kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях» для обучающихся с РАС.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое подгрупповое занятие для обучающихся. Задания и упражнения для обучающихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях» для обучающихся с РАС.»

Подгрупповое логопедическое занятие по теме:

«Дифференциация звуков [С]- [Ш] в слогах, словах,

словосочетаниях и предложениях» для обучающихся с РАС.


Форма обучения: подгрупповое занятие.

Наполняемость подгруппы: 2 обучающихся с РАС.

Контингент обучающихся: обучающиеся 2 класса, имеющих нарушения РАС

Тип занятия: занятие практического применения знаний и умений

Продолжительность: 25 минут

Цель – помочь обучающемуся осознать практическую и личностную значимость знаний о согласных звуках и способе их обозначения на письме.

Задачи:

коррекционно – образовательные: 

- учить выделять звуки [С] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;

- закрепить знания норм орфографии;

- ознакомить обучающегося со сравнительной характеристикой звуков [С] и [Ш].

коррекционно – развивающие: 

- развивать зрительное восприятие;

- развивать мелкую моторику и артикуляционную моторику;

-развивать фонематическое восприятие;

- развивать слуховое внимание;

- развивать навыки слогового анализа и синтеза на уровне слога, слова, словосочетания и на уровне текста; 

-развивать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, употребления существительных в косвенных падежах;

- развивать память и внимание;


коррекционно – воспитательные: 

- воспитывать трудолюбие, аккуратность;

- сформировать интерес к занятиям;

- воспитывать доброжелательность и дружелюбность.

Оборудование: мультимедиа-проектор, компьютер, презентация к занятию, интерактивная доска, бланки с заданиями.

Используемые педагогические технологии: технология проблемного обучения, технология развивающего обучения, игровое и личностно-ориентированное обучение. Также использовались методы креативного речевого развития (лингвистическая задача).


Планируемые результаты коррекционно-развивающей работы:

- совершенствование умения различать на слух согласные звуки [С] и [Ш] и учиться выделять звуки [С] и [Ш] в словах, словосочетаниях и предложениях;

- совершенствование фонематического слуха; произвольного внимания и самоконтроля.


Личностные результаты:

- представление о русском языке как языке нашей страны;

- понимание значимости хорошего владения русским языком;

- преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики.


Регулятивные:

- понимание и сохранение учебной задачи;

- постановка (в сотрудничестве с учителем-логопедом) цели и осуществление действий для реализации замысла;

- адекватное оценивание своих достижений, осознание трудностей, поиск причин и способов их преодоления.


Познавательные:

- применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный) и использование в процессе решения проблемной ситуации;

- формирование лингвистического мышления;

- построение несложных рассуждений, умение делать выводы и формулировать их.


Коммуникативные:

- совершенствование умения сотрудничать в коллективе: слушать собеседника и вступать в диалог, участвовать в обсуждении, выполняя принятые правила речевого поведения;

- построение небольших монологических высказываний с учётом ситуации общения;

- формирование толерантности в общении, умения ориентироваться на собеседника.





Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I этап.

Организационный этап (2 мин)

Цель - настроить детей в работу с первых минут занятия.

Здравствуйте, ребята!

-Поделитесь, пожалуйста, со мной своими мыслями: для чего вы пришли на занятие?

Я желаю Вам удачи. Пожелайте удачи друг другу.

Хлопают соседа по ладони для того, чтобы пожелать удачи.

- Ребята, за каждое правильно выполненное задание, вам будет нужно оценить себя на лесенке успеха. Сейчас вы в начале пути. Если вы справились с заданием, поднимитесь на одну ступеньку вверх. А если вы посчитаете, что не справились с заданием, то оставайтесь на той ступени, где вы были ранее. В конце занятия мы должны оказаться на самой высокой лесенке.

Слушают учителя-логопеда.

Делятся своими мыслями.

Желают удачи друг другу.

Результаты деятельности обучающихся

Включение обучающихся в учебную деятельность через активизацию внимания, мышления и речи. Мотивация на активную и качественную работу на занятии.

II этап. Воспроизведение и коррекция опорных знаний обучающихся, актуализация знаний

(4 мин)

Актуализация знаний, необходимых для открытия нового знания, их обобщение.

Артикуляционная гимнастика.

- Я прочитаю стихотворение, а вы внимательно слушайте и помогайте мне.

Сова.

— Сова! Ты днём при солнце спишь,

с-с-с-с……
А ночью в тёмный лес летишь!

с-с-с-с……
— А я ночная птица:
Мне в темноте не спится.

с-с-с-с…..

(дети повторяют звук)

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [С]. Прикрепляет к доске картинку с изображением совы.


-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Послушайте ещё одно стихотворение.

Букашка.

Мы увидели букашку

ш-ш-ш-ш, (дети повторяют звук)

В середине на ромашке.

ш-ш-ш-ш. (дети повторяют звук)

Что букашка делала?

Может быть обедала?

Учитель обращает внимание на постановку произношения звука [Ш]. Прикрепляет к доске картинку с изображением букашки.


-Какой звук, ребята встретился вам в стихотворении чаще всего?

- Какой буквой на письме обозначается этот звук?

Сравнительная характеристика звуков [С] и [Ш].

- Что вы знаете про звук [С]?

-Этот звук согласный, твердый, звонкий.

- Что вы знаете про звук [Ш]?

-Этот звук согласный, твердый, глухой.

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением совы.
















Ребята выполняют артикуляционную гимнастику. Прикрепляют к доске картинку с изображением букашки.








Делают сравнительную характеристику со звуком [С] и [Ш].






Оценивают себя на лесенке успеха.

Результаты деятельности обучающихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, воображения, монологической речи.

III. Постановка цели и задач занятия

Цель и тему занятия, обучающиеся формулируют самостоятельно.

- Как вы думаете, какая тема нашего занятия?

- Зачем нам нужны знания о звуках [С] и [Ш]?

- Что значит правильно говорить, писать и читать?

Цель нашего занятия - применение знаний и умений о согласных звуках [С] и [Ш]; способе их обозначения на письме в словах, словосочетаниях и в предложениях, в различных ситуациях (то есть на практике).

Обучающиеся отвечают на вопросы учителя-логопеда, подводящие к формулированию темы и цели занятия.

Ответы обучающихся:

- Знания о согласных звуках [С] и [Ш] нужны нам, чтобы правильно говорить, писать и читать.

- Правильно – это значит без ошибок.

Результаты деятельности обучающихся

Самоопределение, мотивация учения, целеполагание.

IV. Первичное закрепление

Усвоение обучающимися нового способа действия при решении типовых задач.

4.1 Решение лингвистической задачи «Необычные друзья».

Учитель-логопед создаёт ситуацию интриги, предлагая выполнить необычное задание:

-Ребята, вы уже обратили внимание, что сегодня вместе с нами на занятии сова и букашка.

- Как вы думаете, почему они необычные?

- Но наши друзья добрые и хотят с нами подружиться.

Составить имена героев занятия по первым буквам слов-картинок. Запишите эти имена и подчеркните буквы [С] и [Ш].

Ряды картинок:

- суп, оса, носки, яблоко (Соня);

- мак, арбуз, шар, абрикос (Маша).

-Вам удалось узнать, как зовут наших героев?

Молодцы, ребята! Не забывайте оценивать себя на лесенке успеха.

Обучающиеся слушают, наблюдают за словами, воображают, как выглядят необычные друзья, делают выводы. Ответы обучающихся:

- Это сова и букашка, которых мы видели, просто имена у них интересные и необычные.




Составляют имена героев по первым буквам слов-картинок.



Оценивают себя на лесенке успеха.

4.2 Послушайте сказку и запомните слова со звуками [С] и [Ш]. Игра называется «Хлопни, топни». Если услышите звук [С], то топните, если услышите звук [Ш], то хлопните.

«Жили – были сова Соня и букашка Маша. Как-то раз сова решила полакомиться вкусными насекомыми. Она стала летать и искать себе вкусную добычу. В это время ползла букашка Маша по дорожке. Она не увидела сначала сову. А когда увидела, то очень напугалась её. Сова умела очень быстро летать и захватывать добычу. Но Соне понравилась букашка Маша. Она к ней подлетела, села рядом и стала разговаривать с ней. Букашка ей отвечала. И так они подружились друг с другом. Сова оберегала букашку Машу, и они часто проводили время вместе. Много шутили и смеялись, а потом пили вкусный чай.»


Учитель-логопед: Перечислите по памяти 3 слова со звуком С для Сони и со звуком Ш для Маши.

Учитель-логопед вместе с детьми проговаривает слова и обращает внимание на произношение звуков [С] и [Ш], которые запомнили дети.

4.3 Учитель-логопед:

Когда Соня и Маша попили вкусный чай, они решили забраться на высокую веточку сосны и посмотреть, как муравьи носили палочки и веточки для своего домика. Но палочки были необычные, нужно быстро и правильно прочитать, что на них написано.

Составь и прочитай все слоги со звуками [С] и [Ш], которые изображены на веточках.

Дети составляют слоги с гласными А, У, И, О, Е.

СА-СУ-СИ-СО-СЕ,

ША-ШУ-ШИ-ШО-ШЕ.

Мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения и повторяем слоги под музыку.

Внимательно слушают сказку и стараются запомнить слова со звуками [С] и [Ш]. А потом хлопают, если услышат звук [С] и топают, если услышат звук [Ш].






Перечисляют по памяти 3 слова со звуком [С] и 3 слова со звуком [Ш].





Ребята составляют и читают слоги, со звуками [Ж] и [Ш].

Потом мы с ребятами выполняем логоритмические упражнения, которые направлены на всестороннее развитие ребёнка, совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности и творчески проявлять себя.

Результаты деятельности обучающихся

Привлечение внимания к звуковой стороне речи, развитие лингвистического мышления, воображения, монологической речи. Развитие фонематического восприятия и слухового внимания.

V. Творческое применение знаний в новой ситуации.

Применение знаний в новой для детей ситуации.

5. 5 Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне слова.

А теперь помогите букашке Маше сорвать листочки с кустов малины. Составьте из них слова. Ребята выкладывают на доске слова в два столбика.

На листочках по слогам записаны следующие слова: кры – лыш - ко, бу- -каш - ка, лис – точ - ки, сос - на.

Развитие навыков слогового анализа и синтеза на уровне словосочетания.

Букашка и сова очень хотели навестить своих друзей. Но внезапно к Маше и Соне прилетела сорока и принесла на хвосте интересную весть.

Она попросила их помочь ей донести иголочки с сосны. Иголочки были непростые, а волшебные. Нужно помочь сороке составить словосочетания из слов левого и правого столбиков. Записать из, выделить буквы С-Ш.


сосна

букашка

сорока

листья

шишка


шумная

колючая быстрая твердая большие


Физминутка «Самолёт».

Учитель-логопед: после тяжёлой работы «необычные друзья» решили немного отдохнуть и выполнить несколько упражнений.

Пролетает самолет

(смотрят вверх, пальцем показывают полет)

С ним собрались мы в полет.

Правое крыло отвел, посмотрел.

(отвел руки попеременно, прослеживая взглядом)

Левое крыло отвел, посмотрел.

(отвел руки попеременно, прослеживая взглядом)

Я мотор завожу.

(вращают по кругу пальцем, прослеживают взглядом)

И внимательно гляжу.

Поднимаюсь ввысь, лечу.

(на носочки. Выполняют летательные движения).

Возвращаться не хочу.


