Конспект индивидуального занятия по теме: "Дифференциация ш-щ"
Конспект индивидуального занятия по теме: "Дифференциация ш-щ"
Конспект занятия разработан для учащихся 1 класса, имеющих общее недоразвитие речи, обусловленное фонематическим дефектом.Целью данного занятия является научить ребёнка дифференциировать звуки и буквы в слогах, словах, предложениях, закрепить зрительный образ данных букв в целях профилактики вторичного нарушения (дисграфии)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по теме: "Дифференциация ш-щ"»
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Учитель-логопед Цыганок Т.Г.
Конспект индивидуального логопедического занятия c учащимся 1 класса, имеющим ОНР.
Тема: Дифференциация Ш-Щ.
Цели:
1. Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ», закрепление зрительного образа букв «ш» и «щ».
2. Формирование умения дифференцировать буквы и звуки в слогах, словах.
3. Развитие фонематического восприятия.
4. Формирование навыков самоконтроля, интересов к занятиям.
Оборудование: компьютер, монитор, динамики, Буквы ш и щ», зеркало, мяч, предметные картинки со звуками «ш» и «щ», карточки, мозаика, набор букв, цветные шнурочки, разрезные картинки с изображение щенков.
План занятия.
1. Органиционный момент.
2. Основная часть.
3. Физкультминутка.
4. Итог занятия.
Ход занятия
Организационный момент
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришли щенки Шарик и Щенька.
Он просит, чтобы ты угадал, какие блюда он любит, но с одним условием: чтобы в названиях этих блюд присутствовали звуки: «Ш» и «Щ».
Ты догадался, какие звуки мы будем учиться различать сегодня на занятии?
Звуки «ш» и «щ».
2. Основная часть
Давай вспомним какие звуки [ш ], [щ].
Д: звук [ш ] – согласный, глухой, твёрдый, звук [щ] — согласный, глухой, мягкий.
Раскрась буквы: Ш – синим, а Щ – зелёным цветом Буквы на карточках.
Уточнение и сравнение артикуляции звуков «ш» и «щ» перед зеркалом.
Произнесите звук «ш». Ш-ш-ш.
Поднеси ладошку ко рту. Что ты чувствуешь?
Теплая воздушная струя.
Звучит ли голос, когда мы говорим звук «ш»?
Нет, голос не звучит.
Произнесите звук «щ»
Щ-щ щ
Как ведет себя язычок, когда мы произносим звук «щ»?
Кончик языка поднят к альвеолам и образует с ними щель, воздушная струя идет через рот, голос не звучит.
Игра-звукоподражание «Кто наблюдательный»
Показ картинок с изображением дерева и чайника закипающего
Как дерево шумит ветками?
Ш - ш - ш.
Как закипает чайник?
Щ - щ - щ.
Показ картинок в различной последовательности, ребенок произносит соответствующее звукоподражание.
Повтори чистоговорки:
Шо - шо - шо – говорю я хорошо.
Щё - щё - щё - говорить хочу ещё!
Выкладывание букв из мозаики, затем из шнурочков. Выбрать соответствующие цвета.
- Запиши букву «ш» и букву «щ» в тетради. Чем они похожи и чем отличаются?
Они состоят из трех крючков, но у буквы «щ» есть хвостик.
Правильно. Ш и Щ - родные сестры,
Но у Щ есть хвостик острый.
(И. Блюмкин)
А сейчас я расскажу тебе сказку.
Сказка «Буквы - путешественницы»
- Когда-то давным-давно жили в алфавите две буквы-близнецы. И звали их одинаково: «ш», и стояли они рядышком. А буквы «щ» тогда вообще не было. Однажды решили буквы отправиться в путешествие на воздушных шариках. Когда они перелетели через широкую реку, шарик у одной из букв лопнул, и она упала вводу. Подплыла к ней хищная рыба и стала тянуть за крючок. Тянула-тянула, пока не вытянула петельку. Буква от испуга стала другую песенку петь - не ш - ш - ш, а щ- щ - щ (см. плакат). А рыба эта с тех пор стала называться…. (щука). На берегу в это время стояли две гласные буквы «а» и «я». Попросила их буква «щ» помочь \выбраться на берег. Буква «я» сказала: «Нет, вода холодная, боюсь ножки замочить». Буква «а» смело вошла в воду и вытащила «щ» на берег. Тех пор буква» щ» не дружит с «я», даже рядом никогда не становится. Решили буквы «ш», «щ», «а» построить вдоль реки заборчик, чтобы хищная рыба близко не подплывала. Заборчик получился такой: ша, ща, ша, ща….
Работа в тетради
- Запиши, какой заборчик получился, продолжите его до конца строчки, не ошибитесь. На следующей строчке построим другой заборчик.
Запись под диктовку слогов: ша, щё, щу, шо, ща, щи, ши, ще, аш, ащ, уш, ущ, ещ, ош…
Динамическая пауза
- Шарик надуваем - ш-ш-ш (руки через стороны вверх),
Шарик выпускает воздух - щ-щ-щ (руки через стороны вниз).
Физкультминутка «СЕМЬЯ»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши) Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч) Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши) Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывает) Папа, мама, брат, сестренка, Кошка Мурка, два котенка, Мой щегол, сверчок и я- Вот и вся наша семья! (загибает поочередно пальцы на руке)
(встать, поднять руки вверх, потянуться).
Логопед: у каких членов семьи встречается звук Ш? А звук Щ?
Игра «Два щенка»
- Наши гости: Два веселых шумных щенка прячут вещи по уголкам. Шарик тащит картинки, в названиях которых есть «ш», а Щенька - «щ». Давай поможем им разделить картинки (распределить карточки на две стопочки).
Молодец! Нашим гостям понравилось, как ты занимался на занятии, а на память о нашей встрече подарим им открытку –фото с их изображением. Но эту открытку ты должен собрать из разных частей. (ребёнок складывает)
-Получилось великолепно! Щенки Шарик и Щенька благодарят тебя и прощаются.