Просмотр содержимого документа
«"Развитие навыков звуко-буквенного анализа и синтеза"»
Конспект логопедического занятия
«Развитие навыков звуко - буквенного
анализа и синтеза»
Цели и задачи: закрепление навыков звукового анализа и синтеза, определения места букв и звуков в слогах и словах; учить дифференцировать сходные по акустическим характеристикам звуки; закреплять знания о гласных и согласных звуках; развивать логическое мышление.
Оборудование: символы для обозначения гласных и согласных звуков; предметная картинка с изображением мальчика Альфа; лист бумаги в клетку; альбомы.
Ход занятия
Организационный момент
Развитие логического мышления
Логопед: Послушайте загадки и отгадайте их. Запишите отгадки, построив из них цепочку: на последний звук предыдущего слова должно начинаться следующее слово.
Он в самом омуте живёт-
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (Сом)
Это старый наш приятель:
Он живёт на крыше дома.
Острый клюв, ходули-ноги,
Строит сам себе жильё. (Аист)
Пчёлам - на работу,
Маме – на заботу,
Больным - на леченье,
Всем – на угощенье. (Мёд)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча)
Цепочка: сом – мёд (звонкий согласный звук на конце слова оглушается) – туча – аист.
Запись отгаданных слов и обозначение звуков.
Сформулировать тему занятия.
Основная часть
Знакомство с героями занятия.
Логопед: Отгадайте имя героя занятия по первым буквам слов – названий картинок. Почему количество звуков и букв в слове Альф различно?
Картинки: арбуз, лимон, филин.
Закрепление знания о гласных звуках.
Логопед: Альфу очень нравятся гласные звуки, и он решил забрать их себе. Посмотрите, что из этого получилось! Помогите Альфу вернуть гласные буквы А, О, У, И в слова.
БРБН - …
МШК - …
ГРД - …
КН - …
БЗР - …
ВД - …
ЛТ - …
РССД - …
НТК - …
ЛН - …
БРН - …
СХР - …
Дифференциация звуков и букв в словах.
Логопед: Молодцы! Вы отлично умеете вставлять звуки и буквы в слова. Теперь Альф хочет узнать, умеете ли вы различать звуки и буквы и определять их количество в словах. Подпишите под каждой картинкой количество букв и звуков в её названии.
Логопед: Альф нашёл в книге много интересных слов, которые можно читать слева направо и справа налево. Прочитайте слова справа налево. Запишите слова, которые у вас получились.
ЛАЗ - …
ШАЛАШ - …
НОС - …
МИР - …
ГОД - …
КОТ - …
Физминутка.
Развитие буквенного синтеза.
Логопед: Альфу нравится играть со словами. Он придумал игру «Волшебные домики» и предлагает нам поиграть. Переставьте буквы в домиках так, чтобы получились слова. Назовите и напишите спрятанные в домиках слова.
Слова: зубр, рыбак, сказка, репка.
Логопед: В каком домике живут несколько слов? Какие это слова? (Рыбка, рыбак, крабы)
Работа по преобразованию слов.
Логопед: Альф так увлёкся, что не заметил, как пробежало время занятия и пришла пора прощаться. Наш гость предлагает последнюю игру. Прочитайте слова левого и правого столбиков. Запишите их парами, так, чтобы слова отличались друг от друга только одной буквой.
ТАНК
КОТЫ
УСЫ
УТКА
СПОР
ЛАПА
БУСЫ
СОР
КРОТЫ
ЛАМПА
ТАК
ШУТКА
III. Итог занятия
Логопед: назовите образованные пары слов, выбрав любую из них, определите количество букв и звуков в ней.