Конспект логопедического занятия "Поможем почтальону"
Конспект логопедического занятия "Поможем почтальону"
Представляю конспект открытого подгруппового логопедического занятия на этапе дифференциации звуков Р, РЬ - Л, Ль.
Цель моего занятия: учить дифференцировать звуки Р,Рь – Л, Ль в словах, словосочетаниях и предложениях.
Данная цель реализовывалась через ряд задач:
коррекционно – образовательные: уточнять представление об артикуляционном укладе звуков [Р]- [Л]; упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р]- [Л], дифференцировать звуки в словах с прямым и обратным слогом, упражнять в образовании форм имён существительных в Р.п и Д.п,, познакомить с новыми словами «адресат» и «отправитель», закрепить умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.
коррекционно – развивающие: развитие фонематического слуха, слухового внимания, мелкой и общей моторики, пространственной ориентировки.
коррекционно – воспитательные: формирование положительной установки на коррекционные занятия, воспитание самоконтроля за речью.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цель: учить дифференцировать звуки Р,Рь – Л, Ль в словах, словосочетаниях и предложениях.
Задачи:
коррекционно – образовательные: уточнять представление об артикуляционном укладе звуков [Р]- [Л]; упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р]- [Л], дифференцировать звуки в словах с прямым и обратным слогом, упражнять в образовании форм имён существительных в Р.п и Д.п, , познакомить с новыми словами «адресат» и «отправитель», закрепить умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.
коррекционно – развивающие: развитие фонематического слуха, слухового внимания, мелкой и общей моторики, пространственной ориентировки.
коррекционно – воспитательные: формирование положительной установки на коррекционные занятия, воспитание самоконтроля за речью.
Оборудование: конверты с изображением животных, конверт с фотографией детей , игрушки (кенгуру, кролик, мышка, волк,черепаха, лягушонок,) сундук с сокровищами, шарики су- джок, компьютер,магнитофон, аудиозапись пальч. игры «Мышка» Е. Железновой, колесо обозрения, песочница, ракушки с предметными картинками, доска самооценки.
Ход занятия:
Орг.момент
- Ребята, у вас сегодня хорошее настроение? (ответы детей). Тогда, я думаю, вы не откажитесь мне помочь. Посмотрите, знакомый почтальон попросил меня помочь ему разнести все эти письма. Но без вас я не справлюсь. Кроме того, почтальон по секрету сказал мне, что те, кому адресованы эти письма, очень любят играть в разные игры и поиграют с вами, если вы вовремя им эти письма доставите. Ну что, поможете мне ?
- Отлично, но для начала нам необходимо размяться.
Основная часть
Массаж БАЗ «Ручки растираем и разогреваем»
- Посмотрите на конверт. Чтобы не ошибиться, вы должны быть очень внимательными: в нижнем правом углу изображён тот, кому пришло письмо (адресат), а в правом верхнем углу тот, от кого пришло письмо (отправитель).
- Кому пришло письмо? (кенгуру). От кого? (от жирафа). Давайте доставим письмо кенгуру.
Уточнение артикуляции звуков. Различение оппозиционных звуков на слух.
- Кенгуру очень любит играть с шариками су – джок. Давайте и мы с ними поиграем. Я буду называть слова: если в слове есть звук Р – вы с силой прокатываете шарик между ладонями, а если звук Л – то крепко его сжимаете.
Проблемная ситуация – почему я поставила такие условия? (на Р – язык дрожит, на Л – упирается в бугорки за передними зубами).
Слова: рука, лопата, рубашка, палатка, зеркало
Различение звуков в произношении. Уточнение образа буквы.
– Следующее письмо пришло кролику (сидит около компьютера) – ребята распределяют картинки по ящикам с соответствующей буквой в игре «Учимся говорить правильно»
Логоритмическое упражнение «Весёлая мышка» Е. Железнова
- Следующее письмо пришло мышке (сидит на магнитофоне) Она очень любит музыкальные игры. Давайте мы с ней тоже поиграем.
Упражнение в согласовании существительных с прилагательными. Дифференциация звуков в словосочетаниях.
- А это письмо адресовано волку, его любимая игра – колесо обозрения. Посмотрите, кто сегодня решил прокатиться на колесе? (геометрические фигуры). Крутите колесо и называйте форму и цвет фигуры, оказавшейся сверху (зелёный треугольник, красный квадрат и т.д.).
Дифференциация звуков в предложении.
- Письмо черепахе от рыбы (находится возле песочницы). Черепаха любит играть с песком и уже закопала ракушки. Вам нужно отыскать ракушки и назвать изображённые на них предметы со словами: «Я нашёл(ла) ракушку с …».
Пальчиковая игра «По пустыне мы шагаем».
8. Заключительная часть
Сюрпризный момент. Проблемная ситуация.
- Посмотрите, а вот ещё какое – то письмо. Кому оно? (ребятам). От кого? (от лягушонка). Давайте прочитаем.
«Здлавствуйте Врад и Виоретта! Меня зовут Рягушонок. Я отважный моляк и очень рюбрю весёрые иглы, но со мной никто не иглает, а торько смеются. Может вы знаете, почему?»
- Как вы думаете, в чём проблема лягушонка? Почему над ним смеются? А можно смеяться над теми, кто плохо говорит? Давайте найдём лягушонка и поможем ему.
Уточнение артикуляции дифференцируемых звуков
- Расскажите лягушонку чем отличаются звуки Р и Л (ответы детей)
- Лягушонок благодарен вам за помощь и хочет поделиться сокровищами, которые привёз из своего последнего путешествия (достают сундук).
Рефлексия.
- Вы сегодня хорошо потрудились – помогли почтальону. А что вам помогало, безчего бы вы не справились? (без пальчиков и языка). Давайте скажем им спасибо
Количество частей занятия: 3 (орг. момент, основная, заключительная)
Время занятия: 20 минут
Самоанализ подгруппового логопедического занятия:
Цель моего занятия: учить дифференцировать звуки Р,Рь – Л, Ль в словах, словосочетаниях и предложениях.
Данная цель реализовывалась через ряд задач:
коррекционно – образовательные: уточнять представление об артикуляционном укладе звуков [Р]- [Л]; упражнять в правильном произношении и различении звуков [Р]- [Л], дифференцировать звуки в словах с прямым и обратным слогом, упражнять в образовании форм имён существительных в Р.п и Д.п, , познакомить с новыми словами «адресат» и «отправитель», закрепить умение согласовывать существительное с прилагательным в роде и числе.
коррекционно – развивающие: развитие фонематического слуха, слухового внимания, мелкой и общей моторики, пространственной ориентировки.
коррекционно – воспитательные: формирование положительной установки на коррекционные занятия, воспитание самоконтроля за речью.
Считаю, что цели и задачи занятия соответствуют его содержанию. Основные этапы занятия выстроены последовательно и взаимосвязаны между собой.
В ходе занятия использовала различные педагогические технологии: игровые (занятие построено в форме игры), ИКТ (использование специальной компьютерной игры «Учимся говорить правильно» ), здоровьесберегающие (массаж БАЗ, массаж рук шариками Су – Джок, логоритмическое упражнение), песочная терапия, .
На занятии прослеживалась интеграция следующих образовательных областей: речевое – работа над звуковой культурой слова, расширение словарного запаса (новые слова – адресат, отправитель,
Познание: уточнение знаний о геометрических фигурах,
Физическое: массаж БАЗ, арт.гимнастика, массаж шариками Су – Джок, песочная терапия, координация речи и движений
Социально – коммуникативное: занятие построено в форме игры, формирование моральных и нравств. качеств, формир. умения правильно оценивать результаты своей деятельности.
Недостатки: пришлось прервать занятие, часто садились за стол .
На протяжении всего занятия дети были активны, чему способствовала частая смена видов деятельности и интересные для них формы работы. Считаю, что цель моего занятия достигнута.