Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] - [щ’] в предложениях и тексте»
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] - [щ’] в предложениях и тексте»
Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы [ч’] - [щ’] в предложениях и тексте.
Задачи:
Образовательные:
1) Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ч’] и [щ’].
2) Повторение характеристики звуков [ч’] и [щ’].
3) Развитие навыков звукобуквенного анализа.
4) Повторение правила правописания чу-щу, ча-ща.
5) Совершенствование умения работать с деформированным предложением.
6) Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
7) Расширение и уточнение словарного запаса.
8) Совершенствование навыка чтения.
Коррекционные:
1) Развитие фонематического восприятия звуков [ч’] - [щ’].
2) Развитие зрительного восприятия букв [ч’] - [щ’].
3) Развитие орфографической зоркости.
4) Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательные:
1) Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
2) Повышать мотивацию детей к обучению.
3) Воспитывать нравственные качества в обучающихся.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
1) Находить ошибки, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
2) Доводить начатое до конца.
Познавательные:
1) Общеучебные:
a. Выделять и формулировать познавательную цель.
b. Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
2) Логические:
a. Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: зашумлённые картинки, предметные картинки со звуками [ч’] - [щ’], карточки с предложениями с ошибками и с деформированным предложением, серия сюжетных картин, текст с пропущенными буквами Ч и Щ по картине на каждого ребёнка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] - [щ’] в предложениях и тексте»»
Конспект занятия на тему: «Дифференциация звуков и букв [ч’] - [щ’] в предложениях и тексте»
Цель: научить детей дифференцировать звуки и буквы [ч’] - [щ’] в предложениях и тексте.
Задачи:
Образовательные:
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков [ч’] и [щ’].
Повторение характеристики звуков [ч’] и [щ’].
Развитие навыков звукобуквенного анализа.
Повторение правила правописания чу-щу, ча-ща.
Совершенствование умения работать с деформированным предложением.
Развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картин.
Расширение и уточнение словарного запаса.
Совершенствование навыка чтения.
Коррекционные:
Развитие фонематического восприятия звуков [ч’] - [щ’].
Развитие зрительного восприятия букв [ч’] - [щ’].
Развитие орфографической зоркости.
Развитие слухового внимания, слуховой памяти, логического мышления.
Воспитательные:
Воспитывать инициативность детей, уважение друг к другу.
Повышать мотивацию детей к обучению.
Воспитывать нравственные качества в обучающихся.
Формируемые универсальные учебные действия:
Регулятивные:
Находить ошибки, как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
Доводить начатое до конца.
Познавательные:
Общеучебные:
Выделять и формулировать познавательную цель.
Контролировать и оценивать результаты своей деятельности.
Логические:
Развивать умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, обосновывать свою точку зрения.
Оборудование: зашумлённые картинки, предметные картинки со звуками [ч’] - [щ’], карточки с предложениями с ошибками и с деформированным предложением, серия сюжетных картин, текст с пропущенными буквами Ч и Щ по картине на каждого ребёнка.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Сядет тот, кто назовёт картинку на экране, которая от нас спряталась.
На экране зашумлённые картинки, в названии которых есть звуки [ч’] - [щ’].
Формулирование цели занятия.
Логопед: Ребята, с каких звуков начинаются названия этих картинок?
Дети: со звуков[ч’] - [щ’].
Логопед: Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на занятии?
Дети: учиться различать звуки [ч’] - [щ’].
Логопед: Правильно, мы уже учились отличать эти звуки в слогах, словах и словосочетаниях? А сегодня мы будем работать с предложениями и текстом. Откройте ваши тетради, запишите число и тему занятия.
Логопед пишет на доске: Чч-Щщ
Минутка чистописания
Мы начнём с минутки чистописания. Пропишите, пожалуйста, соединения и слоги, которые написаны у вас в тетрадях. Пишите не торопясь, аккуратно.
Уточнение и сравнение артикуляции и звучания звуков «ш» и «ж».
Логопед: Давайте вместе произнесём звук [ч’], теперь [щ’].
Дети: [ч’], [щ’].
Логопед: Как расположены губы, когда вы произнесли эти звуки?
Дети: при: [ч’] в виде трубочки, при [щ’] - бубликом, рупором, то есть немного растянуты в улыбке
Логопед: А в как расположен язык?
Дети: за зубами, кончик поднят вверх, края языка прижаты к верхним коренным зубам.
Логопед: Значит расположение языка при произнесении этих звуков похоже?
Дети: да.
Логопед: А расположение губ отличается?
Дети: да.
Характеристика звуков [ч’], [щ’]
Логопед: Хорошо, ещё давайте вспомним, звуки [ч’], [щ’] согласные или гласные?
Дети: согласные.
Логопед: Правильно. Твёрдые или мягкие?
Дети: мягкие.
Логопед: Молодцы! Глухие или звонкие?
Дети: Глухие.
Логопед вызывает одного ребёнка к доске. Ребёнок выставляет под звуками, написанными на доске символ мягких глухих согласных – зелёные наушники.
Развитие навыков фонематического анализа
Логопед: Замечательно, посмотрите на картинки на экране и назовите слова, в которых есть звук [ч’].
Дети: ключ, часы, ручка, чашка, перчатки
Исправить ошибки в предложении
Логопед: Молодцы, а сейчас я предлагаю вам побыть учителями русского языка и проверить вот эти предложения (раздаёт карточки). Возьмите красную пасту и исправьте ошибки.
Письма опускают в пощтовый ячик.
В рещке много чук и лещей.
Мама надела щёрный плач.
Я пощистила овочи для борча.
В роче щебещут птицы.
Удощкой ловят лечей.
Дети зачитывают получившиеся предложения.
Логопед: Скажите, какое орфографическое правило связано со звуками [ч’], [щ’]?
Дети: правописание чу-щу, ча-ща
Работа с деформированным предложением.
Логопед: очень хорошо. Теперь выходите к доске. Тяните бумажки. Посмотрите, что на них написано. Как вы думаете, какое будет задание?
Дети: составить из слов предложение и вставить пропущенные буквы Ч, Щ
Логопед: правильно, составьте и запишите своё предложение на доске.
Каждому ребёнку даётся карточка со словами
хи_ники, добы_у, и_ут, лесу, в.
_инит, _асы, _асов_ик.
Бабушка, варит, _авеля, из, _и.
Логопед: Давайте проверим и подчеркнём орфограммы.
Дети по очереди читают предложения, подчёркивают орфограммы.
Составление рассказа по серии сюжетных картинок
Логопед: Молодцы! Посмотрите на картинки на экране. Как считаете, они связаны между собой?
Дети: да
Логопед: мы попробуем составить с вами рассказ по этим картинам.
Дети составляют рассказ.
Дифференциация звуков [ч’], [щ’] в тексте.
Логопед: Молодцы ребята. Я тоже составила рассказ по этим картинкам (раздаёт каждому). Прочитайте его и впишите в места пропусков букв букву Ч или Щ.
Дети читают самостоятельно, вставляют буквы. Затем читают текст по очереди вслух.
Митя и Чапа были дома одни. Мальчик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину чашку, задел её рукой. Чашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую чашку. «Кто это сделал?» - спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это Чапа». «Точно Чапа?» - спросила мама. Митя молча кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала Чапу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамочка, это я разбил чашку, не прогоняй Чапу. Я случайно». Мама обняла сына и сказала: «Я очень рада, что ты признался. Честность – самое главное качество в людях».
Беседа по тексту.
Подведение итогов занятия:
Логопед: Замечательно, ребята! Итак, какие звуки мы учились отличать сегодня на занятии?
Дети: [ч’] - [щ’].
Логопед: Правильно. Охарактеризуйте эти звуки.
Дети: звуки [ч’], [щ’] согласные, мягкие, глухие.
Рефлексия:
Логопед: Правильно! Молодцы! Оцените свою работу на занятии, глядя на наш светофорчик. Вы очень старались сегодня! Большое спасибо. В награду за старание дарю вам раскраски. Занятие окончено.
Письма опускают в пощтовый ячик.
В рещке много чук и лещей.
Мама надела щёрный плач.
Я пощистила овочи для борча.
В роче щебещут птицы.
Удощкой ловят лечей.
Письма опускают в пощтовый ячик.
В рещке много чук и лещей.
Мама надела щёрный плач.
Я пощистила овочи для борча.
В роче щебещут птицы.
Удощкой ловят лечей.
Письма опускают в пощтовый ячик.
В рещке много чук и лещей.
Мама надела щёрный плач.
Я пощистила овочи для борча.
В роче щебещут птицы.
Удощкой ловят лечей.
хи_ники, добы_у, и_ут, лесу, в.
_инит, _асы, _асов_ик.
Бабушка, варит, _авеля, из, _и.
Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» - спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» - спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях».
Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» - спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» - спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях».
Митя и Чапа были дома одни. Маль_ик играл на столе в машинки. Он не заметил любимую мамину _ашку, задел её рукой. _ашка упала и разбилась. Вдруг в коридоре послышались шаги мамы. Она вошла в комнату и увидела на полу разбитую _ашку. «Кто это сделал?» - спросила мама. Митя тихо ответил ей: «Это _апа». «То_но _апа?» - спросила мама. Митя мол_а кивнул головой. Мама взяла веник, подмела осколки с пола. А затем прогнала _апу на улицу. Митя виновато посмотрел на собаку и вдруг заплакал: «Мамо_ка, это я разбил _ашку, не прогоняй _апу. Я слу_айно». Мама обняла сына и сказала: «Я о_ень рада, _то ты признался. _естность – самое главное ка_ество в людях».