Логопедическое занятие для 2 класса "Дифференциация Ф-х"
Логопедическое занятие для 2 класса "Дифференциация Ф-х"
Конспект логопедического занятия, предназначенный для работы с учащимися 2 класса, имеющими нарушения письма, обусловленные ОНР. Цель занятия: совершенствование умения детей различать звуки Ф и Х и соответствующие им на письме буквы. В ходе занятия решаются такие задачи, как различение звуков и букв Ф – Х, обогащение словарного запаса детей, развитие слухового и зрительного внимания и памяти.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие для 2 класса "Дифференциация Ф-х"»
Дифференциация Ф — Х
Цели:
вырабатывать умение правильно произносить и различать звуки [ф] — [х], [ф'] — [х'], обозначая их на письме соответствующими буквами;
совершенствовать фонемный анализ и фонематическое восприятие;
обогатить словарь;
— формировать орфографическое чутье и технику чтения.
Дидактические средства: демонстрационные таблицы с изображением букв X и Ф в различных вариантах, таблицы для проведения игры «Что хочет?..», картинки со звуками [ф] и [х], магнитная доска, индивидуальные зеркала.
Ход занятия
1.Организационный момент. Введение в тему занятия. Каждому учащемуся при входе даются картинки со звуками [ф] и [х].
— Сядет тот, кто покажет и назовет картинку:
со звуком [ф] в начале слова (фасоль);
со звуком [х] в начале слова (хоккеист, хор);
со звуком [х] в середине слова (пароход, муха);
со звуком [ф] в середине слова (туфли, кофта);
со звуком [ф] в конце слова (шкаф);
со звуком [ф'] в начале слова (фиалка, физкультура);
со звуком [х'] в середине слова (орехи).
2.Изучение нового материала.
• Какие звуки мы будем различать на занятии? Какой буквой обозначаем звуки [ф], [ф'], [х],[х']? (На доске появляются таблица с печатными и прописными буквами «ф» и «х» и таблица с шуточными рисунками и стихами из книги «Вот они какие» А. Шибаева:
Филин, в книжку залетев, «X» всё ходит, ходит, ходит
Притворился буквой «Ф» (эф). — Места, что ли, не находит?
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
• Что общего у звуков [ф] и [х]? (Согласные, глухие, щелевые.) Чем они отличаются? Посмотрите в зеркало, теперь приподнимите верхнюю губу и покажите зубки (верхние), сделайте упражнение «Заборчик», т. е. улыбнитесь и покажите зубки. (Нужно следить, чтобы не втягивалась и не закусывалась нижняя губа.)
Произнесите звук [ф]. Как «ведет себя» нижняя губка? Правильно, она соприкасается с верхними зубками, поэтому звук называется еще и губно-зубным. Проверьте теперь, какой ветерок при произнесении звука [ф] веет изо рта? Он выходит через щелочку и становится прохладным.
• Игра «Пузырь». (Дети становятся в круг.)
Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся! (По сигналу дети расширяют круг, а потом сближаются К центру, выпуская с шумом воздух: «ф — ф». Пузырь лопнул.)
• Игра с пальчиками. (Чтение с доски.)
Полукруг и полукруг,
Ручка между ними.
Буква получилась вдруг,
Знайте, «ф» (эф) ей имя.
• А теперь произнесите звук [х] и проверьте, каким ветерком повеяло? Он тепленький. Принимают участие губы и зубки в образовании этого звука? Нет!
Этот звук вырывается, когда храпит человек, этот звук образует смех: х-х-х или ха-ха-ха.
Хе-хе-хе — сидит птичка на ольхе, Фа-фа-фа — есть город Уфа,
Фу-фу-фу — приехали в Уфу, Ох-ох-ох — зеленый горох,
Аф-аф-аф — в углу стоит шкаф.
Чтение слогов по слоговой таблице.
• На магнитной доске вывешиваются две таблицы, в центре первой — девочка Фаня, в центре второй — мальчик Харитон. Детям раздают картинки.
— Что хочет Фаня, а что Харитон? Чего не хочет Фаня, чего — Харитон?
По сигналу поочередно каждый ученик выходит к доске и прикрепляет картинку к первой или второй таблице, руководствуясь наличием звука [ф.] или [х] в названии.
• Итог занятия: - Чем мы занимались на сегодняшнем уроке?