Викторина "Лучшие знатоки русского языка" предназначена для внеклассного мероприятия в рамках Недели русского языка. Предназначается для учащихся среднего звена. Включены следующие задания:
Разминка на правописание словарных слов с безударными гласными;
Первое задание на знание пословиц и употреблении их в определенных ситуациях;
Второе задание – определение рода слов с мягким знаком в конце слова;
Третье задание на знание названия жителей названных стран;
Конкурс капитанов на составление слов из букв заданного слова;
Игра для болельщиков на нахождение спрятанных слов;
Четвертое задание на определение существительных общего рода;
Пятое задание по лексике на нахождение антонимов на время;
Шестое задание на внимательность: за полторы минуты должны собрать слова из деформированных слогов;
Ведущий: Сейчас я раздам каждой команде карточки, на которых написаны предложения и пословицы, которые говорят об одном и том. Найдите их и соедините стрелками за 3 минуты.
Береги время.
Доводи начатое дело до конца.
Не торопись, делай все аккуратно.
Не болтай.
Учись всю жизнь.
Не ссорься.
Держи слово.
Держи язык за зубами.
Век живи, век учись.
Не давши слова, крепись, а давши, держись.
Ссора до добра не доведет.
Разумно жить – минутой дорожить.
Не верь началу – верь концу.
Делано наспех – делано на смех.
За каждую верно найденную пару – 1 балл.
II задание «Какого я рода?»
Ведущий: Команды, внимание! Перед вами слова, нужно определить их род.
Радио – ____
Шампунь – ____
Очередь – ____
Корень – ____
Картофель – ____
Пальто – ____
Мозоль – ____
Рояль – ____
За каждое слово – 1 балл.
III задание «Страны»
Ведущий: Я назову страну, а вы скажите, как называются жители этой страны. Команды отвечают по очереди.
Франция, Япония, Россия, Испания, Англия, Дания, Норвегия, Индия, Шотландия, Швейцария.
Конкурс капитанов.
Ведущий: Пришла пора скрестить шпаги капитанам команд. Им предстоит за 3 минуты из слова «кораблик» составить имена существительные именительного падежа единственного числа. Буквы в слове не должны повторяться.
За каждое слово – 1 балл.
Игра для болельщиков
Ведущий: Пока капитаны команд выполняют задание, болельщики могут заработать баллы для своей команды. Прочитайте слово, убрав из него лишний слог.
Ведущий: Этот тур определит, насколько широк ваш словарный запас. Я скажу вам предложение о человеке. Вам нужно заменить это предложение одним словом (команды отвечают по очереди).
Человек, который часто и много кушает (обжора).
Человек, любящий лежать на диване, кровати (лежебока).
Человек, который ложится спать и поздно встает (соня).
Человек, который любит докладывать о событиях, происходящих рядом (ябеда).
За верное слово 1 балл.
V задание «Антонимы»
Ведущий: В этом туре вам потребуется внимание и отменная реакция, так как будем работать с антонимами. Я называю слово, вы мгновенно должны отметить на него антонимом. При задержке ответа перехожу к другому участнику (тур проходит в быстром темпе, ведущий играет с каждым из участников команд).
Ведущий: Этот тур потребует от вас внимательности. Вам нужно за 1,5 минуты собрать наибольшее количество словарных слов, которые нечаянно рассыпались и никак не могут самостоятельно найти свои половинки.
хо
ки
жи
аг
го
ка
ро
лен
ри
зяй
ли
ло
ще
зонт
дарь
метр
ном
ство
За каждое слово – 1 балл.
Задание болельщикам
Ведущий: Пока команды вспоминают слова, болельщики могут заработать для своей команды дополнительные очки. Посмотрите внимательно на слово и найдите в нем другое спрятавшееся слово.
Ведущий: Это задание на фразеологизмы. Мы часто их слышим. Какое же значение они имеют? Например: живут как кошка с собакой. Что это значит? Живут недружно, ссорятся. В этом задании вам необходимо установить соответствие.
Установи соответствие и соедини стрелкой.
1. Кот наплакал
От горшка два вершка
Бить баклуши
Семь верст до неба
очень далеко
бездельничать
маленький
мало
2. Пешком под стол ходит
Намылить шею
На краю света
Зарубить на носу
далеко
запомнить
маленький
наказать
VIII задание
Ведущий: Я задаю вопросы командам по очереди, если одна команда не может ответить, может отвечать другая, и ей засчитывается балл.
- Образуйте форму множественного числа существительного «дно»?
(Донья)
- Какое местоимение является названием книги В. Маяковского?
(«Я»)
- Будущее время от глагола «любить» с точки зрения молодой девушки?
(«Выйти замуж»)
- Какой знак препинания часто ставят ребром?
(Вопрос. «Поставить вопрос ребром»)
- Какой знак препинания часто болеет?
(Вопрос. «Это для нас больной вопрос»)
- Какую букву нужно убрать из существительного «полотно», чтобы превратить его в наречие?
(Первую «о»: полотно – плотно)
- Какую букву и на какую можно заменить в существительном «пенал», чтобы оно стало глаголом?
1 команда:Какими русскими словами можно заменить заимствованные слова: трасса (дорога), дискуссия (спор), авеню (улица), маэстро (первый в области искусства), фиаско (провал), шеф (хозяин)