Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме: «Автоматизация звука [Ж]» в 3 классе»
Подготовила учитель –логопед
Тропина Ольга Сергеевна
МКОУ Отрокская СОШ,
Идринского района,
Красноярского края.
Логопедическое занятие по теме:
«Автоматизация звука [Ж]» в 3 классе
Цель:
Создание условий для автоматизации звука [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложении, в тексте.
Ход занятия:
I. Психологический настрой.
Сегодня мы снова начинаем путешествие в удивительный мир компьютера. На предыдущих занятиях мы с вами уже путешествовали и знаем, что много нового, интересного мы узнаем из компьютера. О чём же он расскажет нам сейчас?
II. Вычленение звука [ж].
Какой звук чаще встречается в тексте?
Жу-жу, жу-жу,
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву Ж всё твержу.
Зная твёрдо букву эту,
Я жужжу весной и летом.
Кто это? (жук)
Какой звук встречается чаще в тексте?
III. Объявление темы занятия.
Вместе с нашим гостем жуком мы отправимся в удивительный и волшебный мир звука [Ж]. В этом нам поможет компьютер.
IV. Артикуляционная гимнастика ( для губ, языка)
Упражнения:
Улыбка
Заборчик
Чашечка
Качели
Вкусное варенье
Воздушная струя – тёплая, слабая.
V. Правильная артикуляция звука.
В каком положении находятся губы? (разомкнуты)
В каком положении находятся зубы? (сближены)
В каком положении находится язык? (за нижними зубами, спинка языка поднята к нёбу)
Голосовые связки работают.
Характеристика звука: согласный, звонкий, всегда твёрдый
VI. Автоматизация в слогах.
Повторите стишки-скороговорки:
Жи –жи –жи – живут в лесу ежи
Жа –жа –жа – ты нашел в лесу ежа
Жу –жу –жу – я с тобой дружу
Задание «Окошки»
В домике Жужжалочки живут разные жители. Одни ложатся спать рано, другие поздно ночью. Давай узнаем, кто уже спит, а кто нет. Прочитай все слоги в окошках. В окошках, где живут слоги ЖА, еще горит свет, раскрась эти окошки желтым цветом. А остальные окошки раскрась серым цветом, потому что в этих квартирах все легли спать, там темно.
VII. Автоматизация в словах.
Отгадайте загадки:
1.Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: ква-ква. (Жаба)
2. В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
3. Он ходит, голову задрав,
Не потому, что важный граф,
Не потому, что гордый нрав,
А потому, что он … (Жираф)
4. Лучше синица в руках, чем … в небе. (Журавль)
5. Эта перелётная певчая птица одна из первых прилетает к нам с юга. (Жаворонок)
Давайте вместе ещё раз прочитаем слова, выделяя голосом звук [Ж].
Пальчиковая гимнастика
Ты, утенок, не пищи,
Лучше маму поищи. (Сжимание и разжимание пальцев)
Полетели птички,
Птички – невелички.
Сели птички. Посидели.
Опять полетели. (Пальцы переплетены, ладони сжаты. Поднимаем и опускаем пальцы в соответствии с ритмом стиха)
Выйду на крылечко,
Вынесу колечко.
Я его вместо игрушки
Подарить хочу Валюшке. (Большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные отвести в сторону.)
Домики Жужжалочки
Жужжалочка построила дома для слов, в которых есть звук Ж.
Тебе нужно помочь ей расселить эти слова в разные дома.
Слова с одним слогом — в одноэтажный дом, с двумя слогами—в двухэтажный дом, с тремя — в трехэтажный дом. Назови слова, скажи, сколько в них слогов, проведи от них стрелочку к нужному дому.
VIII. Игры со словами.
Волшебство буквы Ж состоит ещё и в том, что она из большого предмета может сделать маленький.
Флаг – флажок
Снег - … (снежок)
Берег - … (бережок)
Друг - … ( дружок)
Сапог - … (сапожок)
Пирог - … (пирожок)
С помощью буквы Ж можно создать новое слово. Замените первый звук в словах на звук [Ж], чтобы получилось новое и объясните значение.
Лук-жук
Баба-жаба
Печь-жечь
Мало-жало
Пакет-жакет
Пучок-жучок
Физкультминутка.
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Задание «Подарок»
У Жужжалочки тоже есть своя буква Ж. Буква Ж собралась к Ш в гости и решила подарить ей в подарок желтые кружочки. Желтые кружочки есть только у буквы Ж. Найди все буквы Ж, назови их и раскрась кружочки рядом с ними желтым цветом.
IX. Автоматизация в предложении.
В компьютере перепутались слова в предложении. Давайте восстановим порядок слов в предложении.
Жука, увидели, Жора, и, Женя.
Запишите свой вариант в тетрадях.
Женя и Жора увидели жука.
Составьте схему этого предложения.
.
Ж Ж ж
А какое предложение получилось у компьютера?
X. Автоматизация в тексте.
Какая удивительная песенка есть про жука. Но в этой песенке потерялись некоторые слова. Давайте восстановим текст по смыслу.
Песенка жука.
Я весёлый майский … .
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками … .
А зовут меня … .
Почему зовут Жу-жу?
Потому что я … .
В. Береснёв.
Слова для текста: жук, кружу, Жу-жу, жужжу.
Посмотрите: как много в природе есть жуков. (показать разнообразие видов жуков в природе)
XI. Итог занятия.
Мы сегодня с вами заглянули в удивительный и волшебный мир звука [Ж]. А почему он волшебный?
Давайте попрощаемся с жуком и компьютером. До новых встреч!