kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква [Ш]".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое занятие

Аннотация: В работе  предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука  [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и  развитию  психических процессов у  учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Класс:  1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.

Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш]  на материале  игр и упражнений на развитие психических процессов.

 Задачи:

- Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

-Корригировать и развивать  произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

- Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка",  карточки для развития  зрительного восприятия, мяч.

Ход занятия:

I. Орг. момент   

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки   (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны),  прочитайте её имя

Золушка

-  Назовите пятую букву в её имени?

II. Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III. Характеристика звука

- Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI. Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

 Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V. Основная часть

  - Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

- В своей комнате Золушка долго плакала,  а потом решила попросить помощи.

- Давайте отправимся  вместе с ней и  поможем  Золушке собраться  на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.

1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

- А вы хотели бы помочь ей?

- Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

- Отгадайте загадку и узнаете,  к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

- Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его,  повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет  - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка    (После выполнения у Золушки появляется новое платье).

 2. Упражнение  в классификации

- Отгадайте загадку  и узнаете,  к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется?  …кошка (появляется игрушка).

- Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются   каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

- Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

- Выберете только те предметы,  в названии которых встречается звук [Ш].

- Определите место звука [Ш] в словах,  подберите нужную схему.

  (после выполнения задания у Золушки появляются туфли).    

 3. Упражнение "Чудо дерево"   

- Отгадайте загадку и узнаете,  к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

 Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

 Это косолапый …  мишка (появляется игрушка)

- Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на  волшебном дереве выросли картинки. 

 Назовите их одним словом.

- Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

- В благодарность за то, что вы выполнили задание,   Мишка дарит Золушке корону.

4.  Динамическая пауза

- Прежде, чем отправиться в  дальнейший путь,  выполним упражнение  «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

-Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас,  вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки  и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.

5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"  

- Отгадайте загадку и узнаете,  к кому  четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

- Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть  вещей со звуком [Ш].

- А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

-  Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

- Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

- Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.

Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок,  все бусинки  перемешались,  давайте поможем перебрать  их по цвету  (ученики перебирают бусинки под музыку).

6. Дидактическая игра "Подбери по форме"  

- Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

- Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

- Что подарила Лягушка Золушке  вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности,  какой они идут при счете.

- Прочитайте слово             КАРЕТА       

                                              1 2 3 4 5 6 

- Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.

6. Упражнение на развитие долговременной памяти   

- Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).

VI. Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.  

- Ребята, Вы помогли Золушке?

- Что Вы для этого делали?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква [Ш]". »

ФИО автора:

Тарасова Елена Геннадьевна


Должность:

учитель-логопед


Учреждение:

ГОКУ СКШ № 3 г. Тулуна Иркутской области



Логопедическое занятие





Аннотация: В работе предлагается логопедическое занятие по автоматизации звука [Ш] в словах и предложениях на материале игр и упражнений, способствующих коррекции и развитию психических процессов у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.



Класс: 1

Речевое заключение: Системное недоразвитие речи легкой степени тяжести с нарушением звукопроизношения по типу дислалии (шипящий сигматизм) при умственной отсталости.


Тема: Звук и буква [Ш]

Цель:

Автоматизация звука [Ш] на материале игр и упражнений на развитие психических процессов.

Задачи:

- Закреплять четкое произношение звука [Ш] в словах и предложениях.

-Корригировать и развивать произвольное внимание через упражнения в нахождении общих и отличительных признаков предметов.

- Воспитывать положительную мотивацию к занятиям через игровые формы его проведения.

Оборудование: кукла Золушка, мягкие игрушки (петушок, кошка, мышка, лягушка, мишка), плакат "Чудо дерево", карета, предметные картинки, схемы «место звука [Ш] в слове», компьютер, мультфильм Уолта Диснея "Золушка", карточки для развития зрительного восприятия, мяч.



Ход занятия:

I. Орг. момент

- Ребята, сегодня к нам в гости пришла героиня сказки (появляется кукла в рваном платье, без туфель, бус, короны), прочитайте её имя

Золушка

- Назовите пятую букву в её имени?

II. Разбор артикуляции

(губы трубочкой, зубы вместе, язычок поднимается вверх, но к зубам не прижимается, воздушная струя тёплая)

III. Характеристика звука

- Дайте характеристику звуку (согласный, шипящий, твёрдый, глухой)

VI. Артикуляционная гимнастика

1. «Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

2. «Лопаточка»

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

3. «Чашечка»

- Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Язычок наш поумнел.
Чашку сделать он сумел.
Можно чай туда налить.
И с конфетами попить.

4. «Вкусное варенье»

- Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу (язык – широкий, боковые края его касаются углов рта), делая движения языком сверху вниз, а не из стороны в сторону. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх – она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

Губка верхняя в варенье
Ах, неаккуратно ел.
Вот облизывать придётся
Будто нету других дел.

5. «Согрей – заморозь ладошку»

Произносим длительно звук [C] (при этом воздушная струя направлена на ладонь) – ладошка замёрзла, а теперь согреем её - произносим длительно звук [Ш].

V. Основная часть

- Послушайте историю Золушки (включается фрагмент мультфильма, где мачеха и сестры уезжают на бал, а Золушка, заплакав, убегает).

- В своей комнате Золушка долго плакала, а потом решила попросить помощи.

- Давайте отправимся вместе с ней и поможем Золушке собраться на бал. Вам нужно будет запомнить всех, у кого она побывала.



1. «Съедобное – не съедобное» (игра с мячом)

- А вы хотели бы помочь ей?

- Для этого нам нужно правильно произносить звук [Ш], красиво говорить и быстро выполнять все задания.

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому первому пришла Золушка

В подполье, в каморке

Живет она в норке.

