kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Различение звуков "ш - ж"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок по теме "Дифференциация звуков "ж - ш" проводила в специальной (коррекционной) школе-интернат 8 вида для детей с ОВЗ для учащихся 2 класса. Урок является 10 в разделе "Звуки и буквы" с целью закрепления навыка различия звуков "ж - ш" в слогах, словах, фразах. Чтобы выполнить поставленные задачи к уроку, я отработала соответственно содержание учебного материала и выбрала оптимальные для урока методы и формы обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Различение звуков "ш - ж" »


Тема: Дифференциация звуков [Ш -Ж]



Цель: закрепить навык различия звуков [ш–ж] в слогах, словах, фразах;



ЗАДАЧИ:

Коррекционные - развивать фонематический слух, внимание, мышление, артикуляционную и мелкую моторику рук.

Образовательные – закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, закрепить правило написания жи – ши и орфограммы на написание парной согласной на конце слов, подбор проверочного однокоренного слова.

Воспитательные - создание положительного психоэмоционального настроения, способствовать приобретению опыта коллективной работы, воспитание доброго и вежливого отношения друг к другу, объяснение пословицы о добре и зле.

Оборудование: разрезные картинки, 2 корзинки, индивидуальные зеркала, символы звуков, предметные картинки, карточки ЖИ и ШИ, элементы букв Ж и Ш, буквы Ж и Ш на каждого учащегося, листья.



Ход занятия:



  1. Орг.момент:

 Каждый день всегда, везде

на занятиях, в игре -

говорим всё чётко, внятно,

чтобы было всем понятно.

Артикуляционная гимнастика.

Учащиеся из 2 разрезных картинок складывают жука и ужонка.

- К нам пришли гости. Кто они? (неядовитая змея – ужонок и жук).

- Послушайте, как они встретились. Летел как-то жук, пел свою песенку (какую?) ж-жж-ж и присел на листок дерева. ( На доске осенние листья раскиданы). А лист-то под ним осенний и отвалился. Упал жук прямо на ужонка. Испугался тот и начал шипеть (как?) ш-ш-ш-ш… Похожи у них песенки?

- Какие звуки они издают? Змея? (ш - ш). Жук? (ж - ж).

Решили они подружиться, да вот только дружба такая редко складывается, ведь змея может и съесть жучка. Давайте поможем им, но для этого надо очистить класс от залетевших листьев. (На листьях задания – этапы работы).

- Кто догадался, над какими звуками будем сегодня работать?

- Да. Мы будем учиться различать звуки ш - ж.

-А вот и первый листик прилетел.(слайд)

2. Основная часть.

Лист 1.

1) Анализ артикуляции. Характеристика звуков.

- Будьте внимательны. Сравним звуки по произношению.

- Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.

В каком положении губы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)

- Как зубы? (сближены, между ними щель)

- Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)

- Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)

- Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)

- Если есть преграда, то это звук гласный или согласный?

- Похожи звуки по произношению?

Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)

- Эти звуки всегда твердые.

- А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)

- Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)

Вывод: ш - глухой, ж - звонкий (горло дрожит, связки работают)

- Эти звуки парные по звонкости - глухости.

- Дайте полную характеристику звука.

/ш/ - согласный, твердый, глухой. /ж/ - согласный, твердый, звонкий.

- Молодцы, появился второй листик. (слайд)

Лист 2.

2) Дифференциация в слогах. Развитие фонематического слуха.

Будем с вами мы играть,

Слух ваш будем проверять.

Работа с сигнальными картинками. /Ж/ - символ жучка. /Ш/ - символ ужонка.

ША, ЖУ, ОШ, ЖИ, ШУ, ЖА, ЕШ, ШО, ИЖ.

- Как у вас всё хорошо получается, что и следующий листик к нам залетел. (слайд) Лист 3.

3) Дифференциация в словах.

«Разложи в две корзинки»

На доске две корзины, учащиеся выходят и раскладывают их по наличию звуков: со звуком /Ш/ к ужонку, со звуком /Ж/ к жуку.

ШАПКА, ШАРФ, ЖЁЛУДЬ, НОЖИК, ШАР, МАШИНА, НОЖНИЦЫ, ЖИРАФ…

- У нас отлично получается, смотрите (слайд)

Лист 4.

3. Физпауза. 

Весна, весна! Пришла весна! (хлопки в ладоши)

Тепло на крыльях принесла! (взмахи руками)

И вот на самом солнцепеке (руками тянемся вверх)

С поднятой гордо головой (голову поднимаем вверх)

Расцвел подснежник голубой (ладошками сделать цветок)

Он не боится холодов,

За ним придут цветы другие (ходьба на месте)

Он первенец среди цветов!

И мы здесь все такие! (слайд)

Лист 5.

4. Соотнесение звуков с буквами Ж и Ш. (слайд)

- Сложить строчные буквы из элементов.

- Какое правило связано с этими буквами? ЖИ, ШИ – пиши с буквой И.

Я тетрадочку открою и, как надо, положу.

Сяду ровно, не согнусь, за работу я возьмусь!

Упражнения для мелкой моторики. (слайд) («Колечки», «Замок», «Дыхательные»)

Лист 6. (слайд)

Запись слов под диктовку с опорой на картинку и просто по картинке без диктовки.

- У вас очень хорошо получилось, а что же нам принёс листик?

(ЖИРАФ, МАШИНА, ШИШКА и др. НОЖИК,)

- Ребята, а если писать слово НОЖ – будете ли вы сомневаться,

какую букву выбрать: Ж или Ш?

- А как узнать? Проверить.

Актуализация знаний об особенностях парных согласных:

Парные согласные

для письма – опасные.

Звук согласный проверяй-

рядом гласный подставляй.

Лист 7. (слайд)

Способы подбора проверочного слова: ОДИН – МНОГО, СКАЖИ ЛАСКОВО.

Запись на доске и в тетрадях: нож, малыш, ёж, гараж.

(слайд)

5. Связная речь. Лист 8(слайд)

Чистоговорки:

1. Ужу на ужин мышонок нужен.

2. Жук летает над лужком, он устал ходить пешком.

3. Шапка да шуба - вот и весь Мишутка.

4. Шесть мышат в шалаше шуршат.

(слайд)

Поговорка: Жадность и жестокость - мешает, вежливость и доброта - помогает.

Запись в тетради поговорки. Вставить пропущенные буквы.

(слайд)

_ адность и _естокость - ме _ ает, ве _ ливость и доброта - помогает.

(слайд)

6. Подведение итогов занятия. Лист 9(слайд)

- Какие звуки мы закрепляли на нашем занятии? Ш – Ж.

Из осенних листьев, на обратной стороне которых буквы, собрать слово «СПАСИБО».

- Наши герои говорят вам спасибо за урок! Я дарю вам на память эти картинки ( жук и ужонок).






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
"Различение звуков "ш - ж"

Автор: Полякова Людмила Георгиевна

Дата: 19.03.2015

Номер свидетельства: 188731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(204) "Конспект урока обучения грамоте по теме "Различение звуков "с", "ш" при чтении. Обучение выборочному списыванию." "
    ["seo_title"] => string(123) "konspiekt-uroka-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-razlichieniie-zvukov-s-sh-pri-chtienii-obuchieniie-vyborochnomu-spisyvaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "150922"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420574978"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "Презентация к уроку обучения грамоте по теме "Различение звуков "с", "ш" при чтении. Обучение выборочному списыванию." "
    ["seo_title"] => string(131) "priezientatsiia-k-uroku-obuchieniia-ghramotie-po-tiemie-razlichieniie-zvukov-s-sh-pri-chtienii-obuchieniie-vyborochnomu-spisyvaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "150932"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1420577397"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Упражнение в чтении. Формирование навыка различения звуков [С] и [Ш] при чтении. Обучение выборочному списыванию. "
    ["seo_title"] => string(123) "uprazhnieniie-v-chtienii-formirovaniie-navyka-razlichieniia-zvukov-s-i-sh-pri-chtienii-obuchieniie-vyborochnomu-spisyvaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "154372"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421154279"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Конспект группового занятия для детей с ОНР по теме: "РАЗЛИЧЕНИЕ  ЗВУКОВ  [Ч] - [Ц] В УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ"."
    ["seo_title"] => string(118) "konspiekt-ghruppovogho-zaniatiia-dlia-dietiei-s-onr-po-tiemie-razlichieniie-zvukov-ch-ts-v-ustnoi-i-pis-miennoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "251737"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447271373"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект  логопедического занятия  на тему: «Дифференциация звуков [С] - [З]»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-diffierientsiatsiia-zvukov-s-z"
    ["file_id"] => string(6) "313770"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459531422"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства