3. Формировать умение наблюдать и описывать артикуляцию звука с опорой на различные виды контроля: орального, тактильно-вибрационного, акустического с использованием схемы анализа артикуляции звука.
4. Развивать умение определять наличие звука (Ч) среди других звуков, в слогах, словах.
Просмотр содержимого документа
«ООД по подготовке к обучению грамоте детей в подготовительной группе: "Путешествие в страну сказок на паровозе «ЧЧЧ». »
ДОУ детский сад № 5 «Гнёздышко»
Ярославский р-он г. Ярославля
учитель – логопед
Желтоножская Анна Николаевна
Конспект фронтальной ООД по подготовке
к обучению грамоте детей в подготовительной группе.
Тема ООД: Путешествие в страну сказок на паровозе «ччччч».
Цель организованной образовательной деятельности:
– формирование фонематической системы речи, навыков звукобуквенного анализа и синтеза.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
Продолжать знакомить детей со звукам (Ч), буквой Ч.
Закреплять понятия «звук», «слово», «гласный звук», «твёрдый согласный», «мягкий согласный».
Формировать умение наблюдать и описывать артикуляцию звука с опорой на различные виды контроля: орального, тактильно-вибрационного, акустического с использованием схемы анализа артикуляции звука.
Развивать умение определять наличие звука (Ч) среди других звуков, в слогах, словах.
Совершенствовать навыки звукобуквенного анализа.
Формировать и закреплять у детей графический образ буквы Ч.
Тренировать навык самостоятельного чтения прямых слогов с изучаемой буквой.
Отрабатывать навыки работы с буквами разрезной азбуки.
Закреплять умение отвечать на вопрос полным предложением.
Формировать умение слушать ответ товарища, повторять его, дополнять.
Совершенствовать навык образования слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитывать интерес к правильному произношению звуков родной речи.
Воспитывать интерес к познанию, активности, усидчивости, стремлению к преодолению дефекта.
Воспитывать самостоятельность, инициативность на занятии.
- Интеграция образовательных областей : «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие », «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Методы и приемы:
- Наглядный (пособия, картинки);
- Словесный (совместная речевая деятельность);
- Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы, массаж);
- Практический (моделирование, выполнение заданий, упражнений).
Материалы и оборудование
Паровоз, лодка, картинка – символ, для обозначения звука [Ч], предметные картинки, дома для звуков, букв, кассы.
Место проведения: - логопедическая группа Количество детей: - 7
Ход ООД:
Ребята к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся, и тихонько сядем за столы.
Организационный момент.
Дети отгадывают загадку:
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Паровоз) (Выставляю паровоз).
Паровоз едет, выпускает пар из – под колёс: Ч Ч Ч.
С этим звуком мы и будем сегодня играть.
Акустико-артикуляционный образ звука [Ч].
А) Характеристика звука [Ч] по схеме анализа артикуляции звука.
- Проверим, правильно ли у вас работают губы, зубы, язык, когда вы произносите звук [Ч] (губы округлены и выдвинуты вперёд, зубы приоткрыты, кончик языка прижат за верхними зубами, короткая воздушная струя разрывает эту преграду, голос не работает.
- Посмотрите в зеркало за артикуляцией этого звука, правильно ли вы его произносите.(зеркало на край стола)
- Какой звук [Ч]? –согласный, только мягкий, глухой; возьмете необходимый вам фонарик? (показываю картинку – символ)
Развитие фонематического слуха.
Д. игра «Будь внимательным».
- Увидев наш зелёный фонарик паровоз поехал.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
- «Внимание, внимание! Пассажирам, отправляющимся на паровозе в страну сказок, необходимо проверить слух!». Поднимите фонарики, если услышите в слове звук [Ч]:
Вагончик стучат станция
Шпалы страна часики
Прочный колёса чудесная
Рельсы качается сказочная
Мы все готовы отправиться в путь.
Упражнение в произношении звука [Ч]. Д. игра «Эхо»
Воспроизведение слогового ряда, соблюдая ритм.
- Представьте мы сели в паровоз, и паровоз помчался:
Произнесите на одном выдохе (набрать воздух носом) – все вместе:
Ча-чо-чу-чи
Молодцы!
Упражнение в составлении слова по первым звукам в названии картинок. Д. игра «Угадай слово».
− Поезд домчал нас до страны сказок. Рассмотрите картинки и назовите их………..
- Вам нужно составить слово по первым звукам этих картинок –чеснок, ананас, шашлык, конфеты, апельсин. (В слове «чеснок» первый звук «ч» и т. д.)
- Выполните звуковой анализ этого слова.
