kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Корень слова. Однокоренные слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия по устранению дисграфии в 5 классе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Корень слова. Однокоренные слова.»

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Саратовской области

«Школа для обучающихся по адаптированным образовательным программам №4 г.Саратова»












Конспект логопедического занятия

по устранению дисграфии

на тему: «Корень слова. Однокоренные слова».

5 класс













Составила: учитель логопед

высшей квалификационной

категории А.А. Гардина












Саратов-2018


Конспект логопедического занятия

по устранению дисграфии

5 класс.

Логопедическая тема: Корень слова, однокоренные слова.

Лексическая тема: Признаки осени.

Цель: закрепить понятия корень слова, однокоренные слова.

Активизировать и уточнить словарь по теме Осень.

Задачи:

образовательные: учить подбирать однокоренные слова, правильно выделять корень слова;

развивающие: развивать орфографическую зоркость, зрительное восприятие,

фонематический слух, мыслительные операции, коммуникативные навыки;

воспитательные: воспитывать самостоятельность, самоконтроль, умение работать в группе.

Форма проведения: подгрупповое занятие.

Образовательные ресурсы:

мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерная программа «Игры для тигры», музыкальный проигрыватель, оборудование для кукольного театра (ширма, куклы, декорации).

Аннотация.

Занятие проводится с применением здоровьесберегающих технологий. Соблюдаются гигиенические условия в логопедическом кабинете. Используется чередование видов деятельности. Проводится зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики. На занятии сохраняется положительный эмоциональный настрой, что способствует активизации учебной деятельности учащихся.

Категория детей: учащиеся 5 классов с нарушением интеллекта, системным недоразвитием речи легкой степени. Нарушение звукопроизношения, дисграфия, дислексия.



Ход занятия.


Деятельность учителя.

Деятельность учащихся.

Примечания.

  1. Организационный момент. (1 минута)

- Проверьте, готовы ли к работе ваши рабочие места. На занятии будьте внимательными, активными, отвечайте на вопросы полными предложениями.


Готовятся к занятию.

Настраиваются на работу.


  1. Основная часть.


1.Актуализация имеющихся знаний (2 минуты).

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, какое время года описывает автор.


Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе. (Бальмонт)




-Почему вы так думаете?





Слушают стихотворение.

Угадывают время года, определяют признаки осени.












- В этом стихотворении говорится об осени.


Примерные ответы детей:

Понижается температура воздуха, птицы улетают в теплые края, желтеют листья на деревьях.


Сообщение темы занятия.

- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о признаках осени.



2. Составление предложений по картинкам (3 минуты).


-Рассмотрите иллюстрации об изменениях в природе осенью.

Опишите происходящее одним предложением.

1.Листья опадают с деревьев (Иллюстрация 1)

2.Дует сильный холодный ветер (Иллюстрация 2)

3.Появляются первые заморозки. (Иллюстрация 3)

4. Часто идет дождь (Иллюстрация 4)


Дифференцированное задание.

1группа. Составляют предложение самостоятельно.

2 группа. Выбирают нужное предложение из нескольких предложенных.

3 группа. Соотносят предложение с соответствующей иллюстрацией.

3. Развитие слухового внимания (2 минуты).


- Можем ли мы услышать осень? Какие у осени есть звуки?


Последовательно прослушивают аудиозаписи.

Называют звуки осени:

- Идет дождь.

-Дует ветер.

-Шелестят листья.

-Кричат птицы.




Развитие глагольного словаря.

4. Пальчиковая гимнастика . (1 минута)


На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев. .

Кулачки все крепко сжали

И немного подержали.

Чтоб красиво написать,

Надо пальчики размять.

Поочередно выпрямляют пальцы левой руки.

Поочередно выпрямляют пальцы правой руки.

Сжать ладони.


Встряхнуть кисти обеих рук.

Упражнение на развитие мелкой моторики.

Подготовка руки к письму.

5.Работа в тетради. (5 минут)


Откройте тетради, запишите число.

На новой строчке напишите слово ДОЖДЬ

Выделите корень в слове ДОЖДЬ.

Вспомним, что такое корень?






- Каким знаком мы выделяем корень слова?


Подберите и запишите однокоренные слова к слову ДОЖДЬ.

Записываю слова на доске в порядке образования их детьми.

Дождь, дождик, дождливый, задождило, дождинка.

Выделите корень в этих словах.


Запишите в тетради следующее слово ЗАМОРОЗКИ

Выделите корень в слове ЗАМОРОЗКИ.

Подберите однокоренные слова к слову ЗАМОРОЗКИ.

Записываю слова на доске в порядке образования их детьми.

мороз, морозный, морозить.

Записывают число.






-Корень- главная неизменяемая часть слова.

В корне заключено значение всех однокоренных слов.


-На письме корень слова выделяется дугой.


Записывают однокоренные слова к слову дождь.

Находят и выделяют корни слов.







Записывают слово ЗАМОРОЗКИ.

Подбирают однокоренные слова-

мороз, морозный, морозить.

Выделяют корень.

















Развитие и уточнение словарного запаса.




6. Дыхательная гимнастика. (3 минуты)


Мы с вами сказали, что осенью часто дует сильный холодный ветер.

Ветер – это перемещение воздуха над земной поверхностью.

-Как вы думаете, какую пользу может принести человеку ветер?








Сейчас мы с вами попробуем надуть паруса, раскрутить ветряные мельницы и даже запустить воздушного змея.

Инструкция учителя: «Делаем глубокий вдох носом и спокойный продолжительный выдох ртом».







Примерные ответы детей.

Перегоняет тучи и облака.

Очищает воздух.

Переносит семена растений.

Наполняет паруса.

Крутит ветряные мельницы.


Выполнение упражнений:

«Кораблики», «Мельницы», «Воздушный змей».


Работа с компьютерной программой «Игры для Тигры».




Практическая направленность, знание применение в жизни силы ветра.








Тренировка умения делать длинный плавный выдох.

Подготовка выразительного чтения сказки.



7. Зрительная гимнастика (1 минута).


Закрываем мы глаза

Вот какие чудеса.

Наши глазки отдыхают.

Упражненья выполняют.

А теперь мы их откроем. Через речку мост построим.

Нарисуем букву О. Получается легко.

Вверх поднимем, глянем вниз.

Вправо, влево повернем, заниматься вновь начнем.

Закрывают оба глаза.



Открывают глаза, глазами рисуют мост (смотрят вдаль).

Рисуют глазами букву О

Глаза поднимают верх, опускают вниз.

Смотрят вправо-влево.

Смотрят вверх-вниз.


8. Работа с предложением (3 минуты).

-Вставьте в предложение пропущенное, подходящее по смыслу слово.

Устно, по цепочке вставляют пропущенные слова.

1.Белка делает запасы на зиму.

2.Медведь впадает в зимнюю спячку.

3.Звери меняют летние шубки на зимние.

4. Птицы улетают в теплые края.

Развитие связной речи.



слайд 1


слайд 2


слайд 3


слайд 4


9. Кукольный театр по сказке «Три поросёнка»


-Назовите название сказки, герои которой вместо подготовки к зиме только пели и танцевали. Из-за этого у них случились серьезные неприятности.

О героях какой сказки идет речь?







- Это герои сказки«Три поросенка».


Показывают кукольный театр по сказке «Три поросенка»

Развитие выразительности речи и движений.


III.Закрепление полученных знаний.


-Каким по характеру был старший брат?



-Какими по характеру были младшие братья?



Подберите однокоренные слова к словам

ТРУД, ЛЕНЬ.


























-Выполним проверку проведенной работы.


Старший брат был ответственным, находчивым, много трудился.

-Младшие братья оказались ленивыми, трусливыми беззаботными.


Работают по карточкам.

Подберите однокоренные слова.

Выделите корень.


Труд - _______, __________.


Лень - ________, ________.



Подберите однокоренные слова. Выделите корень.


Труд - ______, ________.


Лень- ______, _________.


Слова для справок: труд, ленивый, трудиться, лениться.



Выделите корень в словах.


Труд- трудный, трудиться.


Лень – ленивый, лениться.


Самостоятельная проверка работы.

Дифференцированное задание.










1 группа. Подбирают слова самостоятельно.





2 группа. Выбирают однокоренные слова из предложенных.









3 группа. Находят и выделяют корень однокоренных слов.




Слайд 5.

Труд – трудный, трудиться.

Лень – ленивый, лениться.

IV. Подведение итогов.


-Скажите, пожалуйста, что такое корень слова?




-Каким знаком корень слова обозначается на письме?

-Как называются слова с одинаковым корнем?



Отмечает активность, хорошую работу учащихся.

-Наше занятие окончено, можете быть свободны.

-Корень – это главная, неизменяемая часть слова. В корне заключено значение всех однокоренных слов.

- На письме корень выделяется дугой.


- Слова с одинаковым корнем называются однокоренными.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Корень слова. Однокоренные слова.

Автор: Гардина Алевтина Александровна

Дата: 06.12.2018

Номер свидетельства: 489294

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Конспект . Корень слова. Однокоренные слова. 2класс"
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-korien-slova-odnokoriennyie-slova-2klass"
    ["file_id"] => string(6) "280878"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453444962"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "урок на тему "Корень слова.Однокоренные слова "
    ["seo_title"] => string(47) "urok-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "167199"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423059546"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "урок по русскому языку "Корень слова. Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-po-russkomu-iazyku-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "169481"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423413032"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "Занятие по русскому языку на тему "Корень слова. Однокоренные слова""
    ["seo_title"] => string(71) "zaniatiie-po-russkomu-iazyku-na-tiemu-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "266670"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450200702"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Поурочный план по  теме:"Корень слова.Однокоренные слова" "
    ["seo_title"] => string(59) "pourochnyi-plan-po-tiemie-korien-slova-odnokoriennyie-slova"
    ["file_id"] => string(6) "202515"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429268417"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства