухих, светлых, сухотравных местах еловых и сосновых лесов произрастает плаун булавовидный. Оба вида используются как лекарственные растения. В некоторых местах земного шара леса лепидодендронов превратились в каменный уголь. В горных породах и в пластах каменного угля можно найти отпечатки коры и листьев этих древних деревьев. Плаун ценен своими спорами. Споры содержат 49 % жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка для грудных детей. Споры плауна издавна использовались в театрах для световых эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют для изготовления ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения. Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливке мельчайших деталей: ими обсыпают формы. Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными. Команда Папоротники. Папоротники играют большую роль в жизни человека. Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк. Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем. У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал. Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос). Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок. Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи. 2 тур. Кроссворд. (3 мин на разгадывание. Кто больше даст ответов). 1. Женские споры папоротников. 2. Детская присыпка. 3. Мелкий папоротник, который можно встретить в горах. 4. Многолетние травянистые с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем растения. 5. Подземный стебель хвоща. 6. Содержимое спорангия. 7. Небольшая пластинка, формирующаяся у папоротников при благоприятных условиях. 8. Высшие растения, которые имеют вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения. 9. Образования на нижней стороне листа у папоротников, в которых образуются споры. 10. Мелкие мужские споры. 11. Папоротник, у которого листья растут по одному, а корневище длинное. 12. Мелкий папоротник, приспосабливающийся к жизни в воде. 13. Процесс, происходящий в зелёных стеблях и ветвях у хвощей. 14. Форма папоротников, растущих в тропических лесах юго-восточной Азии 15. «Волчья лапа». 16. Папоротники, поселяющиеся на стволах и ветвях тропических деревьев. 17. Процесс, происходящий у папоротников только в присутствии воды. 18. Отдел растений потомками, которых являются псилофиты и представляют собой одну из наиболее древних групп древних растений. 3 тур. Гербарий. (Команды используя гербарный материал отвечают по плану): 1) Особенности строения. 2) Распространение. 3) Разновидности. 4 тур. Электрончик. Вопросы по электронному приложению к параграфу 15 учебника «Биология. Разнообразие живых организмов». Сухорукова Л.Н. 4.Подведение итогов. 5.Д/З. Повторить параграф 14. Прочитать параграф 15. Подготовиться к письменному опросу. 6.Рефлексия. Что нового вы узнали о папоротникообразных?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов".»

7 класс Дата:

Тема урока: Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов.

Цель: изучить роль папоротникообразных в образовании древних лесов и их практическое значение.

Задачи:

Образовательные: выявить роль папоротникообразных в природе и их практическое значение.

Развивающие:

развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся; продолжить формирование умений сравнивать, решать проблемные вопросы, делать выводы, работать с гербариями и вопросами электронного приложения.

Воспитательные: формировать естественно-научное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения папоротникообразных в природе и жизни человека; воспитывать чувство любви к природе, понимание ее хрупкости, необходимости защиты.


Тип урока: урок – игра.


Оборудование: гербарные экземпляры мхов и плаунов, папоротников; ИКТ, таблицы.


Ход урока.

  1. Организационный этап.

Учащиеся заранее разбиты на команды: Хвощи, Плауны, Папоротники. Каждая команда получила задание: найти сведения о значении папоротникообразных в природе и жизни человека; повторить материал о строении, цикле развития, разнообразии папоротникообразных.

  1. Сообщение темы, цели, задач урока.

  2. Мотивация познавательной деятельности.

Учитель загадывает командам загадки.

А) Змея лежит колючая,

Змея лежит ползучая.

Брюхом в землю упирается,

Головками к небу устремляется.

В чешуе-то, в чешуе!

А головки ровно две!

Б) Есть колос, но не пшеница,

Стройна и высока, но не свеча,

Без воды и кремнезема не проживет и дня.

Осенью и зимой прокормит и оленя, и кабана!

В) Он и в пищу пригож, и в медицине хорош!

Листья красивые, перистые.

Стебли маленькие, крепенькие,

А цветет только в легендах и поверьях!

  1. Изучение нового материала.


1 тур. Информационный.

Команда Хвощи.

Хвощи в жизни человека.

Виды этих растений, являясь представителями современной флоры, в основном определяются человеком как сорняки, имеющие ядовитые свойства. Известно, что на пастбищах, где встречаются хвощи, возможны случаи отравления домашних животных этим растением. Его случайное употребление может привести к смертельному исходу. По указанной причине сенокосные луга, где начал расселение хвощ, постепенно перестают использоваться по своему прямому назначению. Сегодня значение хвощей в жизни человека является достаточно важным лишь в сфере фармакологии. Растение используется при производстве мочегонных и кровоостанавливающих препаратов. Народные целители также находят хвощу широкое применение.

Команда Плауны.


Практическое значение плаунов.

В таежных лесах России, среди мхов и травы, во влажных местах встречается баранец обыкновенный (или плаун-баранец). На сухих, светлых, сухотравных местах еловых и сосновых лесов произрастает плаун булавовидный. Оба вида используются как лекарственные растения.

В некоторых местах земного шара леса лепидодендронов превратились в каменный уголь. В горных породах и в пластах каменного угля можно найти отпечатки коры и листьев этих древних деревьев.

Плаун ценен своими спорами. Споры содержат 49 % жира и 2 % сахара. Споры употребляются в аптеках для пересыпки пилюль, чтобы они не становились влажными, и как присыпка для грудных детей.

Споры плауна издавна использовались в театрах для световых эффектов: при зажигании они дают яркую вспышку. Их употребляют для изготовления ракет, применяемых для сигнализации. Тропические виды разводят в оранжереях как красивые декоративные растения.

Особое значение споры плауна имеют в литейном деле при отливке мельчайших деталей: ими обсыпают формы.

Как корм плауны никакой ценности не имеют, они практически не поедаются животными.

Команда Папоротники.

Папоротники играют большую роль в жизни человека.

Многие папоротники используют в медицине. Например, из корневищ щитовника мужского делают противоглистные препараты; лигодиум мелколистный используют для лечения открытых ран, схизею вильчатую, при лечении кашля и болезней горла. Лекарственным растением является папоротник орляк.

Некоторые папоротники являются своеобразными зелеными удобрениями. Некоторые виды азоллы используются в сельском хозяйстве, они обогащают почву азотом. Вудвария вирджинская поселяется в сфагновых болотах, образуя своими корневищами сплетения, и вместе с другими болотными растениями является торфообразователем.

У некоторых видов папоротников части растения употребляют в пищу. У папоротника орляка съедобны молодые закрученные “завитки” листьев, собирают их рано весной, в первые 2 недели их появления. Их консервируют, солят, сушат. Листья используют для супов, их жарят. В Японии и Китае из корневищ добывают крахмал.

Папоротники – великолепные декоративные растения, их используют для украшения жилых помещений, в аквариумах и водоемах (сальвиния, азолла, нефролепис возвышенный, адиантум венерин волос) .

Жесткие, прочные и длинные стержневые части листа папоротников используются для различных поделок.

Каменный уголь, образовавшийся из отмерших древовидных папоротников – один из лучших видов топлива, сырье для химической промышленности. Из него получают горючий газ, анилиновые краски, лаки, пластмассы, лекарства, сахарин, духи.

2 тур. Кроссворд. (3 мин на разгадывание. Кто больше даст ответов).


1. Женские споры папоротников.

2. Детская присыпка.

3. Мелкий папоротник, который можно встретить в горах.

4. Многолетние травянистые с жёстким стеблем и хорошо развитым подземным стеблем растения.

5. Подземный стебель хвоща.

6. Содержимое спорангия.

7. Небольшая пластинка, формирующаяся у папоротников при благоприятных условиях.

8. Высшие растения, которые имеют вегетативные органы и многоклеточные органы полового размножения.

9. Образования на нижней стороне листа у папоротников, в которых образуются споры.

10. Мелкие мужские споры.

11. Папоротник, у которого листья растут по одному, а корневище длинное.

12. Мелкий папоротник, приспосабливающийся к жизни в воде.

13. Процесс, происходящий в зелёных стеблях и ветвях у хвощей.

14. Форма папоротников, растущих в тропических лесах юго-восточной Азии

15. «Волчья лапа».

16. Папоротники, поселяющиеся на стволах и ветвях тропических деревьев.

17. Процесс, происходящий у папоротников только в присутствии воды.

18. Отдел растений потомками, которых являются псилофиты и представляют собой одну из наиболее древних групп древних растений.



3 тур. Гербарий.


(Команды используя гербарный материал отвечают по плану):

  1. Особенности строения.

  2. Распространение.

  3. Разновидности.


4 тур. Электрончик.


Вопросы по электронному приложению к параграфу 15 учебника «Биология. Разнообразие живых организмов». Сухорукова Л.Н.


4.Подведение итогов.

5.Д/З. Повторить параграф 14. Прочитать параграф 15. Подготовиться к письменному опросу.

6.Рефлексия.

Что нового вы узнали о папоротникообразных?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов".

Автор: Высоцкая Людмила Григорьевна

Дата: 01.12.2015

Номер свидетельства: 260756


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства