Данный урок по теме "Дифференциация звуков "ж - ш" проводила в специальной (коррекционной) школе-интернат 8 вида для детей с ОВЗ для учащихся 2 класса. Урок является 10 в разделе "Звуки и буквы" с целью закрепления навыка различия звуков "ж - ш" в слогах, словах, фразах. Чтобы выполнить поставленные задачи к уроку, я отработала соответственно содержание учебного материала и выбрала оптимальные для урока методы и формы обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Образовательные – закрепить умение делить слова на слоги; продолжать учить составлять слова из слогов, букв; продолжать работу над деформированной фразой, закрепить правило написания жи – ши и орфограммы на написание парной согласной на конце слов, подбор проверочного однокоренного слова.
Воспитательные - создание положительного психоэмоционального настроения, способствовать приобретению опыта коллективной работы, воспитание доброго и вежливого отношения друг к другу, объяснение пословицы о добре и зле.
Оборудование: разрезные картинки, 2 корзинки, индивидуальные зеркала, символы звуков, предметные картинки, карточки ЖИ и ШИ, элементы букв Ж и Ш, буквы Ж и Ш на каждого учащегося, листья.
Ход занятия:
Орг.момент:
Каждый день всегда, везде
на занятиях, в игре -
говорим всё чётко, внятно,
чтобы было всем понятно.
Артикуляционная гимнастика.
Учащиеся из 2 разрезных картинок складывают жука и ужонка.
- К нам пришли гости. Кто они? (неядовитая змея – ужонок и жук).
- Послушайте, как они встретились. Летел как-то жук, пел свою песенку (какую?) ж-жж-ж и присел на листок дерева. ( На доске осенние листья раскиданы). А лист-то под ним осенний и отвалился. Упал жук прямо на ужонка. Испугался тот и начал шипеть (как?) ш-ш-ш-ш… Похожи у них песенки?
Решили они подружиться, да вот только дружба такая редко складывается, ведь змея может и съесть жучка. Давайте поможем им, но для этого надо очистить класс от залетевших листьев. (На листьях задания – этапы работы).
- Кто догадался, над какими звуками будем сегодня работать?
- Да. Мы будем учиться различать звуки ш - ж.
-А вот и первый листик прилетел.(слайд)
2.Основная часть.
Лист 1.
1) Анализ артикуляции. Характеристика звуков.
- Будьте внимательны. Сравним звуки по произношению.
- Взяли зеркала. Произнесем звук /ш/, /ж/.
В каком положениигубы? (открыты, округлены и вытянуты вперед)
- Как зубы? (сближены, между ними щель)
- Где кончик языка? (вверху, язык в форме чашечки)
- Поймаем звук ладошкой. Какая воздушная струя? (теплая, длительная, слабая)
- Почему слабая? (воздушная струя проходит через преграду)
- Если есть преграда, то это звук гласный или согласный?
- Похожи звуки по произношению?
Вывод: эти звуки произносятся с помощью преграды. Значит это звуки какие? (согласные)
- Эти звуки всегда твердые.
- А могут они быть мягкие (в русском языке - нет, только твердые)
- Но чем же эти звуки отличаются? (руку на горлышко)