Выполнили все правильно, молодцы!
VI. Физкультминутка.
- Дети давайте задержимся в стране сказок и отдохнём. Постройтесь в колонну по росту за мной. Согните руки в локтях и двигайтесь за мной, изображая движения колёс.
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Я стучу, стучу, стучу.
В страну сказок я лечу.
Сделайте на нашей поляне круг. Повторяйте за мной.
Девочки и мальчики прыгают как мячики,
Ручками хлопают, ножками топают,
Глазками моргают, головками кивают. (2 раза)
- Молодцы.
VII. Упражнение в словоизменении.
Д. игра «Измени слово» (с мячом).
Дети должны изменить слово так, чтобы в нём появился звук[Ч].
- А теперь закройте глазки и представьте, что вокруг нас много - много цветов. Представили, откройте глаза.
- Я буду мяч сейчас бросать и цветы вам называть, а вы должны назвать слово ласково, но так, чтобы в нём появился звук[Ч]: Роза (розочка), василёк (василёчек), ромашка (ромашечка), астра (астрочка), пион (пиончик), тюльпан (тюльпанчик), незабудка (незабудочка),гвоздика (гвоздичка),маргаритка (маргариточка).
- Очень хорошо, давайте займем свои места.
VIII. Знакомство с буквой Ч.
А)Показ буквы Ч.
Скажите: «Мы уже умеем читать ?........ Первой букве в слове ЧТЕНИЕ – моё почтение!» На что похожа буква Ч?
Ч – вы правильно решили –
Пишут так же, как «4».
Только с цифрами друзья,
Путать буквы нам нельзя.В. Степанов
Показ буквы Ч. (на карточки)
Б) Анализ элементов буквы.
Посмотрите на поднос, я приготовила элементы букв. Возьмете правой рукой длинную полоску, а левой рукой второй элемент, похожий на крючок. Выложите на стол первый элемент вертикально и второй элемент приставьте слева от палочки. Дети, какая буква получилась? Сколько элементов у буквы Ч?
Обведём её пальчиком , а второй рукой придерживайте букву (раз, два), а теперь «напечатаем» ее в воздухе.
Давайте подумаем, в каком доме живёт буква Ч.
IX.Упражнение в чтениеслогов.
- Следующая остановка речной вокзал: Д. игра «Набережная».
Мы с вами на набережной, понаблюдаем за лодкой.
Чтение слогов.
Лодка по реке плыла,
Букву Ч она везла.
Подплыла к причалу А,
Прочитаем дети… ЧА,
Подплыла к причалу О,
Прочитаем вместе.. ЧО,
Подплыла к причалу У,
Прочитаем дружно ..ЧУ,
Подплыла к причалу И,
Прочитаем нежно.. ЧИ
Подплыла к причалу Е,
Прочитаем тихо… ЧЕ
Подплыла к причалу Ё,
Прочитаем громко… ЧЁ
X. Работа с кассами.
Лодка по волнам плыла и слова она везла
Дети посмотрите внимательно, какое слово напечатано на лодке?
- почка
Откройте кассы и выложите слово почка.
А теперь поменяйте одну букву в слове почка, что бы получилось новое слово точка и выложите его рядом. Прочитаем. Закроем кассы.
Молодцы.
XII. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие, пора возвращаться в детский сад, а пока будем ехать, вспомним, что мы делали сегодня на занятии.
- С каким звуком и с какой буквой мы сегодня играли? (Мы повторяли звук «ч» и букву Ч.)
- Гласный или согласный звук «Ч»? Докажите.
- Что понравилось на занятии?
- Какое задание было трудным?
Вы молодцы, отлично работали.
- Грамоте учиться - всегда пригодится.
Паровоз прощается с вами, и хочет подарить вам, картинки, а вы дома раскрасите предметы, в которых встречается звук (Ч).
Оценка деятельности детей.
Литература:
1. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи.
2. Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки
3.Гомзяк О.С. Говори правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятия в подготовительной группе для детей с ОНР.
4. Пожиленко В.А. Волшебный мир звуков и слов.
5. Цуканова С.П., Бетц Л.Л. Учим ребенка говорить и читать.
INCLUDEPICTURE "C:\\Users\\ДОМ\\Desktop\\ЛОГОПЕД\\МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА\\УЗНАЮ ЗВУКИ И БУКВЫ 1 часть\\media\\image71.jpeg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "H:\\логопед работа\\ЛОГОПЕД 2011\\МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА\\УЗНАЮ ЗВУКИ И БУКВЫ 1 часть\\media\\image71.jpeg" \* MERGEFORMATINET