Серая малышка,

Кто же это? (мышка)

- Я буду кидать Вам мяч и называю разные предметы, Вы ловите его, повторяете его название. Если названный предмет можно употреблять в пищу, вы говорите «съедобный», если нет - «несъедобный»

Слова: шишка, шар, шоколадка, шарф, шуруп, каша, шкатулка, шуба, шашлык, ватрушка, картошка, кувшин, груша, плюшка (После выполнения у Золушки появляется новое платье).



2. Упражнение в классификации

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому второму пришла Золушка

Мордочка усатая, шубка полосатая

Молоком питается. Как называется? …кошка (появляется игрушка).

- Кошка предлагает Вам группы картинок. Назовите картинки (выдаются каждому ребёнку:

1. Неваляшка, кукла, шары, машинка, робот, самолёт, матрёшка.

2. Шуба, рубашка, юбка, платье, шорты, штаны.

3.Лошадка, мышка, тигр, кошка, жираф, собака.)

- Как эти предметы можно назвать одним словом? (Игрушки, одежда, животные)

- Выберете только те предметы, в названии которых встречается звук [Ш].

- Определите место звука [Ш] в словах, подберите нужную схему.






Ш








Ш









Ш





(после выполнения задания у Золушки появляются туфли).

3. Упражнение "Чудо дерево"

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому третьему пришла Золушка.

Добрый он, большой, лохматый.

Его знаете ребята.

Он в берлоге спит зимой под высокою сосной.

Он не слон и не мартышка.

Это косолапый … мишка (появляется игрушка)

- Мишка рад помочь Золушке, но для этого нужно выполнить задание: на волшебном дереве выросли картинки.

- Назовите их одним словом.

- Посмотрите внимательно, найдите одинаковые и снимите их.

- В благодарность за то, что вы выполнили задание, Мишка дарит Золушке корону.



4. Динамическая пауза

- Прежде, чем отправиться в дальнейший путь, выполним упражнение «Горошек растёт» (с музыкальным сопровождением).

-Сейчас я превращу вас в горошинки. Посадили горошинки в землю (присаживаемся). Солнышко светит и согревает вас, вы начинаете расти (поднимаем руки вверх и начинаем приподниматься). Растём! Растём! Растём! Выросли! (поднимаемся на носочки и тянем вверх руки). Превращайтесь в детей и возвращайтесь на свои места.



5. Упражнение на развитие внимания "Посмотри внимательно"

- Отгадайте загадку и узнаете, к кому четвертому пришла Золушка и для кого мы вырастили горошек.

Встает на заре,

Поет во дворе,

На голове гребешок

Кто же это? … петушок (появляется игрушка)

- Петушок приготовил для Золушки задание:

Посмотрите внимательно,

Поразмыслите не спеша,

И отыщете обязательно

Шесть вещей со звуком [Ш].

- А теперь сравните мальчиков: предъявляется две картинки, отличающиеся несколькими признаками.

- Посмотрите на карточку и посчитайте: сколько здесь шарфов, шапок и шуб.

- Сколько ребят мы сможем одеть для зимней прогулки, так чтобы у каждого ребёнка была шапка, шуба и шарф?

- Петушок благодарит Вас за правильно выполненные задания и дарит Золушке бусы.



Физ. минутка

Пока Петушок нёс подарок, все бусинки перемешались, давайте поможем перебрать их по цвету (ученики перебирают бусинки под музыку).



6. Дидактическая игра "Подбери по форме"

- Посмотрите на нашу Золушку, готова ли она к балу.

- Мы помогли Золушке собраться на бал, но дворец находится очень далеко. Как же ей добраться до него? Отгадайте загадку и узнаете, кто ей поможет:

На полянке и опушке

Нас всегда везде найдете

Мы зеленые квакушки

Лупоглазые … лягушки (появляется игрушка)

- Что подарила Лягушка Золушке вы узнаете, если соберете слово, поставив цифры в той последовательности, какой они идут при счете.

- Прочитайте слово КАРЕТА

1 2 3 4 5 6



- Карета непростая, а волшебная. Какие геометрические фигуры вы видите в её окошечках. Вы должны найти картинки, похожие на треугольник, квадрат и прямоугольник. Среди выбранных Вами картинок найдите те, в названии которых встречается звук [Ш], и пометить их в окошки. Только после этого карета сможет поехать.



6. Упражнение на развитие долговременной памяти

- Пока Золушка едет на бал, давайте вспомним всех, кто помог ей собраться. Кто был первый, второй, третий, четвертый, пятый? (по мере называния игрушки выставляются на столе).



VI. Итог

Включается фрагмент мультфильма, где Золушка танцует на балу.

- Ребята, Вы помогли Золушке?

- Что Вы для этого делали?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква [Ш]".

Автор: Тарасова Елена Геннадьевна

Дата: 26.08.2015

Номер свидетельства: 227060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Конспект логопедического занятия   Тема: "Предложение. Слово". "
    ["seo_title"] => string(68) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-priedlozhieniie-slovo"
    ["file_id"] => string(6) "130495"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415905348"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [з] - [ж]""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_diffierientsiatsiia_zvukov_z_zh"
    ["file_id"] => string(6) "399549"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489330963"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект   логопедического занятия  Тема: Дифференциация ч-щ. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-diffierientsiatsiia-ch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "163165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450577"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Дифференциация букв и звуков [Т – Д]"
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_individualnogo_logopedicheskogo_zaniatiia_tema_differentsiatsiia_bukv_i"
    ["file_id"] => string(6) "508820"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1556626544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект логопедического занятия в 1 классе   Тема: Звук и буква с. "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-v-1-klassie-tiema-zvuk-i-bukva-s"
    ["file_id"] => string(6) "163163"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450212"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства