Дата класс: |
Тема: Тренировочные упражнения на нахождение антонимов. |
Цель: совершенствовать навыки правильного распознавания, подбора и употребления слов-антонимов в речи. Задачи: Обучающие и коррекционно-развивающие: - расширять и активизировать словарный запас; - развивать слуховое и зрительное внимание, словесно-логическое и пространственно- образное мышление; - развивать фонематическое восприятие и слух; - закреплять навыки звуко-буквенного и слогового анализа слов; - совершенствовать навыки построения предложений из слов, данных в начальной форме; - совершенствовать навыки правильного чтения и письма; - закреплять навыки контроля за собственной речью. Воспитательные: - воспитывать умение адекватно принимать установленные учителем правила и выполнять их; - воспитывать чувство взаимовыручки и поддержки в коллективной деятельности; - стимулировать учащихся к результативной деятельности через похвалу и поощрение; - способствовать рабочему настроению учащихся; - развивать коммуникативную сторону речи; - соблюдать здоровьеохранительный режим обучения. |
Орг.момент. |
Давайте улыбнемся, друг другу, я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшнее занятие принесёт нам всем радость общения друг с другом. - Сегодня на занятие мы продолжаем работать с антонимами. Знакомство с темой занятия. К нам в гости приехали Антон и Антонина (Демонстрация иллюстрации). Посмотрите, кто они? (мальчик и девочка) Как вы думаете, девочки отличаются от мальчиков? Антон и Антонина тоже очень разные дети. Я думаю, что нам интересно будет поближе с ними познакомиться. Дело в том, что я знаю только Антонину. Помогите мне побольше узнать об Антоне. Антонина высокого роста, а Антон … (низкого). У Антонины тёмные волосы, а у Антона … (светлые). Тоня видит хорошо, Антоша … (плохо). ( Логопед: «Почему вы так думаете?» Дети: «Он носит очки») Антонина просыпается рано, а Антон … (поздно). Утром Тоня пьёт чай горячий, а Тоша молоко … (холодное). Антонина болеет редко, а Антон … (часто). Тоня сильная, а Антоша …. (слабый). Антонина любит трудиться, а Антон … (отдыхать). У Тони много друзей, а у Тоши … (мало). Мы познакомились с ребятами. Они живут в стране Наоборот. А сейчас они нас приглашают к себе в гости. Выполняя задания жителей страны Наоборот, мы много узнаем о словах-антонимах (словах, противоположных по значению). |
Актуализация знаний |
Артикуляционная гимнастика: «Сказка о весёлом язычке». Язычок проснулся, подтянулся, лёг на нижнюю губу и лежит отдыхает. 1,2,3,4,5 минут лежит, вверх посмотрел, вниз, чашечку сделал, чаю в неё налил, попили чаю с конфетой, почувствовали какая конфета вкусная, на сладкое осы прилетели(ззз), за ними жуки прилетели(жжж),вдалеке пароход загудел(ллл),кошка в кустах зашипела(шшш),собака зарычала(ррр). Язычок сел на лошадку и поскакал каблуками цокая. Сломалась лошадка, язычок взял молоточек и стал чинить лошадку(ддд), починил лошадку и поскакал делать дыхательную гимнастику Дыхательная гимнастика: Дышать при закрытом рте, попеременно зажимая то одну, то другую ноздрю, создавая веер воздуха. Поддувание снежинок, Сдувание бабочки с цветка и другие. Надувание воздушного шарика. Пальчиковая гимнастика: «Кто это» Кто мурлычет под рукой? Одна рука прижата к груди, другой рукой гладим первую. Носик розовый такой. Указательным пальцем дотрагиваемся до носа. У кого это усы удивительной красы? Всеми пальцами «рисуем» на щеках усы. Пьёт из блюдца молоко. Указательным пальцем одной руки гладим ладонь другой. И шагает так легко. Попеременно касаемся стола ладонями. Лапкой умывается. Ладонью делаем «умывающие» движения вокруг лица. Как он называется? Протягиваем руки вперед, как бы задаём вопрос. |
Основная часть. |
Давайте вспомним что такое антонимы? Антонимы — это слова абсолютно разные, противоположные по значению. Например, «бежать» и «стоять» — антонимы. - Отгадывание загадок. Учащиеся сами читают загадки на карточках, находят в тексте и называют слова-антонимы и отгадку. Толстым в школу я хожу, Летом тоненький лежу. Детям нужно отдыхать, Вот и мне пора поспать. (портфель) Самый кислый он, друзья, Утверждаю это я. Нужно сладкого вагон, Чтоб с улыбкой съесть … (лимон) Это что за потолок? То он низок, то высок, Звёзды яркие сверкают… Как его мы называем? (небо) Летом рад я свежей Ягоде медвежьей. А сушёная в запас Как лекарство, лечит нас (малина) Он – недели день последний, Он – всеобщий выходной. Хоть он зимний, Хоть он летний, Он коротенький такой. (воскресенье) Домашние ласкаются, А дикие кусаются. И всё же очень-очень Они ребятам нравятся. Лесные ли , болотные, Зовём мы их … (животные) На ночь два оконца Сами закрываются А с восходом солнца Сами открываются, Потому что люди Утром просыпаются. (глаза) Всегда он в работе, Когда говорим. А отдыхает, Когда мы молчим. (язык) |
Физ.минутка |
Мы шагаем, мы шагаем, выше ноги поднимаем, Влево шаг и … (вправо) шаг, шаг вперёд – шаг … (назад). Мы шагаем, мы шагаем, ноги дружно поднимаем, Шаг немного замедляем, постепенно … (ускоряем). Сейчас быстро мы идём, затем … (медленно) пойдём. Руки вверх мы поднимаем, очень плавно … (опускаем). А теперь мы полетаем, в мяч немного поиграем. Теперь сядем за столы… Снова стали мы бодры! |
Закрепление |
Работа в тетради. Работа по индивидуальным карточкам. Редактирование предложений. - Замените выделенные слова противоположными по смыслу. Напишите правильный вариант предложений. 1 вариант. Моя младшая сестра Оля учится в школе очень плохо. 2 вариант. Мы с мамой сели в маленький автобус и медленно поехали в магазин. Чтение вслух учащимися сначала данных вариантов, а затем редактированных. Составление предложений 1 вариант. широкий, мама, юбка, Рита, шить, для. 2. вариант. горячий, в, Витя, налить, молоко, чашка. Детям предлагается найти в предложениях слова, обозначающие признаки предметов, подобрать к ним антонимы и составить с ними предложения. Работа с парой антонимов. Вставить в текст пропущенные слова «сегодня»- «завтра» и «враг»-«друг» в соответствии со смыслом высказывания. «… поучусь, а …. погуляю,» - говорит ленивый. « … погуляю, а … поучусь,» - говорит прилежный. Далеко мой стук слышится вокруг. Червякам я …., а деревьям … . (дятел) |
Итог занятия |
Игра «Наоборот» Вот и нам пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь … . (низко) Скажу я слово «далеко», А ты ответишь … . (близко) Скажу я слово «потолок», А ты ответишь … . (пол) Скажу я слово «потерял», И скажешь ты … . (нашёл) Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты … . (храбрец) Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай … . (конец) -Вот и наше занятие закончилось . Антон и Антонина считают, что вы не зря побывали в Стране Наоборот, многому научились. - Ребята, так кто же живёт в Стране Наоборот? (слова-антонимы). Если вы будете правильно использовать эти слова в своей речи, то ваша речь будет красивой и интересной. |