Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях» для обучающихся с РАС.»
Подгрупповое логопедическое занятие по теме:
«Дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах,
словосочетаниях и предложениях» для обучающихся с РАС.
Форма обучения: подгрупповое занятие.
Наполняемость подгруппы: 2 обучающихся с РАС.
Контингент обучающихся: обучающиеся 2 класса, имеющих нарушения РАС
Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений
Продолжительность: 25 минут
Цель – помочь обучающемуся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.
Задачи:
коррекционно – образовательные:
- учить выделять звуки [С] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;
- закрепить знания норм орфографии;
- ознакомить обучающегося со сравнительной характеристикой звуков [С] и [Ш].
коррекционно – развивающие:
- развивать зрительное восприятие;
- развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;
-развивать фонематическое восприятие;
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста;
-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;
- развивать память и внимание;
коррекционно – воспитательные:
- воспитывать трудолюбие, аккуратность;
- сформировать интерес к занятиям;
- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.
Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, презентация к занятию, интерактивная доска, бланки с заданиями.
Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровое и личностно-ориентированное обучение. Также использовались методы креативного речевого развития (лингвистическая задача).
Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:
- совершенствование умения различать на слух согласные звуки [С] и [Ш] и учиться выделять звуки [С] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;
- совершенствование фонематического слуха;произвольного внимания и самоконтроля.
Личностные результаты:
- представление о русском языке как языке нашей страны;
- понимание значимости хорошего владения русским языком;
- преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики.
Регулятивные:
- понимание и сохранение учебной задачи;
- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;
- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.
Познавательные:
- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;
- формирование лингвистического мышления;
- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.
Коммуникативные:
- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;
- построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;
- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I этап.
Организационный этап (2 мин)
Цель - настроить детей в работу с первых минут занятия.
Здравствуйте, ребята!
-Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?
Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу.
Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.
- Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке.
Слушают учителя-логопеда.
Делятся своими мыслями.
Желают удачи друг другу.
Результаты деятельности обучающихся
Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии.
II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний
(4 мин)
Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.
Артикуляционная гимнастика.
- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.
Сова.
— Сова! Ты днём при солнце спишь,
с-с-с-с…… А ночью в тёмный лес летишь!
с-с-с-с…… — А я ночная птица: Мне в темноте не спится.
с-с-с-с…..
(дети повторяют звук)
Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [С]. Прикрепляет к доске картинку с изображением совы.
-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?
- Какой буквой на письме обозначается этот звук?
Послушайте ещё одно стихотворение.
Букашка.
Мы увидели букашку
ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук)
В середине на ромашке.
ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук)
Что букашка делала?
Может быть обедала?
Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки.
-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?
- Какой буквой на письме обозначается этот звук?
Сравнительная характеристика звуков [С] и [Ш].
- Что вы знаете про звук [С]?
-Этот звук согласный, твердый, звонкий.
- Что вы знаете про звук [Ш]?
-Этот звук согласный, твердый, глухой.
Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.
Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением совы.
Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением букашки.
Делают сравнительную характеристику со звуком [С] и [Ш].
Оценивают себя на лесенке успеха.
Результаты деятельности обучающихся
Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи.
III. Постановка цели и задач занятия
Цель и тему занятия, обучающиеся формулируют самостоятельно.
- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?
- Зачем нам нужны знания о звуках [С] и [Ш]?
- Что значит правильно говорить, писать и читать?
Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [С] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике).
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия.
Ответы обучающихся:
- Знания о согласных звуках [С] и [Ш] нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать.
- Правильно – это значит без ошибок.
Результаты деятельности обучающихся
Самоопределение, мотивация учения, целеполагание.
IV. Первичное закрепление
Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.
4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные друзья».
Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги,предлагая выполнитьнеобычное задание:
-Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии сова и букашка.
- Как вы думаете, почему они необычные?
- Но наши друзья добрые и хотят с нами подружиться.
Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [С] и [Ш].
Ряды картинок:
- суп, оса, носки, яблоко (Соня);
- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).
-Вам удалось узнать, как зовут наших героев?
Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.
Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные друзья, делают выводы. Ответы обучающихся:
- Это сова и букашка, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные.
Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок.
Оценивают себя на лесенке успеха.
4.2Послушайте сказку и запомните слова со звуками [С] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [С], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните.
«Жили – были сова Соня и букашка Маша. Как-то раз сова решила полакомиться вкусными насекомыми. Она стала летать и искать себе вкусную добычу. В это время ползла букашка Маша по дорожке. Она не увидела сначала сову. А когда увидела, то очень напугалась её. Сова умела очень быстро летать и захватывать добычу. Но Соне понравилась букашка Маша. Она к ней подлетела, села рядом и стала разговаривать с ней. Букашка ей отвечала. И так они подружились друг с другом. Сова оберегала букашку Машу, и они часто проводили время вместе. Много шутили и смеялись, а потом пили вкусный чай.»
Учитель-логопед: Перечислите по памяти 3 слова со звуком С для Сони и со звуком Ш для Маши.
Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [С] и [Ш], которые запомнили дети.
4.3 Учитель-логопед:
Когда Соня и Маша попили вкусный чай, они решили забраться на высокую веточку сосны и посмотреть, как муравьи носили палочки и веточки для своего домика. Но палочки были необычные, нужно быстро и правильно прочитать, что на них написано.
Составь и прочитай все слоги со звуками [С] и [Ш], которые изображены на веточках.
Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е.
СА-СУ-СИ-СО-СЕ,
ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ.
Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку.
Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [С] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [С] и топают, если услышат звук [Ш].
Перечисляют по памяти 3 слова со звуком [С] и 3 слова со звуком [Ш].
Ребята составляют и читают слоги, со звуками [Ж] и [Ш].
Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя.
Результаты деятельности обучающихся
Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.
V. Творческое применение знаний в новой ситуации.
Применение знаний в новой для детей ситуации.
5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.
А теперь помогите букашке Маше сорвать листочки с кустов малины. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика.
На листочках по слогам записаны следующие слова: кры – лыш - ко, бу- -каш - ка, лис – точ - ки, сос - на.
Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.
Букашка и сова очень хотели навестить своих друзей. Но внезапно к Маше и Соне прилетела сорока и принесла на хвосте интересную весть.
Она попросила их помочь ей донести иголочки с сосны. Иголочки были непростые, а волшебные. Нужно помочь сороке составить словосочетания из слов левого и правого столбиков. Записать из, выделить буквы С-Ш.
сосна
букашка
сорока
листья
шишка
шумная
колючая быстрая твердая большие
Физминутка «Самолёт».
Учитель-логопед: после тяжёлой работы «необычные друзья» решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений.
Пролетает самолет
(смотрят вверх, пальцем показывают полет)
С ним собрались мы в полет.
Правое крыло отвел, посмотрел.
(отвел руки попеременно, прослеживая взглядом)
Левое крыло отвел, посмотрел.
(отвел руки попеременно, прослеживая взглядом)
Я мотор завожу.
(вращают по кругу пальцем, прослеживают взглядом)
И внимательно гляжу.
Поднимаюсь ввысь, лечу.
(на носочки. Выполняют летательные движения).
Возвращаться не хочу.
Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу.
Учитель-логопед: Сова и букашка полетели дальше и увидели на кустах много ягод малины, на них были написаны предложения.
Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ.
Сова и букашка.
Однажды ползла букашка по дорожке. Она увидела большую птицу. Это была сова. Сова была коричневого цвета. Лапы мохнатые. Букашка напугалась сову и уползла. Сова к ней подлетела и решила с ней подружиться.
Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.
Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.
Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика.
Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы С и Ш.
Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений.
Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем.
Результаты деятельности обучающихся
Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [С] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами.
VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)
Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.
Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?
- Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.
Продолжите предложение, выбрав начало словами:
Я научился …
Я узнал…
Мне понравилось…
В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся:
Мы много вспомнили, друзья,
Без этого никак нельзя.
Правила мы повторили,
На практике их применили
Задачи, находя решенье,
Развивают мышленье,
Память и внимание,
Закрепляли знания.
А теперь, внимание,
Домашнее задание.
Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности.
Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов.
Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [С] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки.
Домашнее задание.
Вставить пропущенные буквы с и ш в предложениях.
Гру..и су..атся на кры..е. Мы...и шур…ат в сарае. Ко…ка греется на солны…ке. Вы…окие со…ны шумят в ле..у. Ку..ты покрылись ..негом. Тихо шумят о..инки в осеннем ле…у.
Спасибо за работу!
Выполняют домашнее задание.
Результаты деятельности учащихся
Умение самостоятельно анализировать и оценивать успешность своей деятельности, овладевать критериями оценивания.
Использованная литература: Нищева Н.В.Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 2. Звуки [ш], [ж], [с], [с’], [ц], [ч], [т’]. Учебно-методическое пособие, Детсво-пресс, 2020. – 24с.; Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [З], [Ш], [Ж]. Выпуск 2. ФГОС Детсво-пресс, 2020.- 24с.