Этап | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Организационный момент. | Цель: введение в тему занятия, создание положительного настроя на учение, пробуждение интереса к познанию новых звуков, а также коррекция психологических функций |
Словесный, наглядный методы. Игровой прием. | Приветствует ребят. Создает эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Каждый день всегда, везде: На занятиях, в игре Верно, четко говорим, Никуда мы не спешим. Здравствуйте, меня зовут Анастасия Григорьевна. Сегодня занятие проведу я. Кто знает, какое у нас будет занятие? Чему мы учимся на индивидуальных занятиях? Что помогает нам правильно и красиво говорить? Ребята, к вам на занятие я пришла не одна, а со своим другом «Мишкой». Он очень хочет познакомиться с вами поближе. Организует работу над историей. Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мишка. Он никому не говорил “Доброе утро” и “Спокойной ночи”. Рассердились на него все друзья – не хотят с ним дружить. И мама посоветовала ему, что нужно быть со всеми вежливыми. Мишка решил исправиться. Почистил зубки, причесался и собрался в путь. Он решил, что со всеми теперь он будет вежливый и всегда будет рад помочь друзьям. И так наш Мишка собрался в путь. И вас, ребята, Мишка приглашает в путешествие. Отправимся с нашим другом? Для этого нам с вами необходимо подготовиться.
| Приветствуют учителя. Настраиваются на работу. Индивидуальное. Правильно и красиво говорить. Язык, губы. Внимательно слушают историю. Да. |
Подготовительный этап. 1. Мимические упражнения 2. Упражнения для развития дыхания 3. Упражнения для силы голоса 4. Мелкая моторика 5. Артикуляционная гимнастика | Цель: подготовка органов речи к работе |
Цель: формировать умение воспроизводить мимические движения в соответствии с заданием; формировать навык распознавания эмоций по графическому изображению |
Словесный, наглядный, практический методы. Игровой прием. | Показывает карточки с эмоциями. Давайте выполним упражнения для мышц лица. Контролирует выполнение упражнений. Какие упражнения выполняли? | Выполняют упражнения для мышц лица. Выполняли упражнения для мышц лица. |
Цель: вырабатывать направленную воздушную длительную струю, необходимую для правильного произношения звука |
Словесный, наглядный, практический, иллюстративно - объяснительный методы. Игровой прием | Работа по развитию дыхания. Сейчас мы с вами будем учиться правильно дышать. Наш Мишка очень любит мед, а запивает он горячим чаем. Подуем, чтобы остыл чай. Контролирует выполнение упражнения. Чему учились на занятии? | Выполняют упражнение для развития дыхания. Учились правильно дышать. |
Цель: развить у детей силу голоса |
Словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный методы. Игровой прием. | Создает эмоциональный настрой на дальнейшую работу. Встаньте дети. Давайте возьмемся за руки и отправимся в лесную чащу. Нас уже там ожидает Мишка. Что вы заметили на полянке? А почему они на земле и почему такого цвета? Вот мы и пришли на лужайку. Присаживайтесь на стулья. Ой, а кто это? Мы пришли в гости к Зайчишке. Организует работу по развитию силы голоса. У Зайчишки мы будем учиться говорить громко\ тихо. Повторяйте за мной. А У Чему учились, выполняя задание? | Встают, берутся за руки и ходят по классу. Листики. Осенью листья желтеют и опадают. Присаживаются на стулья. Заяц. Выполняют упражнение по развитию силы голоса. Учились громко и тихо говорить. |
Цель: развитие мелкой моторики |
Словесный, наглядный, практический, иллюстративно-объяснительный, исследовательский методы. Игровой прием. | Работа по упражнению для пальчиков. Выполним упражнение для пальчиков. Вам задание от Мишки. Постарайтесь собрать мозаику. Контролирует выполнение упражнения. Какие молодцы! Как здорово у вас получилось! Для чего мы выполняли это упражнение? | Собирают мозаику. Для пальчиков. |
Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звука |
Словесный, наглядный, практический методы. Игровой прием. | Работа по упражнению для язычка. Выполним упражнения для язычка. Выполняем перед зеркалом. «Улыбка-трубочка», «Чашечка», «Варенье», «Лошадка», «Грибочек» Контролирует выполнение упражнений. Какие упражнения мы выполняли? | Взяли в руки зеркало и повторяют за учителем упражнения. Мы выполняли упражнения для язычка. |
Основная часть. 1. Чтение стихотворения 2. Работа с профилем 3. Развитие фонематического слуха 4. Чтение слогов | Цель: автоматизация звука [Ш] в обратных слогах |
Цель: различать и выделять на слух речевые единицы |
Словесный метод. Игровой прием. | Организует работу над звуком. Идет Мишка по тропинке и сочиняет стихи. Послушайте, ребята, что у него получается: Тише, мыши, кот на крыше, А котята еще выше. Кот пошел за молоком, А котята кувырком. Кот пришел без молока, А котята ха-ха-ха. Какой звук я выделила голосом? Сегодня на занятии дежурным звуком будет [Ш]. | Внимательно слушают стихотворение. [Ш] |
Цель: подготовка к правильному восприятию и воспроизведению звука |
Словесный, практический методы. Игровой прием. | Работа с зеркалом. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [Ш]. Работа над звуком. Дадим характеристику дежурному звуку. Что мы узнали о звуке [Ш]? Каким сигналом обозначается? Какому звуку давали характеристику? | Смотрят в зеркало, произносят звук. [Ш] – согласный, твердый, глухой. [Ш] |
Цель: развитие у детей фонематического слуха |
Словесный, исследовательский методы. Игровой прием. | А сейчас мы будем с вами выделять звук [Ш] среди других звуков. [П] [Т] [Ш] [Р] [С] [Ш] [Р] [К] [Ш] Выделим звук [Ш] среди слогов. [ОР] [АЛ] [ОШ] [ИШ] [ОС] [УШ] Среди чего мы выделяли звук [Ш]? | Показывают сигналом, услышав звук [Ш]. Среди слогов, других звуков. |
Цель: закрепление звука в обратных слогах |
5. Работа с картинками 6. Физминутка «Веселые кошки» (видеоролик) 7. Звукобуквенный анализ слова | Словесный, наглядный, практический методы. Игровой прием. | Работа над чтением слогов. Прочитаем звук [Ш] в обратных слогах. А И Ш О У | Читают слоги. |
Цель: развитие внимания |
Словесный, наглядный, практический методы. Игровой прием. | Работа с картинками. Мишка продолжал свое путешествие. И встречал все новых друзей. В этот раз он встретил, кошку, мишку, мышку и петуха. Назовите картинки. Какая картинка здесь лишняя, почему? Одним словом картинки можно назвать -животные. В какой домик необходимо поселить кошку, мишку, мышку? Чему мы учились, выполняя задания?
Цель: снятие общего утомления у ребенка | Кошка, мишка, мышка и петух. Петух. Нет дежурного звука. Во 2. Работать по картинкам. |
Цель: звукобуквенный анализ слова с дежурным звуком |
Словесный, наглядный, практический методы. Игровой прием. | Организует работу над словом. Проведем звукобуквенный анализ слова, отгадав загадку Мишки: Хозяин лесной, просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. Кто же это? Вы совершенно правы. Сколько слогов в слове «мишка»? На какой слог падает ударение? Работа над словом. М и ш к а Какое задание выполняли? | Мишка. 2. На 1. Выполняли звукобуквенный анализ слова. |
Итог занятия. Рефлексия. | Цель: самооценка детьми собственной деятельности |
Словесный метод. Игровой прием. | Самооценка. Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какой звук мы учились произносить? Давайте простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми. А это вам, от Мишки (подарки: раскраски и цветные карандаши). | Ответы детей. |