Звук «чайник свистит» -Произнесите звуки, которые издает этот предмет. -Дайте характеристику этих звука - согласный, твердый (мягкий), глухой. (Одеваем «звуковичка») в «Букваре» на с. 88. – Удалось тебе выполнить работу? Звук «шипит» змея -Произнесите звуки, которые издает этот предмет. -Дайте характеристику этих звуков - согласный, твердый, глухой. – Дайте характеристику звука [ш], дорисуйте схему. (Одеваем «звуковичка») в «Букваре» на с. 88. – Ты выполнил всё правильно или были недочёты? – Глядя на верхнюю строчку «Букваря», с. 88., догадались ли вы о чем будет сегодня урок? – Давайте составим план сегодняшнего урока. Составление плана урока. План Читать слова. Составлять слова в таблице. Читать предложения. Работа с текстом. 1. Работа в «Букваре». 1) – Составление и чтение слов, отличающихся звуками [с] и [ш]. – Определите, где место [с], а где [ш]. Подчеркните вставленную букву. – Какой цвет выбрали? – Прочитайте слова, в которых вставили букву С, букву Ш. – А есть ли слова, в которые можно вставить и С, и Ш? (Каска – кашка.) Словарная работа – Что обозначает слово опушка? Составьте устно предложения. (Лесная опушка – край леса. У пальто меховая опушка – меховая обшивка по краю одежды.) – Сравните последнюю пару слов по звучанию и по смыслу: крыши, крысы. – Какими звуками отличаются эти пары слов? ([ш], [с].) 2) Работа в парах. – Составьте устно предложения со словами крыши, крысы. Поиграем в игру “Наведи порядок”. Положили в плошку каску. Надевал пожарный кашку. Сочинял писатель башню. Рисовал художник басню. Сладко спит в берлоге миска. На столе с салатом мишка. На лицо надета Машка. Имя нашей кошки маска. На глазах у детворы. Крысу красят маляры. 3) Чтение предложений и работа над чёткостью произношения, над интонацией. Наблюдение над звукописью. – Можно ли предложения назвать текстом? Почему? – Как звали ослика? – Кого пас Прошка? – А что было в крынках? – Кого нашла лиса? – С чем была окрошка? – Что делал старик? – У кого была пустышка? На доске учитель показывает схему предложения, по которому не задано вопроса. – К какому предложению подходит схема? – Где кормушка? – Про какое предложение я не спросила? – Какой звук придаёт предложениям выразительность? ([ш]) – Прочитайте выразительно ещё раз предложения с восклицательным знаком. – Теперь предложения с вопросительным знаком. – Заметили ли вы, какие звуки повторяются? – Какую роль они играют в этих предложениях? (Вывод: повтор звуков, которые придают предложению, тексту выразительность, называют звукописью, от слов «писать звуками»). 4) Работа в парах. – Выберите одно предложение. Превратите его в текст. (Добавим ещё 1–2 предложения.) Например: а) Папа Карло прогнал крысу Шушару. (Крыса Шушара шуршала. Папа Карло из-за шума прогнал крысу.) б) В тиши шуршали камыши: «Ш-ш-ш!» (Камыши шуршали. В тишине слышалось: «Ш-ш-ш!» Этот звук успокаивал, убаюкивал.) Проверка. – Скажите свой текст. Докажите, что вы составили текст. 2. Работа в прописи. 1) – Посмотрите в прописи на с. 6. – Как вы думаете, что мы сейчас будем делать? Проверка умения читать текст. – Как вы думаете, о чём будет текст? – Прочитайте текст на с. 6. – Приготовьтесь подписать имена детей под рисунками. – Сколько девочек, мальчиков? – Какую ошибку можно допустить, записывая имена? – Подпишите имена детей. Проверка. – Отметьте уголком первую букву каждого имени. – Какие буквы потребовались? 2) Проверка умения списывать с печатного образца. – Прочитайте первые два предложения текста. – Подготовьтесь к самостоятельному списыванию. - Что нужно помнить при записи предложений? (Дети называют все правила записи предложения: подсчёт количества слов, оформление предложения) – Спишите предложения без ошибок. Самопроверка. – Перечитайте предложения. – Сравните их с образцом. – Получилось ли у вас выполнить задание? – Есть ли у себя ошибки? Физминутка. - Пальчиковая гимнастика: Кулачки мы вместе сложим, Нашим пальчикам поможем, Разогнуться и подняться. Пальчик к пальчику прижмём Снова в кулачки сожмём. Разгибаем, загибаем, Снова в кулачки сжимаем – Посмотрите на план. Какой пункт плана мы ещё не выполнили? 3. Работа в «Букваре». Чтение текста В. Берестова «Злое утро» (с. 89). 1) До чтения. – Кто написал текст? – Прочитайте название текста. – Рассмотрите иллюстрацию. – А как это утро может быть злым? 2) Чтение текста по предложениям, развитие умения задавать вопросы автору текста по ходу чтения. 1-е предложение: – Как просыпается лес? Как услышал это В. Берестов? (Шелестит, журчит, шумит, поёт, говорит: «Доброе утро!») – Какие звуки, запахи леса можно услышать рано утром? Представьте эту картину. – Кто проснётся сразу, как только оживёт лес и вся природа? (Животные.) – Проверим – прочитаем дальше. (Просыпаются и волчата у себя в норе.) – Обратите внимание, какие волчата. (Маленькие, но воспитанные.) – Читаем дальше. – Родители хмурятся… – Задайте вопрос по тексту. (Почему?) – Какие были мечты у родителей? А что рассказал нам текст? Проверим – читаем. – Утро не всегда бывает добрым. – Что заставило волчицу ворчать? – А нормальное ли это поведение для волков? – Дочитываем до конца. – Какая важная мысль спрятана в тексте? (Дети-волчата настолько милые, что даже злые волки-родители перестали злиться.) – В стихах и сказках В. Берестова много света и тепла. Он обладает даром возвращать взрослых в мир детства, а детям открывать тайны природы, характеры лесных зверей. 3) Самостоятельное чтение текста про себя, подготовка к выразительному чтению. 4) Выразительное чтение. Работа по Букварю. Образовать слова на с. 88. |