воспитательные: воспитывать самостоятельность, самоконтроль, умение работать в группе.
Форма проведения: подгрупповое занятие.
Образовательные ресурсы:
мультимедийное оборудование, ноутбук, компьютерная программа «Игры для тигры», музыкальный проигрыватель, оборудование для кукольного театра (ширма, куклы, декорации).
Аннотация.
Занятие проводится с применением здоровьесберегающих технологий. Соблюдаются гигиенические условия в логопедическом кабинете. Используется чередование видов деятельности. Проводится зрительная, дыхательная, пальчиковая гимнастики. На занятии сохраняется положительный эмоциональный настрой, что способствует активизации учебной деятельности учащихся.
Категория детей: учащиеся 5 классов с нарушением интеллекта, системным недоразвитием речи легкой степени. Нарушение звукопроизношения, дисграфия, дислексия.
Ход занятия.
Деятельность учителя.
Деятельность учащихся.
Примечания.
Организационный момент. (1 минута)
- Проверьте, готовы ли к работе ваши рабочие места. На занятии будьте внимательными, активными, отвечайте на вопросы полными предложениями.
Готовятся к занятию.
Настраиваются на работу.
Основная часть.
1.Актуализация имеющихся знаний (2 минуты).
-Послушайте, пожалуйста, стихотворение и подумайте, какое время года описывает автор.
Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее.
Стаи птиц улетают Прочь, за синее море. Все деревья блистают В разноцветном уборе. (Бальмонт)
-Почему вы так думаете?
Слушают стихотворение.
Угадывают время года, определяют признаки осени.
- В этом стихотворении говорится об осени.
Примерные ответы детей:
Понижается температура воздуха, птицы улетают в теплые края, желтеют листья на деревьях.
Сообщение темы занятия.
- Сегодня на занятии мы продолжим говорить о признаках осени.
2. Составление предложений по картинкам (3 минуты).
-Рассмотрите иллюстрации об изменениях в природе осенью.
Опишите происходящее одним предложением.
1.Листья опадают с деревьев(Иллюстрация 1)
2.Дует сильный холодный ветер (Иллюстрация 2)
3.Появляются первые заморозки. (Иллюстрация 3)
4. Часто идет дождь (Иллюстрация 4)
Дифференцированное задание.
1группа. Составляют предложение самостоятельно.
2 группа. Выбирают нужное предложение из нескольких предложенных.
3 группа. Соотносят предложение с соответствующей иллюстрацией.
3. Развитие слухового внимания (2 минуты).
- Можем ли мы услышать осень? Какие у осени есть звуки?
Последовательно прослушивают аудиозаписи.
Называют звуки осени:
- Идет дождь.
-Дует ветер.
-Шелестят листья.
-Кричат птицы.
Развитие глагольного словаря.
4. Пальчиковая гимнастика . (1 минута)
На моей руке пять пальцев,
Пять хватальцев, пять держальцев. .
Кулачки все крепко сжали
И немного подержали.
Чтоб красиво написать,
Надо пальчики размять.
Поочередно выпрямляют пальцы левой руки.
Поочередно выпрямляют пальцы правой руки.
Сжать ладони.
Встряхнуть кисти обеих рук.
Упражнение на развитие мелкой моторики.
Подготовка руки к письму.
5.Работа в тетради. (5 минут)
Откройте тетради, запишите число.
На новой строчке напишите слово ДОЖДЬ
Выделите корень в слове ДОЖДЬ.
Вспомним, что такое корень?
- Каким знаком мы выделяем корень слова?
Подберите и запишите однокоренные слова к слову ДОЖДЬ.
Записываю слова на доске в порядке образования их детьми.
Дождь, дождик, дождливый, задождило, дождинка.
Выделите корень в этих словах.
Запишите в тетради следующее слово ЗАМОРОЗКИ
Выделите корень в слове ЗАМОРОЗКИ.
Подберите однокоренные слова к слову ЗАМОРОЗКИ.
Записываю слова на доске в порядке образования их детьми.
мороз, морозный, морозить.
Записывают число.
-Корень- главная неизменяемая часть слова.
В корне заключено значение всех однокоренных слов.
-На письме корень слова выделяется дугой.
Записывают однокоренные слова к слову дождь.
Находят и выделяют корни слов.
Записывают слово ЗАМОРОЗКИ.
Подбирают однокоренные слова-
мороз, морозный, морозить.
Выделяют корень.
Развитие и уточнение словарного запаса.
6. Дыхательная гимнастика. (3 минуты)
Мы с вами сказали, что осенью часто дует сильный холодный ветер.
Ветер – это перемещение воздуха над земной поверхностью.
-Как вы думаете, какую пользу может принести человеку ветер?
Сейчас мы с вами попробуем надуть паруса, раскрутить ветряные мельницы и даже запустить воздушного змея.