Ну что ребята, отдохнули??? А теперь снова за работу.

Учитель-логопед: Сова и букашка полетели дальше и увидели на кустах много ягод малины, на них были написаны предложения.

Прочитайте предложения. Можно ли назвать прочитанное связным текстом? Почему? Составьте из данных предложений связанный рассказ.

Сова и букашка.

Однажды ползла букашка по дорожке. Она увидела большую птицу. Это была сова. Сова была коричневого цвета. Лапы мохнатые. Букашка напугалась сову и уползла. Сова к ней подлетела и решила с ней подружиться.



Составляют связанный рассказ. Обнаруживают, что он не закончен. Придумывают последнее предложение и записывают его в тетради.


Вам нужно снова себя оценить на лесенке успеха.

Составляют и выкладывают на доске слова из слогов в два столбика.










Ребята составляют из слов левого и правого столбиков словосочетания. Записывают и выделяют буквы С и Ш.












Мы с ребятами решили передохнуть и выполнить несколько упражнений.

















Ребятам нужно прочитать предложения, составить из данных предложений связный текст. Потом придумывают последнее предложение и записывают его в тетради. И все вместе его проверяем.


Результаты деятельности обучающихся

Развитие психологических предпосылок к полноценной учебной деятельности: устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к переключению. Применение разных способов фиксации информации (словесный, схематичный). Обучение умению формулировать проблему и искать пути её решения, делать выводы. Осознанность выполнения заданий. Умение общаться с ровесниками, высказывать своё мнение, а также слушать и уважать мнение других. Преодоление психологической инерции и боязни отвечать, высказывать идеи из-за боязни их критики. Преобладание положительных эмоций в учении. Умение слушать и различать согласные звуки [С] и [Ш], видеть и исправлять ошибки на письме с данными звуками и буквами.

VI этап. Рефлексивная деятельность (5 мин)

Полученный результат соотносится с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению заданий в рамках изучаемой темы.

Наш урок подошёл к концу. Ребята, чему мы учились сегодня на занятии?

- Как вы думаете, у Вас всё получилось? Посмотрите на лесенку успеха.

Продолжите предложение, выбрав начало словами:

Я научился …

Я узнал…

Мне понравилось…


В конце занятия учитель-логопед обращается к обучающимся:


Мы много вспомнили, друзья,

Без этого никак нельзя.

Правила мы повторили,

На практике их применили

Задачи, находя решенье,

Развивают мышленье,

Память и внимание,

Закрепляли знания.

А теперь, внимание,

Домашнее задание.

Дети соотносят результаты с поставленной целью, оценивают результаты своей деятельности.


Самостоятельно оценивают свою активность на занятии, правильность ответов.

Ответы ребят: учились слышать и различать согласные звуки [С] и [Ш], правильно обозначать согласные звуки на письме, исправлять ошибки.





Домашнее задание.



Вставить пропущенные буквы с и ш в предложениях.

Гру..и су..атся на кры..е. Мы...и шур…ат в сарае. Ко…ка греется на солны…ке. Вы…окие со…ны шумят в ле..у. Ку..ты покрылись ..негом. Тихо шумят о..инки в осеннем ле…у.



Спасибо за работу!

Выполняют домашнее задание.

Результаты деятельности учащихся

Умение самостоятельно анализировать и оценивать успешность своей деятельности, овладевать критериями оценивания.

Использованная литература: Нищева Н.В. Автоматизация и дифференциация звуков в рассказах. Выпуск 2. Звуки [ш], [ж], [с], [с’], [ц], [ч], [т’]. Учебно-методическое пособие, Детсво-пресс, 2020. – 24с.; Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – 336 с. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков [С], [З], [Ш], [Ж]. Выпуск 2. ФГОС Детсво-пресс, 2020.- 24с.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Бурдак Алёна Степановна

Дата: 27.10.2021

Номер свидетельства: 589752


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства