Просмотр содержимого документа
«Логопедический урок для 1 класса на тему «Дифференциация Р-Л».»
Логопедический урок для 1 класса (профилактика дисграфии)
Тема: «Дифференциация Р-Л».
Цель: обобщение знаний по дифференциации звуков и букв р –л и закрепление умений произношения звуков [р],[р’],[л],[л’]
Задачи:
Образовательные:
-уточнить и сравнить артикуляцию и звучание звуков[р],[р’],[л],[л’]
-закрепить произношение звуков [р],[р’],[л],[л’]изолированно, в слогах, словах
-активизировать лексический запас и расширить его
-упражнять во включении в слова, вырабатываемых звуков
Коррекционно-развивающие:
-развивать фонематический слух, анализ и синтез
-развивать память, мышление, внимание
Воспитательные:
-воспитывать чувство прекрасного через яркость, красочность наглядных пособий
-воспитывать позитивную личность, на основе созданий в процессе занятия «ситуаций успеха»
Здоровьесберегающие:
-способствовать сохранению здоровья детей через предупреждение переутомления на занятии и снятии напряжения
-развивать речевой и дыхательный аппарат через речедвигательную ритмику и дыхательную гимнастику.
Оборудование: картинки к артикуляционной гимнастике, зеркала, вертушка для дыхательного упражнения, предметные картинки, карточки-буквы, карточки для индивидуальной работы, ламинировавнные карточки-таблицы, маркеры для доски, влажные салфетки.
Тип занятия: закрепление пройденного материала.
Ход занятия:
I Орг.момент.
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Все ль на месте,
Все ль в порядке:
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять?
2.Артикуляционная гимнастика.
- А теперь возьмите свои зеркала, и мы сделаем артикуляционную зарядку:
«Улыбка» - Доброе утро и солнцу, и птицам: Доброе утро улыбчивым лицам! Посмотрели друг на друга и улыбнулись
«Качели»:
На качелях я качаюсь:
Вверх-вниз, верх-вниз.
Я до крыши поднимаюсь,
А потом спускаюсь вниз.
«Маляр»:
Красить потолок пора
Пригласили маляра
Челюсть ниже опускаем,
Язык к нёбу поднимаем,
Поведём вперёд-назад,
Наш маляр работе рад
«Вкусное варенье»
Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе
Язычок я подниму
И остатки оближу.
«Лошадка»
Я лошадка – серый бок (цок, цок),
Я копытцем постучу (цок, цок),
Если хочешь, прокачу (цок, цок).
«Дыхательное упражнение».
-А теперь вытянем губки трубочкой и подуем на вертушку, не надувая щёк.
3. Развитие межполушарного взаимодействия.
- А сейчас давайте вспомним упражнение «Лягушка» (Выполнение упражнения «кулак-ребро-ладонь» со словами) Лягушка (кулак) Хочет (ребро)
В пруд (ладонь раскрыта вниз, на стол) Лягушке (кулак)
Скучно (ребро)
Тут (ладонь)
Выполнение детьми действий, согласованных со словами. Сначала медленно, затем быстрее (3-4 раза)
4.Основная часть.
Характеристика звуков.
-Ребята, мы начинаем наше занятие, но тему урока вы должны угадать сами. Послушайте слова и выделите первые звуки:
-Рыба, лето, роза, ландыш.
-Правильно. Тема нашего занятия: Дифференциация звуков и букв Р-Л.
- Возьмите зеркало и произнесите звук Р , посмотрите, что происходит с языком, а теперь произнесите звук Л . Чем отличаются произношение этих звуков? Учитель обобщает ответы детей и делает вывод: при произнесении этих звуков , кончик языка поднят вверх, но при звуке [р] язык дрожит (вибрирует), а при [л] нет.
-А теперь ещё раз вместе произнесём звук р-р-р, а теперь л-л-л.
-Давайте произнесем, что получится при соединении согласного «Р» с гласными (запись схемы на доске : ра, ро, ру, ры). Аналогичная работа с «Л».
-Молодцы, ребята! А если мы соединим звук «Р» с другими гласными (другая схема на доске – ре,ри, ря) , какой слышим звук – твердый или мягкий? Аналогичная работа с «Л».
-Итак, что мы вспомнили, ребята? (Что звуки Р и Л бывают твердыми и мягкими)
5. Задание «Найди звук».
Ребята посмотрите на доску, что вы видите? Правильно это домики. Нам нужно заселить жильцов, но только тех, в название, которых мы слышим наши звуки.
Слова (на картинках): ландыш, мяч, желуди, акула, фиалки, лама, рак, тигр, ведро, окно, ласточка, арбуз, ложка, банан.
6. Физминутка. Проговаривание стихотворения с имитацией движений.
Возле елочки зеленой
Скачут, каркают вороны.
Из-за корочки подрались,
Во все горло разорались:
Кар-кар-кар!
Вдруг собаки выбегают,
Ворон крикливых разгоняют.
7. Игра с мячом.
-Теперь, будьте внимательны, я буду называть начало слова, а вы договаривайте и возвращайте мне мяч. Выберите слог ра или ла, чтобы слово звучало правильно.
Ры или лы (По…, топо…, вокза…, дво…, сто…, па…, ви…)
Молодцы!
8. Письменное задание.
У вас на партах есть карточки, которые лежат посередине. Вам нужно вставить пропущенную букву Р или Л, что бы получилось новое слово. (лама-рама, лак-рак, полка-порка, игла-игра, пил- пир ).
9. Задание «Найди буквы».
Следующее интересное задание на внимание: Найдите букву Р - подчеркните её. Найдите букву Л - обведите её. (Выполнение действий маркерами – цвет дети выбирают любой)
10. Игра «Хлопни, когда услышишь»
– Ребята, сейчас вы хлопнете в ладоши только тогда, когда услышите звук Р или звук Л. (ландыш, мяч, желуди, акула, фиалки, лама, рак ,тигр, ведро, шарик, арбуз, ложка, банан)
11. Итог занятия:
-Вы все молодцы! Хорошо потрудились! Все помните про звуки.