- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста;
-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;
- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.
- преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики.
- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;
- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.
- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;
- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.
- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;
- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I этап. Организационный этап (2 мин) Цель - настроить детей в работу с первых минут занятия. | Здравствуйте, ребята! -Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие? Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу. Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи. - Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке. | Слушают учителя-логопеда. Делятся своими мыслями. Желают удачи друг другу. |
Результаты деятельности обучающихся Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии. |
II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний (4 мин) Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение. | Артикуляционная гимнастика. - Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне. Сова. — Сова! Ты днём при солнце спишь, с-с-с-с…… А ночью в тёмный лес летишь! с-с-с-с…… — А я ночная птица: Мне в темноте не спится. с-с-с-с….. (дети повторяют звук) Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [С]. Прикрепляет к доске картинку с изображением совы. -Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего? - Какой буквой на письме обозначается этот звук? Послушайте ещё одно стихотворение. Букашка. Мы увидели букашку ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук) В середине на ромашке. ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук) Что букашка делала? Может быть обедала? Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки. -Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего? - Какой буквой на письме обозначается этот звук? Сравнительная характеристика звуков [С] и [Ш]. - Что вы знаете про звук [С]? -Этот звук согласный, твердый, звонкий. - Что вы знаете про звук [Ш]? -Этот звук согласный, твердый, глухой. Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха. | Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением совы. Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением букашки. Делают сравнительную характеристику со звуком [С] и [Ш]. Оценивают себя на лесенке успеха. |
Результаты деятельности обучающихся Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи. |
III. Постановка цели и задач занятия Цель и тему занятия, обучающиеся формулируют самостоятельно. | - Как вы думаете, какая тема нашего занятия? - Зачем нам нужны знания о звуках [С] и [Ш]? - Что значит правильно говорить, писать и читать? Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [С] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике). | Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия. Ответы обучающихся: - Знания о согласных звуках [С] и [Ш] нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать. - Правильно – это значит без ошибок. |
Результаты деятельности обучающихся Самоопределение, мотивация учения, целеполагание. |
IV. Первичное закрепление Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач. | 4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные друзья». Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание: -Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии сова и букашка. - Как вы думаете, почему они необычные? - Но наши друзья добрые и хотят с нами подружиться. Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [С] и [Ш]. Ряды картинок: - суп, оса, носки, яблоко (Соня); - мак, арбуз, шар, абрикос (Маша). -Вам удалось узнать, как зовут наших героев? Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха. | Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные друзья, делают выводы. Ответы обучающихся: - Это сова и букашка, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные. Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок. Оценивают себя на лесенке успеха. |
4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [С] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [С], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните. «Жили – были сова Соня и букашка Маша. Как-то раз сова решила полакомиться вкусными насекомыми. Она стала летать и искать себе вкусную добычу. В это время ползла букашка Маша по дорожке. Она не увидела сначала сову. А когда увидела, то очень напугалась её. Сова умела очень быстро летать и захватывать добычу. Но Соне понравилась букашка Маша. Она к ней подлетела, села рядом и стала разговаривать с ней. Букашка ей отвечала. И так они подружились друг с другом. Сова оберегала букашку Машу, и они часто проводили время вместе. Много шутили и смеялись, а потом пили вкусный чай.» Учитель-логопед: Перечислите по памяти 3 слова со звуком С для Сони и со звуком Ш для Маши. Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [С] и [Ш], которые запомнили дети. 4.3 Учитель-логопед: Когда Соня и Маша попили вкусный чай, они решили забраться на высокую веточку сосны и посмотреть, как муравьи носили палочки и веточки для своего домика. Но палочки были необычные, нужно быстро и правильно прочитать, что на них написано. Составь и прочитай все слоги со звуками [С] и [Ш], которые изображены на веточках. Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е. СА-СУ-СИ-СО-СЕ, ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ. Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку. | Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [С] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [С] и топают, если услышат звук [Ш]. Перечисляют по памяти 3 слова со звуком [С] и 3 слова со звуком [Ш]. Ребята составляют и читают слоги, со звуками [Ж] и [Ш]. Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя. |
Результаты деятельности обучающихся Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания. |
V. Творческое применение знаний в новой ситуации. Применение знаний в новой для детей ситуации. | 5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова. А теперь помогите букашке Маше сорвать листочки с кустов малины. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика. На листочках по слогам записаны следующие слова: кры – лыш - ко, бу- -каш - ка, лис – точ - ки, сос - на. Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания. Букашка и сова очень хотели навестить своих друзей. Но внезапно к Маше и Соне прилетела сорока и принесла на хвосте интересную весть. Она попросила их помочь ей донести иголочки с сосны. Иголочки были непростые, а волшебные. Нужно помочь сороке составить словосочетания из слов левого и правого столбиков. Записать из, выделить буквы С-Ш. сосна букашка сорока листья шишка | шумная колючая быстрая твердая большие | Физминутка «Самолёт». Учитель-логопед: после тяжёлой работы «необычные друзья» решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений. Пролетает самолет (смотрят вверх, пальцем показывают полет) С ним собрались мы в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. (отвел руки попеременно, прослеживая взглядом) Левое крыло отвел, посмотрел. (отвел руки попеременно, прослеживая взглядом) Я мотор завожу. (вращают по кругу пальцем, прослеживают взглядом) И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. (на носочки. Выполняют летательные движения). Возвращаться не хочу. Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу. Учитель-логопед: Сова и букашка полетели дальше и увидели на кустах много ягод малины, на них были написаны предложения. Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ. Сова и букашка. Однажды ползла букашка по дорожке. Она увидела большую птицу. Это была сова. Сова была коричневого цвета. Лапы мохнатые. Букашка напугалась сову и уползла. Сова к ней подлетела и решила с ней подружиться. Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха. | Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика. Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы С и Ш. Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений. Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем. |
Результаты деятельности обучающихся Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [С] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами. |
VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин) Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы. | Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии? - Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха. Продолжите предложение, выбрав начало словами: Я научился … Я узнал… Мне понравилось… В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся: Мы много вспомнили, друзья, Без этого никак нельзя. Правила мы повторили, На практике их применили Задачи, находя решенье, Развивают мышленье, Память и внимание, Закрепляли знания. А теперь, внимание, Домашнее задание. | Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности. Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов. Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [С] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки. |
Домашнее задание. |
| Вставить пропущенные буквы с и ш в предложениях. Гру..и су..атся на кры..е. Мы...и шур…ат в сарае. Ко…ка греется на солны…ке. Вы…окие со…ны шумят в ле..у. Ку..ты покрылись ..негом. Тихо шумят о..инки в осеннем ле…у. Спасибо за работу! | Выполняют домашнее задание. |
Результаты деятельности учащихся Умение самостоятельно анализировать и оценивать успешность своей деятельности, овладевать критериями оценивания. |
Использованная литература: Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 2. Звуки [ш], [ж], [с], [с’], [ц], [ч], [т’]. Учебно-методическое пособие, Детсво-пресс, 2020. – 24с.; Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [З], [Ш], [Ж]. Выпуск 2. ФГОС Детсво-пресс, 2020.- 24с. |