Просмотр содержимого документа
«Открытый урок логопеда "Постановка звука "Р""»
Семей, 2016г.
Тема: «Постановка звука [Р] »Этап: автоматизация звука [Р]Цели:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять правильное произношение звука [Р] изолированно, в слогах, словах, предложениях , в связанной речи;2.Уточнить правильную артикуляцию звука [Р];3.Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа и синтеза;4.Совершенствование лексико-грамматических категории;5.Развивать интонационную выразительность в связанной речи.Коррекционно-развивающие:1.Развивать мимическую мускулатуру детей;2. Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память, мышления, тонкую, общую и артикуляционную моторику, координацию речи с движением;3.Развивать голос, громкость, силу, тембр, диапазон голоса.Коррекционно - воспитательные:1.Формирование положительной установки на участие в занятии;2.Формирование доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;3.Повысить познавательную активность, и работоспособность детей.Оборудование: гость урока звук (Р), (костюм синего цвета рубашка, брюки, шапочка звука Р), дидактический материал для постановки звука, схемы интонирование звука (громко, тихо, быстро, медленно, спокойно), маски шапочки, для выполнения упражнений логоритмики, логопедический зонд для постановки звука (Р), индивидуальные зеркала, музыкальный диск с минусовкой ,автор слов и музыки Закирьянова Н.Е.для исполнения песни«Доброе утро!» , игрушечная пирамида с наклейными сюжетными картинками для автоматизации звука (Р) в связанной речи (составление предложений).Применение нетрадиционных методик:звукотерапия, музыкотерапия, телесно-ориентированная терапия, голосовые энергетические зарядки.Ход занятия:1.Организационный момент. -Ребята посмотрите, сколько сегодня у нас гостей в группе - Давайте ребята поздороваемся, поприветствуем гостей все вместе!Дети все вмести: Гости дорогие!в группе здесь у нас сидят,и на всех на нас глядят, и не строго,а с улыбкой,очень теплой и простой,мы ответим добротой!2.Психогимнастика (приветствия друг друга на занятии)(Дети встают вместе с логопедом в круг исполняют песню)Логопед: а сейчас давайте встанем в кружок и пожелаем, друг другу доброго дня, а поможет нам вэтом наша « Утренняя песенка» Автор слов и музыки ЗакирьяноваН.Е.День начинается:Солнышко светит Доброе утро!Здравствуйте, дети!Пусть день будет добрым!Здравствуйте, дети!Яркое солнцеВсем детям светит.Птички щебечут.3. Объявление темы. Целевая установка.Логопед:-ребята, сегодняшнее логопедическое занятие посетит звук, с которым мы должны с вами поработать.- Как вы думаете, какой это звук?- Для этого, вы должны отгадать о ком идет речь?Вот ребята, например, вам слова со звуком….. (э)р:Рыба, редька, рот, торт, дорога, море, дерево, узорКакой звук, вы услышали в этих словах?Ну-ка дайте свой пример Разных слов со звуком (э)р:Дети перечисляют слова ( робот, ракета, ромашка) Правильно! Сегодня мы будем учиться проговаривать звук «Р» на этапе автоматизации звука в слогах, в словах, в предложениях.Стук в дверь. - Кто это, к нам стучится в дверь?В группу входит звук (Р) – (Лашкорева Даша воспитанница гр. «Акбота») с заданиями в конвертах (3кон. Зеленногоцвета)-Здравствуйте ребята!Я рад вас видеть, что вы знаете обо мне?(Ответы детей.)4. Уточнение артикуляции звука его изолированное произношение с последующей характеристикой ( по способу и месту образования).Звук (Р) согласный- не поется ,носит синий цвет, твердый, произносится с помощью языка. Язык находится за верхними зубами, воздушная струя направлена на кончик языка можно ощутить ладонью руки , при этом он дрожит.Логопед показывает профиль артикуляционных органов при произнесении звука (р)
Профиль звука (Р)
- Молодцы ребята, вы хорошо описали меня. – Я принес задания в конвертах, вы согласны со мной выполнить задания?
(Да)
5. Артикуляционная гимнастика
Логопед:
Конверт с заданием №1 (Выполнение артикуляционной гимнастики)
Дети, сидя за столами выполняют перед индивидуальным зеркалом артикуляционное упражнение.
«Маляр»
Подниму я язычок
И покрашу потолок,
Двигаться вперед- назад
Язычок наш очень рад!
Улыбнуться , открыть рот, поднять язык вверх. Провести кончиком языка по небу вперед (до резцов зубов) и назад. Язык от неба не отрывать, нижняя челюсть неподвижна.
«Молоточек»
Рот открыт, в улыбке губы,
язычок наш - молоток.
Молоточком тук да тук,
Раздается звонкий звук.
6. Упражнение на развитие голоса ( музыкальная стимуляция)
- ребята, мы должны использовать звукосочетание гласных звуков А,О,У,И,Ы с согласным звуком (Р) с помощью таблицы, и пропеть их в сочетании:
Пропеть звуки громко: АР, УР, ИР, ЫР, ОР
Пропеть звуки тихо: АР, УР, ИР, ЫР, ОР
Пропеть звуки с паузами: АР -.. УР -.. ИР.. ЫР.. ОР..
Пропеть звуки как обычно: АР -.. УР -.. ИР.. ЫР.. ОР..
Когда мы задаем вопрос, голос повышается, стрелочка идет вверх. – Когда мы отвечаем, голос понижается, стрелочка идет вниз
7. Выполнение логоритмических упражнений
Конверт с заданием №2
( Дети и логопед выходят на массажные коврики)
«В гости к Петрушке»
Стоит в лесу избушка, (картонный домик)
А в ней живет Петрушка.
К нему идут зверушки
По узенькой дорожке
Попрыгать, поиграть (массаж для ног коврик с пуговицами)
Вот идет Петушок,
Гордо поднял гребешок. (вытягивать шею в перед)
Красная бородка,
Важная походка.(ходьба, высоко поднимая ноги, руки, расправлены и отведены назад, махи руками)
Кошка очень хороша,
ходит мягко, не спеша.
сядет, умывается.
Лапкой вытирается. (ползанье на четвереньках, имитация умывания кошки)
Вот козленок озорной
Вдруг затряс бородой,
Головой качает.
Рожками пугает. (Подпрыгивает.Повороты головой вправо-влево, прижать к голове указательные пальцы)
8. Введение звука в связанную речь
Конверт с заданием №3 « Собери пирамиду»
1. Захотела Ира раскрасить картинки. Но у Иры только красный карандаш.Ира выбрала картинки,барабан, кружка, ведро.
2.Во дворе играют ребята.
3.В огороде растет картофель, помидоры и морковь.
4. Рома поймал рыбу.
5.Смотрит рома в окно.
6. У забора растет горох.
8.Итог:
- Логопед
Молодцы ребята, вы сегодня очень старались, поэтому четко и ясно произносили звук (Р) в слогах, словах, в связанной речи.
Я хочу вручить вам медали с эмблемой звука (Р), за активное участие и четкое проговаривание звука (Р)
- Какое задание вам было очень интересно выполнять?
- Какое из заданий вам показалось наиболее сложным?