Статья "Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка"
Статья "Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка"
Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка.
На протяжении всех лет работы в школе я всегда считала, что каждый ребёнок, поступивший в начальную школу, может окончить её успешно. Постоянно стремясь повысить качество знаний учащихся, мне приходилось находить ответы на вопросы: как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать каждому ученику качественные знания, чтобы он чувствовал себя уверенным в своих знаниях и был успешным в дальнейшем обучении.
Одни ученики не обладают гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, и они начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости. Сильные ученики вынуждены работать не в полную силу своих возможностей, так как нам часто приходится вести обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости учебных заданий, и первые трудности вызывают у них неуверенность в себе. Это ведет к снижению качества знаний «сильных» учеников.
Для решения этих проблем на уроках русского языка можно применять уровневую дифференциацию, которая даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, развивать интуицию, творческое воображение.
Почти на каждом уроке есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнять всем классом с объяснением и под руководством учителя. А вот при повторении и закреплении материала, а также при контроле знаний дифференцированный подход имеет наибольший положительный эффект. Применение этого метода подразумевает деление класса на группы учителем. Первой группе даются задания минимально допустимого уровня сложности, второй группе – задания среднего уровня сложности и третьей группе – задания высокого уровня сложности, требующие для их выполнения творческого подхода. Группы могут быть подвижны по своему составу, и каждый ученик может перейти в более сильную группу. При наблюдении за учащимися могут возникнуть сомнения в правильности первоначально сформированных групп. Получается, что мы сами устанавливаем определённый уровень возможностей каждого учащегося. Поэтому целесообразно применять методику свободного выбора разноуровневых заданий. Сначала учащиеся выбирают обычно тот уровень заданий, который учитель давал им раньше сам. Но постепенно всё большее количество учащихся начинает выбирать задания второго и третьего уровней. К концу третьего класса и в четвёртом классе практически никто из учащихся не выбирает задания первого уровня.
Применение уровневой дифференциации на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся и добиться хороших результатов. В моих классах выросло качество знаний учащихся по русскому языку и составило 84 – 88%. Ученица 4 класса одного из моих выпусков, при обучении которого я стала применять дифференцированный подход, заняла третье место в городской олимпиаде по русскому языку. А ученик 4 класса следующего выпуска занял первое место в городской олимпиаде по русскому языку.
Примеры разноуровневых заданий.
1 класс
1 уровень
Подчеркни слова, которые обозначают предметы.
Книга, сидит, красивый, цветок, большой, бежит.
2 уровень
Подчеркни слова, обозначающие одушевлённые предметы, одной чертой, слова, обозначающие неодушевлённые предметы, - двумя чертами.
Добрый человек, высокий дом, трусливый заяц, пушистый снег, яркое солнце.
3 уровень
Замени в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, обозначающее неодушевлённые предметы, и напиши их.
Кот - … рак - … зверь - …
Коза - … цапля - … волк - …
1 уровень
Поставь в словах знак ударения, под безударными гласными поставь точки и укажи количество слогов в словах.
Книга, берёза, молоко, друг, тетрадь, добрый.
2 уровень
Вставь пропущенные буквы в слова, поставь знак ударения и укажи количество слогов в словах.
П.нал, м.роз, п.ртфель, М.сква, уч.ник, учит.ль.
3 уровень
Запиши шесть словарных слов, поставь над ними знак ударения и укажи количество слогов в словах.
2 класс
1 уровень
Подчеркни имена собственные.
Пёс Шарик, Река Белая, город Кумертау, учительница Светлана Анатольевна, улица Пушкина, журнал «Мурзилка».
2 уровень
Запиши словосочетания, выбрав нужную букву в написании имён собственных.
Кошка (М, м)урка, собака (Ж, ж)учка, город (М, м)осква, река (В, в)олга, ученик (В, в)итя, деревня (С, с)основка.
3 уровень
Допиши к словам подходящие имена собственные.
Корова …, кот …, девочка., город …, река …, ученик Серёжа ….
1 уровень
Подчеркните парные согласные в словах, требующие проверки.
Лёд, глаз, дуб, нож, флаг, жираф.
2 уровень
Подбери устно проверочные слова и вставь пропущенные буквы в слова.
Мё., гри., моро., чи., шка., сне..
3 уровень
Подбери проверочные слова, вставь пропущенные буквы и запиши слова парами.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Дифференцированный подход в обучении на уроках русского языка" »
Дифференцированный подход на уроках русского языка.
На протяжении всех лет работы в школе я всегда считала, что каждый ребёнок, поступивший в начальную школу, может окончить её успешно. Постоянно стремясь повысить качество знаний учащихся, мне приходилось находить ответы на вопросы: как сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать каждому ученику качественные знания, чтобы он чувствовал себя уверенным в своих знаниях и был успешным в дальнейшем обучении.
Одни ученики не обладают гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач, и они начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учёбе. Это приводит к неуспеваемости. Сильные ученики вынуждены работать не в полную силу своих возможностей, так как нам часто приходится вести обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости учебных заданий, и первые трудности вызывают у них неуверенность в себе. Это ведет к снижению качества знаний «сильных» учеников.
Для решения этих проблем на уроках русского языка можно применять уровневую дифференциацию, которая даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах, развивать интуицию, творческое воображение.
Почти на каждом уроке есть учебный материал, который в соответствии с программой обучения необходимо выполнять всем классом с объяснением и под руководством учителя. А вот при повторении и закреплении материала, а также при контроле знаний дифференцированный подход имеет наибольший положительный эффект. Применение этого метода подразумевает деление класса на группы учителем. Первой группе даются задания минимально допустимого уровня сложности, второй группе – задания среднего уровня сложности и третьей группе – задания высокого уровня сложности, требующие для их выполнения творческого подхода. Группы могут быть подвижны по своему составу, и каждый ученик может перейти в более сильную группу. При наблюдении за учащимися могут возникнуть сомнения в правильности первоначально сформированных групп. Получается, что мы сами устанавливаем определённый уровень возможностей каждого учащегося. Поэтому целесообразно применять методику свободного выбора разноуровневых заданий. Сначала учащиеся выбирают обычно тот уровень заданий, который учитель давал им раньше сам. Но постепенно всё большее количество учащихся начинает выбирать задания второго и третьего уровней. К концу третьего класса и в четвёртом классе практически никто из учащихся не выбирает задания первого уровня.
Применение уровневой дифференциации на уроках русского языка помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся и добиться хороших результатов. В моих классах выросло качество знаний учащихся по русскому языку и составило 84 – 88%. Ученица 4 класса одного из моих выпусков, при обучении которого я стала применять дифференцированный подход, заняла третье место в городской олимпиаде по русскому языку. А ученик 4 класса следующего выпуска занял первое место в городской олимпиаде по русскому языку.
Примеры разноуровневых заданий.
1 класс
1 уровень
Подчеркни слова, которые обозначают предметы.
Книга, сидит, красивый, цветок, большой, бежит.
2 уровень
Подчеркни слова, обозначающие одушевлённые предметы, одной чертой, слова, обозначающие неодушевлённые предметы, - двумя чертами.
Добрый человек, высокий дом, трусливый заяц, пушистый снег, яркое солнце.
3 уровень
Замени в каждом слове одну согласную букву так, чтобы получилось слово, обозначающее неодушевлённые предметы, и напиши их.
Кот - … рак - … зверь - …
Коза - … цапля - … волк - …
1 уровень
Поставь в словах знак ударения, под безударными гласными поставь точки и укажи количество слогов в словах.
Книга, берёза, молоко, друг, тетрадь, добрый.
2 уровень
Вставь пропущенные буквы в слова, поставь знак ударения и укажи количество слогов в словах.
П..нал, м ..роз, п..ртфель, М..сква, уч..ник, учит..ль.
3 уровень
Запиши шесть словарных слов, поставь над ними знак ударения и укажи количество слогов в словах.
2 класс
1 уровень
Подчеркни имена собственные.
Пёс Шарик, Река Белая, город Кумертау, учительница Светлана Анатольевна, улица Пушкина, журнал «Мурзилка».
2 уровень
Запиши словосочетания, выбрав нужную букву в написании имён собственных.
Кошка (М, м)урка, собака (Ж, ж)учка, город (М, м)осква, река (В, в)олга, ученик (В, в)итя, деревня (С, с)основка.
3 уровень
Допиши к словам подходящие имена собственные.
Корова … , кот … , девочка ... , город … , река … , ученик Серёжа … .
1 уровень
Подчеркните парные согласные в словах, требующие проверки.
Лёд, глаз, дуб, нож, флаг, жираф.
2 уровень
Подбери устно проверочные слова и вставь пропущенные буквы в слова.
Мё .., гри .., моро .., чи .., шка .., сне .. .
3 уровень
Подбери проверочные слова, вставь пропущенные буквы и запиши слова парами.
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(261) "Педагогическое чтение на тему Активные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы с применением инновационных технологий "
["seo_title"] => string(166) "piedaghoghichieskoie-chtieniie-na-tiemu-aktivnyie-formy-i-mietody-obuchieniia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-s-primienieniiem-innovatsionnykh-tiekhnologhii"
["file_id"] => string(6) "203813"
["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
["date"] => string(10) "1429547237"
}
}