2. Цель: – формирование у глухих детей восприятия и воспроизведения устной речи с использованием ЗУА
3. Задачи:
• формирование и развитие речевого слуха
• развитие внятной, членораздельной, достаточно естественной по звучанию речи, развитие навыков самоконтроля
• формирование умений использовать в процессе устной коммуникации естественные невербальные средства (мимику, пластику , жесты)
в сфере личностных универсальных учебных действий - развитие мотивации овладения устной речью, устной коммуникации со слышащими людьми; формирование речевого поведения .
в сфере регулятивных универсальных учебных действий - осуществлять, контролировать и оценивать свои речевые действия; вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
в сфере познавательных универсальных учебных действий - воспринимать и анализировать поступающую речевую информацию; моделировать собственные высказывания с учетом ситуации общения;
в сфере коммуникативных универсальных учебных действий - осуществлять взаимодействие на основе устной речи; выражать собственные мысли и чувства в простых по форме устных высказываниях в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка; говорить внятно и достаточно естественно, реализуя сформированные произносительные умения; использовать в устной коммуникации естественные невербальные средства; в процессе устной коммуникации при восприятии вопросов – давать краткие и полные речевые ответы, при восприятии заданий – выполнять их, давать краткий или полный речевой комментарий к собственным действиям;
Оборудование: презентация, таблички, картинки,
4. Структура занятия.
Занятие состоит из 2х частей :
1. Формирование произносительной стороны устной речи
2. Развитие речевого слуха.
Части занятия объединены одной темой, что способствует более результативному и осмысленному закреплению словаря по теме в речи обучающегося.
Формирование произношения
Тема занятия по произношению «Дифференциация звуков «С»-«З» в разных позициях».
Цель проведённого занятия – дифференциация звуков «С»-«З» в разных позициях в отражённой и самостоятельной речи на материале слогов, слов и фраз.
Реализации цели способствует решение следующих задач:
обучающие:
закрепить артикуляцию и изолированное произнесение звуков С- З
упражнять в правильном произнесении звуков С- З в слогах и словах, фразах;
закрепить правила орфоэпии; (оглушение звонких согласных в конце сова)
закрепить речевой материал, связанный с уроками русского языка (падежные окончания)
коррекционно-развивающие:
развивать целостное восприятие, внимание, память;
воспитательные:
воспитывать у ребёнка доброту, вежливость.
Структура занятия состоит из следующих этапов:
Организационный момент представлен в форме диалога учитель – ученик.
Сообщение темы, цели и плана занятия –ученик должен, опираясь на картинки и речевой материал, самостоятельно назвать тему, что способствует решению задачи развития мышления ребёнка, формированию умения анализировать.
Переход к основной части занятия осуществлялся в форме работы над профилем произношения звуков С- З
Основная часть работы над произношением состояла из четырёх частей, соблюдающих принцип от простого к сложному:
1. дифференциация звуков «С - З» в слогах, словах.
2. дифференциация звуков «С - З» в словосочетаниях (работа по составлению словосочетаний.
3. дифференциация звуков «С - З» в кроссворде
Каждый этап занятия решал поставленные задачи, направленные на реализацию цели занятия. В результате цель была достигнута. Ребёнок достаточно чисто говорил звуки, работал с интересом, все виды деятельности были ему доступны.
Развитие слухового восприятия.
Цель – различение речевого материала по теме «Магазин.».
Задачи:
обучающие:
умение различать слова и фразы по теме «Магазин»;
коррекционно-развивающие:
развивать слуховое восприятие, внимание, память.
воспитательные:
воспитывать у ребёнка вежливость к окружающим.
Ход занятия.
Орг.момент.
- Поздоровайся.
-Здравствуйте.
- Надень наушники. - Я надела наушники
- Включи аппарат.
- Я включила аппарат
2. Орг. фразы.
Как ты слышишь?
Я слышу хорошо
- Какое сегодня число?
- Какое у тебя настроение?
- Что мы будем делать?
- Какое сегодня число?
- Сейчас зима?
- Какое время года идёт после зимы?
- Ты любишь весну?
ФП
3. Работа с профилями звуков С - З
4. Будем хорошо говорить звук «З» (в слогах, словах, предложениях)
за – за - за - зазвенел звонок с утра.
зо – зо - нарисовал мороз узор.
зу – зу- зу - за подарками пойду
зи – зи- зи - в магазине их найду
5. Будем составлять словосочетания. (звуки С,З в словосочетаниях)
сладкий - Светофор
Вкусный – стужа
Зимняя – звонок
Последний - зефир
Магазин - арбуз
6. Будем разгадывать кроссворд. (звуки С, З в кроссворде)
Мы ходим туда покупать товары
Его продают в овощном магазине
3. На них катаются зимой с горки
4. Этот продукт добавляют в салат
7. Называние картинок. Какие магазины есть в нашем городе?
-Пятёрочка
- Магнит
- Ашан
- Гулливер
- Светофор
8.Восприятие словосочетаний (слухозрительно)
- продуктовый магазин
- магазин «ОДЕЖДА»
- овощной магазин
- книжный магазин
- обувной магазин
- магазин Спорттовары
РРС
Сообщение темы занятия « Магазин»
Знакомство со словами : продавец, покупатель, товар, продукты, покупает, продаёт.
Восприятие предложений на слух и подбор к ним картинок.
В продуктовом магазине продают продукты.
В овощном магазине продают овощи.
В книжном магазине продают книги.
Дополнение предложений.
В обувном магазине можно купить …
Выполнение задания . Положи в сумку продукты, в названии которых есть звук «С», а в корзину продукты в названии которых есть звук «З»
Восприятие слов на слух.( продавец, покупатель, товар, продукты, покупает, продаёт.
Физминутка
Задание. Тебе нужно купить подарок для мамы. Как ты скажешь продавцу?
- купите мне подарок;
- помогите мне подобрать подарок;
- дайте мне подарок;
Задание.В магазине продавец помог тебе выбрать подарок для мамы. Как ты поблагодаришь его?
- дайте пожалуйста; - спасибо;я вам благодарна
Задание. (речевой материал, связанный с уроками русского языка)Поставь слова в правильном падеже.
Мне сегодня нужно пойти в магазин за хлеб(…). (за чем?)
Мама сказала, чтобы я купила в магазине сметан(…). (что?)